Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Интеграция инвалидов в сферу трудовой занятости

Определение занятости в качестве ключевого вопроса интеграции инвалидов в общество является, по сути, признанием модели «гражданских прав» в качестве основной стратегии интеграции в противовес распространенной модели «социального обеспечения». Образование и профессиональная подготовка инвалидов может рассматриваться, с одной стороны, как предпосылка для успешной интеграции инвалида в сферу трудовой деятельности, а реализация образовательного потенциала инвалидов на рынке труда может выступать как критерий эффективности системы профессионального обучения инвалидов в целом. С другой стороны – образование является фундаментальной ценностью, определяющей социальный статус, возможности для самореализации личности, способствует развитию человеческого капитала, улучшению экономического развития, расширению возможностей человека..
Значение трудовой занятости, особенно в отношении инвалидов, также можно определить в соответствии с логикой оценки значения образования и профессиональной подготовки. С одной стороны, занятость определяет возможности экономической автономии инвалида, создает ресурсы социального развития и семейного благополучия. С другой стороны – занятость самоценна как функциональная и статусная включенность в систему социально-экономических отношений. Учет двойной семантики занятости является принципиальным при реализации мер, направленных на интеграцию инвалида в сферу труда.
Эксперты выделяют три основные причины высокого уровня незанятости среди инвалидов, а именно:
- социальное предубеждение о более низкой производительности инвалидов, приводящее к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;
- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;
- более низкий уровень общего образования и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов в соответствии с требованиями работодателей.
При этом возможности занятости и эффективность поиска работы зависит от таких факторов, как возраст инвалида и возраст, в котором наступила инвалидность, вид инвалидности (очевидные и неочевидные нарушения, характер ограничений – нарушения слуха, зрения, психические заболевания и пр.), уровень образования, имеющиеся навыки, специальные знания и способность к переобучению, возможность семьи по поддержке инвалида и др.
Распространенная трактовка уязвимости, рассматривающая инвалидов как одно из меньшинств, нуждающееся в защите, и акцент на связанные с инвалидностью физические и сенсорные ограничения и возможности к развитию, находят отражение в реализации мер специальной политики занятости по отношению к инвалидам. Основные инструменты реализации этой политики включают систему квот и обеспечение занятости инвалидов на специальных рабочих местах или специализированных предприятиях.
Основной проблемой использования механизма квотирования выступали низкие санкции за их невыполнение и/или слабый контроль за выполнением. В результате, очень незначительное число инвалидов во всех странах, где применялись квоты, было трудоустроено благодаря данному механизму. Другая сторона этого подхода — предложение низкооплачиваемых, не требующих высокой квалификации рабочих мест инвалидам, имеющим высокую квалификацию. Введение специальных мер, препятствующих увольнению нанятых посредством заполнения квот инвалидов, также не дало ожидаемого результата. Существуют примеры того, как введение мер, направленных на стимулирование и защиту занятости инвалидов, приводило к обратному эффекту – работодатели отказывались брать на работу инвалидов, либо предпочитали денежную компенсацию. Последнее особенно ярко проявилось в ходе реализации региональных законодательных актов, направленных на квотирование рабочих мест для инвалидов.
Практика обеспечения занятости инвалидов на специализированных предприятияхусиливала социальную изоляцию инвалидов и ограничивала их возможности самостоятельно зарабатывать доход вне этих предприятий. Кроме того, инициатива создания таких предприятий и принятие решений на них не принадлежит инвалидам, которые выступают лишь наемные работники. В результате, имеются свидетельства того, как работодатель сознательно ограничивал профессиональный рост инвалидов с целью не допустить их переход на обычные предприятия.
Политика социальной интеграции рассматривает экономическую самообеспеченность с точки зрения способности индивидуума влиять на экономические ресурсы и управлять ими, а также справляться с рисками и неопределенностью. Исходя из этого, целью новой политики занятости в отношении инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда при участии самих инвалидов в качестве партнеров в разработке политики и в процессе развития.
Поскольку главным препятствием для достижения этой цели является недоступность места работы и необустроенность рабочих мест, современные национальные политики в области занятости должны перейти от традиционных рычагов, как квоты и платежи на невыполнение квот к устранению основных причин неравенства на рабочем месте.
Первое - организации рабочих местдля инвалидов через адаптацию рабочих мест, компенсирующих ограничения инвалидов (организация рабочего места, используемое оборудование, условия занятости, получение инвалидом помощи). В тех случаях, когда трудоустройство через открытый рынок труда невозможно вследствие тяжелой формы инвалидности, новый подход предлагает заменять занятость на специализированных предприятиях так называемой «поддерживающей» («суппортивной») занятостью, т.е. созданием специальных рабочих мест на обычных предприятиях.
Социальные предприятия – другая форма интегрированной занятости инвалидов – представляют собой некоммерческие предприятия негосударственного сектора, управляемые на основе демократических принципов, участники (члены, работники) которых имеют равные права, а прибыль направляется на развитие самого предприятия, улучшения качества услуг, предоставляемых сотрудникам и обществу в целом. Различные формы таких предприятий включают социальные компании, социальные торговые и промышленные предприятия, предприятия, кооперативы общин, рабочие кооперативы, социальные кооперативы, кредитные союзы, общества микрокредитования и взаимных гарантий и т.п.
Реализация политики социальной интеграции инвалидов на основе принципов партнерства позволяет расширить инструменты влияния на работодателя и инвалида: перейти к заинтересованному диалогу работодателей, работников, организаций инвалидов, обеспечить финансовое стимулирование работодателей, использующих труд инвалидов, и стимулирование инвалидов к поиску работы. Финансовые стимулы для работодателейвключают: гранты, освобождение от уплаты взносов на социальное страхование, налоговые кредиты и льготы, дотации на заработную плату инвалидов, финансирование обустройства рабочих мест, а также прямую помощь предприятиям в обеспечении инструментами, оборудованием, образовательными материалами, чтецами (для слепых), а также техническими и транспортными средствами.
Развитие системы квотирования рабочих мест для инвалидов вступает в противоречие с уровнем технологического развития на большинстве предприятий, особенно в сельской местности и малых городах. С одной стороны существует требование высокого уровня профессиональной подготовленности и опыта работы, а, с другой - широкая распространенность тяжелого, вредного и неквалифицированного труда, что серьезно сужает шансы инвалидов на трудоустройство.
Процесс создания рабочих мест для инвалидов находится в неразрывной связи с промышленной и социально-экономической политикой в целом. Политика, направленная на внедрение новых технологий и современного оборудования, сокращение тяжелого, вредного и физического труда, улучшение условий труда работников способна повысить перспективы инвалидов на трудоустройство.

Законодательное регулирование труда инвалидов

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы занятости инвалидов, является Федеральный закон О социальной защите инвалидов в РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
С одной стороны, новый закон об инвалидах повлек изменения в общей системе российского законодательства, касающегося инвалидов. В частности, поправкой к закону о занятости от 20 апреля 1996г. фактически сняты ограничения по трудоустройству инвалидов второй и первой групп инвалидности. С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу российской действительности, а именно - к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни.
Статьей 20 указанного Закона определяется, что гарантии трудовой занятости инвалидов предоставляются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.
Тем самым, закон развивает стратегию социально-трудовых преференций инвалидам, как особой социально-профессиональной группе на рынке труда.
Обеспечение гарантий трудовой занятости данным законом в равной степени возлагается на федеральные и на региональные органы власти, без определения полномочий, ответственности и расходных обязательств федерального центра и субъектов РФ.
Статья 21 данного закона устанавливает квоты для приема на работу инвалидов организациям, численность работников которых составляет более 100 чел. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов). До принятия Федерального закона N 122-ФЗ квоты устанавливались для предприятий с численностью более 30 человек. Таким образом, пересмотр норм квотирования сузил круг предприятий, на которых могут быть устроены инвалиды.
Федеральный закон О социальной защите инвалидов не отрегулировал вопрос санкционирования организаций в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ размеры и порядок внесения работодателями платы за невыполнение квот определялись органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как правило эти нормы фиксировались в региональных законах о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В связи с изменениями в законодательстве были ограничены возможности нормативного регулирования субъектами Российской федерации объемов и порядка квотирования рабочих мест для инвалидов. Законодательные собрания ряда регионов вышли с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный Закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ по вопросу обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Законодатели предложили вернуться к старой редакции этой части Федерального закона О социальной защите инвалидов. В то же время, вопрос эффективности квотирования требует дополнительного анализа. Например, в Саратовской области в 2005 году предприятиями и организациями заквотировано для инвалидов 5210 рабочих места. За прошедший период было трудоустроено 680 инвалидов, в том числе только 180 человек на квотируемые рабочие меса,
Федеральным законом от 22.08.2004 года N122-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Преамбула ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет, что предусмотренные этим Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом «О занятости населения в Российской федерации» с изменениями и дополнениями на государственную службу занятости населения возложено осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе и инвалидов. В 90-е годы осуществление данной функции осуществлялось достаточно активно. За счет средств Фонда занятости реализовывались специальные программы. Во многих регионах были созданы специализированные центры занятости инвалидов. Ликвидация фонда занятости привела к резкому сокращению организационной сети содействия занятости населения.
Зафиксированная в Законе норма «поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в том числе инвалидов) практически не работает, так как не определены формы и порядок такого поощрения.
Статус инвалидов в государственной системе содействия занятости в настоящее время не отражает их специфических потребностей. Все, определенные законом услуги они получают на общих основаниях, при этом используется общая база вакансий. В то же время инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Кроме того, ст.13 Закона требует обеспечивать дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии со ст.20 Закона, в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения, на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан. Данные органы могли бы взять на себя основные функции по координации работы по трудовой интеграции инвалидов.
Работодатели, в соответствии со ст.23 Закона обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ). На практике данная норма практически не реализуется вследствие нечеткости данной нормы.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ введена норма о предоставлении гражданами, относящимся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» созданы федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, на которые возложены задачи:
- по проведению реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;
- по освидетельствованию граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;
- по разработке и корректировке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- по устанавлению факта наличия инвалидности, группы, причины, срока и времени наступления инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- по определению степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах).
Таким образом учреждения МСЭ становятся функциональными посредниками между инвалидом и рынком труда, что накладывает на них серьезную ответственность. Основные направления реабилитации инвалидов, установлены Федеральным законом от 23.10.2003 N 132-ФЗ (статья 9):
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптацию;
- социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
С 2005 года на всей территории РФ будет действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны создаваться условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, которая является обязательной для работодателя (ч.1 ст. 23 и ч.2 ст. 11 Закона).
Для инвалидов I и II групп устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда и ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работам в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст.48 и 54 КЗоТ). В соответствии с медицинскими рекомендациями работодатель обязан устанавливать инвалидам неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Помимо указанных льгот и гарантий за работающими инвалидами сохраняются льготы, установленные им законодательством бывшего Союза ССР (ч.2 ст.31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Одной из таких льгот является предоставляемая инвалидам I и II групп, работающим в цехах и на предприятиях, созданы для применения их труда, возможность использования по их желанию отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 месяцев (п.6 пост. Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г.). Руководителям организаций, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, по согласованию с профсоюзом разрешено уменьшать нормы выработки инвалидам III группы не более чем на 10%, инвалидам I и II групп - на 20%, а также устанавливать для инвалидов III группы, работающих на дому, нормы выработки и расценки на уровне, предусмотренном для инвалидов III группы, работающих в цехах; производить оплату труда инвалидов I и II групп, работающих на дому, по расценкам, установленным для инвалидов I и II групп, работающих в цехах (п.5 пост. Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г.).
Региональное законодательство в сфере занятости инвалидов представлено, главным образом, законами о квотировании рабочих мест для инвалидов. Закон определяет, как правило следующие моменты:
- размер квоты;
- санкции за невыполнение квоты;
- порядок внесения и расходования денежных средств, поступающих за невыполнение квоты.
Поступающие денежные средства, как правило, направляются на создание рабочих мест для инвалидов. Однако, практика реализации данных законов в регионах показывает, что во многих случаях не обеспечивается их целевое использование.
В 2005 году Правительство РФ одобрило концепцию федеральной целевой программы социальной поддержки инвалидов на 2006-2010 годы.
Объем финансирования программы на 5 лет составит почти 2,3 млрд. рублей. Особенность данной программы заключается в ориентации на стимулирование организаций, трудоустраивающих инвалидов не через предоставление льгот, а посредством государственных субсидий. В первую очередь это касается субсидирования предприятий с численностью работающих менее 100 человек. Субсидии предполагается использовать на возмещение части заработной платы инвалидов или расходы на адаптацию рабочих мест. Благодаря данному механизму планируется трудоустроить еще 500-600 тыс. инвалидов.
Существующая законодательная база обеспечения социальных гарантий инвалидам, являющаяся следствием развития модели «социального обеспечения» предполагает достаточно серьезную нагрузку на работодателя, что в условиях отсутствия государственных субсидий на занятость инвалидов, не мотивирует работодателей на трудоустройство инвалидов. С другой стороны, повышение уровня государственной материальной поддержки инвалидов (пенсии, социальные выплаты, субсидии, другие выплаты, устанавливаемые на уровне субъектов РФ) приводит к снижению мотивации самих инвалидов, так как получаемая государственная поддержка становится соизмеримой с предлагаемой оплатой труда. Именно поэтому приоритет «социальной включенности» инвалида, а не дохода, может стать идеологическим приоритетом политики интеграции.

Статистика занятости и трудоустройства инвалидов

С января 2005 года в России зарегистрировано 700 тыс. инвалидов. Число инвалидов в России достигло 12,268 млн. человек, из которых 13 процентов всех инвалидов относятся к первой, самой тяжелой, группе.Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек, и половина из них — лица трудоспособного возраста. Восстанавливают способность к труду 2,2% инвалидов, при этом в России трудоустроено только 15% инвалидов. По оценке федерального министерства здравоохранения и социального развития в настоящее время в России работают около 600 тыс инвалидов.
По оценке экспертов в России официально трудоустроено 400 тысяч инвалидов (10% от общего числа трудоспособных инвалидов). При этом реально работает не более 50 тысяч (1,1% от общего числа трудоспособных инвалидов). По данным Департамента социальной защиты населения Москвы на 1 января 2005 года в городе насчитывается более 1 143 тыс. инвалидов, из них около 220 тыс. - инвалиды трудоспособного возраста. Не более 10% из них имеют работу, причем многие – лишь формально.
Необходимо отметить, что проблема общего статистического учета инвалидов в России стоит достаточно остро, как и проблема учета занятости инвалидов, который не ведется на уровне государственных органов статистического учета.
В Саратовской области, по данным Министерства труда и социальной поддержки инвалиды трудоспособного возраста составляют 52% от общего числа лиц с ограниченными возможностями. Количество безработных инвалидов, как и число трудоустроенных, год от года растет, однако, на начало 2004 г. работали лишь 16% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста Саратовской области. В 2004 г. на 1383 предприятиях Саратовской области квотировано 6424 рабочих места для инвалидов, в том числе 334 специальных рабочих места. По данным Управления ФГСЗН по Саратовской области из установленной квоты занято 2987 рабочих мест или 46,5%.
Наличие незаполненных квот на предприятиях является тревожным обстоятельством, которое можно было бы объяснить тем, что несмотря на изъявляемое желание работать (по данным наших опросов, количество инвалидов, подыскивающих себе работу, составляет около 30%) инвалиды игнорируют гарантированные им в соответствии с квотами рабочие места.

Практики содействия занятости инвалидов

Региональные практики содействия интеграции инвалидов в сферу трудовой деятельности реализуются через принятие целевых программ, создание специализированных структур, использование потенциала некоммерческих организаций, развитие активных форм содействия занятости инвалидов, проведение специализированных ярмарок вакансий. Кроме того, в ряде регионов совместно с зарубежными партнерами реализуются целевые проекты.
Законодательное собрание Иркутской области утвердило Программу «Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области на 2006 – 2010 годы». В результате ее реализации планируется создать не менее 435 рабочих мест, сохранить не менее 726, провести обучение 220 инвалидов в высших и средних специальных учебных заведениях, провести работу по профессиональной реабилитации с более чем 1,9 тыс. инвалидов по слуху и 850 инвалидами по зрению.
В Удмуртии в течение года 500 инвалидов прошли обучение по программам социальной адаптации, такие как:
- «Новый старт» - 59 человек;
- «Клуб ищущих работу» - 16 человек;
- «Мини-бизнес-практикум» - 35 человек;
- «Мастерская поиска работы» - 86 человек;
- «Консультационно-информационная школа» - 300 человек.
Наиболее системный подход к вопросам реабилитации инвалидов и их интеграции в сферу труда реализован в Москве. Еще в 1999 году была создана Государственная служба реабилитации инвалидов.
Государственная служба реабилитации инвалидов г. Москвы представляет собой совокупность органов исполнительной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и реабилитационных учреждений, обеспечивающих проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. В Государственную службу реабилитации инвалидов г. Москвы наряду с органами исполнительной власти входят реабилитационные учреждения различного уровня, различной ведомственной принадлежности и функциональной направленности, непосредственно реализующие программы медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов.
В 2005 году в Вологодской области было создано 105 дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в рамках областной целевой программы Создание и сохранение рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В 2005 году на реализацию программы было выделено 9,6 миллиона рублей. На основании закона О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Вологодской области в 2005 году на квотируемые рабочие места дополнительно к ранее работавшим трудоустроено более 900 инвалидов.

В Алтайском крае наработана практика, позволяющая властям добиваться от работодателей устройства на работу по 7-9 тыс. инвалидов в год. Для этого в Кодексе об административных нарушениях предусмотрена мера ответственности для работодателей - штраф 20-30 МРОТ за отказ от приема на работу инвалида, если есть вакансия в пределах квоты. И сегодня на алтайских предприятиях трудится 23400 человек с ограниченными возможностями.
«Горячую линию» по вопросам трудоустройства инвалидов в рамках социально-защитной акции «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!» организовал Центр занятости населения города Оренбурга. Кроме того, для оказания содействия в трудоустройстве инвалидов Центр занятости населения Оренбурга проводит мини-ярмарки вакансий.
В Ростовской области численность инвалидов составила более 340 тыс. человек, из которых 18 тысяч человек нуждаются в профессиональной реабилитации. На учете состоит более 3,5 тысяч безработных инвалидов. В 2005 году процент принятых на работу инвалидов при содействии службы занятости населения составил 29%.
В Красноярском крае действует 86 специализированных предприятий, на которых 1310 инвалидов трудятся и проходят профессиональную реабилитацию. Краевое государственное учреждение социального обслуживания Центр социальной и профессиональной реабилитации инвалидов осуществляет обучение инвалидов по видам деятельности:

На территории края действует 43 клуба ищущих работу, организованных Федеральной службой занятости по Красноярскому краю, Управлением социальной защиты населения администрации Красноярского края, при участии общественных организаций инвалидов.
В Москве создается городской специализированный центр по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.е. специализированная биржа труда для инвалидов. На создание центра были выделены денежные средства из городского целевого фонда квотирования рабочих мест. В перспективе центр будет заниматься проблемами инвалидов и других патологий.
Ульяновская региональная общественная организация инвалидов Регион провела в центре города благотворительную акцию-выставку по сбору дополнительных средств для открытия Центра трудоустройства инвалидов. На выставке были представлены картины, изделия, выполненные в технике макраме, вязаные вещи.
Центром занятости населения г. Иваново и Ивановского района проведен День трудоустройства инвалидов, приуроченный к Международному Дню инвалидов. В мероприятии приняли участие 63 безработных и ищущих работу гражданина. Представители пяти предприятий города представили свои вакансии. Участники Дня трудоустройства имели возможность пообщаться с представителями кадровых служб и руководством предприятий и организаций, получить из первых рук информацию о предлагаемой работе, условиях труда.
С августа 2003 года по январь 2005 года при поддержке Фонда Форда в пяти городах России был реализован проект «Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход». Особенностью проекта является участие в нем только общественных организаций: региональной общественной организации «Перспектива» (г.Москва), Нижегородской региональной общественной организации инвалидов-колясочников и опорников «Инватур», Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Десница», Тольяттинской городской общественной организации инвалидов «Центр независимой жизни» и Ростовской городской общественной организации инвалидов «Феникс. Проект был направлен на пропаганду интегрированного подхода к трудоустройству инвалидов и повышение мотивации самих инвалидов на получение достойной работы и повышение своего профессионального уровня.
27 мая 2005 г. в посольстве Швеции в России был подписан договор между Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и шведским национальным агентством занятости (AMS) о начале реализации в трех пилотных регионах: Республике Карелия, Вологодской и Воронежской областях - проекта Профессиональная реабилитация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями в России.
Основная цель проекта - совершенствование системы интеграции людей с ограниченными возможностями на рынке труда, увеличение процента занятости и снижение уровня безработицы среди инвалидов. Это должно быть достигнуто путем принятия более эффективных мер в области профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов.
В рамках проекта планируется:

Активная учебно-консультативная фаза проекта придется на 2006 г. и первую половину 2007 г. Для специалистов из Карелии, работающих с инвалидами, будет организовано шесть семинаров, состоятся два учебных визита в Швецию, стажировка в Воронеже. Завершится этот этап промежуточной конференцией в Петрозаводске.
Участвовать в проекте будут и 30 граждан с ограниченными возможностями в трудовой деятельности. Вместе с ними специалисты различных учреждений социальной сферы, службы занятости населения, профобразования и работодатели будут внедрять шведские технологии профессиональной реабилитации, повышения конкурентоспособности на рынке труда и трудоустройства инвалидов.
Проект рассчитан на 3-х летний период и должен завершиться в сентябре 2008 года заключительной конференцией в Воронеже.
В итоге мы должны будем создать в Карелии сеть организаций по предоставлению необходимых услуг лицам с ограниченной трудоспособностью, включая службу занятости населения, центр профессиональной реабилитации инвалидов и другие заинтересованные учреждения и организации.
В январе 2005 года на базе Областного центра медицинской и социальной реабилитации началась реализация программы ТАСИС по трудоустройству инвалидов. Здесь будет открыто Отделение профессиональной диагностики и перспектив развития лиц с ограниченными возможностями. Партнерами проекта выступят представители службы социального развития в Вене, австрийские эксперты из центра профессиональной реабилитации и университета г.Линц.
Областной центр реабилитации готовится к запуску программы трудоустройства. Здесь инвалиды при помощи специалистов-психологов и медиков смогут подобрать себе работу или получить специальное образование. Каждый получит план перспектив своего дальнейшего профессионального развития. В год в Центре смогут пройти профессиональную диагностику 150-160 инвалидов.