Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Выдержки из федерального законодательства, регулирующего вопросы трудоустройства инвалидов и создание необходимых для них условий

Выдержки из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

С учётом изменений, вступающих в силу с 01.01.2005

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам и средствам, зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  1. утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
  2. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  5. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  7. организации обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приёма на работу инвалидов

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 23. Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

  1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Выдержки из Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 г.

Статья 15. Создание условий доступности мест работы и отдыха, центров социально- культурного обслуживания

1. Территории городских и сельских поселений обеспечиваются сооружениями и коммуникациями транспорта в целях создания доступа к местам работы и отдыха, центрам социально-культурного обслуживания для всех категорий населения, в том числе инвалидов, независимо от места их проживания.

Статья 17. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

  1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
  2. Градостроительное планирование и застройка городских и сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использования таких объектов инвалидами не допускаются.

Мероприятия по приспособлению объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного доступа инвалидов к ним и использования таких объектов инвалидами осуществляются в соответствии с федеральными целевыми программами, целевыми программами субъектов Российской Федерации и местными целевыми программами.
В случае, если объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур общего пользования невозможно полностью приспособить для беспрепятственного доступа инвалидов к ним, собственниками таких объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие минимальные потребности инвалидов.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки решений вопросов, касающихся интересов инвалидов. Решения таких вопросов, принятые без участия полномочных представителей общественных объединений инвалидов, могут быть признаны судом недействительными.

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства российской федерации о градостроительстве

1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов Трудовой Кодекс Российской Федерации

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  1. свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  3. защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  4. равенство прав и возможностей работников;
  5. обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

  1. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды);
  4. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

3. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости:

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

4. Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

Статья 26. Права работодателей.

Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной минимальной численности граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случаях:
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150

«О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Министерство труда Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой занятости России постановляет:

  1. Утвердить Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, согласно приложению.
  2. Установить, что при необходимости внесения дополнений и изменений в Перечень профессий рабочих и служащих министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, а также общественные объединения инвалидов представляют свои предложения в Министерство труда Российской Федерации.
  3. Установить, что рабочие места инвалидов в учреждениях, на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от вида инвалидности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 1993 г.
Регистрационный N 341

Приложение к постановлению Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

Автоматчик игольно-платинных изделий
Автоматчик картонажного производства
Агент
Архивариус
Банщик
Библиотекарь
Бухгалтер
Видеотекарь
Весовщик
Весовщик-счетчик
Вышивальщик(ца) 1)
Вязальщик схемных жгутов, кабелей и шнуров
Гравер 1)
Градуировщик
Делопроизводитель
Декоратор витрин
Диспетчер
Доводчик-притирщик
Дозиметрист
Живописец
Закройщик
Изготовитель 1)
Измеритель 1)
Инспектор
Киномеханик
Культорганизатор
Ковровщица
Кондитер
Контролер 1)
Концертмейстер
Комплектовщик 1)
Кружевница
Лаборант 1)
Лектор (экскурсовод)
Литейщик пластмасс
Лифтер
Маникюрша
Медицинская сестра по массажу
Медицинский регистратор
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Наборщик на наборно-печатающих машинах
Налоговый инспектор
Намотчик 1)
Обдирщик алмазов
Обработчик 1)
Огранщик алмазов в бриллианты
Обувщик 1)
Озеленитель
Оператор акустических испытаний
Оператор заправочных станций
Оператор теплового пункта
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Операционист банка
Организатор путешествий
Повар
Портье
Переводчик рисунков
Печатник циферблатов
Переплетчик (документов)
Портной
Приемщик заказов
Прессовщик изделий из пластмасс
Программист
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры
Распределитель работ
Распильщик алмазов
Резчик 1)
Ремонтировщик респираторов и противогазов
Ретушер
Руководитель кружка (коллектива, секции)
Садовник
Сборщик 1)
Сестра-хозяйка
Секретарь (-машинистка)
Склейщик-окрасчик очковых оправ из пластмасс
Слесарь механосборочных работ
Слесарь-сборщик 1)
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 1)
Статистик
Станочник жестяно-баночного оборудования
Столяр
Смотритель музейный
Сортировщик 1)
Сторож (вахтер)
Суфлер
Счетовод
Таксировщик
Топограф
Учитель
Упаковщик изделий 1)
Фасовщица
Фильмотекарь
Фонотекарь
Фототекарь
фотограф
Хранитель фондов
Художник 1)
Цветовод
Часовщик 1)
Чертежник
Чертежник-конструктор
Швея
Штамповщик
Экспедитор
Электромонтажник 1)
Ювелир 1)
Юрист

Примечание. При обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации ВТЭК.

1) Наименование группы профессий

ГОСТ Р 51645-2000 Государственный Стандарт Российской Федерации

Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное

Технические требования к оборудованию и к производственной среде

Неофициальное Издание: текст приводится полностью без сохранения первоначального оформления

Предисловие.

  1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Главным Центром компьютерных технологий Всероссийского общества слепых «Реинком» внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»
  2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.09.2000 N 234-ст
  3. Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 59
  4. Введен впервые

Содержание:

Область применения Нормативные ссылки Определения и сокращения Общие требования
Требования к компьютерному специальному рабочему месту с
адаптированным видеодисплеем Требования к компьютерному специальному рабочему месту с тактильным дисплеем Требования к компьютерному специальному рабочему месту с ау-
диодисплеем Требования к производственной среде

ГОСТ Р 51645-2000 Государственный Стандарт Российской Федерации рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное

Технические требования к оборудованию и к производственной среде

Working place for disabled to sight totype specical computer technical requirements to equipment and to productive environment

Дата введения 2001-07-01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на типовое специальное рабочее место для инвалида по зрению, основным оборудованием которого является компьютер, используемый в качестве технического средства реабилитации. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к компьютерному специальному рабочему месту для инвалида по зрению путем определения типовых наборов оборудования и основных технических требований (далее - требования) к этому оборудованию и к производственной среде. При оснащении конкретного компьютерного специального рабочего места для инвалида по зрению состав оборудования может быть изменен с учетом специфики труда именно на этом рабочем месте: специальности, должности работника, взаимосвязи с другими рабочими местами в данной организации, а также индивидуальных особенностей конкретного человека, для которого предназначено специальное рабочее место, - характера и степени потери зрения, навыков работы со специальной техникой и др. Требования стандарта являются обязательными за исключением 4.4, 4.7, 5.6, 7.4, 7.8.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.
ГОСТ Р 50917-96 Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия.
ГОСТ Р 50918-96 Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия.
ГОСТ Р 50923-96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения.

Определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

  1. тифлотехнические средства: Технические средства реабилитации инвалидов по зрению, применяемые для компенсации ограничений в получении и передаче визуальной информации.
  2. электронные тифлотехнические средства: Тифлотехничес- кие средства, основанные на применении различных электронных устройств.
  3. программные тифлотехнические средства (далее - специальное программное обеспечение) - Программные средства, предоставляющие инвалидам по зрению возможность работать на компьютере.
  4. компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения: Электронные тифлотехнические средства, представляющие собой специальные дисплеи и специальное программное обеспечение, позволяющие инвалидам по зрению работать со стандартными компьютерной техникой, аппаратными устройствами и программными средствами для выполнения профессиональных обязанностей.
  5. специальное рабочее место для инвалидов: Рабочее место, требующее дополнительных мер по адаптации условий труда и (или) основного и вспомогательного оборудования, технологического процесса к индивидуальным возможностям инвалидов, а также дополнительного технического и организационного оснащения.
  6. компьютерное специальное рабочее место для инвалида по зрению: Специальное рабочее место для инвалида по зрению, основанное на применении компьютера, и оснащенное компьютерными тифлотехническими средствами универсального назначения, позволяющими инвалиду по зрению выполнять профессиональные обязанности.
  7. адаптированный видеодисплей: Видеодисплей, приспособленный для работы слабовидящего пользователя.
  8. тактильный дисплей: Компьютерное тифлотехническое средство универсального назначения, предназначенное для преобразования поступающей в виде цифрового кода информации в символы, отображаемые в кодах шрифта Брайля, и представления их для тактильного восприятия.
  9. аудиодисплей (синтезатор речи): Компьютерное тифлотех- ническое средство универсального назначения, предназначенное для преобразования поступающей в виде цифрового кода информации в слышимую речь.

3.2 В настоящем стандарте принято следующее сокращение:

КРМ - Компьютерное специальное рабочее место для инвалида по зрению

4. Общие требования

  1. Типовое КРМ включает в себя стандартное оборудование (компьютер, основное программное обеспечение к нему, рабочий стол, рабочий стул), дополнительные периферийные устройства [модем; сканер; устройство, печатающее шрифтом Брайля (далее - брай- левский принтер); стандартный принтер] и компьютерные тифлотех- нические средства универсального назначения (адаптированный видеодисплей, тактильный дисплей, аудиодисплей, специальное программное обеспечение). В целях обеспечения эффективной занятости инвалидов по зрению и повышения производительности их труда конкретное КРМ оснащают прикладными программами, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей наданном КРМ.
  2. Типовое КРМ должно быть оснащено стандартным оборудованием, дополнительными периферийными устройствами и компьютерными тифлотехническими средствами универсального назначения наиболее совершенных моделей, пригодных для использования в работе по профессиям, связанным с электронной вычислительной техникой. Типовое КРМ должно быть оснащено оборудованием и другими компонентами, находящимися в производстве на момент оснащения КРМ.
  3. Брайлевские принтеры должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50917.
  4. Размерные характеристики КРМ и обозначения зон досягаемости (далее - зона) - по ГОСТ 12.2.032. Зону 2, включая зону 1, рекомендуется использовать для размещения стандартных устройств ввода информации, адаптированного видеодисплея и (или) аудиоди- сплея, зону 3 - для размещения остального оборудования, кроме тактильного дисплея, и документов. Тактильный дисплей размещают на выдвижной доске по 8.8.
  5. Компьютер, входящий в состав типового КРМ, должен быть оснащен русскоязычной операционной системой и основными прикладными программами. Компьютерные тифлотехнические средства универсального назначения (аппаратные и программные) должны выводить информацию на русском языке, иметь русскоязычную систему управления и документацию.
  6. По способу получения инвалидом по зрению информации, выводимой компьютером и компьютерными тифлотехническими средствами универсального назначения, КРМ подразделяют на три вида:
    1. с адаптированным видеодисплеем;
    2. с тактильным дисплеем;
    3. с аудиодисплеем (синтезатором речи).
  7. В целях повышения производительности труда инвалидов по зрению и охраны их здоровья рекомендуется оснащать КРМ компьютерными тифлотехническими средствами универсального назначения и дополнительными периферийными устройствами в следующих наиболее часто встречающихся комбинациях:
    1. адаптированный видеодисплей и аудиодисплей;
    2. адаптированный видеодисплей, сканер с программным обеспечением, позволяющим
    3. работать с документами;
    4. тактильный дисплей и аудиодисплей;
    5. тактильный дисплей и брайлевский принтер;
    6. аудиодисплей и сканер с программным обеспечением, позволяющим работать с
    7. документами.

5. Требования к компьютерному специальному рабочему месту с адаптированным видеодисплеем

  1. КРМ с адаптированным видеодисплеем предназначено для предоставления возможности инвалиду по зрению, использующему в качестве основного средства получения информации зрительный остаток (далее - слабовидящий пользователь), работать на компьютере.
  2. Производительность видеоадаптера компьютера должна позволять работать с программами, особенно требовательными к скорости изменения изображения на экране и к его четкости. При использовании любых прикладных программ должны быть сохранены комфортные для слабовидящего пользователя условия работы.

5.3 В качестве адаптированного видеодисплея используют стандартный цветной монитор, характеристики и способ размещения которого соответствуют ГОСТ Р 50923, с учетом дополнений, изложенных в настоящем стандарте. Компьютер оснащают необходимым для работы слабовидящего пользователя специальным программным обеспечением.

5.4 Размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 43 см (17 дюймов). Частота вертикальной развертки монитора должна быть не менее 85 Гц при разрешении 800x600 пикселей. Монитор должен обладать большой яркостью и иметь собственную аппаратную систему управления.

5.5 Специальное программное обеспечение для слабовидящего пользователя должно обладать следующими возможностями:

  1. увеличение изображения, находящегося в отдельной области экрана, не менее чем в два раза и расширение его до размеров всего экрана;
  2. определение по команде пользователя части экрана для детального рассмотрения находящегося в ней изображения;
  3. - информация пользователя о появлении на экране сообщений, выводимых другими программами. Для этого могут быть использованы звуковые сигналы, подаваемые стандартными аппаратными средствами. Это программное обеспечение должно работать под управлением той же операционной системы, что и программы, необходимые слабовидящему пользователю в его профессиональной деятельности.

Целесообразно применять специальное программное обеспечение, позволяющее слабовидящему человеку максимально использовать в работе речевые и иные звуковые сообщения. Также рекомендуется для слабовидящего пользователя оснащать КРМ адаптированным видеодисплеем и аудиодисплеем, дополняющими возможности друг друга.

6. Требования к компьютерному специальному рабочему месту с тактильным дисплеем

6.1. КРМ с тактильным дисплеем предназначено для предоставления возможности незрячему человеку работать на компьютере, используя осязание как основное средство восприятия получаемой от компьютера информации.

6.2. Тактильные дисплеи должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50918 с учетом дополнений, изложенных в настоящем стандарте.

6.3. Для оснащения КРМ следует использовать тактильные дисплеи:

6.5. Рекомендуется применять модели тактильного дисплея, позволяющие своими аппаратными средствами подавать команды исполняемой компьютером программе так же, как и с помощью стандартных устройств ввода информации - клавиатуры и «мыши». Для этого тактильный дисплей должен быть оборудован специальными клавишами, нажатие которых имитирует нажатие кнопок «мыши». Кроме того, команды компьютеру можно подавать путем нажатиякомбинаций клавиш системы управления тактильным дисплеем.

6.6. Вместе с тактильным дисплеем должно быть поставлено специальное программное обеспечение, необходимое для осуществления интерфейса его аппаратной части с компьютером и для использования в качестве средства получения информации от компьютера. Это программное обеспечение должно быть полностью совместимо с распространенными современными операционными системами и позволять работать совместно с широко применяемыми стандартными прикладными программами.

6.7.. Специальное программное обеспечение для тактильного дисплея должно обладать следующими возможностями:

7. Требования к компьютерному специальному рабочему месту с аудиодисплеем.

7.1 КРМ с аудиодисплеем (синтезатором речи) предназначено для предоставления возможности незрячему человеку работать на компьютере, используя слух как основное средство восприятия получаемой от компьютера информации. В состав такого КРМ входят компьютер, аудиодисплей (синтезатор речи) и специальное программное обеспечение (программа экранного доступа).

7.2 Аудиодисплей должен представлять поступающую от компьютера информацию в виде озвученного текста. Аудиодисплей должен озвучивать как символы кириллицы, так и символы латинского алфавита. В качестве вспомогательного средства вывода информации могут быть использованы иные звуковые сигналы, подаваемые через внутренний громкоговоритель компьютера или акустические системы.

7.3 При оснащении КРМ следует применять синтезатор речи, обладающий своей аппаратной частью, в том числе собственным процессором и постоянным запоминающим устройством, и использующий ресурсы компьютера в минимальном объеме. При применении такого синтезатора речи процессор компьютера служит только для исполнения программы экранного доступа.

7.4 При оснащении КРМ целесообразно использовать автономный синтезатор речи - самостоятельное электронно-вычислительное устройство для преобразования поступающей в виде цифрового кода информации в слышимую речь, включающее в себя все элементы синтезатора речи и соединяемое с компьютером через стандартные средства коммуникации вычислительной техники (обычно RS232).

7.5 Входящее в состав аудиодисплея специальное программное обеспечение должно обладать следующими возможностями:

7.6 Программа экранного доступа должна обрабатывать выводимую на экран монитора компьютера информацию для представления в виде озвученного текста и передавать ее для воспроизведения синтезатором речи. Эта программа должна иметь возможность работать совместно с широко применяемыми прикладными программами, выводящими на экран информацию, обрабатываемую для восприятия незрячим пользователем, и под управлением той же операционной системы.

7.7 Программа экранного доступа должна обладать следующими возможностями:

7.8 Рекомендуется оснащать КРМ аудиодисплеями, позволяющими озвучивать текст не только на русском, но и на иностранных языках, наиболее часто используемых при работе в области информационных технологий.

8. Требования к производственной среде

8.1 Требования к освещению, шуму и микроклимату производственной среды должны соответствовать приведенным в разделе 5 ГОСТ Р 50923 с учетом дополнений, изложенных в настоящем стандарте.

8.2 Рабочие стол и стул пользователя должны соответствовать требованиям 4.2. и 4.3. ГОСТ Р 50923 с учетом дополнений, изложенных в настоящем стандарте.

8.3 Конструкция рабочего стола должна обеспечивать размещение на его рабочей поверхности необходимого комплекта оборудования и документов с учетом характера выполняемой работы.

8.4 Размеры рабочей поверхности стола, мм: глубина - не менее 800, ширина - не менее 1600.

8.5 Рабочий стол КРМ с адаптированным видеодисплеем должен быть оборудован пюпитром по 4.7.1 и 4.7.3 ГОСТ Р 50923.

8.6 Освещенность КРМ с адаптированным видеодисплеем на рабочем столе в горизонтальной плоскости от общего искусственного освещения должна быть не менее 800 лк.

8.7 КРМ с адаптированным видеодисплеем должно быть оборудовано дополнительным источником света, закрепленным на рабочем столе, с возможностью гибко регулировать направление светового потока.

8.8 Рабочий стол КРМ с тактильным дисплеем должен быть оборудован дополнительной выдвижной доской для размещения тактильного дисплея. Выдвижная доска шириной не менее 400 мм, глубиной не менее 300 мм должна быть расположена на высоте 450550 мм.

Проект "Трудоустройство инвалидов - интегрированный подход"

УДК 65.015.12:006.354 ОКС 11.180 Э60 ОКП 40 1300

Зам. председателя ТК 381 Г.И. Романов Ответственный секретарь А. Ф. Емелькина

Пояснительная записка к проекту окончательной редакции ГОСТ Р «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде»

Основание для разработки стандарта Основанием для разработки стандарта являются федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1999 г. N 59 и план государственной стандартизации на 1999 г.

Настоящий проект стандарта разрабатывается ВНИИстан- дарт и Главным Центром компьютерных технологий Всероссийского общества слепых «Реинком» по заказу Минтруда России.

Цели и задачи разработки стандарта Задачей разработки настоящего стандарта является стандартизация требований к оборудованию и к производственной среде типового компьютерного специального рабочего места для инвалида по зрению с целью ускорения создания таких рабочих мест и успешной интеграции инвалидов в трудовую жизнь общества.

Характеристика объекта стандартизации Объектом стандартизации настоящего проекта стандарта является типовое специальное рабочее место, позволяющее слабовидящему или незрячему пользователю работать на компьютере, используя зрительный остаток или осязание и слух пользователя для получения и передачи необходимой информации.

Разработка настоящего стандарта является продолжением совместных с ГЦКТ ВОС «Реинком» работ по стандартизации средств электронной вычислительной техники, использующих систему шрифта Брайля. В результате были разработаны:

ГОСТ Р 50917-96 «Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия»;
ГОСТ Р 50918-96 «Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия»;
ГОСТ Р 50916-96 «Восьмибитный код обмена и обработки информации для восьмиточечного представления символов в системе Брай- ля»;
ГОСТ Р 51077-97 «Восьмибитный код обмена и обработки информации для шеститочечного представления символов в системе Брайля».

Кроме того, при разработке настоящего стандарта были учтены требования ГОСТ Р 50923-96, устанавливающего эргономические требования и требования к производственной среде рабочего места, снабженного средствами отображения информации на электроннолучевых трубках, и ГОСТ 12.2.032-78, устанавливающего общие эргономические требования к рабочим местам при выполнении работ в положении сидя.
Наилучшим техническим средством реабилитации, облегчающим инвалидам по зрению работу с информацией, является специально адаптированная информационно - вычислительная электронная техника. Для оснащения специального рабочего места инвалида по зрению, работающего с информацией, нужно использовать компьютер и электронные тифлотехнические средства универсального назначения для работы с ним. Такими средствами являются специальные дисплеи разного типа, которые позволяют слабовидящему или незрячему человеку получать от компьютера разнообразную информацию, выдаваемую пользователю. С их помощью инвалид по зрению может работать с большей частью системных и прикладных программ, применяемых специалистами различного профиля практически во всех отраслях деятельности.
Типовое специальное рабочее место для инвалидов - это специальное рабочее место, состав оборудования которого не ориентирован на использование в практической работе лицом, работающим по конкретной специальности в конкретной организации. При оснащении конкретного специального рабочего места необходимо учитывать специфику труда именно на этом рабочем месте: специальность, должность работника, взаимосвязь с другими рабочими местами в данной организации, а также, по возможности, индивидуальные особенности конкретного человека, для которого оснащается данное рабочее место - характер и степень инвалидности, навыки работы со специальной техникой и др. Тем не менее, есть некоторые общие принципы и методы оснащения специальных рабочих мест. Существует определенный круг оборудования, которое может использоваться при оснащении компьютерных специальных рабочих мест для инвалидов по зрению (КРМ). С учетом индивидуальных возможностей и условий труда каждого конкретного человека формируется состав оборудования его специального рабочего места из известного набора технических средств, пригодных для этой цели. Таким образом, конкретное КРМ создается на основе определенной типовой модели - типового специального рабочего места. Под типовым КРМ предлагаем понимать набор основного оборудования и электронных тифлотехнических средств универсального назначения, в том числе необходимого программного обеспечения. Типовое КРМ должно состоять из стандартного оборудования: компьютера, основного программного обеспечения к нему, электронных тифлотехнических средств универсального назначения - аппаратных и (или) программных. Это позволит любому инвалиду по зрению овладеть основными навыками работы с вычислительной техникой и электронными тиф- лотехническими средствами. Сформировать одно типовое КРМ для всех инвалидов по зрению не возможно, так как разные их группы используют в качестве основного средства получения информации различные компенсаторные механизмы. Слабовидящие (с остатком зрения от 4 - 5%) пользуются в основном зрительным остатком, и им требуются специальные средства, облегчающие получение информации таким способом (увеличение шрифта и т.п.). Тотально слепые и те, чей зрительный остаток слишком мал для работы с видеодисплеем, пользуются другими основными способами получения информации - осязанием и слухом. От способа получения инвалидом по зрению информации, выводимой компьютером, зависит то, какие специальные аппаратные и программные средства нужно использовать для оснащения специального рабочего места для него. Существует три состава оборудования для оснащения КРМ для инвалидов по зрению разных групп и соответственно три вида типовых КРМ для них: КРМ с адаптированным видеодисплеем, КРМ с тактильным дисплеем, КРМ с аудиодисплеем (синтезатором речи). Общее обязательное требование к электронным тифлотехническим средствам, применяемым для оснащения КРМ, состоит в том, что они должны обладать универсальным назначением, т.е. обеспечивать работу с широким кругом стандартных прикладных программ и позволять инвалиду по зрению решать основные задачи, возникающие при использовании вычислительной техники в профессиональной деятельности большинства специалистов. При оснащении КРМ целесообразно использовать более широкий круг стандартного оборудования (дополнительные периферийные устройства) и электронные тифлотехнические средства функционального назначения. К последним относится, прежде всего, принтер, печатающий шрифтом Брайля. Основными дополнительными периферийными устройствами являются сканер, модем и принтер, печатающий обычным шрифтом. Включение этого дополнительного оборудования в состав типового КРМ даст возможность инвалидам освоить работу с оборудованием, которое часто используется в повседневной работе с применением компьютерных технологий. В частности, сканер требуется инвалидам по зрению для работы с документами на бумажных носителях. Кроме того, наличие в составе типового КРМ дополнительного оборудования позволит более детально и адресно подходить к оснащению и эксплуатации КРМ инвалидов по зрению различных профессиональных групп, работающих в разнообразных условиях. Учитывая, что для данного рабочего места компьютер является не вспомогательным оборудованием, как, например, для автоматизированного рабочего места (АРМ), а основным оборудованием, позволяющим инвалиду по зрению работать с информацией, в данном проекте стандарта разработчики условно обозначили его как компьютерное специальное рабочее место для инвалида по зрению (КРМ).

Взаимосвязь стандарта с другими стандартами

Стандарт взаимосвязан со стандартами, указанными в разделе «Нормативные ссылки» проекта стандарта.

Источники информации Основным источником информации являются «Предложения по составу оборудования для оснащения типового специального рабочего места для инвалидов по зрению, основанного на применении средств вычислительной техники», разработанные «Реинком».

Ответственный исполнитель, ВНИИ «Стандарт» А.Ф. Емелькина

Приложение к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 г. N 275/17-99

Положение об условиях труда надомников

Настоящее Положение применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации

I. Общие условия

  1. Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделяемых предприятием, либо приобретаемых за счет средств этого предприятия. Администрация может разрешать надомникам изготовление изделий для предприятия из собственных материалов и с использованием личных механизмов и инструментов. ...
  2. На надомников распространяется действие законодательства о труде с особенностями, установленными настоящим Положением. Труд надомников регулируется отраслевыми инструкциями, коллективным и трудовым договорами.
  3. Труд надомников должен быть направлен, как правило, на производство товаров народного потребления, оказание отдельных видов услуг гражданам и предприятиям ... Выполнение заданий может производиться при участии членов семьи надомника.

Администрация может использовать труд надомников и для изготовления (выполнения) других видов изделий (работ), если по характеру и технологии производства это возможно в надомных условиях и экономически целесообразно.

II. Трудовой договор

Преимущественное право на заключение трудового договора в работе на дому предоставляется:

7. Трудовой договор о работе на дому заключается, как правило, в письменной форме. В трудовом договоре с надомником должны быть наиболее полно изложены как основные, так и дополнительные условия, определяющие взаимные обязательства сторон.
Прием на работу в качестве надомника оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия.

III. Организация и условия труда

Организация в надомных условиях трудовых процессов допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки либо могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ.

Обследование жилищно-бытовых условий граждан, изъявивших желание работать на дому, производится администрацией предприятия, применяющего надомный труд, ...

Администрация предприятия предоставляет в бесплатное пользование надомников оборудование, инструменты и приспособления, своевременно осуществляет их ремонт. В тех случаях, когда надомник использует свои инструменты и механизмы, ему выплачивается за их износ (амортизацию) компенсация в порядке, установленном законодательством. По согласованию сторон надомнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением для предприятия работ на дому (электроэнергия, вода и т.п.).

Администрация предприятия должна совершенствовать формы организации труда надомников; внедрять в практику их работы более совершенные приспособления и механизмы, способствующие повышению производительности труда и улучшению качества изготавливаемой ими продукции; организовывать индивидуальное обучение и повышение квалификации на дому тех работников, которые по состоянию здоровья не могут заниматься непосредственно на производстве; привлекать надомников к участию в общественно-политических, культурных и иных мероприятиях, проводимых на предприятии; осуществлять другие меры, способствующие более эффективному использованию труда надомников.

Конкретный вид работы для надомников выбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья (принимаются во внимание характер оборудования и инструментов, свойства сырья и материалов, рекомендации врачебно-трудовой экспертной комиссии или вра- чебно-консультационной комиссии и т.п.). Запрещается предоставлять надомникам такие виды работ, которые создают неудобства для проживающих соседей.

IV. Оплата труда и социальное страхование

Руководители предприятий ... могут применять для надомников сдельную или аккордную оплату труда.

Оплата труда надомников производится по сдельным расценкам за фактически выполненные работы или произведенную продукцию, отвечающую установленным требованиям к ее качеству.

При этом для надомников, организационно-технические условия труда которых близки к принятым при расчете норм выработки для рабочих, выполняющих аналогичные работы в производственных условиях, устанавливаются те же нормы, что и для указанных рабочих.
В тех случаях, когда надомники выполняют работу в иных организационно-технических условиях (другое оборудование, инструмент и т.д.), администрация может устанавливать для них нормы выработки исходя из конкретных условий их выполнения на дому.

Порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, расчетов за изготовленную продукцию, возмещения стоимости материалов (если изделия изготавливались из собственных материалов), вывоза готовой продукции устанавливаются в трудовом договоре по соглашению сторон или в коллективном договоре.

При этом обеспечение надомников сырьем и материалами, а также вывоз готовой продукции должны производиться, как правило, предприятием. В тех случаях, когда по соглашению сторон получение сырья и материалов, а также сдача готовой продукции производится самим надомником непосредственно на предприятии, время, затрачиваемое на получение и сдачу, включается в рабочее время и оплачивается повременно из расчета тарифной ставки выполняемых работ, но не выше тарифной ставки рабочего 2 разряда соответствующего вида работ.

Социальное страхование надомников производится в порядке, установленном законодательством.

V. Отпуска

Рабочим и служащим - надомникам предоставляется ежегодный (основной) отпуск продолжительностью 15 рабочих дней, если они в соответствии с законодательством не имеют права на ежегодный основной отпуск большей продолжительности.

Назад Оглавление Далее