Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Глава 3. Практическая сторона

В данной главе мы расскажем, какие услуги предлагаются европейскими проектами ПТ в дополнение к собственно трудоустройству. Вы также сможете узнать, как проекты ПТ дополняют другие виды профессиональной поддержки.
Вы выясните, насколько европейские кураторы ценят свою работу, и каков уровень оплаты их труда, а также то, какова их компетентность, и кем проводится обучение кураторов служб ПТ.

3.1. Какие дополнительные услуги предоставляются

Большинство служб ПТ не предлагают услуги по профессиональному или социальному обучению. Однако некоторые агентства применяют целостный подход, где ПТ — лишь часть услуги. Так происходит в муниципальных службах Финляндии, а также в Шотландии. Миссия одной из шотландских служб, специализирующейся на людях со сложностями обучения, такова: «Придать нашим соискателям сил, предлагая целостные, гибкие, основанные на их потребностях услуги, включая трудоустройство, обучение и общение». Эта служба, как и некоторые финские службы, предлагает обучение социальным навыкам. Шотландская служба помогает соискателям попасть в образовательные программы для взрослых и на университетские курсы, а также обеспечивает поддержку в «клубе ищущих работу», сотрудничает с работодателями в разрешении вопросов, связанных с инвалидностью, даёт консультации по вопросам о финансовых стимулах, законодательству и правительственных программах.
Некоторые службы сотрудничают с учебными центрами, в которых соискатели получают предварительное обучение. Служба ПТ может направить соискателя в учебный центр, который часто является элементом той же организации, что и служба. Проекты по ПТ могут предоставить соискателю неоплачиваемую практику на фирме, однако основная цель — поиск постоянной работы на открытом рынке труда.
В Испании службы обязаны предлагать профессиональное обучение, потому что именно этот аспект их работы финансируется. Чтобы получить разрешение на проведение обучения, агентство должно разработать учебный план в таких областях как общение, социальные навыки, самооценка, трудовое законодательство, поиск работы. Некоторые из агентств в Испании предлагают поддержку независимой жизни и поддержку семей.
В Финляндии иногда оказывается помощь в переходе от школы к работе, а также помощь семьям соискателей.
Кураторы в Норвегии и Ирландии имеют тенденцию заниматься вопросами, которые лежат в зоне ответственности других служб (особенно служб социальной защиты). Такое случается, если в службы ПТ направляются люди, не имеющие должного уровня мотивации. У этих соискателей часто присутствует множество других проблем, которые должны быть решены до поиска работы. В таких случаях куратор работает с соискателем в рамках своей службы, применяя «холистический» подход.
Европейский союз поддерживаемого трудоустройства (European Union of Supported Employment (EUSE)) призывает развивать 5-ступенчатый процесс трудоустройства. Этот 5-ступенчатый процесс признан в качестве передового рамочного процесса работы в рамках ПТ.
Каждая из 5 ступеней охватывает множество видов деятельности. Некоторые из них относятся только к одному виду инвалидности, другие - более общие и применимы ко всем ущемляемым группам. На каждой ступени поставщики услуг должны отслеживать сроки работы, чтобы не растрачивать жизнь человека впустую.

Ступень 1 — Вовлечение

Множество видов деятельности, большинство из которых не уникальны для конкретных видов инвалидности, но могут быть применены и к другим ущемляемым группам. На этой ступени важно предоставить доступную информацию в надлежащей форме, чтобы человек мог сделать осознанный выбор. Все виды деятельности должны быть личностно ориентированы, являться частью согласованного плана действий по поддержке трудоустройства индивидуума на открытом рынке. К концу этой ступени человек сможет принять обоснованное решение о том, хочет ли он принять участие в программе ПТ и желает ли работать с конкретным поставщиком услуг.

Ступень 2 — Профессиональная оценка

На этой ступени выявляются навыки, способности, сильные и слабые стороны человека. В результате создаётся профессиональный профиль, который оказывает влияние на весь оставшийся процесс. ПТ даёт ищущим работу возможность найти работу в соответствии со своими интересами, желаниями и нуждами. На этой ступени поощряется самостоятельное принятие карьерных решений, разработка собственного рабочего проекта в соответствии с интересами и профессиональными способностями. На этой ступени должно применяться личностно-ориентированное планирование.

Ступень 3 — Поиск работы

Это ключевая ступень, которая может повлиять на работодателей и обеспечить соискателя работой. Нет единственно верного пути поиска работы, поэтому нужно рассмотреть всё возможности, наилучшим образом отвечающие интересам заинтересованных сторон.
Здесь не указывается, кто должен искать работу, но в любой момент именно соискатель должен полностью контролировать деятельность по поиску. Ему необходимо предоставлять полную информацию, необходимую для принятия обоснованных решений.
Независимо от конкретной инвалидности или иного состояния всем управляет соискатель, а служба трудоустройства лишь предоставляет поддержку и консультации. При этом, конечно, существует несколько способов определения подходящего места работы или работодателя.

Ступень 4 — Вовлечение работодателя

Деятельность на этой ступени зависит от того, какую форму принимает взаимодействие с работодателем.
Для текущих целей предположим, что специалист по трудоустройству и, возможно, соискатель, встречаются с работодателем. На этой ступени выясняется, что может работодатель потенциально предложить.
Потенциальные вопросы могут включать в себя:
1. Навыки и опыт, необходимые работодателю
2. Часы работы (пробная работа или практика)
3. Условия трудоустройства
4. Трудовая культура
5. Необходимая соискателю поддержка
6. Поддержка, которую может оказать поставщик услуг
7. Поддержка со стороны коллег/работодателя
8. Тренинг по пониманию инвалидности для сотрудников и работодателя
9. Требования безопасности
10. Доступность дополнительного финансирования и поддержки со стороны правительственных программ
11. Консультирование работодателя относительно его обязанностей и ответственности согласно законодательству

Ступень 5 — Поддержка на рабочем месте и вне работы

Уровень, количество и формы поддержки зависят от потребностей, способностей человека и его окружения. Поддержка — основа ПТ, она присутствует на всех ступенях. Профессиональная поддержка должна постепенно уступать место поддержке со стороны коллег. Уровень поддержки и стратегия её сокращения обсуждается с коллегами, работодателем и самим клиентом.
Разнообразная поддержка помогает человеку надлежащим образом себя вести, работать в команде, быть частью корпоративной культуры, помогает карьерному росту. Она также даёт работодателю инструмент взаимодействия с новым сотрудником и обеспечивает коллегам понимание происходящего, что, в свою очередь, становится «естественной» поддержкой на рабочем месте.
Меры поддержки должны быть личностно-ориентированы, гибки и могут включать в себя:
Поддержка на рабочем месте
1. Подсказки и помощь по социальным навыкам
2. Узнавание начальника/коллеги
3. Определение культуры рабочего места
4. Поддержка во время адаптации на рабочем месте
5. Поддержка работодателя и коллег по работе
6. Выявление принятых корпоративных обычаев и традиций
7. Определение возможностей для карьерного роста
Поддержка вне работы
1. Решение практических вопросов (транспортировка, рабочая одежда и т.д.)
2. Обсуждение межличностных отношений на работе
3. Помощь в оформлении пособий
4. Поддержание связи со службами здравоохранения/ социальной защиты
5. Консультирование по вопросам, поднятым соискателем
Важно отметить, что в области ПТ появились новые методы.
Например, в последние годы в Норвегии большее внимание уделяется перспективам переноса методов ПТ в систему профессиональной реабилитации и интеграции. Несколько новых норвежских инициатив возникли благодаря поддерживаемому трудоустройству:
1. Трудовые кураторы, принимающие участие в работе с бывшими осуждёнными или - в ходе метадоновой терапии - с бывшими наркоманами.
2. Кураторы, работающие на специализированных предприятиях в нескольких сельских регионах.
3. Кураторы, являющиеся сотрудниками обычных фирм- участников открытого рынка труда.
4. Кураторы, сотрудничающие с организацией «Fountain House» для людей с ментальными проблемами.
5. Новые пилотные программы индивидуального трудоустройства и поддержки.
Наконец, национальная норвежская программа «Inclusive Work Life», которая представляет собой трёхстороннее соглашение между правительством, организацией работодателей и профессиональными союзами, частично применяет методы и подход, напоминающие некоторые аспекты поддерживаемого трудоустройства.

3.2. Сотрудничество с другими компонентами системы реабилитации

Проекты ПТ в основном сотрудничают с органами здравоохранения, организациями инвалидов, органами социальной защиты, департаментами труда и муниципалитетами.
Службы ПТ обычно не сотрудничают в полной мере с традиционными специализированными предприятиями для инвалидов. Социальные фирмы, специализированные предприятия и реабилитационные центры лишь иногда находят работу для своих участников через службы ПТ, иногда люди уходят в специализированные предприятия. О таких клиентах говорят, что у них «огромные сложности», и что они «очень далеко от трудоустройства».
В Испании службам ПТ необходимо сотрудничество с больницами и психиатрами, потому что врачи выдают сертификат о работоспособности человека. Однако это создаёт дополнительные трудности. Испанские кураторы жалуются, что медики слишком мало знают о работе и часто говорят, что человек работать не может: «Они не рассматривают работу не как часть лечения или реабилитации, а как дополнительную нагрузку на психику».
Одна шотландская служба предлагает курс «Путь вперёд» специально для людей с психическими расстройствами. Курс проводится несколько раз в год совместно с отделением психического здоровья местного колледжа. Этот курс помогает преодолеть разрыв между выходом из больницы и подготовкой к трудоустройству.
Как упоминалось в предыдущей главе, сотрудничество между службами ПТ встречается нечасто, в основном потому, что они напрямую конкурируют за финансовые средства. Однако чаще сотрудничать просто не с кем.
За исключением службы кураторов в Центрах трудоустройства (ESC) в Финляндии и Норвегии, службы ПТ редко состоят в формальных отношениях с третьими сторонами. Однако во всех странах существует неформальное сотрудничество представителей различных служб, включая медиков и работников социальной защиты.
В норвежской системе ПТ кураторы чаще, чем в других странах работают с представителями других форм профессиональной реабилитации, например со специализированными предприятиями и профессиональным обучением. Это, безусловно, результат особой структуры системы поддерживаемого трудоустройства. Подобные же явления присутствуют и в Финляндии. Иногда кураторам в этих странах приходится решать проблемы соискателей, за которые ответственны другие службы. Причиной этого может быть то, что, в отличие от шотландских и голландских, финские и норвежские соискатели менее «готовы к работе», их нужды более сложны и многообразны.

3.3. Компетентность кураторов и условия их работы

У кураторов, как правило, есть высшее образование, например, в области психологии, социальной работы, социологии или педагогики. Обычно инструкторы приобретают дополнительные, специфические навыки в ходе практики, а также неформально обучаясь и общаясь друг с другом и другими специалистами — включая врачей и психологов.
Многие португальские и испанские инструкторы принимают участие в программах ЕС по ПТ, где приобретают важные знания и навыки. В Голландии есть курсы, посвящённые ПТ, например «Поддержка на рабочем месте» в Маастрихтском университете. Некоторые из ирландских кураторов прослушивают курс по психиатрии в Открытом университете.
Многие кураторы в Ирландии и Финляндии получают специальный диплом в области ПТ, другие в области социальной работы и психологии. Однако получаемые теоретические знания не отражают полностью реальную жизнь, и основные навыки кураторы приобретают на практике, обучаясь уже на работе.
Большинство норвежских инструкторов, как и в других странах, получили образование в области социальной работы, экономики, управления и педагогики. Большинство выбрало эту работу из-за интереса или желания работать с людьми.
Другой общий вопрос — заработная плата. В Финляндии текучка персонала низка, потому что инструкторам нравится их работа. В Ирландии текучка наблюдается в основном из-за более привлекательных предложений со стороны.
Португальские инструкторы говорят, что получают среднюю заработную плату. Она считается приемлемой, но всё же меньше зарплаты учителя или социального работника. В Голландии зарплата тоже средняя, голландские «охотники за рабочими местами» получают больше португальских коллег, но всё равно меньше, чем учителя или социальные работники. Зарплаты кураторов в Ирландии долгое время были низкими, однако нынешний уровень воспринимается как адекватный. В Шотландии кураторы получают среднюю в социальной сфере заработную плату, а также имеют в своём распоряжении служебный автомобиль. В Финляндии заработная плата инструктора меньше, чем у социального работника, и сопоставима с заработной платой персонального ассистента инвалида. В Испании кураторы получают больше, чем в частных агентствах.
Уровень оплаты труда кураторов в целом невысок Зарплата немного ниже, чем у социального работника, и значительно ниже зарплаты учителя или постоянного работника агентства по трудоустройству. Кураторы говорят, что зарплата небольшая, но они работают не из-за зарплаты, так как им нравится их работа.

3.4. Выводы

Службы включённого трудоустройства обычно не предлагают своим клиентам профессионального или социального образования. Если ПТ — лишь один из видов деятельности организации, то соискатели, как правило, посещают разные курсы, включая занятия по усвоению социальных и практических жизненных навыков.
Практически нет сотрудничества между специализированными предприятиями для инвалидов и службами ПТ. Сотрудничество между самими службами также встречается редко.
Хотя руководители служб ПТ считают, что личные качества инструктора важнее формального образования, большинство инструкторов имеет высшее образование. Основные области образования: социология, экономика, управление, педагогика, психология, социальная работа и оккупациональная терапия.
Несмотря на то, что трудовые кураторы часто имеют университетское образование, уровень заработной платы у них невысок.
Многим кураторам недостаточно полученного образования, они вырабатывают специфические навыки благодаря практическому обучению на работе и частому общению со специалистами. Если кураторы удовлетворены содержанием работы, то текучка кадров невелика.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы