aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 2. Участники проекта

Участниками проекта стали организации - партнёры предыдущего проекта "Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход":
• Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива" (г. Москва);
• Самарская общественная организация инвалидов- колясочников "Ассоциация "Десница" (г. Самара);
• Тольятинская городская общественная организация инвалидов "Центр независимой жизни" (г. Тольятти);
• Ростовская городская общественная организация инвалидов "Феникс" (г. Ростов-на-Дону).
Создание и реализация проекта "Создание модели трудоустрой-ства молодых инвалидов" были обусловлены опытом и результатами деятельности наших организаций в сфере решения проблем трудоус-тройства людей с инвалидностью. И если начиналась эта деятельность с попыток внести структурные изменения посредством пре-имущественно просветительских мероприятий, то постепенно мы пришли к оказанию практических услуг для инвалидов. Оказалось, что данное направление не то, чтобы не развито, а полностью отсутствует в нашей стране.
Попытки переложить решение практических проблем по трудоустройству инвалидов на государственные службы занятости населения, оставив за собою только информационно- просветительскую работу об их услугах, оказались неуспешны. Причины, прежде всего, в ограниченных возможностях самой службы занятости населения и в сложной процедуре формирования Индивидуальной программы реабилитации, без которой процесс трудоустройства человека с инвалидностью государственной службой занятости невозможен. Взаимодействие с работодателями диктовало необходимость создания эффективной базы данных лиц с инвалидностью, ищущих работу, так как переадресовать их к какой- либо уже действующей организации, имеющей подобный информационный ресурс, было невозможно. Общественные организации инвалидов не имеют возможности вести подобную работу, так как для неё требуется профессиональный штат сотрудников (здесь понятие "профессиональный штат сотрудников" применяется не как обозначение уровня их квалификации, а как сотрудников, получающих заработную плату), а финансировать их деятельность государственные структуры пока не имеют необходимых желания и возможности. Коммерческие агентства по трудоустройству также не имеют интереса к соискателям вакансий из числа инвалидов.
Так сложилась ситуация, при которой усилия наших организаций по распространению среди лиц с инвалидностью идеи "равного" подхода к трудоустройству для всех граждан наталкивалась на стену отсутствия реальных возможностей их дальнейшей трудовой дея-тельности. И, прежде всего, это было обусловлено отсутствием дей-ствующих структур, которые могли бы стать необходимым связующим звеном между инвалидами, ищущими работу, и работодателями, заинтересованными в труде лиц с инвалидностью. И восполнять не-достаток этих структур пришлось нашим организациям.
К началу проекта "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" наши организации уже обладали значительным опытом в оказании практических услуг для лиц с инвалидностью по вопросам трудоустройства. Эти услуги заключались в информировании и консультировании инвалидов о возможностях трудоустройства через государственные структуры, в вопросах трудового законодательства, а также по технологии самостоятельного поиска работы (написанию резюме, прохождению собеседований и т.д.). Кроме этого организации - участники проекта уже сами начали заниматься непосредственным трудоустройством лиц с инвалидностью. За полтора года предыдущей деятельности нам удалось трудоустроить более 150 человек. Возможно, эта цифра не кажется столь впечатляющей, но необходимо учесть, что этот опыт трудоустройства инвалидов был первым для наших организаций, и заниматься этим направлением деятельности в рамках проекта могли только несколько человек в каждом регионе.
Работа по трудоустройству лиц с инвалидностью может также развиваться на разных уровнях (схема 2), которые взаимосвязаны с предыдущей схемой.

Схема 2.

1 уровень Направление людей с инвалидностью на представленные работодателями вакансии.
2 уровень Адаптация существующих вакансий под возможности конкретного инвалида. Общение с работодателями по поводу открытия новых специальных вакансий для лиц с инвалидностью, с подходящими для них служебными обязанностями.
3 уровень Создание новых структур бизнеса, в котором основные вакансии будут создаваться целенаправленно под людей с инвалидностью.

И если мы ко времени начала проекта с большим успехом освоили трудоустройство инвалидов на первом уровне, то теперь нашим организациям пора было попробовать и новые схемы решения этой проблемы.
Несмотря на общий вектор развития проекта, у различных организаций были и свои особенности в развитии практических услуг для лиц с инвалидностью.
В Москве на базе Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива" было создано Агентство по трудоустройству инвалидов, в рамках которого действует база данных инвалидов, ищущих работу (на момент начала проекта около 700 человек) и база данных вакансий для лиц с инвалидностью. Была разработана программа и проведена серия трехдневных семинаров для инвалидов "Доступ к трудоустройству".
Самарская городская общественная организация инвалидов - колясочников "Ассоциация Десница" организовала систему поддержки инвалидов в процессе трудоустройства. Для этого были созданы два информационно-консультационных пункта, и в ходе их деятельности база данных соискателей с инвалидностью (на начало данного проекта около 400 человек).
Тольяттинская городская общественная организация инвалидов "Центр независимой жизни" также сосредоточила свои усилия на оказании информационно-консультационных услуг для лиц с инвалидностью (была создана Общественная приёмная для инвалидов по оказанию индивидуальных правовых и психологических консультаций).
А также, была составлена база данных молодых инвалидов, состоящих на учёте в Центре занятости населения и получающих профессиональ-ное образование в учебных заведениях Тольятти (сейчас в эту базу входят более 160 молодых специалистов с инвалидностью).
В городе Ростов-на-Дону Региональная общественная организация инвалидов "Феникс" активно проводила двухмесячные стажировки для инвалидов через государственные программы временной занятости социально - незащищённых слоёв населения (за предыдущий проект через эти стажировки прошли 57 инвалидов).
За период реализации предыдущего проекта нашим организациям удалось завоевать значительный авторитет в глазах общественности по решению проблем трудоустройства инвалидов и завязать тесные контакты с государственными структурами, прежде всего с региональными Управлениями федеральной государственной службы занятости населения. Этому немало способствовал опыт проведения совместных мероприятий, таких как специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. В проекте "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" нам предстояло не только дальше развивать направление оказания практических услуг для инвалидов по вопросам трудоустройства, но и через них, разработав и апробировав в своей работе новые механизмы решения проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, перейти к структурным изменениям в работе государственных организаций.

Назад Оглавление Далее