aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Раздел 2. Профессиональная реабилитация инвалидов

Еще лет 10-15 назад инвалиды, желающие работать, могли, как правило, самостоятельно трудоустроиться на обычных либо специализированных предприятиях. Сегодня ситуация принципиально иная. В условиях спада производства, участившихся высвобождений работников инвалиды оказываются первыми, кого увольняют с предприятий общего типа; из-за массового закрытия спецпредприятий резко уменьшается количество рабочих мест, приспособленных для этой категории населения. Что бы как-то поправить положение, не допустить, как минимум, нарушения прав в сфере профессиональной реабилитации, предоставленных инвалидам законом, в первую очередь, необходимо ориентироваться в той нормативной базе, которая на сегодняшний день призвана урегулировать вопросы, связанные с трудовой занятостью инвалидов.
Рассмотрим основные направления профессиональной реабилитации инвалидов, урегулированные на сегодняшний день в законодательстве.
Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.91 (с последующими изменениями) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предусмотрены дополнительные гарантии занятости. В соответствии с положениями этого закона государство обеспечивает указанные гарантии, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, (включая организации для труда инвалидов), а также путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Конкретный механизм реализации этих программ устанавливается на уровне субъектов Федерации.
Так, реализуя направление государственной политики, направленное на создание дополнительных рабочих мест, Правительством Москвы утверждена “Программа поддержки промышленных предприятий города, применяющих труд инвалидов”. Учитывая то, что в Москве ежегодно признаются инвалидами более 30 тысяч человек трудоспособного возраста, и положение с занятостью инвалидов ухудшается, специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов, являются основной базой профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов. Это предприятия, осуществляющие профессиональную реабилитацию инвалидов, с общей численностью работников не менее 15 человек, причем численность инвалидов и пенсионеров должна составлять не менее 30%, из которых половина – инвалиды. Поскольку, в условиях экономического кризиса эти предприятия оказались в наиболее критическом положении, по отношению к ним осуществляется протекционистская политика. В частности, им предоставляется финансовая поддержка, льготы по налогообложению, тарифам на коммунальные услуги, они обеспечиваются в приоритетном порядке государственными заказами. Контроль за деятельностью этих предприятий осуществляет Комитет социальной защиты населения Москвы, Комитет труда и занятости, Городская компания специализированных предприятий “Горспецпром”. В случае нарушения условий труда работающих инвалидов, при сокращении рабочих мест для них, предприятие теряет статус специализированного и все гарантированные льготы.
Другое важнейшее направление государственной политики в этой области это установление квот для приема на работу. Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в процентах от среднесписочной численности работников, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Право на установление квоты имеют органы местного самоуправления.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 21.12.96. Согласно этому закону организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3-х%. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту.
Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых ими с органами местного самоуправления. Условия, порядок, размеры, сроки действия квоты утверждаются этими органами с привлечением территориального органа Службы Занятости (СЗ) населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы тех категорий граждан, для которых устанавливаются квоты.
В Москве это территориальные подразделения Комитета труда и занятости, территориальные Комиссии по квотированию, созданные в каждом административном округе, а также Городская Комиссия по квотированию, состав которой утверждается Правительством Москвы. Эти органы определяют уровень потребности в создании рабочих мест для инвалидов, сбалансируют на основе этого спрос и предложение квотируемых рабочих мест, производят отбор работодателей, на основе их заявок, для финансирования создания специализированных рабочих мест и рабочих мест, создаваемых сверх установленных квот.
В регионах, в структуре органов Федеральной Службы Занятости (на уровне республики, области, края, крупного города с районным делением) организуются специализированные подразделения (отделы, секторы, группы) для оказания целевой помощи инвалидам, по вопросам трудоустройства, профориентации, профобучения. В небольших Центрах занятости эти функции могут быть возложены на специально выделенных работников. Эти подразделения, в пределах своей компетенции, осуществляют первичной контроль за выполнением работодателями установленных для них квот.
Необходимо знать, что преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, пользуются безработные инвалиды, состоящие на учете в органе Службы Занятости. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, выданные в установленном порядке, представивший в Орган СЗ индивидуальную программу реабилитации инвалида, не имеющий работы, и зарегистрированный в органе СЗ в целях поиска подходящей работы.
Об установлении квот работодатель информируется не менее, чем за 3 месяца до начала их установления. Работодатель, для которого устанавливаются квоты, обязан, в течение месяца со дня их введения, создать, выделить, а, в случае невозможности, арендовать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Также в обязанности работодателя входит создавать инвалидам условия труда в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, предоставлять информацию, необходимую для организации занятости этой категории населения. Квоты, считаются выполненными, если на все созданные, выделенные или арендованные в счет установленных квот места трудоустроены инвалиды или молодежь.
Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателем самостоятельно из числа указанных категорий граждан, или по направлениям территориальных органов Службы Занятости. При этом, органы СЗ могут выделять организациям финансовые средства за счет государственного Фонда Занятости населения, для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов, принятых работодателем на работу по направлению СЗ на договорной основе.
В случае невыполнения, невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, т.е. за невыполнение условий квотирования, работодатель вносит обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида на специальный целевой счет в государственный Фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются на финансовые мероприятия, связанные с созданием рабочих мест для инвалидов сверх установленных квот, созданием специальных рабочих мест и специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов. Финансовые средства целевого счета выделяются на безвозвратной основе по договорам, заключаемым с работодателями (при соблюдении ими некоторых условий), а также Общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов.
Руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы Государственный Фонд занятости населения, несут ответственность в виде уплаты штрафа. При этом, уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Работодатели, нарушившие условия квотирования несут ответственность, предусмотренную п.3 ст. 24 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ".
Выше уже говорилось о том, что порядок определения квоты федеральное законодательство относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти органы вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов, нежели чем та, которая определена в Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в РФ”.
Так, Московская Городская Дума, в соответствии с КзоТом РФ, законом РФ “О занятости населения в РФ”, ФЗ “О социальной защите инвалидов” в ноябре 1997 года приняла закон “О квотировании рабочих мест в городе Москве”, который регулирует вопросы квотирования рабочих мест для двух категорий граждан: инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду, и молодежи до 18 лет.
Механизм Квотирования определен Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 1998 года, утвердившим “Порядок квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы”. Согласно этих нормативных актов, квоты устанавливается всем организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории г. Москвы, кроме органов государственной власти и местного самоуправления, среднесписочная численность работников в которых составляет 15 человек и выше. То есть, в данном случае, квота установлена выше, чем предусмотренная Федеральным законодательством.
Размер квот устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для организаций численностью от 15 человек до 30 человек - 1 рабочее место для инвалидов, или для лиц до 18 лет, от 31 человека до 100 - 1 рабочее место для инвалида, и свыше 100 человек - 3% для инвалидов и 1% для молодежи. Суммарный размер квот для всех категорий граждан не может превышать 4% от среднесписочной численности работников. Квоты устанавливаются на период не менее 1 года.
В связи с установлением квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи до 18 лет, все организации, независимо от того, подлежат ли они квотированию или нет, обязаны пройти регистрацию в подразделениях Фонда занятости по месту юридического лица организации.
Сумма обязательной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках установленных квот, которую в течение года обязан вносить на специальный счет Фонда Занятости населения г. Москвы, определена “Положением о порядке внесения работодателем обязательной платы на специальный счет Фонда занятости” (Приложение к Порядку Квотирования рабочих мест в г. Москве), как 12-кратный размер среднегодового уровня заработной платы на момент трудоустройства. Работодатель обязан ежеквартально представлять в подразделения ФЗ отчет о выполнении квот по трудоустройству или внесении обязательной платы специальный счет.
Контроль за исполнением московского законодательства о квотировании осуществляет Комитет труда и занятости Правительства Москвы, Городская и Территориальные комиссии по квотированию, Государственная Инспекция Труда по г. Москве и органы Налоговой инспекции.

Назад Оглавление Далее