aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Результаты работы | Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах

Для того, чтобы понять как работают службы ПТ в Европе, важно определить число успешных результатов. Общепринятым мнением считается, что их число достигает 35%, что многими оценивается, как недостаточный уровень. Есть противоположное мнение, что этот результат высок, если учитывать специфику соискателей (в основном, людей с психическими расстройствами).
В данной главе мы постараемся сравнить результаты ПТ в различных европейских странах. Мы рассмотрим, как производится оценка результатов, и есть ли различия в толковании понятия «работа».
Также в этой главе мы изложим обязанности трудового куратора и определим, сколько соискателей приходится на одного куратора, а также выясним поставленные куратором цели. В каждом случае мы разберём, скольких соискателей куратор поддерживает в процессе поиска работы, а скольких — уже после трудоустройства. Мы попытаемся выяснить, как проводится мониторинг и оценка результатов проектов.

6.1. Как измеряются результаты

Не все службы ПТ в Европе ведут статистику, и поэтому собрать подобную информацию бывает сложно. Одна из служб смогла документально подтвердить, что за 2006 г., при персонале в 5 человек, обеспечила постоянной занятостью 69 клиентов, но в целом такие службы нечасто отслеживают такие результаты своей работы
Кураторы и руководители указывают, что обычно качество услуги оценивается по количеству трудоустройств на выходе. Однако службы в Финляндии не зависят от количества успешных результатов: «эта служба не центр обучения, не центр трудоустройства, мы только сопровождаем». Хотя все кураторы соглашаются с тем, что основная цель их работы — трудоустройство клиента, финские финансодатели не требуют никакой оценки результатов. В одной из финских служб сообщили, что договора есть у 50% из 170-ти соискателей, но только 5 человек получают заработную плату. Причина в том, что государственные работодатели просто не платят соискателям.
Службы ПТ в Голландии оцениваются следующим образом: минимум 35% направленных к ним соискателей должны получить работу. Из этого количества половина, в норме, устраивается на постоянную, а другая половина - на временную работу.
В Португалии службы ПТ получают финансирование на проведение учебного курса, который обычно длится 4 года и включает в себя практику на рабочем месте. Если соискатели уходят с курса, служба рискует потерей средств. Смета расходов для финансирования должны предоставляться в качестве отчёта каждые 6 месяцев. Две службы сообщили о ежегодных инспекциях Департамента трудоустройства. Ни одна из организаций ещё не оказывалась в тяжёлой финансовой ситуации. Существует чёткое различие между «работой» и «настоящей работой». В течение 4 лет на практике соискатели имеют «работу». «Настоящая работа» начинается вместе с трудовым договором.
В Ирландии службы ПТ ежемесячно отчитываются о своей работе с соискателями. В Шотландии оценка работы зависит от источника финансирования и сопутствующего соглашения. Некоторые считают, что возможен и «мягкий результат», т.е. повышение мотивированности соискателя или улучшение характеристик его социального поведения. Те, кто получает пособие, могут продолжать его получать, если работают не более 16 часов в неделю.
В Испании положительные результаты работы служб ПТ составляет около 60%. Но надо учитывать, что в Испании основное финансирование связано с курсом повышения квалификации, где индикатором успеха является практика, а не трудоустройство. Поэтому испанские службы говорят не только о количестве трудоустройств, но и о количестве человек, прошедших практику. Кураторы сообщили, что обычно перед практикой соискателя проходит 3 месяца, а перед трудоустройством — 12 месяцев, а иногда и до двух лет.
Большинство участников норвежских программ, хоть в малой степени, но появляются на открытом рынке труда, в основном на «пробных работах» и практиках, реже они получают постоянные места. В других странах, таких как Финляндия, Португалия и Испания, окончательный результат для многих клиентов — это практика, временная работа и, в меньшей степени, возвращение к жизни на пособие.
Согласно норвежской статистике 2001-2002 гг., 35% участников программ ПТ получили работу на полный или неполный рабочий день. Но, в отличие от Голландии, примерно половина трудоустроившихся в рамках инициативы, не получают заработной платы, 26% получают обычную зарплату, а 23% получают зарплату, эквивалентную минимальной пенсии на одного человека в Норвегии. Люди в Норвегии чаще, чем в других странах, удовлетворяются пособием по инвалидности.

6.2. Обязанности кураторов

Во всех странах, за исключением Финляндии, кураторы часть своей работы посвящают бюрократическим аспектам, т.е. отчётам и заполнению форм на получение финансирования.
Повсеместно распространены формальные оценки работы кураторов, в некоторых местах они проводятся ежегодно, и происходят общие встречи, иногда ежемесячно.
В службах в Голландии каждый куратор работает с 20-22 соискателями. Минимум 35% из них должны получить работу, но отдельным кураторам не задаются плановые показатели. Оценивается деятельность всей команды, и куратор, работающий с очень сложными соискателями, может взять всего 10-12 человек. Для поиска работы специалисту отводится один год, однако, в среднем, на поиск уходит 3-4 месяца, хотя это будет не обязательно постоянная работа. У соискателя может быть до 3 срочных соглашений (обычно на 6 месяцев, но бывает и на год), однако для того, чтобы работа считалась постоянной, соискатель должен проработать на одном месте 3 года.
Португальский куратор может потратить до 4 лет на то, чтобы добиться постоянного договора для своего соискателя, а пятый год потратить на мониторинг. Португальские кураторы говорят, что для получения контракта необходимо от 1 недели до 4 лет, в зависимости от соискателя и доступности работодателей.
В Ирландии нет никаких стандартов на количество соискателей для одного куратора. Обычно они ведут от 20 до 40 соискателей в год. Это не считается большой нагрузкой, так как «некоторые звонят раз в три месяца». Самый долгий срок поиска работы для соискателя — 12 месяцев. Всё зависит от вида работы. Самый короткий срок — 2 месяца. Однако ирландские кураторы считают, что важно не время, а соответствие работы соискателю.
В Шотландии считается, что нормальная нагрузка куратора - это трудоустроить 6-10 человек в год и организовать 12-18 практических сессий. Таким образом, в конкретный момент времени нагрузка на куратора меняется от 10 до 16 соискателей.
Нагрузка на куратора в Испании не стандартизирована. Но, в среднем, каждый куратор ведёт до 20 соискателей одновременно. В Финляндии количество соискателей на куратора не установлено. У многих по 10-12, но встречается и по 40. Согласно нормативам, у норвежского куратора в любой момент времени должно быть 12 соискателей.

6.3. Выводы

За несколькими исключениями, информация о количественных результатах деятельности программ ПТ очень расплывчата. В Финляндии нет инструментов оценки результатов, хотя очевидная цель — трудоустройство. Только в Голландии существует контракт, согласно которому 35% соискателей должны получить работу. Службы в Испании и Португалии регулярно отчитываются в расходах и результатах, но это отчёты об участии клиентов в программах профессионального обучения. В Ирландии службы подают ежемесячные отчёты, но не установлено метрик оценки результатов. В Шотландии оценка зависит от того, кто финансирует работу, и какое соглашение с ним было достигнуто.
Сообщая о результатах, кураторы могут иметь в виду, как реальное трудоустройство, так и практику на рабочем месте. Во многих странах, особенно в Испании, Португалии и Финляндии, очень мало стимулов, подобных «бонусам» в голландской системе. В Испании и Португалии множество соискателей проходят практику на рабочих местах, и лишь малое число служб ПТ может дать ответ на вопрос, сколько соискателей после прохождения практики получают работу.
Нагрузка на кураторов в разных странах зависит от типа соискателей, продолжительности поддержки и вида оказываемой поддержки.
В Норвегии финансирование программ ПТ финансируется государством через NAV, чтобы обеспечивать инвалидов работой. Однако результаты работы норвежских служб менее впечатляющи, чем в Голландии. Норвегия, таким образом, ближе к Финляндии, Португалии и Испании, где поддерживаемое трудоустройство не обязательно приводит к получению работы. Как только финансирующие органы соглашаются с тем, что трудоустройство — не обязательный результат, вопросы готовности к работе и мотивации становятся нерелевантными. Куратор сможет тратить больше времени на другие аспекты жизни соискателя, которые не связаны с работой. А это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Назад Оглавление Далее