aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г.)

(Извлечение и комментарии)

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Комментарии: Впервые, целью государственной политики было провозглашено обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей. До этого государство брало на себя обязательства только по социальному обеспечению инвалидов.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
(Статья № 1 - Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности).

Комментарии: В данном Законе введено разграничение между понятиями «инвалидность» и «трудоспособность». До этого Закона врачебно-трудовые экспертные комиссии (втэки) рассматривали инвалидность исключительно как потерю трудоспособности и в зависимости от степени её потери устанавливали группу инвалидности. Первая группа явялась полностью нетрудоспособной, вторая группа делилась на трудоспособную и нетрудоспособную, и только те, кому присваивали третью группу, считались трудоспособными гражданами. По этому Закону, инвалидность -это не потеря трудоспособности, а нарушение здоровья, приводящее к ограничению жизнедеятельности, приводящее к необходимости их социальной защиты. Следовательно, полная или частичная утрата лицом способности обучаться и (или) обучаться и заниматься трудовой деятельностью является только одним из пунктов, причём стоящее не на первом месте, характеризирующим ограничение жизнедеятельности.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
(Статья № 2 - Понятие социальной защиты инвалидов).

Комментарии: В данном положении Закона даётся новое определение социальной защиты инвалидов: это не только пенсии и льготы, а система мер, направленная на создание им равных с другими гражданами возможностей.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
(Статья № 3 - Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов).

Комментарии: Данной нормой Закона провозглашён приоритет норм международного права, конечно, если оно прошло соответствующую ратификацию.
Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья № 1 - Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности).
Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.
(Статья № 3 - Государственная служба медико-социальной экспертизы).

Комментарии: В Законе прописано создание новой структуры - Государственной службы медико-социальной экспертиз (МСЭ), которая призвана устанавливать факт инвалидности, определять группу и разрабатывать Индивидуальную программу реабилитации. Но данная служба была создана на бозе уже существующих Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭКи), в ней продолжают работать те же люди, в большинстве своём руководствующиеся теми же стереотипными взглядами на проблемы инвалидности и устоявшимся отношением к возможностям инвалидов («инвалиды не могут учиться, работать»). Некоторые из них до сих пор руководствуются устаревшими положениями, действующими до принятия данного Закона, и рассматривают процесс установления группы инвалидности исключительно, как определение трудоспособности инвалида.
Также важным моментом является то, что бюро МСЭ входят в систему органов социальной защиты населения, а не здравоохранения, несмотря на то, что большинство из них территориально находятся на бозе поликлиник и больниц.
Медико-социальная экспертиза -определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерох социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
(Статья № 7 - Понятие медико-социальной экспертизы).

Комментарии: По данному положению Закона, медико-социальная экспертиза - это не только установление факта и определение группы инвалидности, но и определение мер социальной защиты, которые, исходя из статьи №3, должны вести к созданию инвалидам равных с другими гражданами возможностей.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устронение или возможно более полную компенсаций ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановитель-терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
(Статья №9 - Понятие «Реабилитация инвалидов»).

Комментарии: В статье определены цели реабилитации: возвращение человека с инвалидностью к полноценной общественной жизни, а не только лечение и материальная помощь. Также статья определяет, что включает в себя реабилитация инвалидов. Это является основой формирования Индивидуальной программы реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов разработанный на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).

Комментарии: В данном Законе впервые упоминается Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Процесс возвращения человека к полноценной общественной жизни - сугубо индивидуальный процесс. Акцент нужно делать на первом слове - «индивидуальная».
Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов -гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются правительством российской федерации.
(Статья 10 - Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов).
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
(Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).

Комментарии: Федеральная базовая программа реабилитации пока не утверждена. Ожидается её принятие, а на данный момент действует довольно запутанная система, когда инвалид через суд может получить компенсацию практически за любую оплаченную услугу, включённую в ИПР, руководствуясь тем, что объём реабилитационных мероприятий не может быть меньше федеральной базовой программы. А раз данная программа не утверждена, то значит, все услуги и средства должны быть реализованы за государственный счёт, так как отсутствие федеральной базовой программы является недоработкой государственных органов, а не проблемой инвалида. После принятия федеральной базовой программы реабилитации инвалидов такая возможность будет исключена. За государственный счёт в обязательном порядке будут реализованы только те мероприятия, которые включены в утверждённую Федеральную базовую программу реабилитации инвалидов. Плюс те, что входят в список региональной программы реабилитации инвалидов (иногда они называются гарантированным перечнем услуг и средств реабилитации). За все остальные реабилитационные мероприятия государственные структуры имеют право не платить, и они будут реализованы за счёт самого инвалида или других лиц и организаций, в том числе спонсоров. Но это не значит, что данные услуги и средства не имеет смысла включать в ИПР. Вам будет гораздо проще добиться оплаты дополнительных услуг через местные органы власти или спонсоров, так как у Вас есть документ, доказывающий, что эти мероприятия Вам необходимы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).

Комментарии: Очень важное положение Закона. Если в Вашу ИПР включены реабилитационные мероприятия и средства реабилитации то организации, прописанные исполнителями, обязаны выполнить их в отведённый для реабилитационной программы срок. Например, Если в ИПР ключено профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство, то значит, службы занятости должны обеспечить реализацию этих пунктов.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, котодолжны быть предоставлены инвалиду.
Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).

Комментарии: Во многом, используя данное положение За-п, можно применить механизм получения денежной компенсации за самостоятельно оплаченные реабилитационные услуги или мероприятия. Главное, помните, что по Закону именно Вы имеете приоритет в выборе вида и исполнителя реабилитационных мероприятий, включённых в ИПР. И неважно, кто предоставляет данную услугу: государственная или коммерческая структура: между двумя условиями выплаты компенсации стоит предлог «или», а не «и». А если данное средство или услуга не могут быть предостпвлены, то Вы просто имеете право, пользуясь этим положением Закона, забрать положенную Вам сумму денег.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятии, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом ИЛИ от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
(Статья №11 - Индивидуальная Программа Реабилитации).

Комментарии: По этому положению инвалид является хозяином своей Индивидуальной программы реабилитации и при необходимости может отказаться от реализации её в целом или от отдельных пунктов, но это автоматически снимает с организаций, призванных выполнить ИПР, ответственность за её неисполнение и не даёт инвалиду права требовать компенсации за эти услуги.
Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социАльной реабилитации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
(Статья №12 - государственная Служба реабилитации инвалидов).

Комментарии: По данному положению федеральные и региональные власти должны обеспечить инфраструктуру и взаимодействие между разными структурами для комплексного выполнения всех трёх реабилитационных программ ИПР. Государственная служба реабилитации инвалидов в том виде, который прописан в Законе, до сих пор не создана, но это не должно являться проблемой инвалида в процессе формирования и реализации ИПР.
Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
(Статья №12 - государственная Служба реабилитации инвалидов).

Комментарии: На настоящий момент данное ведомство называется Министерством труда и социального развития. Помните, что при реализации Вашей ИПР, основными для Вас являются местные подразделения этого Министерства (сейчас в разных регионах создаются отделения социальной реабилитации инвалидов именно для реализации ИПР). Они должны координировать и содействовать в выполнении всех включённых мероприятий, даже если их исполнителями прописаны, к примеру, структуры здравоохранения или Федеральная служба занятости населения.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Язык жестов признается как средство межличностного общения.
Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.
Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.
(Статья №14 - Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации).

Комментарии: Государство гарантировало инвалидам право на получение необходимой информации и даже определило, что в это входит, и какие меры надо предпринять. Но разве, если незрячий гражданин обратиться, к примеру, в местный Центр занятости, то ему предложат список предложении и вакансии на языке Брайля, или неслышащему смогут предоставить сурдопереводчика? Ответственными за оказание помощи инвалидам в сурдопереводе и обеспечении тифлосредствами прописаны органы социальной защиты населения.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооруЖениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.
(Статья № 15 - Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры).

Комментарии: Данная статья Закона выполняется далеко не всегда и не везде. Почти все Центры занятости населения находятся в архитектурно-недоступных местах для инвалидов. Но если, государственные структуры имеют возможность ссылаться на федеральные и территориальные программы создания безбарьерной среды, то коммерческие организации, в том числе работодатели, за необеспечение доступности здания для инвалидов при строительстве или реконструкции здания могут привлекаться к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 9.13).
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
(Статья № 15 - Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры).

Комментарии: Возле любого учреждения, и в том числе по месту работы, Вам должны предоставить место для стоянки, парковки автомобиля бесплатно. За нарушения данного положения предусмотрено наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.43).
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возмож-ования услугами сурдопереводчиков. татья №19 - Образование инвалидов).

Комментарии: Вы имеете право, в соответствии с данными положениями Закона, на бесплатное образование, вплоть до высшего профессионального, но государство обеспечивает его в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. также Вы имеете право на обеспечение специальными учебными пособиями (например, на языке Брайля) и услуги сурдопереводчика.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами Государственной власти, органами Государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
Осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
Установление в организациях независимо от организационноправовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
Резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
Стимулирования, создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
Организации обучения инвалидов новым профессиям (Статья № 20 - Обеспечение занятости инвалидов).

Комментарии: Данным положением Закона государство ещё раз гарантировало трудоустройство инвалидов и даже прописало ряд мер, которые должны реализовываться для обеспечения этих гарантий. Вы имеете полное право задать вопросы представителям государственных служб: «А как данные мероприятия реализуются у нас в регионе?».
Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в% к среднесписочной численности работников (но не менее 3%).
Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товариществ и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождается от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
В случае не выполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого не трудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов
(Статья № 21 - Установление квоты для приема на работу инвалидов).

Комментарии: Не во всех регионах Российской Федерации приняты местные Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов. Но при всех недостатках данной системы, она обеспечивает дополнительные гарантии резервирования рабочих мест для инвалидов, и главное позволяет аккумулировать финансовые средства на целевое использование по созданию рабочих мест для инвалидов. Вы можете добиваться принятия региональных законов о квотировании рабочих мест, основной задачей которых должно быть чёткое описание механизмов реализации данных положений Закона и (или) полноценного их выполнения. Региональные законодательные власти не могут проигнорировать нормы, заложенные в Федеральном Законе, что является ещё одним аргументом вашей деятельности по лоббированию принятия и реализации региональных законов о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов -рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов создаются за счет федерального бюджета.
Специальные рабочие места для лиц ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании, создаются за счет средств работодателей - причинителеи вреда (часть Ч, в редакции Федерального закона от 2Ч.07.1998г. № 125-ФЗ).
(Статья №22 - Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов).

Комментарии: В данном Законе говорится о создании специальных рабочих мест для инвалидов и источнике их финансирования. Несмотря на Закон, до сих пор чиновники и соответствующие специалисты Центров занятости, слыша про специальные рабочие места, делают «большие глаза» и впадают в некоторую растерянность. Рекомендации по созданию специальных условий для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения если и созданы, то не являются общедоступными. Из-за этого у работодателей сложились стереотипы, что для этого требуется безумное количество денег и сил, хотя в большинстве случаев это совсем не так. Государственные структуры, чаще всего, видят пути и возможности для создания условий, обеспечивающих возможность труда инвалидов, только на специализированных предприятиях. Несмотря на все вышеперечисленные трудности, Вы должны чётко представлять, что государством гарантирована и такая мера, как создание специальных рабочих мест, и Вы имеете полное право этим воспользоваться.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с ИПР инвалида.
(Статья № 23 - Условия труда инвалидов).

Комментарии: Опять-таки, для реализации Ваших прав на трудоустройство и создания соответствующих условий труда необходимо иметь заполненный пункт в ИПР.
Не допускается установление коллективных или индивидуальных трудовых договоров условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.
(Статья № 23 - Условия труда инвалидов).

Комментарии: Не все инвалиды знают и пользуются своими правами. Особенно часто работодатели соглашаются на сокращение продолжительности рабочего времени инвалида, только с условиями соответтвующего сокращения и заработной платы. Нормы данного Закона запрещают это и другие формы дискриминации в труде.
Работодатели в праве запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
Создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
Создавать инвалидам условия труда в соответствии с ИПР инвалидов;
Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
(Статья № 24 - Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов).

Комментарии: Очень важно то, что именно работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Но в Законе организациям дана возможность просто откупиться от выполнения данных норм незначительной суммой денег, чем они в большинстве случаев и пользуются. В этой статье снова упоминается ИПР и то, что условия труда инвалида создаются в соответствии с данной реабилитационной программой.
Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида.
(Статья № 25 - Порядок и условия признания инвалида безработным).

Комментарии: Без сформированной ИПР с заполненным разделом по профессиональной реабилитации, в которую входит заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, Вы не сможете встать на учёт в службе занятости. А, следовательно, не сможете бесплатно получить новое профессиональное образование и участвовать в программе по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культуры и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, научные опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждения органов социальной защиты населения, государственного предприятия «Национальный фонд содействия инвалидам РФ», осуществляется в порядке и на условиях предусмотренных законодательством РФ.
(Статья № 2Б - Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов).
Комментариев данный список попали, в том числе предприятия и организации, обеспечивающие занятость инвалидов. К сожалению, государственная поддержка осталась больше декларативной, и в последнее время предприятия лишились практически всех налоговых льгот, стимулирующих их к трудоустройству инвалидов.
Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством РФ.
(Статья № 27 - Материальное обеспечение инвалидов).

Комментарии: В соответствии с данным положением Закона, инвалид не лишается своей государственной пенсии, если помимо неё
Получает пособие по безработице или заработную плату. Он может лишиться каких-либо дополнительных выплат, но не самой пенсии.
Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторнокурортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть Ч, в редакции Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ).
(Статья № 29 - Санаторно-курортное лечение инвалидов).

Комментарии: Одним из самых Больших опасений при трудоустройстве для инвалида является то, что он не сможет бесплатно получать санаторно-курортные путёвки за счёт средств государственного социального обеспечения. Но, по нормам данного Закона, в таком случае, обеспечение инвалида санаторно-курортным лечением производится за счёт Фонда социального страхования по месту работы. В любом случае, без положенной Вам путёвки в санаторий, тем более, если это прописано в ИПР. вы не останетесь.
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
(Статья № 32 - Ответственность за нарушение прав инвалидов.
Разрешение споров).

Комментарии: В Законе отражено Ваше право на разрешение конфликтов и споров в судебном порядке. Вы можете оспаривать предоставление конкретных мер социальной защиты, а, следовательно, и Формирования ИПР, также Вы имеете возможность для начала судебного разбирательства со своим действующим или потенциальным работодателем в случае нарушения Ваших прав и свобод.

Назад Оглавление Далее