Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Данилова Елена Валерьевна, ведущий специалист Томское региональное отделение ВОИ «Из опыта консультирования инвалидов по вопросам занятости»

Основное место работы: Томское региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», ведущий специалист; координатор Программы «Инва-ликбез» (Программа направлена на повышение уровня информированности общественности, в том числе инвалидов и членов их семей, по вопросам инвалидности).
По совместительству (по договору): Томский государственный университет, философский факультет, кафедра социальной работы, преподаватель (спецкурс «Проблемы инвалидности: аспекты социальной работы»).
Образование:
2005г.: Московский государственный открытый педагогический университет, факультет педагогики и психологии, специальность: социальный педагог;
2000г.: курсы повышения квалификации по проблеме «Социальная реабилитация подростков с ограниченными возможностями»;
1997г.: Томский лесотехнический техникум, специальность: бухгалтер, контроль и анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Участие в проектах:
2004, 2003 гг.: муниципальный социальный заказ администрации г.Томска по направлению: социальная реабилитация молодых инвалидов; специалист.
2002, 2001 гг.: Летняя школа «Обучение детей с особенностями развития»; Институт педагогических инноваций РАО (г.Москва) совместно с Управлением образования Нытвенсткого района Пермской области; консультант по процессу решения проблемных ситуаций.
2002 г.: проект «Предыстория свободы». Проект был направлен на выявление проблем и потребностей людей с ограниченными возможностями в сфере профессиональной реабилитации, изучение нормативных документов по проблемам профессиональной реабилитации, образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; проведение проектного семинара для выработки новых подходов к решению проблем профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Грантодатель - ТРО ООФ «Российский детский фонд»; руководитель проекта.
C 1998 г. по настоящее время: участие в подготовке докладов и информационно-аналитические сообщений для Координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Томской области (докладчик - председатель Правления Томского регионального отделения ВОИ Ю.А. Козмин).
Я являюсь ведущим специалистом Томского регионального отделения ВОИ, в том числе имею опыт консультирования молодых инвалидов по вопросам образования и занятости (трудоустройства) в форме личной поддержки.
Прежде всего, считаю необходимым отметить, что за последние три года количество молодых инвалидов (в возрасте до 30 лет), их родителей или опекунов, обратившихся в нашу организацию по вопросами занятости, снизилось. В беседах молодые инвалиды чаще всего говорят о том, что брать на работу их не хотят, отказывают по самым разным причинам. О случаях трудоустройства инвалида рассказывают как о «невероятных историях». Хотя можно привести и «успешные истории» трудоустройства инвалидов, в частности на примере слепых и слабовидящих массажистов.
Томский медико-фармацевтический колледж уже в течение десяти лет готовит массажистов, осуществляя для лиц с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) специальный набор. Уровень профессиональной подготовки высокий. Большинство слепых и слабовидящих массажистов находит себе работу. Насколько мне известно, в последние 3-4 года в колледж специально обращаются работодатели, у которых выпускники имеют возможность пройти практику, а затем и трудоустроится. Некоторые выпускники колледжа (чаще, слабовидящие) смогли себе найти работу в частных клиниках, имеют стабильный и достаточно высокий доход.
Для понимания сложившейся ситуации мне кажется важно прежде всего отметить, что массажист — профессия, которая "соответствует" общественным ожиданиям в отношении профессиональной роли инвалида по зрению. Общеизвестно, что массажист — профессия, которая "подходит для слепого", и в этом отношении трудоустройство инвалида по зрению в меньшей степени осложняется его физиологическими особенностями. А хорошая профессиональная подготовка только подтверждает, что из слепых «получаются» хорошие массажисты. При этом, как мне кажется, не учитываются многие важнейшие аспекты ситуации, когда и в чем инвалиду нужна поддержка.
Могу отметить, что умение ориентироваться в пространстве для инвалида по зрению является не только социальным (социально- бытовым) навыком, но и профессиональным. От того, в какой мере слепой человек может самостоятельно ориентироваться в пространстве, зависит и его профессиональное будущее. Умение ориентироваться в пространстве расширяет возможности искать работу, выучить маршрут до нового места работы, адаптироваться на новом рабочем месте (в малом пространстве). Зачастую слепой массажист не может сменить место работы только потому, что не может самостоятельно дойти до нового места работы, а затем ему нужна помощь в освоении нового маршрута.
Я консультировала молодого человека, который в первое время достаточно болезненно реагировал на любые разногласия, возникающие на работе. И в этом смысле умение общаться как с пациентами (клиентами салонов), так и с другими специалистами (коллегами) может также рассматриваться как профессиональное умение.
Отдельно хочу выделить специфическое умение — умение корректно отвечать на вопросы, касающиеся проблем со зрением. Мне рассказали следующую историю: на массаж ходил мальчик лет 7-8, который на первых сеансах, задав много вопросов, касающихся проблем со зрением, проявлял любопытство. И мы специально искали «правильные» ответы на вопросы, которые задавал ребенок.
Мой опыт общения со слепыми свидетельствует о том, что возможность обсудить кризисные ситуации, возникающие на работе, позволяет им быстрее и эффективнее адаптироваться в профессиональной деятельности, научиться самостоятельно решать возникающие проблемы. И на первом этапе профессиональной деятельности такая поддержка, с моей точки зрения, необходима.

Назад Оглавление Далее