aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Царев Андрей Михайлович, директор МОУ Центр лечебной педагогики, г. Псков «Обеспечение занятости людей с тяжелыми нарушениями развития в Пскове»

Царев Андрей Михайлович,1961 г.р.
Образование: в 1987г. окончил Псковский государственный педагогический институт. В 2004г. в СПб.РГПУ им. Герцена защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Профессиональный опыт: с 1992г. по настоящее время - директор муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
Координатор проектов Псковского регионального общественного фонда поддержки инвалидов (ФПИ). От ФПИ осуществлял руководство проектами ТАСИС: «Разработка социальных инновационных подходов для подготовки молодых людей с умственными и психофизическими нарушениями к автономной жизни» (2003 - 2005); «Совершенствование социальной и профессиональной интеграции подростков и молодых людей с тяжелыми умственными и психическими нарушениями в Российской Федерации» (2005 - 2007). В 1999г. разработал программу и преподавал курс дисциплины специализации «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» студентам отделения коррекционной педагогики психолого-педагогического факультета Псковского государственного педагогического университета.
Один из авторов программно-методических материалов «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития».: - Владос, 2007. Имеет другие (около 20) публикаций по данной тематике.
Включение в жизнь общества лиц с тяжелыми формами инвалидности определяется профессионалами, работающими в данной области, и общественностью во всем современном мире как важнейшая социальная задача. Вопросы соблюдения права людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на достойную жизнь в обществе сегодня решаются во многих странах мира более эффективно, чем в нашей стране. Создание условий для их полноценного участия в жизни общества, к сожалению, не относится к приоритетным задачам нашего государства. Модернизация российской системы образования, реализация национального проекта «Образование» происходят, главным образом, в системе общего и профессионального образования. Специальное (коррекционное) образование, особенно лиц с тяжелыми нарушениями развития, пока не попадает в зону активных действий, предпринимаемых нашим государством в образовательной сфере. Аналогичная «застойная» ситуация прослеживается и в зоне деятельности Министерства социального развития, в чьей компетенции находится забота о гражданах с инвалидностью. Для людей с тяжелыми нарушениями развития на сегодняшний день это ведомство может предложить жизнь в условиях учреждений интернатного типа. Общеизвестно, что условия подобных учреждений не способствуют развитию и социализации личности человека с тяжелыми нарушениями развития. Даже в случае обеспечения в интернате комфортных условий он остается полностью или частично изолированным от семьи, в большинстве случаев лишен возможности пользоваться базовыми правами человека на образование, труд и жизнь в обществе.
Вместе с тем, действующее законодательство РФ, общественная активность родителей детей-инвалидов и инвалидов детства, заинтересованных специалистов, работающих с такими людьми, дает нам надежду на изменение отношения государства к оказанию помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития и организацию более эффективной работы по социальной адаптации и вовлечению их в жизнь сообщества. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что целенаправленная работа специалистов на междисциплинарной основе позволяет достичь положительных результатов в социализации таких людей. Ввиду отсутствия организационно-педагогических условий обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в государственной системе образования России оказание коррекционной помощи таким детям в нашей стране носит фрагментарный характер. Накопленный в ряде регионов России опыт не систематизирован и не используется в федеральном масштабе. Для изменения ситуации в пользу развития государственной комплексной помощи детям-инвалидам средствами образования необходимо внесение соответствующих изменений в
Федеральный закон «Об образовании» и принятие нормативных документов, регулирующих порядок предоставления образовательных услуг лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития на федеральном и региональном уровнях. С учетом такой необходимости остается актуальным изучение опыта организации оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи данной группе населения, накопленного как за рубежом, так и в регионах РФ.
Далее остановимся на опыте организации помощи людям с тяжелыми нарушениями развития в городе Пскове.
Благодаря связям Пскова с немецкими партнерами, начиная с 1993 года в городе поэтапно создана и успешно работает система помощи инвалидам с тяжелыми нарушениями в развитии от рождения до зрелого возраста. Эта система обеспечивается сетью медицинских, образовательных и социальных учреждений, специалисты которых оказывают помощь человеку с нарушениями развития и воспитывающей его семье на различных возрастных этапах.
Сеть учреждений в Пскове, оказывающих помощь лицам с тяжелыми нарушениями развития на разных этапах взросления

Этапы помощи Учреждения
1. Ранняя помощь в развитии детям от рождения до 3 лет
  1. Отделение ранней помощи «Лим-по-по» при детской городской поликлинике № 2 (ОРП)
  2. Центр раннего развития «Призма»
  3. Отделение абилитации Центра ППКиР
2. Помощь в развитии детям от 3 до 7 лет
  1. Отделение ранней помощи «Лим-по-по» при детской городской поликлинике № 2
  2. Центр раннего развития «Призма»
  3. Отделение абилитации Центра ППКиР
  4. специализированные ДОУ (№ 17, № 4)
3. Обучение, воспитание детей от 7 до 18 лет
  1. МОУ Центр лечебной педагогики (ЦЛП)
  2. Филиал специальной (коррекционной) школы VIII вида № 1
4. Обеспечение занятости инвалидов от 18 лет

Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов

В настоящее время решаются вопросы создания структуры, занимающейся сопровождением проживания лиц с тяжелыми нарушениями развития.
Далее на примере четырех учреждений данной сети, специализирующихся на помощи целевой группе, рассмотрим организацию помощи лицам с тяжелыми нарушениями развития.
Отделение ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Лим-по-по» создано при детской городской поликлинике № 2 г. Пскова в 2001 году. Цель создания: оказание медицинской, психологической и педагогической помощи детям с особыми потребностями раннего и дошкольного возраста, а также консультативная поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
К основным задачам работы отделения относятся следующие:
1. Диагностические:
• ранняя диагностика и междисциплинарная оценка основных сфер развития ребенка (двигательной, познавательной, социально- эмоциональной, индивидуально-личностной);
• выявление основных потребностей ребенка и семьи в помощи специалистов ОРП.
2. Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка:
• составление программы комплексного сопровождения ребенка;
• медицинское сопровождение ребенка (врач невролог, врач ЛФК);
• физиотерапевтические процедуры, ЛФК и массаж;
• индивидуальные и групповые занятия педагога, психолога и логопеда.
3. Поддержка семьи:
• обсуждение с родителями программы комплексного сопровождения ребенка;
• консультирование семьи по медицинским, психологическим и педагогическим вопросам развития ребенка;
• оказание социально-психологической помощи семье.
По достижении школьного возраста (6 - 7 лет) дети с тяжелыми нарушениями развития по рекомендации ПМПК и желанию родителей могут поступать в различные образовательные учреждения. С учетом интеллектуального развития комиссия рекомендует родителям тот или иной тип школ. Дети с наиболее тяжелыми и множественными нарушениями развития поступают в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр лечебной педагогики» города Пскова.
Обучение в ЦЛП нацелено на социальную интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Работа педагогического коллектива направлена на тесное сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, на взаимодействие с общественностью, осуществление научно-методической работы. В связи с этим в качестве приоритетных задач работы ЦЛП определены следующие:
1. педагогическая работа с детьми;
2. помощь в трудовой и социальной интеграции;
3. сотрудничество с родителями по вопросам помощи ребенку и воспитывающей его семье;
4. формирование доброжелательного отношения общества к людям с тяжелыми нарушениями развития.
Помощь в трудовой и социальной интеграции лиц с тяжелыми нарушениями развития предполагает решение задач их трудовой подготовки. Каждое образовательное учреждение может определять профили трудовой подготовки в зависимости от возможностей обеспечения занятости выпускников. Выпускники ЦЛП могут поступить в Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов, где созданы условия для их участия в растениеводстве, деревообработке, швейном производстве, полиграфии, обслуживающем труде. В ЦЛП организуется трудовая подготовка учащихся с учетом этой перспективы.
Другой значимый компонент — обучение самостоятельной жизни в обществе — включает в себя задачи подготовки лиц с тяжелыми нарушениями развития к жизни вне родительского дома. В ходе обучения у молодых людей формируются навыки доступной бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности. Для решения этих задач при ЦЛП на базе обычной трехкомнатной квартиры в типовом жилом доме спального микрорайона города организовано отделение учебного проживания (ОУП), которое принимает молодых людей с тяжелыми нарушениями развития.
Организуя помощь в трудовой и социальной интеграции людям с тяжелыми нарушениями развития, требуется предусмотреть их индивидуальное сопровождение. Опыт работы ЦЛП показывает, что вне зависимости от уровня сформированности трудовых, бытовых, социальных навыков люди с тяжелыми нарушениями развития нуждаются в помощи при организации своей жизнедеятельности.
Следующая задача - сотрудничество с семьей - включает в себя:
• проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по вопросам комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями развития;
• проведение индивидуальных консультаций в ЦЛП и на дому;
• проведение тематических семинаров для семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития;
• сопровождение семьи в решении правовых вопросов;
• поддержка семейного отдыха и деятельности родительского клуба;
• поддержка общественной организации родителей детей- инвалидов «Я и Ты».
Успешность достижения цели деятельности ЦЛП в большой степени зависит от работы по формированию доброжелательного отношения общества к людям с тяжелыми нарушениями развития, по укреплению связей с общественностью. Улучшению отношения местного сообщества к людям с тяжелыми нарушениями развития способствуют интеграционные проекты с участием школьников общеобразовательных школ: летние и зимние лагеря, велопробеги, выставки, концерты и др. Важную роль играет информирование общественности о людях с тяжелыми нарушениями развития, о деятельности организаций, оказывающих им помощь (посредством сотрудничества со СМИ, выпуска информационных материалов и др.).
По достижении 18-летнего возраста молодые люди с тяжелыми нарушениями развития имеют возможность поступить в муниципальное специальное социально-защищенное учреждение «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» (ПИМ) города Пскова.
Основная задача ПИМ - обеспечить занятость лиц с нарушениями развития, способствующую их социально-профессиональной адаптации и интеграции. Занятость сотрудников с инвалидностью в ПИМ осуществляется на добровольной основе. Среди принимаемых в ПИМ — имеющие инвалидность выпускники ЦЛП и коррекционных школ г. Пскова. При поступлении в мастерские они имеют возможность выбрать для себя вид трудовой деятельности, попробовать себя в различных видах труда, которые может предложить учреждение: работа с растениями, деревообработка, изготовление швейных изделий, выпуск полиграфической продукции, выполнение хозяйственных работ на территории мастерских по их содержанию. Если поступающий в ПИМ в силу тяжести имеющихся нарушений развития не готов к активному участию в производственной деятельности, ему предлагают проведение занятий по социально-трудовой адаптации и уход.
Соответственно видам деятельности, которые ПИМ может предложить людям с нарушениями развития, в учреждении работают четыре производственных отделения и отделение развития и ухода.
1. Отделение деревообработки
Состоит из двух подразделений: первичная обработка заготовок и производство готовых изделий. В отделении первичной обработки производится распиловка досок на заготовки, строгание заготовок, сушка. В отделении готовых изделий делается распиловка заготовок на составляющие, первичная шлифовка на станке, ручная шлифовка, обработка готовых изделий и сушка. Высушенные изделия упаковываются в целлофановые пакеты и сдаются на хранение.
Лица с тяжелыми нарушениями развития, работающие в отделении деревообработки, участвуют в изготовлении мебели из натурального дерева для садовых домиков и мебели для гостиничного домика, делают различные дидактические игрушки (по принципу пазлов). Это медведи, зайцы, ежики, пингвины, кошки, рыбы, черепахи и др., изготавливают различную сувенирную продукцию.
2. Отделение растениеводства
Отделение растениеводства обслуживает две теплицы (240 кв.м), огород 20 соток, две контейнерные площадки с декоративными растениями, которые расположены на территории мастерских.
В теплице в зимнее время года производится подготовка луковичных растений. Весной выращиваются тюльпаны, рассада овощных и цветочных культур. На огороде отделение занимается выращиванием многолетних цветочных культур и плодовых кустарников. На контейнерной площадке работники отделения производят уход за декоративными растениями (поливают, подкармливают, сажают и пересаживают растения и т.д.). Кроме того, ПИМ оказывает услуги по озеленению и благоустройству участков в городе.
3. Хозяйственное отделение
Отделение включает в себя бригаду из 9 человек, которые занимаются хозяйственной деятельностью:
• помощь в доставке и раздаче обедов для мастерских из столовой,
• уборка некоторых помещений ПИМ,
• мелкий ремонт в помещениях (замена лампочек и др.),
• обслуживание гостиничного домика,
• уборка территории.
4. Швейное отделение
В данном отделении трудятся 9 человек. Все они работают на швейных машинках. Производимая продукция: сумки, мешочки для деревянных изделий, рабочие рукавицы, сувенирная продукция из текстиля, нанесение рисунка на ткань с помощью термопресса. Сотрудники-инвалиды отделения выполняют также работы для нужд учреждения.
Лица с тяжелыми нарушениями развития, принимаемые в производственные отделения, как правило, имеют сформированные навыки отдельных видов трудовой деятельности, но им часто необходима помощь в оценке выполненной работы, при переходе от одной деятельности к другой.
5. Отделение развития и ухода.
Отделение развития и ухода посещают люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая осложненные формы аутизма. С ними проводятся занятия по социально-трудовой адаптации. Работа отделения осуществляется по тем же направлениям, по которым идет обучение в ЦЛП, обеспечивая тем самым преемственность между учреждениями в оказании помощи инвалидам.
В данном отделении ведется наблюдение за уровнем развития трудовых навыков у молодых людей, вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе и подбирается доступная трудовая деятельность для каждого. В случае положительной динамики развития трудовых навыков молодым людям предоставляется возможность перевестись в производственные отделения.
Работа в мастерских происходит с 9.00 до 16.00 с перерывами через каждые полтора часа. Большинство сотрудников-инвалидов, работающих в производственных отделениях, добирается до мастерских самостоятельно, пользуясь городским общественным транспортом. Молодых людей из отделения развития, а также из других отделений, которые не ориентируются самостоятельно в городе или имеют опорно-двигательные нарушения и нуждаются в сопровождении, привозит (и отвозит) автотранспорт ПИМ.
Доходы от деятельности мастерских используются как финансовые ресурсы учреждения и направляются на развитие производства и улучшение материально-бытовых условий инвалидов. Один раз в месяц каждому выплачивается вознаграждение за труд - социальное пособие (не более 500 рублей), при этом учитывается выполнение правил внутреннего распорядка, отношение к работе, объем выполненной работы. Кроме того, все работники с инвалидностью обеспечены ежедневным бесплатным питанием.
С помощью немецких партнеров (организация «Инициативы Псков») удается решать вопрос занятости лиц с тяжелой инвалидностью, однако остается нерешенной проблема проживания инвалидов, родители которых не могут обеспечить им сопровождение в условиях своего дома, поэтому была разработана концепция службы сопровождаемого проживания в Пскове. Остановимся на основных положениях данной концепции.
При разработке концепции мы исходили из того, что целью создания службы сопровождения проживания является обеспечение условий для реализации прав человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития на достойную жизнь в обществе, в котором он вырос, получил доступное образование и занятость.
Вовлечение человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процесс «самостоятельного» проживания предполагает в большей или меньшей степени его сопровождение. Полностью самостоятельное проживание для человека с такими нарушениями неосуществимо, однако в условиях сопровождаемого проживания он получает возможность повышать уровень своей самостоятельности в доступной бытовой, досуговой и иной социальной деятельности. В большинстве случаев данная группа населения нуждается в регулярной или в постоянной помощи в повседневной жизни со стороны других лиц, так как имеет 2 и 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
Реализация концепции в Пскове и других городах позволит создать альтернативную систему существующей сети психо-неврологических интернатов. Создание службы сопровождаемого проживания позволит экономить государственные средства, так как эта форма является менее затратной, о чем свидетельствует опыт Отделения учебного проживания (в среднем за 2006г. расходы на одного проживающего в месяц составили 5 760 руб.). Несомненным преимуществом сопровождаемого проживания является то, что оно позволяет реализовать принцип нормализации жизни инвалидов: есть работа, есть дом, и они не под одной крышей. Наконец главное: люди могут жить в своем городе, среди других горожан.
От разработки до осуществления концепции службы сопровождаемого проживания, безусловно, расстояние не в один год, но опыт Пскова свидетельствует, что заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей власти и благотворителей позволит в ближайшем будущем решить проблему создания условий для достойной жизни сограждан с тяжелыми нарушениями развития.
Таким образом, система помощи лицам с тяжелыми нарушениями развития создает условия для организации обучения, воспитания, обеспечения занятости и проживания таких людей в обществе. Вместе с тем, анализ деятельности системы выявил ряд проблем. Определим наиболее значимые.
Отсутствие нормативно-правового обеспечения деятельности системы делает проблематичной ее устойчивость. Так, нерешенным остается вопрос создания специальных образовательных учреждений (классов) для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Очевидна необходимость участия государства в организации специальной помощи таким людям. Как показывает опыт Пскова и других регионов РФ, формы организации психолого-педагогической помощи могут быть различны. Важно, чтобы типовые положения учреждений предусматривали организацию работы с людьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, а также обеспечение соответствующими материальными и кадровыми ресурсами. Существующие штатные нормативы детских садов, школ не отвечают требованиям коррекционно-педагогической работы с такими детьми, эффективность которой определяет, прежде всего, индивидуальная работа. В связи с этим в учебных планах и штатных расписаниях учреждений, которые оказывают помощь лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, необходимо предусмотреть достаточное количество часов и специалистов. Как показывает мировая практика и экономические расчеты, в конечном итоге расходы на такую организацию работы оправдываются.
Преемственность при переходе из одного учреждения в другое. При переходе ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития из дошкольного учреждения в школу, из школы в мастерские специалисты обычно связываются друг с другом с целью передачи общей информации о ребенке, но при этом обычно недостаточно подробно и глубоко изучаются ритм его жизни, особенности развития и помощь, которая ему оказывалась. В связи с этим не обеспечивается должная преемственность в оказании коррекционно-педагогической помощи. Ребенок или взрослый каждый раз заново обследуется, заново подбираются приемы и методы работы с ним. Для ребенка с тяжелыми нарушениями развития такая ситуация, когда рушится привычный ритм, резко меняются окружающие люди, требования, оказывается стрессом и может свести к нулю ранее проведенную с ним коррекционную работу.
В организации безболезненного перехода из одного учреждения в другое может помочь организация службы сопровождения семьи, специалисты которой в тесном сотрудничестве с педагогами учреждений и родителями должны помочь ребенку в осуществлении такого перехода. Работники такой службы, сопровождая ребенка в новом учреждении, помогают специалистам плавно подключиться к выполнению уже существующей программы обучения и воспитания ребенка или сопровождения взрослого человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития, при необходимости постепенно внести коррективы в программу и в ход ее реализации.
Сопровождение семьи. Семья, в которой растет ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития, испытывает большие трудности не только в его обучении и воспитании. Трудности связаны с выбором способов оказания помощи ребенку, с отношением окружающих к ребенку и семье, с работой и отдыхом родителей (кому-то необходимо сидеть с малышом дома), с оценкой его и своих жизненных перспектив и др. Часто родители не могут самостоятельно решить навалившиеся проблемы, семейные отношения портятся, что приводит к распаду семьи, к передаче ребенка в интернатное учреждение. В таких случаях однозначно проигрывают все: семья, ребенок и государство.
Взаимодействие семьи и специалистов учреждения, которое посещает ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития, также нередко оказывается слабым. Родители часто недооценивают значение единства понимания задач и подходов к воспитанию ребенка в семье и в учреждении, которое он посещает, считают, что достаточно того, что ребенок получает в школе, а дома можно вести тот образ жизни, к которому привыкли взрослые. Постепенно родители замечают, что ребенок манипулирует ими. Часто, к сожалению, понимание родителями необходимости единых подходов в воспитании ребенка приходит поздно.
Создание службы сопровождения семьи может способствовать решению данной проблемы. Ее специалисты должны начать работу непосредственно в семье и подготовить родителей к необходимым для развития ребенка изменениям в организации жизни семьи. Работники такой службы будут являться связующим звеном между специалистами учреждения, которое посещает ребенок, и членами его семьи.
Приоритет - подготовка к жизни в обществе. Часто родители стремятся дать формальное образование своему ребенку, ошибочно ставя на первое место уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. Специалисты должны разъяснять родителям приоритет социального воспитания детей, важность формирования у них общепринятых способов поведения.
Гибкость в решении вопросов занятости взрослых людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Существующие условия труда в производственно-интеграционных мастерских связаны с определенными видами физической трудовой деятельности. Среди людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития есть немало тех, которые могли бы и хотели бы заниматься другой работой. В связи с этим необходимо расширять диапазон предлагаемых работ, создавать соответствующие условия, причем не только в мастерских, но и на базе других организаций, фирм. Важнейшим из таких условий является сопровождение специалистами. Они помогут самому человеку с инвалидностью адаптироваться на рабочем месте и сориентируют окружающих людей, как общаться и взаимодействовать с такими людьми. Подобный опыт распространен во многих европейских странах и в США.
Кроме перечисленных проблем существуют еще и другие, связанные с отношением общества к людям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с отсутствием подготовки специалистов для работы с ними, с недостатком методических материалов по вопросам сопровождения людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т.д. Опыт, накопленный учреждениями города Пскова и ряда других регионов РФ, показывает, что в России имеется потенциал для организации системной государственной помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Государству остается только узаконить осуществляемую на местах работу в масштабах страны и, тем самым, улучшить качество жизни значительной части населения России.

Назад Оглавление Далее