Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Глава 5. Подход к работодателям

В вопросах трудоустройства людей с инвалидностью область, требующая особого внимания, — отношения с работодателями и деловым сообществом. Чтобы понять, как действуют службы ПТ, важно знать, как данные проекты поддерживают связь с работодателями, есть ли у них особые партнёрские соглашения и договорённости (как проекты находят подход к работодателям и какие услуги предлагают?).
В данной главе рассматривается поиск рабочих мест службами ПТ и используемые при этом методики. Мы также рассмотрим роль соискателей в поиске работы и увидим, какие виды работ легко найти, и как долго соискатели задерживаются на рабочем месте.

5.1. Контакты с работодателями

ВсеслужбыПТподдерживаютконтактысработодателями,однако суть и глубина этих контактов может быть различной. Некоторые кураторы ищут вакансии и общаются с работодателями согласно желаниям соискателей, другие постоянно работают с одной и той же группой работодателей. В любом случае выходит, что к одному и тому же работодателю обращаются по несколько раз. Кураторы стараются поддерживать связь с сообществами работодателей, информировать их о поддерживаемом трудоустройстве, углублять отношения.
Голландские службы ПТ выделили отдельную должность «охотника за вакансиями». Специалисты из Голландии предпочитают работать через посредников, которые затем сами предлагают трудоустройство инвалидов руководителям высшего звена.
В Шотландии стараются предлагать широкий диапазон важных для работодателей услуг по поддержке, выстраиваются партнёрские отношения с местными работодателями частного и публичного сектора. Так легче находить вакансии и организовывать производственную практику.
В Португалии у каждой службы ПТ есть список контактов, состоящий из нескольких сотен компаний.
Несмотря на примеры служб трудоустройства, работающих с крупными транснациональными компаниями, как в Голландии, службы ПТ в целом более склонны работать с мелкими, местными фирмами, что видно на примере Португалии, Финляндии и Испании. Многие кураторы считают, что такие фирмы «человечнее», лучше интегрированы в местное сообщество, менее формальны, так что там проще организовать поддержку соискателей во время практики.

5.2. Поиск работы

Службы ПТ работают в основном через неформальные и, в меньшей степени, через формальные каналы. Как правило, сначала налаживается контакт с работодателем по телефону, затем происходит встреча. Кураторы считают такую работу сложной: «самое сложное — это поговорить с десятью работодателями, прежде чем сумеете найти того, кто заинтересуется», «сложнее всего заставить работодателей изменить своё отношение и перестроить планы».
Финские кураторы ищут вакансии параллельно с работой с соискателями, и это доставляет им дополнительные трудности. У них считается наиболее правильной стратегией говорить работодателям правду о соискателях, но это не исключает предварительной договорённости с соискателем о том, что тому следует говорить на собеседовании. Работодателей заинтересовывают возможностями поддержки соискателей со стороны службы и финансовыми моментами. Кроме того, работодателю не надо заботиться о страховке соискателя, потому что тот уже застрахован за счёт государства.
Чтобы поиск вакансий был более эффективным, некоторые службы, например в Голландии, выделяют специального сотрудника, который звонит в фирмы и ездит в них. Такие специалисты, как правило, менее «ориентированы на клиента», и у них меньше комплексов по поводу обращения к работодателям. Они не концентрируются на инвалидности соискателей, для них главное — просто попасть внутрь компании и начать работу. При этом отмечается, что сложнее всего убедить начальников, а обычные сотрудники более дружелюбны и гибки.
По словам кураторов из Испании и Ирландии, «создание вакансий» — обычный способ установки отношений: «Мы не торопимся, рассказываем работодателям о наших услугах, посещаем их, смотрим, как у них дела. Важно застать работодателя вовремя. Надо понимать, как он думает. Мы не смотрим на объявления о вакансиях. Выискиваем возможные вакансии, «части вакансий», то, что видим на рабочем месте. Для этого мы должны бывать непосредственно там. Это работает».
Наиболее часто применяющаяся стратегия — достижение договорённости о производственной практике. По словам кураторов, такая практика часто приводит к положительным результатам: «с формальной точки зрения, мы отвечаем на объявления, высылаем резюме, готовим соискателя к собеседованию. Неформально мы договариваемся с работодателем о практике, что, во многих случаях, ведёт к предложению рабочего места». Бывает, что соискатели проходят подобную практику в течение нескольких лет.
Испанские кураторы говорят, что вполне нормально договариваться о срочных договорах или о работе на неполный рабочий день, а потом переходить к постоянному трудоустройству: «Так работодатель может окончательно решить, нужен ли ему такой работник». Испанские кураторы рассказывают, что практику назначают только тогда, когда есть возможность получить постоянное место. Практика длится до 4 месяцев, клиент работает по 4 часа в день.
В других странах кураторы считают, что 1-3 месяца для практики нормально, в третьих - что возможны сроки и до 9 месяцев. Португальские кураторы сообщили, что в их работе с соискателями приемлемо, «если постоянное место появляется после полутора лет практики». В Финляндии многие из опрошенных кураторов положительно оценивают практику соискателя на рабочем месте, однако её продолжительность широко варьируется: «Некоторые участники могут месяцами оставаться на рабочем месте, чтобы научиться. Нашим соискателям нужно время, чтобы привыкнуть к работе, распорядку дня, просто к обычному обществу».
Часто во время практики работодатель не платит зарплату и иногда даже не заключает договор. Обычно в это время у соискателя сохраняется пенсия по инвалидности.
По данным службы ПТ в Голландии, полученный соискателями рабочий опыт очень важен и, в большинстве случаев, приводит к заключению постоянного контракта с работодателем. Однако во многих службах практика используется не очень широко. Кураторы объясняют, что в системе «нет работы — нет денег» не так просто договориться о практике, потому что финансирование выделяется на обучение и зависит от количества проработанных соискателем часов, в которые практика не засчитывается.
В Ирландии человек, проходящий практику, но не получающий заработной платы, считается «безработным». В других странах с этим не настолько ясно. В испанской и португальской системах соискателю во время обучения должна быть предоставлена возможность практики.
80% норвежских клиентов ПТ принимают участие в пробной работе или практике, но только (или целых - в зависимости от позиции) 35% после этого получают оплачиваемую работу.
Некоторые службы трудоустройства считают такой вид практики дискриминацией или эксплуатацией, потому что труд человека не оплачивается, однако он может помочь человеку в итоге получить работу. Согласно мнению голландских кураторов, практика даёт работодателю возможность лучше узнать человека. Но во время практики соискатель не имеет страховки, что может вызвать проблемы. С другой стороны, страховка может распространяться на соискателей, проходящих обучение, так что кураторы пытаются воспользоваться этим.
В Испании и Финляндии применяют и гораздо более короткие практические занятия. Их цель не приобретение работы, а помощь в планированиидальнейшихдействий.Такможновыявитьспособности соискателя или его предпочтения. Ирландские специалисты хотели бы иметь возможность с лёгкостью организовывать подобные «пробные» занятия, но во время их проведения соискатель не застрахован, а работодатель не готов взять риск на себя.

5.3. Кто и как находит работу

В подавляющем большинстве случаев находит работу не сам соискатель, а либо куратор, либо человек, ответственный за поиск вакансий. Вот как комментируют этот процесс сами кураторы:
«Я просматриваю объявления в газетах, смотрю список работодателей, с которыми мы раньше сотрудничали, связываюсь с фирмами. К каждому я подхожу индивидуально. И всё зависит от вида инвалидности соискателя»;
«Работодатель выбирает моего соискателя, потому что я на него давлю, или работодатель хочет помочь обществу, или соискатель на самом деле справляется с работой».
Некоторые службы по ПТ не рекомендуют соискателям напрямую общаться с работодателями, потому что это может негативно повлиять на выстраиваемые отношения. Но многие, наоборот, убеждены, что соискатель должен сам искать возможную работу и работодателей через собственную социальную сеть. Некоторые службы, например, в Голландии, Испании и Шотландии, используют «клубы ищущих работу» для того, чтобы поощрять самостоятельность соискателей. В Шотландии соискатели могут воспользоваться таким клубом для самостоятельного поиска работы. Те соискатели, кто не уверен в себе, обеспечиваются персональной поддержкой: инструктор, как правило, берёт на себя обязанности по связям с работодателями.
Во всех странах основной целью является активное участие и соискателя, и службы в процессе поиска работы. Некоторые кураторы стремятся предварительно убедиться, что соискатели обладают необходимыми навыками. Вот высказывания кураторов из Ирландии:
«Я стараюсь поощрять соискателя. Мы отрабатываем собеседования, написание резюме и т.д. Я хочу, чтобы у него всё это хорошо получалось»;
«Я прошу соискателя самого выбирать себе рабочие места, смотреть вакансии в местной газете, подумать, какой работой он хочет заниматься. Помогаю ему обращаться к потенциальным работодателям, поощряю его сделать первый шаг самому».
В Голландии ответственный за поиск работы ищет вакансии, которые удовлетворяют требованиям соискателя. Однако с точки зрения такого специалиста «найти работу» - значит «удовлетворить потребности работодателя тем соискателем, который сможет эту работу выполнять». Испанские кураторы говорят, что они предпочитают, чтобы соискатель сам нашёл работу. Но, в большинстве случаев, это делает специалист.
Норвежские кураторы проводят больше времени с соискателями, а не с работодателями. Это сильно отличается от голландского и шотландского методов, но напоминает услуги в Финляндии, Испании и Португалии. В Норвегии кураторы самостоятельно ищут вакансии для соискателей. Практически отсутствуют свидетельства о прочных связях с работодателями, а те редко сами обращаются в службы ПТ в поисках работников. Во многом поэтому норвежские и ирландские кураторы выражают желание проводить больше времени с работодателями.

5.4. Виды работы

Как правило, рабочие места для участников программ служб ПТ находятся в частном секторе. В Португалии в государственном и общественном секторах находится приблизительно только 20% рабочих мест для соискателей ПТ. В Испании и Ирландии для организаций государственного сектора существует квота в 3% на трудоустройство инвалидов. В обеих странах кураторы говорят, что квота не помогает, потому что руководители отказывают инвалидам в приёме на работу, если квота заполнена. Многие испанские службы считают, что производительность их клиентов слишком низка, чтобы соискатели могли претендовать на должности в государственном секторе.
В государственном секторе Норвегии, как и в других странах, неадекватный контроль над расходованием бюджетных средств ведёт к уменьшению числа принятых на работу инвалидов.
Большинство вакансий, найдённых в программах ПТ, не требует квалифицированного труда. Кураторы в Голландии и Финляндии говорят, что сложно найти вакансии, требующие квалифицированного труда. В то же время трудоустройство соискателей зависит в основном от их квалификации.
В Норвегии инструкторы работают с небольшими компаниями. Как правило, к одной и той же фирме обращаются по несколько раз. Соискатели обычно получают простую, неквалифицированную работу. Работодатели иногда совместно с инструктором определяют должностные обязанности нового сотрудника.
Основная цель — поиск постоянного места работы для соискателей. Хотя, по словам кураторов, в Португалии многие получают постоянную работу, считаются успехом и годичные трудовые договора. Финские кураторы говорят, что часто соискатели не добиваются постоянного трудового договора. Отметим также, что бессрочный контракт не всегда означает, что соискателю будут выплачивать заработную плату (многие предпочитают пенсию по инвалидности).
Обычно участники программ ПТ получают работу на неполный рабочий день независимо от срока действия договора. В Ирландии лишь малая часть соискателей работают полный рабочий день. Многие соискатели могли бы работать и больше, но низкопрофильной, неквалифицированной работы (заправочные станции, фабрики, кафе, розница) для этого явно недостаточно. В Испании большинство найденных мест неквалифицированны, требуют неполный рабочий день (обычно 20 часов в неделю). Находятся они в основном в супермаркетах, офисах, на кухнях и в гостиницах.
По данным одной из шотландских служб, 75% их клиентов работают полный рабочий день и не получают пособия, а другие 25% — работают 16 часов и получают пособие по инвалидности. Службы трудоустройства в Шотландии также отмечают, что большинство их клиентов ищет неквалифицированную работу.

5.5. Мониторинг и удержание работы

Норвежские правила ограничивают участие клиента в программе 3 годами. В других странах тоже есть временные ограничения, хотя и не настолько строгие. Но некоторым из соискателей требуется значительная поддержка в течение более длительного периода времени. Как правило, это необходимо людям с проблемами психического здоровья. Вот что об этом говорит один из ирландских кураторов: «Соискатель может просто «выпасть из жизни». Причина — психическое заболевание или просто плохое самочувствие». Если такие соискатели не получают необходимой поддержки, то в долгосрочной перспективе результаты службы могут оказаться не очень хороши.
Как правило, после трудоустройства остаётся возможность обратиться в службу ПТ. Это может сделать как сам соискатель, так и его работодатель в случае необходимости.
В Испании такая поддержка доступна всегда, даже в отсутствие финансирования. В Португалии нет единого мнения по этому вопросу. Одни службы готовы оказывать долгосрочную поддержку (до 4 лет), другие ограничивают время поддержки одним годом.
В Шотландии поддержка редко длится дольше 3-4 месяцев: считается, что потом она не нужна. Однако при необходимости она доступна в любое время.
В Голландии между работодателем и службой трудоустройства заключается соглашение о поддержке в случае возникновения проблем. Затем два раза в год происходит мониторинг. Так как в Голландии основные участники программ поддерживаемого трудоустройства - молодые люди, младше 25 лет, то они часто меняют решения и место работы. Соискатели работают от 2 месяцев до 5 лет на одном месте. Средний срок — 3 года.
В Ирландии из служб ПТ сообщают, что люди, как правило, задерживаются на найденных рабочих местах. Одна из ирландских служб отслеживает своих клиентов и информирует, что, примерно, половина остаётся на работе:
«Некоторые из клиентов обслуживаются у нас уже 5 лет, потому что мы никому не отказываем. Может, поддержка и не такая хорошая, но всегда приятно осознавать, что мы, в случае чего, поддержим»;
«Мы снижаем уровень нашего присутствия, но продолжаем поддерживать связь через работодателей и сотрудников».
Шотландская служба: «Нет никаких данных о том, как долго человек остаётся на работе, потому что, как правило, длительная поддержка не требуется, но, по слухам, более 60% остаются на работе спустя год».

5.6. Финансовая поддержка

Во многих странах есть финансовые стимулы для работодателей. Службы ПТ часто их используют. Практика на рабочем месте и «пробная» работа — также популярные инструменты.
Финансовая поддержка в виде субсидирования заработной платы присутствует во всех описанных нами странах, однако не все службы трудоустройства ей пользуются. Хотя это и явный стимул, но к нему прибегают лишь в последнем случае и на короткий срок, от 4 до 6 месяцев. На вопрос о субсидировании заработной платы кураторы рассказывают о бюрократических барьерах, которые затрудняют использование этого стимула.
В большинстве португальских служб субсидирование используется в первые 3 месяца. В Голландии субсидии назначаются на основе продуктивности, например, если человек работает 38 часов, но его производительность составляет 50%, то только 50% заработной платы субсидируется от UWV.
В Голландии важным инструментом убеждения работодателей является законодательство с мощными финансовыми стимулами. Например, если компания берет на работу молодого инвалида, то на всю его жизнь освобождается от выплат по его больничным листам. Для других инвалидов этот срок равен 5 годам. Голландские службы ПТ считают, что существующих стимулов достаточно, проблема в том, что работодатели не всегда о них знают:
В Финляндии использование субсидий зависит от степени инвалидности и периода, во время которого соискатель был без работы. В целом субсидирование заработной платы доступно и инвалидам, и не инвалидам. Заработные платы инвалидов обычно субсидируются в течение двух лет с возможностью продления ещё на два года.
В Ирландии для компенсации работодателю потерь производительности труда применялась Схема поддержки трудоустройства (ESS). ESS часто использовалась в трудоустройстве, но в 2005 г. она была отменена и превратилась в Систему субсидирования зарплат (WSS). Службы ПТ недовольны такой заменой. Клиенты при ESS могли сохранить свои пособия. А с WSS человек должен полностью отказаться от финансовой поддержки и работать как минимум 21 час в неделю. Кураторы считают, что многие соискатели не получили бы работу без ESS. Они работают на «особых» местах, существующих благодаря компенсации потери производительности труда. Возникают и другие сложности, которые запутывают работодателей. Например человек, получающий пенсию по инвалидности, может работать только 20 часов в неделю, однако, если работодатель получает субсидию на заработную плату, то человеку надо работать не менее 21 часа.

5.7. Выводы

Всё службы ПТ поддерживают контакты с работодателями, однако суть и глубина этих контактов может быть различной. Многие службы стараются сотрудничать с объединениями работодателей.
Кураторы предпочитают работать с местным небольшим бизнесом. Он воспринимается более человечным и подходящим для соискателей.
Службы ПТ работают через неформальные и, в меньшей степени, формальные каналы. Как правило, сначала происходит контакт с работодателем по телефону, за ним идёт встреча.
Поощряется, когда активное участие в процессе поиска работы принимает сам соискатель, однако зачастую именно куратор находит вакансии.
Часто применяется стратегия по организации практики на рабочем месте. «Пробная работа» — это значительно более короткая по времени практика, во время которой проверяются способности клиента и выявляются его предпочтения.
Финансовые стимулы существуют во всех странах, но бюрократические барьеры мешают их применению., Работодателю, тем не менее, обычно выплачивается некая компенсация за меньшую производительность труда инвалида, иногда работодатель вообще не выплачивает заработную плату, за это берётся государство.
Основная цель — поиск постоянного места работы для соискателя, но обычно участники программ трудоустройства получают работу на неполный рабочий день независимо от срока действия. Бессрочный трудовой договор ещё не подразумевает заработной платы, как например в государственном секторе, где зарплата не выплачивается, а соискатель продолжает получать пенсию или пособие.
Все кураторы говорят, что стабильность на рабочих местах высока, но полноценно такая статистика не ведётся. В любом случае для всех соискателей возможна долгосрочная поддержка на рабочем месте, хотя бы и по телефону.

Назад Оглавление Далее