Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Волкова Ольга Олеговна, заместитель директора ТК№ 21 по экспериментальной работе, координатор проектов РБОО «Центр лечебной педагогики» «Проблемы организации обучения профессиональным навыкам и трудоустройства молодых людей с тяжелыми и множественными нарушениями в условиях государственного образования на примере ГОУ СПО Технологический колледж № 21»

Волкова Ольга Олеговна, кандидат химических наук. С 2002 года работает в РБОО "Центр лечебной педагогики", координатор проектов: «Профессиональная подготовка, трудоустройство и организация поддерживаемого проживания молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями», «Взаимодействие общественных организаций с государственными структурами в сфере решения проблем лиц с ограниченными возможностями». С сентября 2006 года заместитель директора по экспериментальной работе ГОУ СПО Технологический колледж № 21 в ВАО Москвы, где открыта экспериментальная площадка Департамента образования города Москвы по отработке модели профессионального обучения для молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями. Координатор международных проектов по указанной проблематике.
В наши дни широко известно о демографических проблемах в России. Отмечается общее старение населения и рост количества инвалидов. За 6 лет их стало в 2,5 раза больше и число их достигло 11,4 миллиона человек (7% населения). Среди них более Імиллиона - дети инвалиды. Причем, 60% из них составляют дети с психоневрологическими заболеваниями.
В связи с этим резко возрастает число подростков и молодых людей с нарушениями развития, которым необходимо обеспечить возможность не только получения реабилитационных услуг и учебы, но и дальнейшей социализации, приобретения трудовых навыков, участия в продуктивной деятельности.
В результате долгого, в течение нескольких лет, сотрудничества РБОО «Центр лечебной педагогики» и Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2006 года в Технологическом колледже № 21 (Москва, Восточный административный округ) начала работу экспериментальная площадка по отработке модели профессиональной подготовки молодежи с тяжелыми психическими нарушениями. Эксперимент курируется Центром лечебной педагогики, часть сотрудников которого перешла на работу на постоянной основе в колледж.
Предшествующий опыт работы показывает, что наиболее перспективна работа мастерских для людей с психическими нарушениями, если в основу их деятельности положены традиционные ремесла, сочетающие в себе творчество и технологию. Обучая молодых людей в условиях, максимально приближенных к реальному ремесленному производству, помогая им наряду с освоением простых технологических операций самовыражаться в творческом процессе, можно добиться производства высокохудожественной, самобытной продукции. Конечно, все это возможно при организации работы в команде специалистов по коррекционной педагогике и профессионалов — мастеров и художников. В эксперименте используется практический опыт, накопленный за предыдущие годы в Центре лечебной педагогики. В колледж было принято 20 молодых людей в возрасте старше 17 лет для обучения профессиональным навыкам по специальностям «Столяр», «Швея» и «Брошюровщик». А с 1 сентября 2007 года осуществлен набор учащихся еще в две группы, по специальности «Гончар». Ведется отработка учебных программ и учебных планов, изучается зарубежный опыт организации профессиональной подготовки молодых людей с психическими нарушениями, разрабатываются новые методические пособия для педагогов, наглядные пособия для учащихся. Сейчас мы столкнулись с проблемой пересмотра нормативно-правовой базы для организации профессиональной подготовки молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями, так как существующие в системе государственного профессионального образования стандарты и нормативы не могут быть использованы при организации полноценного процесса профессиональной подготовки учащихся, при аттестации выпускников. В этой связи мы также изучаем европейский опыт, в частности мы сотрудничаем с Профессиональным училищем в Хельсинки.
Очень скоро перед нами встанет новая проблема: куда пойдут работать наши учащиеся после окончания обучения. Понятно, что они не смогут устроиться на открытом рынке труда и работать без специального сопровождения. Сейчас уже обсуждается возможность создания Центра ремесел с рабочими местами для молодых людей с ограниченными возможностями на базе того же Технологического колледжа № 21. Таким образом, предстоит очень большая работа по разработке и поиску финансирования этого проекта. Но в любом случае мы должны двигаться по тому пути, который прошли или проходят цивилизованные страны, где людям с ограниченными возможностями государством не только гарантируется, но и обеспечивается достойная жизнь.

Назад Оглавление Далее