aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Глава 1. Актуальность проекта

Проект "Создание модели трудоустройства молодых инвалидов" задумывался как инновационный, направленный на структурные изменения ситуации с трудоустройством инвалидов в регионах, участниках проекта, с возможностью тиражирования успехов в других субъектах Российской Федерации. Идея его возникла в ходе предыдущего проекта "Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход", реализованного также при поддержке Фонда Форда.
В нашей стране отсутствует чёткая государственная политика в отношении проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, и нет эффективных государственных программ, способствующих их решению. Причиной данного положения является не столько нежелание чиновников и работодателей предпринять какие-либо шаги в этом направлении, сколько отсутствие механизмов, которые без особых системных преобразований могут быть внедрены и позволят изменить существующую ситуацию. На разработку подобных программ и моделей и были нацелены усилия общественных объединений инвалидов в городах Москве, Самаре, Тольятти и Ростове - на - Дону.
Инициаторами преобразований в решении проблем трудоустройства лиц с инвалидностью в ходе проекта стали именно общественные объединения. Государственные организации в силу специфики своей работы нацелены на массовость и не имеют реальной возможности работать с потребностями каждого конкретного инвалида. Всё это способствует с одной стороны повышению важности роли общественных объединений, а с другой - осознанию их необходимости при решении проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью. Только участие сектора НКО, в лице общественных организаций инвалидов - участников проекта, позволило государственным структурам по - новому взглянуть на существующую ситуацию и искать возможности решения проблем трудоустройства инвалидов в сотрудничестве с самими людьми с инвалидностью.
Данное взаимодействие отразилось и в таких крупных совместных мероприятиях, как региональные конференции и специализированные ярмарки вакансий; и в диалоге, который начался между объединениями инвалидов и государственными структурами по разработке новых механизмов решения проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью.
Еще одна особенность ситуации с трудоустройством инвалидов в России, обусловившая актуальность нашего проекта - это практически полное отсутствие возможности трудоустройства для людей с инвалидностью. Все государственные гарантии и программы по трудоустройству инвалидов сегодня сводятся только к следующему:
• Неработающая в подавляющем большинстве регионов система квотирования рабочих мест.
• Программа временной занятости социально незащищённых слоёв населения.
Первая относится к ведению региональных властей, а вторая является одной из программ федеральной государственной службы занятости населения. Помимо того, что в действующем виде обе программы не решают проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью (о чём свидетельствует опыт их применения на протяжении последних лет), также в их механизмах не заложена возможность создания специальных условий труда для инвалидов, если таковые для них требуются.
Единственным исключением до недавнего времени была Москва, где в региональный закон о квотировании рабочих мест был внесен пункт об административной ответственности для работодателей в виде уплаты компенсационной стоимости в размере прожиточного минимума для города Москвы за каждое незаполненное в счёт квоты рабочее место. Собранные финансовые средства аккумулировались в специальном фонде и позволяли через проведение конкурсов среди работодателей ежегодно создавать до 2 500 специальных рабочих мест для инвалидов. Участие в создании этих специальных рабочих мест позволяло работодателю безвозмездно получить значительные финансовые средства на приобретение оборудования.
Но с принятием Федерального Закона №122, внесшего в статью №21 "Установление квоты для приёма на работу инвалидов"
Федерального Закона №185 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменения, отменившие обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в счёт квоты инвалида, эта система, созданная Московским Правительством, оказалась под угрозой отмены. По результатам поданных в суд исков, административные взыскания с работодателей за несоблюдение установленных квот были признаны противоречащими Федеральному законодательству. Не изменили это решение и кассационные жалобы Московского Правительства в Московский городской суд, а затем и в Верховный суд Российской Федерации. В ближайшем будущем, по инициативе ряда депутатов Государственной Думы, планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный Закон №122, в том числе, о возращении в Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положения об обязательных платежах за несоблюдение установленных норм квотирования рабочих мест для инвалидов. Но на конец 2005 года все московские программы, финансируемые из средств целевого фонда квотирования рабочих мест для инвалидов, оказались заморожены. В других регионах сложилась подобная ситуация. Например, в Самарской области Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, принятый ещё в декабре 2003 года, до сих пор не вступил в силу.
Во всех регионах Российской Федерации отсутствуют какие бы то ни было государственные программы по созданию специальных условий труда для инвалидов. Большинство людей с инвалидностью не имеют никакой государственной поддержки в процессе трудоустройства, а государственные структуры занимаются обеспечением трудовой занятости только инвалидов, которым не требуется ни создание специальных условий труда, ни система поддержки в процессе трудоустройства и дальнейшей работы. А это, естественно, совсем небольшая часть из общего количества людей с инвалидностью в нашей стране.
Это обусловило ещё один очень важный пункт актуальности той деятельности, которую мы развернули в ходе проекта. Если условно разделить общее количество людей с инвалидностью на своего рода пласты, в зависимости от того, какого рода услуги им требуются для ус-пешного трудоустройства, то таковых пластов окажется три (схема 1).

Схема 1.

Первый, самый нижний пласт состоит из людей с инвалидностью, которые уже готовы к процессу трудоустройства и работе. Всё, что им требуется - это информация об имеющихся вакансиях и, возможно, небольшие консультации по вопросам профессиональной ориентации и процессу трудоустройства (написание резюме, прохождение собеседования и т.д.).
Второй пласт состоит из людей, не готовых на данный момент к трудоустройству, вследствие негативного социального опыта, который включает в себя и невозможность получения полноценного образования в среде своих сверстников, и отказы работодателей в приеме на работу из-за инвалидности. Таким людям требуется серьёзная психологическая поддержка и (или) профессиональное обучение.
В третий пласт входят люди с инвалидностью, для успешного трудоустройства которых необходима система поддержки, как непосредственно в процессе трудоустройства, так и на начальном этапе их дальнейшей работы. В эту категорию, например, входят люди с ментальной инвалидностью или с очень серьёзными и выраженными психологическими проблемами (в отдельных случаях сюда можно отнести людей с серьёзными нарушениями опорно- двигательного аппарата, зрения и слуха). Осуществлять подобную поддержку могут специально обученные специалисты, которых можно назвать наставниками или контроллёрами (более подробно о них в отдельной главе).
Федеральная государственная служба занятости населения работает с потребностями только первого слоя людей с инвалидностью и с некоторым количеством инвалидов из второго слоя, так как в структуре деятельности службы занятости присутствуют психологи и курсы профессиональной подготовки. Только доступность и эффективность этих услуг для людей с инвалидностью является очень ограниченной. Нет специально подготовленных кадров и специальных отделов (служб) в системе Федеральной службы занятости населения, которые должны заниматься трудоустройством людей с инвалидностью. Результатом этого и является то незначительное количество инвалидов (если сравнивать с общим количеством людей с инвалидностью трудоспособного возраста), которые пользуются этими услугами вследствие сложной системы постановки их на учёт как безработных граждан (требуется сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации) и общие результаты трудоустройства инвалидов в стране.
Всё это подтверждается статистическими данными, приведёнными в таблицах 1 и 2, где видно, что количество инвалидов трудоспо-собного возраста значительно превышает количество инвалидов, имеющих сформированную карту Индивидуальной программы реа-билитации, и ещё более превышает количество инвалидов, обратив-шихся в службу занятости населения и признанных безработными гражданами. Также обращает на себя внимание профиль трудоуст-роенных службой занятости населения людей с инвалидностью: в основном, это инвалиды третьей группы, что подтверждает предыдущие выводы.

Таблица 1. (данные за 2005 год)

Регион Общее количество инвалидов Инвалиды трудоспособного возраста Инвалиды, имеющие трудовую рекомендацию и карту Индивидуальной программы реабилитации Количество инвалидов, обратившихся в службу занятости населения
Москва 1 143 950* 220 664* 57 425* 3 512
Самара 240 000 84 000 нет данных 4 052
Тольятти 36 500 16 900 10 800 559
Ростов - на - Дону 77 999 32 237 32 468 - всего; 7 633 из них - с трудовыми рекомендациями 1 417

* Данные за 2004 г.

Таблица 2. (данные за 2005 год)

Регион Количество инвалидов, обратившихся в службу занятости в 2005 году и признанных безработными гражданами. Количество трудоустроенных граждан за 2005 год. Из них инвалиды 1 группы Из них инвалиды 2 группы Из них инвалиды 3 группы
Москва 3 439 945      
Самара 3 846 1 564      
Тольятти 562 187      
Ростов - на - Дону 562 842 17 304 521

Если сравнить данные о количестве трудоустроенных службой занятости населения инвалидов за 2004 и 2005 годы, то они не будут сильно отличаться друг от друга. Это ещё раз подтверждает то, что нынешние государственные программы и подходы к решению проблемы трудовой занятости инвалидов неэффективны и не дают возможности людям с инвалидностью стать полноправными участниками процесса трудоустройства. Нужны новые механизмы (модели), новые идеи и решения, и их обсуждение необходимо начать уже сегодня.
Огромный неиспользуемый трудовой потенциал людей с инвалидностью при серьёзных демографических проблемах и нехватке трудовых ресурсов - это экономическая составляющая вопроса. Неустроенная судьба каждого конкретного человека из многомиллионного количества инвалидов нашей страны в связи с отсутствием реальных возможностей трудиться, а значит вести полноценный образ жизни, завести семью и т.д. - это общечеловеческая, гуманистическая подоплёка. И наши организации постарались сделать ещё один шаг на пути к обществу, где каждый человек ценится; где создаются условия, чтобы все имели возможность реализовать свой потенциал, независимо от личных особенностей (одним из которых и является наличие или отсутствие инвалидности).

Назад Оглавление Далее