aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 4. Результаты проекта

4.1 Общее направление проекта
Как и в ходе предыдущего проекта, нам удалось добиться значительных количественных показателей. Было трудоустроено более 100 человек, около 2000 людей с инвалидностью получили консультационные услуги в ходе многочисленных семинаров и тренингов. Но не это ставилось основными критериями успешности нашего проекта, нам важен был поиск новых методов решения проблемы, которая на протяжении уже многих десятков лет в нашей стране находится на одном, достаточно низком уровне понимания. Это мнение подкреплено данными о нетрудоустроенных людях с инвалидностью, и эти цифры не только были и остаются весьма значительными, но и не имеют тенденции к снижению. И основные результаты нашей деятельности мы видели именно в разработке механизмов, которые эффективно могут повлиять на изменение существующей ситуации.
Поиск решения проблемы трудоустройства инвалидов осуществлялся нашими организациями, как с помощью практической работы, так и в рамках теоретических изысканий. Во многом нам помогли и материалы организаций из различных стран, где решение проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью проходит на качественно ином уровне. Но любые, даже самые прогрессивные идеи и модели трудоустройства инвалидов без их привязки к реальным сложившимся условиям и без практической апробации, так и останутся невостребованными.
4.2 Агентство по трудоустройству инвалидов
Мы стремились не только продолжить, но и максимально развить эффективность нашей работы по практическому трудоустройству инвалидов. Организационные возможности наших организаций не увеличились, и для улучшения качества работы нам надо было использовать внутренние резервы. К таковым, безусловно, относятся и возросший профессиональный уровень наших сотрудников, и структурная перестройка оказываемых услуг.
В Москве за время проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" база данных инвалидов, ищущих работу, значительно возросла и превысила тысячу человек. Это позволило Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" стать серьёзной силой, на которую теперь возлагали надежду в решении проблем своей трудовой занятости многие люди. Мы приложили усилия к тому, чтобы структурировать базу данных и тем самым облегчить работу сотрудников в поиске подходящих соискателей на предлагаемые работодателями вакансии. Основные параметры, по которым осуществляется распределение инвалидов в базе данных, представлены на схеме 3.

Схема 3.

Основные параметры, по которым осуществляется распределение инвалидов в базе данных

Помимо этого, мы обеспечили возможность отбора кандидатов на вакансии и по следующим показателям:

  1. Возраст
  2. Группа инвалидности
  3. Степень ограничения способности к трудовой деятельности
  4. Наличие или отсутствие Индивидуальной программы реабилитации
  5. Форма инвалидности (опорно-двигательный аппарат, по зрению, синдром Дауна и т.д.)
  6. Место жительства (разбивка по административным округам)

Такое построение нашей базы данных обеспечило универсальность и оперативность в обеспечении работодателей соискателями из числа инвалидов в соответствии с их запросами. Предпринятые шаги позволили нам значительно увеличить пропускную способность и эффективность работы нашего Агентства по трудоустройству лиц с инвалидностью.
Мы стали активно использовать возможности нашего нового Интернет - сайта. На нём мы поместили формы заполнения резюме для включения в нашу базу данных инвалидов, ищущих работу. Также, на сайте есть формы заполнения заявок на подбор сотрудников с инвалидностью напрямую от работодателей. Все вакансии с описанием условий работы и требований к соискателям оперативно размещаются на сайте. Это тоже расширило спектр возможностей и охват потенциальных участников в работе нашего Агентства по трудоустройству инвалидов.
Все предпринятые шаги превратили наше Агентство в серьёзную структуру, которая на постоянной основе работает более, чем с 40 работодателями, среди которых достаточно известные компании: "Джонсон и Джонсон", "Седьмой континент", "МакДональдс", "Новая заря", страховая компания "AEG life" и многие другие. Это позволило нам постоянно представлять не менее 70 - 80 вакансий для людей с инвалидностью.
Мы использовали новые возможности, в том числе, при организации ярмарок вакансий. Теперь, в качестве Агентства по трудоустройству инвалидов мы принимаем участие в обычных неспециализированных ярмарках вакансий, организуемых окружными центрами занятости населения города Москвы. Естественно, подобное участие сопровождается соответствующей PR - поддержкой, с целью привлечь на эти ярмарки вакансий людей с инвалидностью, ведь обычно они обходят их стороною.
Поэтому выставление нашего Агентства на этих мероприятиях имело несколько целей. Во-первых, мы расширили список соискателей на представленные работодателями вакансии, что повышало возможность их оперативно закрыть. Во-вторых, мы привлекали инвалидов к участию в обычных ярмарках вакансий, где они имели возможность не только ознакомиться с представленными вакансиями от нашей организации, но и трудоустроиться в другие фирмы, представленные на ярмарке. Конечно, эти вакансии не были обозначены, как вакансии для инвалидов, но это не значит, что человек с инвалидностью не может на них претендовать. Ведь это и есть главная цель нашей деятельности - создание условий взаимной интеграции, когда будет преодолено во многом искусственное разделение общества на инвалидов и неинвалидов.
Наши сотрудники стали принимать непосредственное участие в отборе кандидатов на вакансии в ряде компаний. Если раньше процесс собеседования проводился только представителями работодателя, то теперь и наши сотрудники имели возможность познакомиться с теми требованиями, которые предъявляются соискателям и обсудить - по каким конкретным параметрам не подошли те или иные инвалиды, прошедшие собеседование. Важно, что эта информация складывается и на основе наблюдений наших сотрудников за поведением людей с инвалидностью на собеседованиях. Наблюдения позволяют нам делать выводы и повышать эффективность процесса трудоустройства наших подопечных, так как теперь мы можем помочь им преодолеть многие проблемы, о которых раньше даже не догадывались.
Другим важным нововведением стало открытие пункта по трудоустройству инвалидов на базе отделения социальной реабилитации ЦСО "Ярославский". Для того, чтобы эффективно предлагать работодателям сотрудников из числа инвалидов, состоящих в нашей базе данных, нам важно иметь о них (инвалидах) обширную и достоверную информацию. И именно поэтому мы старались перенести акцент в работе с инвалидами на уровень "глаза в глаза", так как общение исключительно по телефону не позволяет составить полноценное впечатление о реальных возможностях и потребностях людей с инвалидностью. Мы не могли в полной мере организовать подобную работу в рамках нашего основного офиса из- за его ограниченных возможностей (небольшая общая площадь, трудности работы с посетителями, недостаток телефонных линий) и значительной транспортной удалённости. Но без создания системы непосредственного взаимодействия со всеми инвалидами, состоящими в базе данных соискателей, невозможно было перевести нашу деятельность по трудоустройству на более качественный уровень. Открытие пункта в Северо-Восточном административном округе города Москвы, и стало одним из шагов по приближению наших услуг ближе к самим людям с инвалидностью, к их местожительству и к их индивидуальным потребностям.
Чтобы открывшийся пункт по трудоустройству мог эффективно работать, мы расширили штатный состав наших сотрудников. Сделать нам это удалось за счёт участия в программе временной занятости социально-незащищённых слоёв населения УФГСЗН (более подробно об этой программе рассказано в отдельной главе). Следует также отметить, что сформированная окружная база данных инвалидов, ищущих работу, стала составной частью общей московской базы; сотрудники нового пункта находятся на постоянной оперативной связи (посредством интернета и телефона) с Агентством по трудоустройству инвалидов и работают по поиску соискателей на все поступающие в организацию от работодателей вакансии. За 10 месяцев деятельности нового пункта его сотрудники провели 72 индивидуальные консультации (проводится приём населения два раза в неделю) и смогли трудоустроить более 25 инвалидов (ещё 18 человек трудоустроились самостоятельно после участия в тренингах и индивидуальных консультаций). Кроме этого, на базе отделения социальной реабилитации ЦСО "Ярославский" проводятся семинары для инвалидов и сотрудников службы социальной защиты населения округа.
Открывшийся пункт показал правильность выбранного пути по переносу основной тяжести по консультационной работе с инвалидами на места и заставил серьёзно задуматься о возможности в дальнейшем создания подобных пунктов и в других административных округах города.
Усилия по структуризации и повышению эффективности работы по трудоустройству лиц с инвалидностью были приложены организациями участниками проекта и в других регионах.
4.3 Программы подготовки инвалидов к трудоустройству
Другое важное направление проекта - разработка различных программ по внепрофессиональной подготовке людей с инвалидностью. (Это решение психологических проблем и обучение общим навыкам трудовой дисциплины, без которых трудоустройство инвалидов просто невозможно.) О важности подобных программ можно судить, например, по отзывам представителей кадрового отдела компании "Джонсон и Джонсон", которые, проведя ряд интервью с соискателями на свои вакансии, отметили крайне низкий уровень коммуникативных способностей у инвалидов. И без упорной работы по исправлению этой ситуации, эффективное трудоустройство людей с инвалидностью не получится.
Самарская городская общественная организация инвалидов- колясочников "Ассоциация Десница" для этих целей провела серию тренингов в рамках созданного Клуба инвалидов, ищущих работу. Тренинги были составлены на базе стандартной программы Клуба ищущих работу для безработных граждан Федеральной государственной службы занятости населения. К десяти занятиям в "Ассоциации Десница" присоединили два семинара по пониманию проблем инвалидности и правам инвалидов в сфере трудоустройства (в том числе, по формированию Индивидуальной программы реабилитации). Еще одним новшеством Клуба стало включение в серию занятий встреч с реальными работодателями и специалистами государственных центров занятости. Разговор в форме вопросов и ответов оказывается весьма полезным и инвалидам, и работодателям, так как позволяет преодолевать взаимное недоверие друг к другу и страхи, порожденные многолетним негативным отношением к инвалидности и к инвалидам в нашем обществе. Молодые инвалиды при этом получают неоценимый опыт общения с реальным работодателем.
Другом важным отличием Клуба для инвалидов, ищущих работу, от стандартной программы аналогичного образования государственных Центров занятости стал график проведения тренингов. Из ограниченных возможностей помещения "Ассоциации Десница", где проходили занятия Клуба, тренинги проводились два раза в неделю (стандартная программа предусматривает проведение занятий каждый рабочий день, то есть пять раз в неделю). Это имело как свои преимущества в (достаточная гибкость графика и удобство посещения для людей с инвалидностью), так и недостатки. Это слишком длительный срок, на который растягивается работа Клуба, что, несмотря на предыдущее утверждение, является и серьёзным неудобством для части участников. Не все могут позволить себе полтора месяца посещать занятия, особенно, если они остро нуждаются в работе. Но, с другой стороны, работа Клуба рассчитана именно на тех инвалидов, которые нуждаются в длительной психологической подготовке для того, чтобы просто начать искать себе работу. И именно такая форма, где участники помимо приобретения новых знаний и опыта, имеют ещё и возможности общаться друг с другом (взаимная поддержка), для них особенно ценна и приносит значительную пользу.
На занятия Клуба приглашались и люди с инвалидностью, которые смогли самостоятельно найти квалифицированную и высокооплачиваемую работу. Для участников Клуба было очень важно лично познакомиться с опытом других людей с похожими проблемами и убедиться в том, что от них самих во многом зависит возможность трудоустройства.
Интересны и сопутствующие цели, которые ставило руководство "Ассоциации Десница", организуя Клуб. Предполагается, что в дальнейшем выпускники Клуба создадут самостоятельную организацию, которая займется решением проблем трудоустройства инвалидов.
Участников Клуба инвалидов, ищущих работу (в каждом цикле занятий принимало участие по 10 человек) приглашали через объявления в местной прессе.
Подобные мероприятия были проведены Тольяттинской городской общественной организацией инвалидов "Центр Независимой Жизни". Здесь они назывались "Рабочими клубами" и проводились для инвалидов, впервые ищущих работу, состоящих на учетё в Центре занятости населения как безработные граждане. К проведению занятий в Рабочем клубе привлекались как сотрудники "Центра Независимой Жизни ", так и специалисты Центра занятости населения.
Идея проведения Клубов для инвалидов, ищущих работу, возникла при изучении работы Федеральной государственной службы занятости населения. Создание Клубов граждан, ищущих работу, является одной из стандартных программ этой государственной структуры, и мы предложили адаптировать её и применить для целевой группы людей с инвалидностью. Мы увидели в некоторых регионах попытки ФГСЗН самостоятельно организовать Клубы инвалидов, ищущих работу, но без участия квалифицированных общественных организаций инвалидов, они были неуспешными и не получили развития. Это ещё раз подчёркивает важность работы общественных объединений по решению проблем трудоустройства лиц с инвалидностью.
Ростовская городская общественная организация инвалидов "Феникс" активно участвовала в программе регионального Управления федеральной государственной службы занятости по временному трудоустройству социально незащищённых слоёв населения. Программа, в том числе, предусматривает трудоустройство на два месяца лиц с инвалидностью, зарегистрированных в службе занятости как безработные граждане. РГООИ "Феникс" в рамках этой программы организовывали своего рода стажировки инвалидов. За два месяца, работая в "Фениксе" и получая заработную плату за счёт УГФСЗН, люди с инвалидностью получали начальные профессиональные навыки и приобщались к трудовой дисциплине. Это во многом способствовало успеху в дальнейшем трудоустройстве участников программы, так как первоначально, по словам сотрудников РГООИ "Феникс", многие из них не умели не то, что пользоваться элементарной оргтехникой, но даже "вставлять документы в файлы". За время проекта в описанной программе участвовало 56 инвалидов. Между РГООИ "Феникс" и Управлением федеральной государственной службой занятости населения Ростовской области был заключен дополнительный договор о том, что тренеры "Феникса" проведут семинары для людей с инвалидностью, состоящих на учете в УФГСЗН как безработные граждане. Это свидетельствует о признании важности проделанной работы и намерении продолжить развитие совместных программ по подготовке инвалидов к процессу трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности.
Тольяттинская городская общественная организация инвалидов "Центр Независимой Жизни" провела серию семинаров по профессиональной ориентации для выпускников специализированных школ и интернатов для людей с инвалидностью. Эти мероприятия были также направлены на повышение конкурентоспособности инвалидов на региональном рынке труда. Большой общественный резонанс вызвал первый в г. Тольятти Слет выпускников из числа детей с инвалидностью, обучающихся на дому, в программе которого были мастер - классы с успешными людьми с инвалидностью, тренинг по эффективному трудоустройству для школьников-инвалидов и семинар для их родителей.
Различные программы внепрофессиональной подготовки людей с инвалидностью, опробованные в регионах организациями, участниками проекта, показали важность сочетания психологической адаптации посредством семинаров, тренингов и взаимной поддержки с отработкой начальных трудовых навыков в условиях реальной практической работы. Большое количество инвалидов в силу своей психологической и социальной неготовности работать, нуждаются в подобных программах подготовки. И их дальнейшая апробация, с целью выявления наиболее эффективных механизмов возвращения людей с инвалидностью к полноценной самостоятельной жизни, ещё долго останется одним из приоритетных направлений деятельности наших организаций.
4.4 Сотрудничество с государственными структурами
Успешным следует признать развитие нашего сотрудничества с государственными структурами. В ходе предыдущего проекта мы заложили серьёзный фундамент партнёрских связей с региональными Управлениями федеральной государственной службы занятости населения. Мы активно их использовали и для претворения в жизнь наших стандартных мероприятий, ставших популярными и востребованными среди людей с инвалидностью, и для новых начинаний. Это и упоминавшиеся специализированные ярмарки вакансий для инвалидов, которые в проекте "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" получили свое развитие, циклы семинаров для инвалидов и государственных служащих, и региональные конференции, имевшие большое значение для укрепления и вывода на новый уровень наших взаимоотношений с государственными организациями.
Возможности общественных объединений несопоставимы с ресурсами государственных структур, и совершенно естественным является стремление организаций из третьего некоммерческого сектора расширить свои возможности путём кооперации усилий с государственными организациями.
В нашем проекте мы не могли обеспечить выполнение всех поставленных задач только за счёт собственных средств и ещё заранее планировали взаимодействие с госструктурами. В частности, мы нуждались в таком дорогостоящем ресурсе как аренда помещений для проведения семинаров, специализированных ярмарок вакансий и региональных конференций. Если взять, к примеру, Москву, и сложить стоимость аренды Центрального Дома культуры железнодорожников, конференц-зала Правительства г. Москвы и всех помещений в Центрах социального обслуживания, где проводились семинары для инвалидов, то эта сумма окажется сопоставимой со всем региональным бюджетом проекта. Естественно, мы не могли позволить себе такие расходы, и благодарны Управлению федеральной службы занятости населения по городу Москве, Комитету общественных связей города Москвы и Комитету социальной защиты населения города Москвы, которые оказывали нам содействие, предоставляли необходимые нам помещения, или оплачивали их аренду.
Для нас была очень важна финансовая помощь в выпуске дополнительных тиражей литературы по решению проблем трудоустройства инвалидов, разработанной в ходе проекта. Пункт по трудоустройству инвалидов располагается на базе государственной организации. Ясна необходимость привлечения государственных структур к реализации проекта. Нам было бы крайне трудно реализовывать многие наши мероприятия без огромного опыта государственных служащих. Например, у наших организаций не было практического опыта организации ярмарок вакансий, и без участия федеральной государственной службы занятости населения, мы не смогли бы провести эти мероприятия на таком высоком уровне. Взаимодействие с государственными структурами в других регионах проекта (города Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону), также помогло в проведении социально значимых мероприятий за счет кооперирования средств и социального партнерства.
Помимо участия государственных организаций, как партнёров в реализации проекта, госструктуры интересуют нас как конечная инстанция по тиражированию тех программ и механизмов, которые были наработаны в ходе нашей деятельности. Неоднократно подчёркивая необходимость участия общественных объединений в решении проблемы трудовой занятости лиц с инвалидностью, мы никогда не собирались (да, наверное, и не смогли бы) заменять деятельность государственных структур. Только государственные организации способны обеспечить массовость и стандартизацию применения новых технологий. Даже если новые механизмы предусматривают участие общественных объединений, то без принятия соответствующей программы и государственного финансирования эти предложения так и останутся нереализованными в общероссийском масштабе.
Естественно, в государственную систему проще внедрять те механизмы, которые были разработаны и опробованы при участии самих государственных структур. Во многом из-за этого во все наши начинания и мероприятия мы активно вовлекали профильные государственные организации. Мы считаем, что это получилось достаточно успешно. Об этом свидетельствует и то внимание, с которым государственные структуры отнеслись к нашей деятельности по проекту "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов", и то участие, в том числе финансовое, которое госструктуры приняли в его реализации.
Мы добились и ещё одной из основных целейпроекта. Это признание со стороны государственных структур общественных организаций инвалидов как профессиональных и компетентных партнёров по решению проблемы трудовой занятости людей с инвалидностью. Растёт понимание взаимной необходимости государственных организаций и общественных объединений, как единственно реального пути, который поможет оперативно и эффективно решать социальные задачи, стоящие перед современным обществом. И то, что мы способствовали этому процессу, является для нас важным результатом нашей деятельности.
4.5 Взаимодействие с работодателями
Определённых успехов мы достигли и во взаимоотношениях с работодателями. Это была одна из самых сложных целевых аудиторий, научиться общаться с которой на одном языке - непростая задача. Можно разделить это направление нашей деятельности на два уровня. Первый - это практическая деятельность по подбору персонала для организаций, заинтересованных в трудоустройстве лиц с инвалидностью. Второй уровень - это постепенная переориентация их на новые формы взаимодействия.
На настоящий момент все работодатели готовы брать на работу только тех сотрудников с инвалидностью, которые самостоятельно могут вписаться в сложившийся трудовой коллектив и в рабочие условия, которые сформировались в их организации. То есть, трудоустраиваются только инвалиды из первого слоя (схема № 1), а остальные не имеют никаких шансов. И для того, чтобы изменить отношение работодателей к процессу трудоустройства людей с инвалидностью, требуется заслужить их доверие, и в ходе тесной совместной работы постепенно подвести ситуацию к тому, чтобы работодатели были готовы изменять условия труда, график работы и служебные обязанности под индивидуальные возможности каждого инвалида. Но зачем это нужно деловому человеку, который привык оперировать категориями целесообразности и выгоды? Мы постоянно совершенствовали нашу аргументацию и сейчас её можно свести к двум основным постулатам.
Первый аргумент - это использование столь модного сейчас понятия "социальная ответственность бизнеса", которая начинается, на наш взгляд, не с выделения финансовых средств на благотворительные цели, а с обеспечения возможностей трудоустройства в организацию всех людей, независимо от их отличительных особенностей, таких как пол, национальность и наличие инвалидности. Представительства известных зарубежных компаний являются готовыми к подобной постановке вопроса, ведь во многих зарубежных странах это обычная ситуация. А если в организации не наблюдается достаточного разнообразия сотрудников из различных демографических, этнических и социальных групп, то в глазах общественности может возникнуть неодобрительное отношение к компании, пострадает ее имидж. Конечно, для создания столь позитивного климата в решении проблемы трудоустройства людей с инвалидностью потребовались многие годы и значительные усилия со стороны государственной власти и общественных организаций. Прежде всего, это принятие и активное применение антидискриминационного законодательства, запрещающего работодателю отказывать в приемё на работу сотруднику из-за наличия у него инвалидности. Законодательство также регулирует такой важный вопрос, как создание особых условий отбора соискателей на вакансии, подчёркивающие физические или иные ограничения инвалида. Важную роль сыграли и многочисленные общественные компании, направленные на росвещение людей по проблемам инвалидности и разрушение многовековых предрассудков в отношении инвалидов. Ведь ничто так не пугает и отталкивает, как неизвестность и отсутствие достоверной информации.
Второй аргумент - это предоставление возможности для компании обратить внимание и использовать новый для себя ресурс потенциальной рабочей силы. Возможно, именно среди людей с инвалидностью найдутся те сотрудники, которые так необходимы для организации, которые успешно вольются в трудовой коллектив и смогут принести прибыль компании. Считаем неправильным и ошибочным стремление современных работодателей отгораживаться от большого пласта людей только из-за собственного стереотипного мышления, это непрофессионально и ограничивает возможности компании на рынке трудовых ресурсов.
Безусловно, взаимодействие с работодателями было во многом построено за счёт развития нашей практической деятельности по трудоустройству инвалидов. Мы уже предлагаем не просто идеи о трудоустройстве лиц с инвалидностью, а конкретных сотрудников из числа людей с физическими и ментальными ограничениями. И мы стараемся оказывать услуги для работодателей комплексно. Это предполагает проведение, в том числе, внепрофессиональной подготовки инвалидов. Ведь только после этого мы можем быть уверены, что соискатели, представляемые нами, смогут достойно пройти отбор в серьёзных известных компаниях. Для работодателей мы также предлагаем тренинги и консультации для сотрудников организаций, в том числе, по вопросам этикета в общении с инвалидами и созданию специальных условий труда для лиц с инвалидностью. Даже после непосредственного трудоустройства мы готовы оказывать услуги по сопровождению людей с инвалидностью на начальном этапе их трудовой деятельности и по решению всех возможных трудностей в этот период.
Важно, что, предлагая сотрудничество, мы готовы взять практически весь необходимый объем работы при трудоустройстве инвалидов на себя. Работодатель - занятой человек, и не может, в большинстве случаев, позволить себе тратить время на решение возникающих проблем при трудоустройстве людей с инвалидностью, и, кроме того, он не является специалистом в данной области. И только предлагая работодателям уже "готовый продукт", в виде отработанного на практике процесса трудоустройства, и сопровождение квалифицированных специалистов, мы реально можем сдвинуть ситуацию с заинтересованностью бизнеса в использовании труда инвалидов с "мёртвой точки".
Мы рады, что в ходе проекта нам удалось заинтересовать нашими предложениями бизнес - структуры. В Ростовской области это региональное отделение Ассоциации малых и средних предпринимателей "Опора России", в Москве организации - члены Американской торгово-промышленной палаты. Отдельно стоит упомянуть о нашем взаимодействии с компанией "Джонсон и Джонсон". Она стала не только партнёром в реализации наших проектов, но и своего рода "локомотивом" в продвижении идеи о решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью в России среди других компаний. Мы провели семинары для менеджеров "Джонсон и Джонсон" и вместе выработали ряд мер, которые должны в обозримом будущем изменить сложившуюся ситуацию. Прежде всего, это активное вовлечение бизнеса. Для этого, по инициативе компании, был создан совет, куда вошли представители организаций, заинтересованных как в непосредственном трудоустройстве инвалидов, так и в решении этих проблем на уровне города. Создание таких консорциумов работодателей - обычная практика для ведущих зарубежных стран.
Невозможно недооценить то значение, которое имеет для нас сотрудничество со столь известной компанией: это и возможность детально отработать процесс трудоустройства инвалидов, имея доверительное отношение и обратную связь со стороны специалистов по кадрам "Джонсон и Джонсон", и дальнейшее продвижение наших программ в бизнес - сообщество.
Нам предстоит ещё многому научиться, чтобы разговаривать с работодателями "на одном языке" и совместно с ними эффективно решать проблемы, суть которых мы видим по-разному. В цепи взаимодействия общественных объединений и государственных структур в конце мы должны будем прийти к бизнесу, ведь именно они обеспечивают основную массу рабочих мест. И с чем к ним идти? Сделать очередные шаги в поиске ответов на этот вопрос мы и постарались в нашем проекте.
4.6 Развитие общественной компании
Большое внимание в ходе проекта мы уделили проведению общественной компании. Её героями стали очаровательные друзья Серёжа и Паша, которые были нарисованы умелой рукой художника Константина Голубкова. Серёжа передвигается на инвалидной коляске, а Паша не видит, но это не мешает им стремиться к поиску работы, которая позволит им стать независимыми и самостоятельно зарабатывать деньги, а также найти своё профессиональное место в этой жизни и приносить пользу окружающим.
Мы сняли анимационный фильм и выпустили рисованный плакат, основной целью которых стала демонстрация абсурдности нынешней ситуации с трудоустройством людей с инвалидностью, когда молодые люди, полные сил и желания работать, встречают препятствия в виде чиновничьей системы и безразличия работодателей.
В фильме Серёжа и Паша попадают в различные ситуации: пытаются трудоустроиться в Интернет - клуб, оформляют Индивидуальную программу реабилитации в бюро медико- социальной экспертизы, общаются с сотрудниками Центра занятости населения по поводу реализуемых программ для людей с инвалидностью. Паша и Серёжа, безусловно, должны вызвать симпатию у зрителей и заставить задуматься о проблемах, с которыми приходится сталкиваться инвалидам, желающим найти работу. Мы много рассуждали о целевой аудитории фильма. Пожалуй, он больше рассчитан на тех, кто в той или иной степени связан с вопросами, которые возникают при трудоустройстве людей с инвалидностью. Это, конечно, сами инвалиды, их родственники, представители общественных объединений и государственных структур, занимающиеся решением проблем трудовой занятости лиц с ограниченными физическими возможностями. Мы уверены, что и обычным зрителям он будет интересен, и позволит по-новому взглянуть на многие, столь обычные для них вещи, которые пока с таким трудом достаются людям, имеющим инвалидность.
На страницах плаката ребята пробуют себя в различных профессиях: бармена и официанта в ресторане гавайского стиля, фокусника и жонглёра в цирке, летят в космос и занимаются политикой. Тем самым они разрушают существующие в обществе стереотипы, когда инвалидов пытаются загнать в рамки подходящих для них профессий, ограничивая возможности и лишая выбора.
Во всех регионах участники команд участвовали в теле- и радиоэфирах, давали интервью, общались с журналистами и участвовали в написании статей. Были налажены контакты с профильными изданиями, которые посвящены проблемам трудоустройства всех граждан. Большая работа продолжалась и на сайтах организаций, которые использовались как мощный ресурс не только непосредственно работы по проекту (о чем говорилось выше), но и были частью просветительских компаний.
Самарская городская общественная организация инвалидов- колясочников "Ассоциация Десница" подписала договор с местной радиокомпанией "Диола" о совместном производстве радиопередачи, которая выходит 2 раза в месяц. Радиокомпания "Диола" взяла на себя техническую сторону и благотворительное предоставление прямого эфира. Вышло 11 выпусков радиопередачи "Говорит и слушает "Десница", посвященных самым разным темам. В том числе, несколько из них были полностью о проблемах трудоустройства инвалидов.
Общественная компания - необходимый атрибут любого проекта, нацеленного на структурные изменения в государственной системе.
Сначала должны наступить перемены в головах людей и только потом они наступают в жизни. Наша деятельность в этом направлении не только помогла в достижении целей проекта, но и имеет самостоятельное значение в решении проблем трудоустройства людей с инвалидностью. Как мы надеемся, наработанные материалы нашей общественной компании сыграют свою роль не только в настоящее время, но и будут действенны в отдалённой перспективе.
4.7 Выпуск публицистических материалов
Публицистические материалы также имели немаловажное значение в достижении целей нашего проекта. С их помощью мы информировали людей с инвалидностью об их правах и возможностях в сфере трудоустройства, продвигали наши идеи и апробированные технологии среди заинтересованных сотрудников общественных объединений и государственных структур.
Мы выпустили серию брошюр для инвалидов. Одна посвящена самостоятельному поиску работы: написанию резюме и прохождению собеседования, некоторым психологическим аспектам взаимодействия с работодателями. Вовторой есть информация об изменениях законодательствея, затронувших возможности людей с инвалидностью в вопросах трудоустройства и получения реабилитационных услуг. В ней отражен пресловутый Федеральный Закон № 122 и его конкретные последствия для каждого инвалида, новый порядок начисления пенсии и компенсационных выплат за отменённые льготы в зависимости от установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности, условия формирования Индивидуальной программы реабилитации. Также в Москве был выпущен справочник организаций, способствующих решению проблем трудоустройства, куда, помимо общественных объединений, вошли центры занятости населения УФГСЗН, отделения реабилитации инвалидов, входящие в структуру Департамента социальной защиты населения г. Москвы и учреждения службы медико-социальной экспертизы. В справочник включена информация об архитектурной доступности учреждений и о том, как добраться до них общественным транспортом.
Важной составляющей проекта стала идея о необходимости подготовки специалистов по трудоустройству инвалидов. И мы постарались сделать очередной шаг в этом направлении, выпустив Пособие для специалистов, занимающихся решением проблем трудоустройства инвалидов, в вопросах и ответах. В этом издании проведён анализ существующей ситуации с трудоустройством людей с инвалидностью в Российской Федерации, действующих государственных программ и законодательства. Важной частью Пособия стали материалы о программах подготовки, профессиональных обязанностях и структуре работы специалистов по трудоустройству инвалидов. Многое в этом издании основано на опыте зарубежных стран, и мы уверены, что предлагаемый материал будет интересен и полезен всем, кто сталкивается с этими проблемами.

По итогам конференции "Трудоустройство инвалидов в городе Москве: опыт и новые решения" был выпущен Сборник материалов. В него вошли доклады руководителей государственных структур и общественных объединений, анализ нынешней ситуации, выступления о перспективах развития программ трудовой занятости людей с инвалидностью. Мы считаем, что в данном издании подведён своего рода промежуточный итог работы государственного и общественных секторов по решению проблемы трудоустройства инвалидов и намечены ориентиры движения, которые смогут перевести эту работу в Москве на новый качественный уровень.

Назад Оглавление Далее