aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Новиков Михаил Леонович, руководитель проектов Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» Взаимодействие НКО, бизнеса и государственных структур как основа успешного решения проблем трудовой занятости людей с инвалидностью

Решение проблем трудоустройства людей с инвалидностью невозможно без социального партнерства государственных структур, бизнеса и общественных объединений. Никто из трех основных секторов общества в одиночку не способен решить все задачи по обеспечению трудовой занятости людей с инвалидностью. На первый план выходят вопросы о развитии взаимодействия, сочетании возможных форм сотрудничества и учета взаимных интересов государства, общественных объединений и бизнеса. Это демонстрируют и все выступления на данной конференции, и опыт деятельности нашей организации.
Давайте сначала рассмотрим взаимодействие органов государ-ственной власти и общественных организаций в городе Москве. Государственная система ориентирована на массовой подход в решении социальных проблем общества. Крайне трудно перестроить структуру ее деятельности так, чтобы у государственных учреждений получилось уделять большое количество времени на работу с каждым конкретным инвалидом, подготавливая его к процессу трудоустройства, подбирая подходящую для него вакансию и создавая специальные условия труда. Здесь незаменимым помощником государства становится сектор НКО. Было бы неправильно отказываться от такого мощного ресурса как общественные объединения. Они позволяют решать социальные проблемы, являются важным механизмом для поддержания стабильности в обществе и помогают оперативно реагировать на все задачи, которые возникают перед государством. Гораздо ближе к структуре государственных организаций функции по распределению финансовых средств на наиболее интересные проекты общественных объединений и контроль над их исполнением. Создание подобной системы социального заказа и делегирование полномочий от государства к НКО, с одной стороны, позволяют более оперативно и продуктивно решать различные социальные задачи с привлечением заинтересованной общественности. С другой стороны, только так можно перевести деятельность нынешних общественных объединений на новый профессиональный уровень работы.
Очевиден пересмотр отношения к общественным объединениям, которые больше не рассматриваются как «клиенты» госучреждений, а выступают как партнеры и даже исполнители заказов по решению различных социальных проблем. Государство стало понимать и важную роль общественных организаций, и что без их участия решить социальные проблемы в городе невозможно. Был принят Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями», открывший новые возможности межсекторного взаимодействия. В городе начинает создаваться механизм финансирования НКО со стороны различных государственных структур (здесь следует отметить важную роль Комитета общественных связей города Москвы), все больший масштаб приобретают конкурсы на получение грантов и различные совместные проекты. В качестве примеров можно привести и рассказанный здесь опыт РБОО Центр лечебной педагогики, и опыт нашей организации по сотрудничеству с Межрегиональным информационно-деловым центром Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы и Центром занятости населения Центрального административного округа.
С Межрегиональным информационно-деловым центром мы сотрудничаем в вопросах информационного наполнения созданной ими в сети Интернет Биржи труда для людей с инвалидностью. Мы рады были представить этой организации и анкеты соискателей из числа инвалидов, и существующие вакансии с предложениями от работодателей. Уверены, что это еще больше расширит возможности людей с инвалидностью в сфере трудоустройства.
Центром занятости населения ЦАО и РООИ «Перспектива» при поддержке гранта от Общественной палаты Российской Федерации был создан специализированный Пункт по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 14/16, стр.3), который начал свою деятельность с мая 2007 года. Это интересный опыт создания специализированной организации, занимающейся решением проблем трудоустройства людей с инвалидностью, а также уникальный пример социального партнерства государственной структуры и общественной организации.
Центр занятости населения ЦАО предоставил помещение, многолетний опыт своей работы в вопросе трудоустройства граждан различных категорий. РООИ «Перспектива» на средства гранта от Общественной палаты Российской Федерации закупила и поставила оборудование для работы Пункта (персональные компьютеры, оргтехника, подключение к сети Интернет, телефонная связь и т.д.), а также предоставила отработанные на протяжении четырех последних лет технологии трудоустройства людей с инвалидностью (в том числе созданную базу данных инвалидов, ищущих работу, включающую более 2000 человек). «Перспектива» наладила тесное сотрудничество с более чем 40 организациями, среди которых такие крупные компании как «Джонсон и Джонсон», «Nike», «Ренессанс-Капитал», «МосПриватБанк», страховая группа «AIG-life», сети магазинов «Седьмой континент», «Ашан», «IKEA» и т.д. Сейчас штат данного Пункта состоит из семи человек, четверо из которых являются сотрудниками Центра занятости населения ЦАО и три работника РООИ «Перспектива»
Ярким примером социального партнерства является и данная конференция, ставшая традиционным мероприятием и проводящаяся уже третий год подряд. Благодаря Комитету общественных связей города Москвы мы имеем возможность организовывать эту площадку обмена опытом и развития сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и городскими общественными объединениями. А только этот путь может привести к успеху решения столь непростой проблемы, как трудоустройство людей с инвалидностью.
Необходимо отметить и все возрастающую роль бизнеса в решении проблем трудовой занятости людей с инвалидностью. Без его участия невозможно создавать рабочие места и условия для успешного трудоустройства инвалидов. НКО важны и для начала работы с индивидуальными потребностями каждого инвалида, и для развития успешного взаимодействия с коммерческими компаниями. Эти обе вещи взаимосвязаны. Только обеспечив качественную подготовку человека с инвалидностью к процессу трудоустройства, можно предлагать его бизнесу как возможного соискателя вакансий. Имея в качестве ресурса систему эффективной психологической и профессиональной подготовки инвалидов, а соответственно, и интересные для работодателя трудовые кадры, общественные организации могут позиционировать себя уже как равноправного партнера бизнеса.
Отрадно, что наша организация стала одним из проводников успешного взаимодействия бизнеса с общественными организациями города. Мы стараемся предложить комплекс услуг, включающий в себя и подбор персонала из числа людей с инвалидностью, и постоянное консультирование по юридическим и организационным вопросам создания специальных условий труда, и совместную разработку программ, позволяющих инвалидам приобрести необходимые навыки и знания. Сотрудничество с каждым годом становится все более тесным, что повышает успешность нашей работы в сфере трудоустройства людей с инвалидностью.
Наверняка у многих возник вопрос, зачем бизнесу заниматься трудоустройством инвалидов. Отметим, что работодатели отнюдь не рассматривают процесс приема на работу людей с инвалидностью как благотворительность. Им нужны подготовленные профессиональные сотрудники, способные эффективно работать. И здесь становится необходимой роль общественных объединений, которые должны обеспечить заинтересованные коммерческие структуры трудовыми ресурсами и помочь создать те условия, в которых они будут успешны и полезны. Требуются организации, способные снять с бизнеса заботы, связанные с трудоустройством инвалидов. Только в таком случае бизнес будет заинтересован в том, чтобы рассматривать людей с инвалидностью как полноправных претендентов на рабочие места.
Если подвести итог моего выступления, то важно отметить меняющиеся роли в рамках межсекторного взаимодействия и социального партнерства по решению проблем трудовой занятости людей с инвалидностью. Государственная власть обеспечивает «правила игры», создает необходимую мотивацию для работодателей к приему на работу сотрудников с инвалидностью и способствует развитию общественных объединений с целью перевода их деятельности на новый профессиональный уровень. Бизнес активно участвует в реализации государственной политики в отношении людей с инвалидностью по обеспечению им прав и возможностей наравне с другими гражданами, создает рабочие места для инвалидов и сотрудничает с общественными организациями в процессе создания условий труда в соответствии с индивидуальными потребностями соискателей. НКО - средство реализации государственной политики в отношении решения проблем трудоустройства инвалидов, так как именно они призваны обеспечить практические услуги для людей с инвалидностью и структур бизнеса.

Назад Оглавление Далее