aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Лысенко Александр Евгеньевич, заведующий кафедрой реабилитологии и реабилитационной индустрии, к.м.н. Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение Московский институт медико-социальной реабилитологии Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов

Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества.
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая в декабре 2006 года, содержит ряд положений (статья 27), закрепляющих право инвалидов на труд наравне с другими людьми. Согласно указанной Конвенции законодательные и иные меры государств—участников ООН должны быть направлены на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех аспектов занятости, защиту прав инвалидов в отношении условий труда и его оплаты, обеспечение трудовых и профсоюзных прав, на обеспечение эффективного доступа инвалидов к программам профессиональной ориентации, службам трудоустройства, профессионального обучения, расширение возможностей доступа к различным формам трудовой деятельности, в том числе в государственном секторе, стимулирование найма инвалидов в частном секторе и их работы в условиях открытого рынка труда, поощрение программ профессиональной реабилитации и поддержания рабочих мест для инвалидов.
Таким образом, центральным вопросом в решении проблем трудовой занятости инвалидов является ликвидация барьеров, ущемляющих права инвалидов и способствующих их дискриминации.
Барьеры, препятствующие решению проблем трудовой занятости инвалидов, можно характеризовать как институциональные, физические, информационные, социальные, экономические, психологические и т.п. Их наличие характерно не только для России, но и для многих развитых стран мира. Опираясь на сравнительные показатели обеспечения трудовой занятости инвалидов в различных станах, можно констатировать, что для России этот вопрос крайне актуален и требует скорейшего решения (таблица 1).
Дискриминация инвалидов в области трудовой занятости имеет негативные последствия как для самих инвалидов, так и для общества в целом. Для инвалидов такая дискриминация приводит к низким доходам, снижению социального статуса, возникновению зависимости, отсутствию свободы выбора, ущемлению прав и достоинств, формированию неудовлетворенности и ухудшению взаимоотношений с другими членами общества, отсутствию развития личности. Общество страдает от уменьшения трудовых ресурсов и ограничения трудового потенциала, увеличения нагрузки на экономически активную часть населения, роста социальной напряженности.

Таблица 1.
Оценка результативности усилий по обеспечению трудовой занятости инвалидов

Страна Доля инвалидов трудоспособного возраста, имеющих постоянную работу
Российская Федерация 10-12%
Европейский Союз (в среднем) 36%
США 31%
Австралия 44%
Украина 13,9%

Важнейшим направлением решения перечисленных проблем является совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы трудовой занятости инвалидов. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственные гарантии трудовой занятости инвалидов предоставляются в форме квотирования приема инвалидов на работу в организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, а также путем создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, условий для предпринимательской деятельности, организации обучения инвалидов новым профессиям.

На практике реализация этих положений встречает определенные трудности. Так, ст. 21 указанного закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Таким образом, все предприятия малого и многие пред-приятия среднего бизнеса оказываются вне поля действия закона. Вместе с тем, хорошо известно, что малые и средние предприятия в силу многих обстоятельств являются системообразующим ресурсом рабочих мест для инвалидов.
Практика реформ (например, налоговых) свидетельствует о том, что помимо фискальных подходов немаловажную роль имеют стиму-лирующие механизмы. Баланс интересов власти, бизнеса и общества должен иметь конечной целью социальную интеграцию, опирающуюся с одной стороны на потребности, интересы, притязания, права и обязанности инвалидов и на участие, возможности, доступность, открытость и компетентность общества, бизнеса и власти - с другой стороны. В основе такой интеграции должны лежать социальная сплоченность и социальная справедливость.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» размер пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) находится в зависимости от степени ограничения способности инвалидов к трудовой деятельности, который устанавливается в процессе освидетельствования специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Например, наличие III (самой тяжелой) степени ограничения способности к трудовой деятельности означает полную нетрудоспособность, исключает участие в трудовой деятельности, связанной с получением доходов, и предусматривает максимальный размер пенсии и ЕДВ. В этих условиях человек, как правило, стоит перед выбором между гарантированным доходом на грани прожиточного минимума и, в случае трудоустройства, негарантированной компенсацией утраченных средств пенсии и пособия (ЕДВ). При существующем уровне пенсионного обеспечения, не учитывающем специфические потребности инвалидов и связанные с ними дополнительные расходы, подобный подход резко снижает мотивацию инвалидов к поиску постоянной легальной работы, стимулирует «теневую» занятость, формирует у работодателей негативные стереотипы в отношении трудоустройства инвалидов.
Усилия органов власти Москвы в решении перечисленных проблем заслуживают, бесспорно, положительной оценки. Но следует понимать, что системный подход к обеспечению трудовой занятости инвалидов должен предусматривать принятие согласованных решений и осуществление согласованных действий на всех уровнях власти. В основу системного подхода должны быть положены единая идеология (миссия, цели, задачи, концепция) и единая государственная программа, предусматривающая план ее реализации на федеральном и региональном уровнях. Должны быть также учтены ресурсные возможности федерального центра и субъектов Российской Федерации, распределение бюджетных и иных полномочий, определены индикаторы результативности выполнения программы, установлены контрольные критерии.

Назад Оглавление Далее