aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Серж Эберсольд, аналитик Организация экономического сотрудничества и развития, Франция «Доступность высшего образования и трудоустройства для людей с инвалидностью: барьеры и пути их преодоления»

Серж Эберсольд (Serge Ebersold) — аналитик Совета директоров ОЭСР. Начал работу в ОЭСР в 2006г. в качестве члена Группы национальных экспертов в области специального образования. Отвечает за проекты, связанные с профессиональным образованием учащихся с инвалидностью и их последующим трудоустройством, а также за программу, направленную на формирование образовательной политики в развивающихся странах. До работы в ОЭСР Серж Эберсольд преподавал в Страсбургском университете социологию в области инвалидности, основываясь на 15-летнем опыте практических исследований. Опыт международной работы он приобрел благодаря работе в Европейском Союзе и в процессе пересмотра классификации инвалидности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Г-н Эберсольд опубликовал несколько книг и статей об учащихся с особыми образовательными потребностями, среди них - «Инвалидность в высшем образовании» («Disability in higher education»), опубликованная ОЭСР в 2003г.
Приветствую всех. Большое спасибо за возможность рассказать о том, чем занимается Организация экономического сотрудничества и развития в Европе (ОЭСР). Я представлю сегодня проект, который мы осуществляем в области доступа к высшему образованию и трудоустройству. Этот проект направлен на выявление программ перехода к высшему образованию и занятости. Мы разрабатываем эффективную инклюзивную политику для социального экономического благополучия граждан с инвалидностью. Мы обеспечиваем движение эффективного и качественно-полного участия и выявляем лучшие примеры индикаторов показателей качества такого участия. Мы обмениваемся передовой практикой, это наиболее эффективный способ реализации политики.
Прежде всего, я скажу, почему настолько важно обеспечить доступ к высшему образованию и трудоустройству. Также я расскажу о том, что делается в отношении устранения препятствий и улучшения ситуации. Мы пытаемся выявить передовую практику во всех этих усилиях. В странах членах ОЭСР положение занятости среди инвалидов в большинстве случаев не настолько хорошее, как уровень занятости здоровых людей. Например, занятость среди инвалидов в среднем по странам ОЭСР 38% и 73% - среди здоровых людей. В Германии занятость инвалидов составляет 16%, а среди здоровых людей намного выше. Мы также замечаем, что часто инвалиды работают в неразвивающихся отраслях промышленности, и таким образом, они не участвуют в развитии экономики. Лучшая сфера сейчас это сектор услуг.
Для многих инвалидов нет подходящих рабочих мест. У них меньше возможностей для реализации своего опыта и знаний, например, на рабочих местах недостаточно перспектив для карьерного роста. Интересно, что статистических данных о возможности карьерного роста для инвалидов очень мало. Также мало данных о возможности роста путем обучения в течение всей жизни. Очень важно это учитывать в экономическом планировании. Часто люди сталкиваются с необходимостью получать новые навыки в течение всей жизни. Инвалиды также сталкиваются с дискриминацией по причине нарушения здоровья, с неблагоприятной ситуацией на рабочих местах. Таким образом, возникает дискриминация на всех уровнях и люди с инвалидностью получают более низкие доходы. Например, в Германии в период с 1994 по 2001 годы на 40% выросли доходы здоровых людей, а доходы инвалидов в течение того же периода выросли на 20-21%.
Какие существуют барьеры, препятствия? Конечно, они связаны с нарушением здоровья, прежде всего. С тяжелым нарушением здоровья численность безработных инвалидов больше на 180%, чем число безработных без инвалидности, и на 70% больше числа безработных инвалидов с нарушением здоровья средней тяжести. Но инвалидность как нарушение здоровья это только одно из препятствий, только один уровень объяснения. Еще один немаловажный фактор это недостаток квалификации, который создает препятствия к трудоустройству. Недостаточен также доступ к обычным общеобразовательным школам. Во многих странах специальные школы не предоставляют тот же уровень квалификации и навыков, как обычные школы, то есть они не дают такой же социальный капитал, как обычные школы. Мы изучили ситуацию в юго-восточной Европе. Оказывается, что в странах, где есть множество спецшкол, эти спецшколы ставят препятствия для трудоустройства и являются еще одним важным барьером для выхода на рынок труда.
Конечно, есть еще недостаточный доступ и к высшему образованию и последующему трудоустройству. Данные по этому вопросу весьма разрозненные и неполные. Высшее образование имеет примерно 10% инвалидов. Это подразумевает, что возможности доступа к высшему образованию весьма низки для учащихся инвалидов. У инвалидов меньше выбор возможной будущей профессии. В Великобритании инвалиды изучают, как правило, социологию, философию, то есть те отрасли, которые менее связаны с рынком труда. В то же время здоровые студенты уходят в изучение бизнеса, медицины и т.д. Во Франции многие студенты изучат экономику, право, а инвалиды, как правило, изучают гуманитарные науки: социологию и т.д.
Недостаточная квалификация является важным аспектом, поскольку это только усугубляет последствия нарушения здоровья. Исследования показывают, что лица, имеющие надлежащий уровень квалификации, в большей степени способны бороться с проблемами, связанными с безработицей и бедностью. Необходимо также сосредоточиться на привлечении внимания к нарушениям, а не к навыкам, например, если работодатели скажут, что инвалид не способен справиться с работой, поскольку у него нет достаточной квалификации. Лицо, которое имеет высшее образование или высокий уровень квалификации, будет рассматриваться как здоровый человек, поскольку у него уже есть некоторые навыки, необходимые для данного работодателя.
Еще одно препятствие для доступа - это недостаточный уровень данных, недостаточное количество информации. Нет полных сведений о доступе к высшему образованию. Многие страны не отслеживают, что происходит со студентами инвалидами, которые обучаются в ВУЗах, сколько студентов оканчивает университет и устраивается на работу. Та же ситуация с выпускниками средней школы. Интересно, что в некоторых странах существуют данные по здоровым людям, по их трудоустройству, но по инвалидам такая статистика не ведется. Проблема данных связана не только с дефицитом информации. У нас в ОЭСР есть целевые показатели по странам членам и нам очень трудно составлять инклюзивные программы и планировать их мониторинг. Требуется наличие более точных сведений по доступу к ВУЗам, а также к последствиям этих программ для конкретных людей. Такой род данных нам необходим.
Еще ряд барьеров существует при переходном процессе - это разрывы между разными секторами и учреждениями. Два дня назад было проведено исследование по этим разрывам между уровнями образования. Разрывы связаны с наличием инвалидности. Многие уже после средней школы получают специальное образование и затем таким инвалидам труднее трудоустроиться. Также существуют разрывы между высшим и средним образованием. Есть разрыв между сектором образования и занятости.
Здесь уже говорили о стипендиях. Стипендия это очень важный вопрос для школ, для образовательных учреждений, которые должны решать проблемы трудоустройства, в противном случае они ставят новые барьеры к трудоустройству. Существует также разрыв между семьями и школой. Очень часто возникают трудности перед устройством в школы и трудоустройством. Эти разрывы выступают как факторы изоляции, не позволяют студентам позиционировать себя правильно на рынке труда. Нам приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда из-за негативного отношения инвалиды просто отказываются в какой то момент от поиска работы. Это в конечном итоге только увеличивает затраты на оказание им помощи.
Такие разрывы можно характеризовать как:
• факторы изоляции, уязвимости и бедности,
• показатели инвалидности,
• факторы, увеличивающие сопротивление изменениям,
• факторы, уменьшающие возможности участия (неуверенный инвалид),
• факторы, увеличивающие цену.
Какие пути решения проблем с высшим образованием и трудоустройством для людей с инвалидностью существуют? Необходимо наращивать возможности для трудоустройства, увеличивать перспективы получения дохода на 50% выше. Необходимо также предоставлять возможности оставаться работоспособными и активными, поощрять профессиональную мобильность, варьировать пути обучения и достижения личностного развития. Мы должны знать, что наличие таких стимулов помогает людям справиться с трудностями. В противном случае им трудно привыкать к изменениям в жизни, а мы, таким образом, позволим людям лучше адаптироваться к изменениям вокруг них. Нам необходимо обеспечить не только доступ к трудоустройству, но и пути карьерного роста инвалидов. Это подразумевает создание возможностей переходного периода для людей с тем, чтобы они могли привыкнуть к новой работе.
Мы должны также работать с системой школьного образования, обеспечить эффективность равенства и инноваций. Мы должны также изучать практику и перспективы, мы должны показать, что происходило до и после доступа к образованию. Непрерывность доступа к образованию - это ключевой путь решения проблемы. Нами будет разработана стратегия, которая станет охватывать все категории граждан. Нам необходим межсекторный межнациональный подход. Это подводит нас к необходимости адаптировать программы образования под возможности студентов с инвалидностью. Мы также должны следить за тем, что происходит со студентом после того, как он закончил ВУЗ. Этот вопрос связан, прежде всего, с взаимодействием между работодателями и другими секторами. Например, во Франции только 0,3% студентов являются инвалидами, а в США - около 10%. Восприимчивость системы образования и работодателей к инвалидам во многом зависит от выбора подхода со стороны государства.
Позвольте мне завершить выступление основными идеями. Мы должны, прежде всего, сосредоточить усилия на наращивании потенциала. Это подразумевает, что нам необходимо изучить процесс перехода, как он сказывается не только на отдельных людях, но и на всей системе, на всей практике, на том, как мы строим благоприятные возможности для инвалидов получить доступ к образованию и трудоустройству. И наконец хочу сказать, что расширение доступа к образованию и трудоустройству имеет огромный экономический эффект, поскольку человеческий капитал преобразуется в источник будущего экономического роста, снижаются расходы путем улучшения возможностей трудоустройства. Есть также политический эффект. Инвалиды, таким образом, в меньшей степени зависят от льгот. Если они в большей степени зависят от льгот, то им труднее работать. Далее, это способствует участию и развитию человека, это обеспечивает работу, а значит более надежный и стабильный доход. Гарантирует все это новый качественный подход, основанный на эффективности и равноправии людей с инвалидностью. И наконец эффект заключается в сокращении нищеты, это тоже социальный эффект, так как связан с поощрением социальных связей и поощрением участия и включенности инвалидов.

Назад Оглавление Далее