aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Павличенко Александр Викентьевич, директор Центр занятости населения Центрального административного округа г. Москвы «Пункт по трудоустройству людей с инвалидностью и повышение доступности трудоустройства для инвалидов»

Павличенко Александр Викентьевич - работает в государственной службе занятости более 15 лет. Имеет два высших образования. Обслуживаемый административный округ во многом отличается от других столичных округов. При сравнительно небольшой численности постоянного населения ЦАО на территории округа ежедневно присутствует более 2,5 миллионов и трудится 1мил- лион 400тысяч человек. Среди почти полумиллиона предприятий и организаций округа более 500 банков, 100 ВУЗов, 80 тысяч предприятий малого бизнеса. Окружной банк вакансий составляет около 28 тысяч единиц.
Центр занятости и его районные отделы обеспечивают государственные гарантии населению в области трудоустройства, профориентации, профподготовки, психологической поддержки и социальных выплат, а также взаимодействуют с работодателями по формированию банка вакансий, привлечению иностранной рабочей силы, высвобождению работников и комплектованию кадрами. На договорной основе реализует специальные социальные программы по обеспечению занятости различных категорий граждан (в том числе инвалидов), испытывающих трудности в поиске работы.
Уважаемые коллеги, дамы и господа, президиум! Я хочу сразу извиниться, что взял на себя смелость и несколько изменил тему. Мне предлагалось выступить по поводу работы нашего структурного подразделения, занимающегося непосредственно трудоустройством инвалидов. Но повторяю, я взял на себя смелость несколько расширить тему проблемами практическими, проблемами занятости, трудоустройства людей с инвалидностью на уровне государственной службы занятости. Я буду говорить о том, с чем мы чаше всего сталкиваемся в конкретных вопросах трудоустройства конкретных лиц. Если вы позволите, я начну.
Положение человека в современном обществе всегда определялось его трудом и активным участием в общем производстве. Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека. Нарушается его здоровье, падает уровень благосостояния, меняется отношение со стороны окружающих, снижается самооценка. Часто он становится зависимым от социального обеспечения, нуждается в милосердии. Наличие в семье инвалида требует дополнительных расходов на питание, обслуживание, транспорт, учебу. Семьи, в составе которых есть инвалиды, прекрасно это знают. Инвалидность это проблема не только человека и его близких и даже не части общества, а проблема всего общества в целом.
Государство, выделяя небольшую компенсацию под названием пенсия по инвалидности, порой вычеркивает инвалидов из своих рядов, забывая, что у многих из них светлая голова, золотые руки и что они прекрасные работники, о чем вот только что говорила представитель компании «Джонсон и Джонсон». Если мы на самом деле соглашаемся с мыслью, что инвалиды не объекты жалости и благотворительности, а такие же граждане и имеют такие же конституционные права на труд, то им, конечно же, надо помочь занять достойное место в обществе. Устройство на работу инвалида всегда было сопряжено с немалыми трудностями, в условиях рыночной экономики они обострились многократно. Дополнительно усугубляет ситуацию отсутствие в этом вопросе ясной, четкой политики государства. Вот показательный факт: у нас до сих пор нет точной цифры численности инвалидов в стране. Существуют данные, что их 12-15 миллионов, из них 30-35 процентов находится в трудоспособном возрасте. В Москве эта цифра колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до одного миллиона трехсот тысяч человек. Количество трудоустроенных от 7 до 19 процентов. В Центральном округе города Москвы, благодаря жесткой позиции префекта, не только определились с общей численностью инвалидов, но и подсчитали колясочников, вплоть до одного человека. Сейчас эта работа продолжается. Мы изучаем, определяем количество людей, которые вообще не выходят из дома. Понятно, что одни инвалиды не могут трудиться по объективным причинам, будучи тяжело больными, другие довольствуются небольшой пенсией и помощью спонсоров, и все-таки в этой миллионной армии есть люди, которые хотят работать, обеспечивать не только себя, но и своих близких. Нам бы хотелось при содействии органов социальной защиты, Мосгорстата, общественных организаций инвалидов определиться в общем количестве инвалидов и определиться с теми, кто действительно желает и может работать. Следующим этапом должно стать формирование базы данных и точный анализ потребностей инвалидов в рабочих местах с разбивкой по категориям, возрастам, образованию, профессиям, трудовым навыкам и так далее. Эти сведения помогут городу выявить, какие именно рабочие места и в каком количестве нужно создавать для инвалидов, и сделать социальный заказ работодателям за счет средств фонда квотирования. По европейским нормам 30% от общего числа вакансий должны составлять вакансии для инвалидов. Конечно, для нас пока далека такая перспектива. Закон о квотировании, о котором я уже говорил, не решает этой проблемы. Как показывает жизнь, работодатель игнорирует Закон с неясной ответственностью за его неисполнение. Чтобы не платить в Фонд квотирования за непредставление рабочих мест, через общества инвалидов находят желающих отдать формально свои трудовые книжки за небольшое ежемесячное пособие. Хотя квота на бумаге этим предприятием выполняется, инвалиды, желающие работать, остаются ни с чем. Дополнительно усложнило ситуацию выведение из зоны квотирования малого и среднего бизнеса, где, как правило, работало много инвалидов. Самые интересные вакансии не только для инвалидов, но и для здоровых людей сосредоточиваются именно на этом уровне.
Льготы для инвалидов - сокращенная рабочая неделя и более продолжительный отпускной период, дополнительные расходы на создание специальных условий труда, постоянный риск отсутствия из-за состояния здоровья - конечно, не мотивируют работодателя к приему на работу инвалида. Во многих европейских странах в целях стимулирования предпринимателей к трудоустройству безработных, инвалидов в особенности, государство берет на себя оплату более 50% заработной платы этих работников. В мировой практике, кроме того, существует отлаженная система образования инвалидов с широким выбором профессий и специальностей, в том числе в режиме удаленного доступа. Может быть, в Москве в условиях острого дефицита рабочих кадров пойти на эксперимент и за счет средств Фонда квотирования обучить группу инвалидов под конкретное рабочее место и затем около полугода хотя бы компенсировать работодателям часть их заработной платы. Принятый по такому срочному договору сотрудник проявит себя или не проявит, а работодатель сделает выбор или в пользу инвалида, или будет искать другого работника. Если такой эксперимент будет успешным, нужно будет ставить вопрос о внесении в Закон квотирования дополнений в порядок использования средств Фонда квотирования.
Уважаемые коллеги, рост социальных составляющих во внутренней политике государства, реализация национальных проектов, тематика и тон недавнего общения Президента в прямом эфире с гражданами России способствуют активизации работы по совершенствованию законодательства в области государственной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Анализ проблемы с обеспечением занятости инвалидов позволяет сделать очевидное предложение по изменению действующих нормативных актов. Я приведу только шесть позиций, наверняка вы меня дополните. Прежде всего, необходимо восстановить квоты по трудоустройству инвалидов для организаций, имеющих численность работников свыше 30 человек, ну как вариант, свыше 50 человек. Второе, ввести налоговые льготы для предприятий, участвующих в программах занятости инвалидов. Обеспечить меры по повышению конкурентоспособности предприятий, использующих труд инвалидов на постоянной основе. Это бывшие 66 предприятий «Мосгорспецпрома», мы о них знаем. Разработать и утвердить порядок компенсации дополнительных затрат предприятий, имеющих работников - инвалидов. Принять Закон об общем и профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями. Просить Мосгорстат, сейчас это федеральная структура, обеспечить ежегодный учет численности и занятости инвалидов. И, наконец, внести в закон поправки, стимулирующие инвалидов к труду. До сих пор вместо того, чтобы приветствовать трудовую активность инвалидов, государство снимает надбавки при трудоустройстве, вынуждает инвалидов занимать положение социального иждивенца и вести пассивный образ жизни. Это было бы логично, если бы в Москве существовала безработица и надо было бы оставлять места для людей, которые не имеют проблем со здоровьем. Потом можно просто посчитать экономическую выгоду от получения назад средств за счет налоговых отчислений работающего инвалида.
Практика работы нашего Центра по содействию занятости инвалидов, поиск работодателей для участия в специализированных ярмарках вакансий, подбор организаций для реализации специализированных программ службы занятости подтверждают вывод о том, что содействие занятости инвалидов носит, как правило, индивидуальных характер. Работодатель после переговоров соглашается иногда на замещение инвалидами единичных свободных рабочих мест, но пока инвалид подбирается под рабочее место, а не наоборот. К сожалению, в значительной степени, затрудняет этот процесс и так называемая индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида. Вот совершенно свежий пример, вчера практически весь рабочий день мы занимались одной проблемой. По договору с одной известной организацией, на постоянной основе использующей труд инвалидов, мы должны были трудоустроить 36 человек. Ввод линии, которую они хотят укомплектовать работниками, состоится в начале ноября. Для того, чтобы инвалид участвовал в этой программе, мы отобрали 36 человек. Они должны быть безработными и иметь статус безработного, но для того, чтобы получить статус безработного, они должны иметь на руках ИПР. Как только зашел разговор с руководством о наличии этих ИПР, сразу такой пессимизм в их глазах появился. Мы сначала не поняли, в чем проблема, поскольку эти инвалиды относятся к особо тяжелой категории, они страдают психоневрологическими заболеваниями, наблюдаются практически в одном ПНД (психоневрологическом диспансере). Я знаю, что на территории этого ПНД занимает значительную площадь МСЭ (медико-социальная экспертиза), которая выписывает разрешение на работу. Но многочасовой контакт с руководством ПНД и МСЭ так ни к чему и не привел.
Инвалиды, особенно такой группы, как и все остальные должны индивидуально ходить получать всякие справки, выстаивать в очередях, к определенному времени приходить на заседание. Если у инвалида все получится, то в лучшем случае на это уйдет месяц. Сопровождающего ему никто выделить не сможет. Врачебные комиссии, формулируя запись в разделе профессиональной реабилитации, исходят из собственных представлений об условиях и характере труда в организации. Самая распространенная запись: «показана работа в специально созданных условиях». Эта фраза для врачей очень удобна, потому что неконкретна и безопасна. Реже, но существует и другая крайность, когда заполняются все разделы ИПР, которая имеет 93 пункта показателей и описывает рекомендации детально, в каких условиях должен работать инвалид. Ясно, что руководители организаций, цель существования которых заключается в максимальном извлечении прибыли в условиях жесткой конкуренции, прочитав первую запись, подумают, что там слишком много подводных камней, а открыв второй вариант записей и просмотрев кучу параметров, посчитают, что такие средства просто не найдут. Результат трудоустройства будет тот же - нулевой. Поэтому многие инвалиды в целях повышения своей конкурентоспособности и получения рабочего места не только не показывают ИПР, но стараются избегать упоминания о своей инвалидности. Мы неоднократно на разных уровнях поднимали этот вопрос, просили организации инвалидов рекомендовать перед выпиской ИПР обращаться к специалистам в службе занятости или к тем, кто занимается профессиональной ориентацией и психологической поддержкой. Это поможет инвалидам определиться в выборе специальности, а потом уже грамотно помочь врачебной комиссии сделать запись, в каких условиях они должны работать. Мы, повторяю, постоянно поднимаем этот вопрос, в рабочем режиме общаемся с представителями МСЭ, но результат один и тот же.
Приведу анекдотический пример. Мы недавно хотели выяснить, что подразумевают две записи. Одна запись сделана для сантехника с большим стажем, а тот, кто занимается трудоустройством, понимает, что такое сантехник на рынке труда - его рвут на части работодатели. А вторая запись не помню, для какого специалиста была. Для сантехника было написано: показана работа в специально-созданных условиях. Во втором случае была показана работа в условиях Крайнего Севера, т.е. в условиях средней полосы он работать не может. Ответ со стороны МСЭ был такого содержания: вроде там все понятно, что вам неясно. Второй вопрос мы посчитали наивным и серьезных людей из руководства медико-социальной экспертизы беспокоить не стали. Все, что хотелось бы иметь в службе занятости в индивидуальной программе реабилитации инвалида, - это ясность, в чем должны заключаться специально созданные условия, и отсутствие надуманных, не обоснованных ограничений. Продолжая разговор о поиске рабочих мест для инвалидов, предлагаем рассмотреть вариант совместных действий органов власти, общественных организаций инвалидов и государственных учреждений. Есть государственные учреждения, которые постоянно испытывают нехватку рабочих кадров и специалистов. К ним относятся, например, «Почта России», «Горзеленхоз», «Мосгортранс», метрополитен, казначейство, налоговая и т.д. Таких организаций достаточно. Уровень заработной платы я не скажу, что там высокий, но он достойный для Москвы. Они имеют приемлемые условия труда, выполняют требования трудового законодательства и в них возможно по ряду позиций комплектование кадров из числа инвалидов. Если после предварительных консультаций при посредничестве органов исполнительной власти или, допустим, координационного комитета по содействию в трудоустройстве, или трехсторонней комиссии руководство этих учреждений определит у себя перечень мест, где могут работать инвалиды, а общественные организации инвалидов помогут занять эти рабочие места, то можно будет ожидать хорошего результата. Центр занятости, конечно, проводит эту работу, но, к сожалению, это пока единичные случаи трудоустройства.
В городе все больше различных компаний предпочитает передавать функции обслуживания другим специализированным подразделениям. Раньше это касалось уборки и транспортных услуг. Сейчас этот сектор очень активен, постоянно развивается и, может быть, в общественных организациях инвалидов найдутся инициативные люди, готовые открыть собственное дело в сфере создания вот таких мобильных рабочих групп по оказанию услуг предприятиям на временной и постоянной основе. Например, это бухгалтерский, налоговый персонифицированный учет, курьерская служба, консьержи, пересчет и маркировка товаров, аудит, сбор и обработка информации, инвентаризация и прочие направления. Постоянно такие работы предприятию не нужны, а периодически пользоваться услугами компактной группы инвалидов они, наверное, могли бы. Наверное, этой инициативе смог бы помочь Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Там есть средства на поддержку таких начинаний. Московская служба занятости при определенных условиях могла бы обучить азам предпринимательства эти группы и компенсировать расходы, допустим, на регистрацию, печати, бланки и т.д. Возможно открытие собственного дела в статусе частного предпринимателя: массаж, ремонт обуви, бытовых приборов и так далее. Требуется только инициатива от инвалидов. В Центре занятости сейчас остро стоит проблема с трудоустройством инвалидов с психоневрологическими заболеваниями, задержкой умственного развития. По большому счету мы ничего предложить им не можем, даже в лечебных трудовых мастерских, которые находятся при ПНД. А почему бы, допустим, вместе с инвалидами не рассмотреть создание сезонных бригад, вернее временных бригад на сезонные работы. Пусть это будет сезонный сбор ягод, клубники например. Предприятие готово выделить транспорт для доставки на работу в тепличных агрохозяйствах Москвы и самого ближнего Подмосковья.
Я, повторяю, не смог рассказать об отделе содействия занятости инвалидов. Тут сидят мои коллеги: начальник отдела и те, с кем мы работаем в этом направлении, уважаемая Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». На секциях мы, конечно, об этом поговорим. Хочу сказать, что именно от здесь присутствующих и зависит решение этой проблемы. Нужны и теоретические рассуждения, но больше, мне кажется, практические шаги. Предложение и просьба к организаторам этой замечательной конференции: к сожалению, здесь отсутствует третья сторона процесса трудоустройства инвалидов, четыре человека от работодателей это конечно очень мало. И второе: когда мы знакомились со списком приглашенных, увидели много интересных лиц и организаций. Если бы в списках указывались телефоны, мы могли бы напрямую с ними связаться уже после конференции и продолжить наш контакт. Спасибо.

Назад Оглавление Далее