Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство Трудоустройство

Глава 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (составлена на основе материалов сайта Организации Объединённых Наций)

Подготовлено на основе материалов сайта Организации Объединённых Наций

4.1 Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека

Организацией Объединенных Наций было принято семь фундаментальных конвенций по защите прав женщин, детей, мигрирующих работников и других категорий населения, но до утверждения Конвенции о правах инвалидов, принятой 3 мая 2008 года, никакие специальные международные договора не защищали права людей с ограниченными возможностями, которые составляют самую меньшую часть населения планеты.
Хотя многие считали, что существующие конвенции защищают права инвалидов вместе с правами остальных людей, было ясно, что без юридически обязательного договора, подтверждающего эти права, лица с ограниченными возможностями остаются «невидимыми» для закона в обществе, в котором жили, или на международном уровне. В результате многие инвалиды в повседневной жизни продолжали сталкиваться со значительными препятствиями и дискриминацией.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения около 650 миллионов людей в мире — приблизительно 10 процентов общего населения—имеют различные формы инвалидности. Восемь процентов инвалидов — более 400 миллионов людей — проживают в бедных странах, где меньше всего условий для удовлетворения их потребностей. Инвалиды по всему миру продолжают сталкиваться с препятствиями на пути вхождения в общество, а также страдают из-за низкого уровня жизни.
Если брать во внимание также близких родственников, количество людей, затронутых проблемой инвалидности, превышает один миллиард. Это особенно важно, так как инвалидность влияет на показатели бедности, ограниченного доступа к образованию и средствам охраны здоровья, а также приводит к общественной дискриминации как инвалидов, так и их семей.
Целью Конвенции, как указано в Статье 1, является «реализация, защита и обеспечение для инвалидов равного пользования всеми основными правами и свободами человека, а также призыв к уважению их врожденных достоинств».
Конвенция отмечает значительный сдвиг в восприятии инвалидов обществом, так как каждый человек становится единственно ответственным за принятие решений относительно своей жизни. Благодаря этому инвалиды становятся «носителями прав» и «субъектами закона», получая полное право на составление и воплощение в жизнь планов или политик, имеющих к ним отношение.

4.1.1 Инвалидность — это проблема, созданная обществом

Конвенция переносит акцент с доступности материальных благ на более широкую проблему равенства и определения социальных барьеров, препятствующих участию инвалидов в общественной жизни, пользовании ресурсами здравоохранения, образования, трудоустройства и развития, как личности.
Страны, ратифицировавшие Конвенцию, юридически обязаны относиться к инвалидам не только как к потерпевшим или общественному меньшинству, но как к субъектам закона с четко сформулированными правами. Эти государства также обязаны адаптировать национальное законодательство согласно международным стандартам, установленным в соглашении.
После долгих лет дискриминации Конвенция устанавливает стандарты прав человека, а также их применения в обществе, в котором «учитываются проблемы инвалидов» и поддерживается равенство всех граждан.
Конвенция рассматривает инвалидность как результат взаимодействия особы и недоступного окружения, а не как присущее качество человека. В этом случае старая «медицинская модель» инвалидности заменяется социальной, которая основывается на принципах защиты прав человека, учитывая тот факт, что именно общество «ограничивает» возможности лиц с ограниченными возможностями в осуществлении своих гражданских прав.
Этот подход отображает социальный ракурс, с которого Международная классификация функционирования в составе ВОЗ рассматривает инвалидность, то есть как проблему всего общества, а не конкретного меньшинства: каждый человек может пережить проблему со здоровьем, которая впоследствии привела к инвалидности.

4.1.2 Конвенция устанавливает универсальные стандарты относительно прав инвалидов

Как показывают исследования ВОЗ, количество людей с ограниченными возможностями растет. Подобному увеличению также способствуют рост населения планеты, развитие медицины и старение населения Земли. В странах, средний уровень продолжительности жизни в которых достигает 70 лет, на протяжении около 8 лет люди страдают от инвалидности, что составляет 11,5 процента всей их жизни.
Во многих странах еще нет законов об инвалидности. Согласно данным Межпарламентского союза, лишь одна треть всех стран имеют специальные законы, защищающие права инвалидов. Конвенция призывает правительства стран создать подобные правовые нормы или внести изменения в существующее законодательство, чтобы соответствовать установленным стандартам.
Конвенция имеет много других положительных характеристик. Конвенция предоставляет универсальные юридические стандарты относительно прав инвалидов; поясняет смысл основных принципов прав человека и их применение в ситуациях, касающихся инвалидов; становится опорной точкой для национального законодательства и государственной политики; предлагает эффективные механизмы контроля, включая наблюдение, осуществляемое соответствующим экспертным органом, а также составление отчетов о реализации условий договора правительствами стран и неправительственными организациями; предоставляет стандарт оценивания и выполнения; а также создает основу для международного сотрудничества. Она также способствует формированию соответствующего общественного мнения в странах, еще не ратифицировавших Конвенцию.
Эта Конвенция также учитывает репродуктивные права инвалидов и является первым международным договором о правах человека, который учитывает проблему сексуального и репродуктивного здоровья. Согласно данным проведенных исследований, инвалиды до трех раз чаще сталкиваются с сексуальным и физическим насилием, а также более подвержены риску заражения ВИЧ/СПИД.
Представители организаций инвалидов также участвовали в переговорах и сделали значительный вклад в проект Конвенции. Конвенция призывает к созданию независимых государственных структур, отвечающих за реализацию условий договора и мониторинг этого процесса. Инвалиды и представители организаций инвалидов должны входить в состав этих структур.

4.1.3 Инвалиды получают средство защиты

Для стран, ратифицировавших факультативный протокол, группа экспертов будет иметь возможность рассматривать жалобы отдельных лиц, или групп лиц относительно несоответствующей реализации условий договора, в том случае, если все национальные ресурсы решения проблемы были исчерпаны.
Благодаря утверждению Конвенции инвалиды получают мощное средство защиты своих прав. «Одно существование Конвенции позволяет инвалидам, либо их организациям, обратиться к правительству своих стран с напоминанием о том, что они приняли ее условия и настоять на их выполнении», — заявил Дон Маккей, председатель комитета, занимавшегося составлением договора.
Но для реализации прав, указанных в Конвенции, требуется фундаментальное изменение общественного мнения. «Инвалидность,

- как сказано в Конвенции — является результатом взаимодействия между особами с ограниченными возможностями и препятствиями, вызванными определенным отношением, которые не позволяют им принимать активное участие в жизни общества». Изменение отношения к инвалидам необходимо для воплощения в жизнь задач, поставленных Конвенцией.

«Вся суть заключается в разрушении негативного восприятия»,

- отметил Крис Салливан, вице-президент банка Merrill Lynch, инвалид от рождения. «Необходимо в человеке видеть личность, а не инвалида. Это требует глобального изменения восприятия каждого из нас».

4.2 Какие вопросы охватывает Конвенция

«Существующая система прав человека призвана поощрять и защищать права инвалидов — заявила Комиссар по правам человека ООН Луиза Арбур, — однако существующие нормы и механизмы не в состоянии обеспечить надлежащую защиту инвалидов в конкретных случаях. Для ООН очевидно настало время исправить это упущение».
«Многие полагают, что права инвалидов гарантированы уже существующими соглашениями в области прав человека, — заявил Дон Макай, председатель Специального комитета, работающего над текстом, — однако действительность такова, что инвалиды нередко лишены таких прав».
«Эта конвенция является попыткой тщательно разработать вопрос о правах инвалидов и создать механизм по их осуществлению», — заявил г-н Макай.
Страны, присоединяющиеся к конвенции, обязуются разрабатывать и осуществлять политику, принимать законодательные и административные меры для обеспечения прав, признанных этой конвенцией, а также отменить существующие законы, постановления, обычаи и практику, которые дискриминируют инвалидов (статья 4).
Поскольку изменение сложившихся представлений является основным фактором, способствующим улучшению положения инвалидов, ратифицирующие страны ведут борьбу со стереотипами, предрассудками, и поощряют осведомленность о потенциале и вкладе инвалидов в жизнь общества (статья 8).
Страны гарантируют осуществление для инвалидов неотъемлемого права на жизнь наравне с другими (статья 10), обеспечивают права и развитие женщин-инвалидов и девочек- инвалидов (статья 6), а также обеспечивают защиту детей-инвалидов (статья 7).
Дети-инвалиды пользуются равными правами, не могут быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда компетентные органы определят, что это необходимо в высших интересах ребенка, и ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности ребенка или родителей (статья 23).
Страны признают, что все лица равны перед законом и запрещают дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную правовую защиту (статья 5). Поэтому государства обеспечивают равные права на владение имуществом и его наследованием, на управление своими собственными финансовыми делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и другим формам кредитования (статья 12). Они также обеспечивают инвалидам наравне с другими эффективный доступ к правосудию (статья 13), а также обеспечивают, чтобы инвалиды пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность и не лишались свободы незаконно или произвольно (статья 14).
Государства гарантируют, чтобы инвалиды не подвергались пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, запрещают проведение медицинских или научных экспериментов без согласия заинтересованного лица (статья 15), а также насильственного вмешательства или насильственного помещения в различные учреждения (статья 17).
Принятие законодательных и административных мер должно обеспечить защиту от эксплуатации, насилия или злоупотреблений. В случае злоупотреблений государства содействуют физическому и психологическому восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертвы, а также проводят расследование случаев злоупотреблений (статья 16).
Инвалиды не должны подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в их частную жизнь, их семью, дом или переписку и иные виды общения. Сведения о личности и состоянии здоровья инвалидов защищаются наравне с другими (статья 22).
В рамках фундаментального вопроса о доступности (статья 9) конвенцией предусматривается, что государства выявляют и ликвидируют препятствия и барьеры, а также обеспечивают доступ инвалидов к физической инфраструктуре, средствам транспорта, общественным зданиям и услугам, а также к информации и связи.
Инвалиды должны иметь возможность выбора жить самостоятельно, быть включенными в коллектив, иметь возможность выбирать место жительства и иметь доступ к услугам, оказываемым на дому, по месту жительства и через иные каналы окружающего коллектива (статья 19). Содействие индивидуальной мобильности и максимально возможной степени самостоятельности инвалидов обеспечивается путем предоставления средств индивидуальной мобильности по доступной цене, обучения навыкам мобильности, а также доступа к средствам, облегчающим мобильность, приспособлениям, ассистивным технологиям и различным услугам помощников (статья 20).
Государства содействуют осуществлению права на надлежащий уровень жизни и социальной защиты, в частности права на общественное жилье, услуги и помощь для удовлетворения потребностей, связанных с инвалидностью, а также предоставление помощи с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов для инвалидов, живущих в условиях нищеты (статья 28).
Государства способствуют обеспечению доступа к информации путем предоставления инвалидам информации, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и технологиях, и в этих целях содействуют использованию азбуки Брайля, жестовых языков и других форм общения, а также поощряют средства массовой информации и провайдеров Интернета предоставлять информацию в режиме он-лайн в доступных форматах (статья 21).
Недопускаетсядискриминациявобластибрака,семьииличных отношений. Инвалидам предоставляются равные возможности вступать в половые и другие интимные отношения и выступать в роли родителей, вступать в брак и создавать семью, принимать решения о числе детей и интервалах между их рождением, иметь доступ к просвещению в области репродуктивного планирования и планирования семьи и средствам для осуществления этих прав, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).
Государства обеспечивают равный доступ к образованию, профессионально-техническому обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. При обучении необходимо использовать соответствующие материалы, методы преподавания и способы общения. Учащиеся, нуждающиеся в поддержке, получают необходимые меры поддержки, и учащиеся, которые являются слепыми, глухонемыми и слепо-глухонемыми, получают образование с помощью наиболее подходящих способов общения с помощью преподавателей, свободно владеющих жестовым языком и азбукой Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их вовлечению в жизнь общества, развитию у них чувства достоинства и самоуважения, а также развитию их потенциала, личности и творческих способностей (статья 24).
В соответствии со статьей 25 инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они получают тот же набор, качество и уровень платных или доступных услуг в сфере здравоохранения, что и другие люди, получают те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы им по причине их инвалидности, а также не дискриминируются при предоставлении медицинского страхования.
Для обеспечения инвалидам достижения максимальной независимости, полного развития физических, умственных, социальных и профессионально-технических способностей, государства предоставляют абилитационные и реабилитационные услуги в сфере здравоохранения, занятости и образования (статья 26),
В соответствии со статьей 27 инвалиды имеют равные права на труд и на возможность зарабатывать себе на жизнь. Государства запрещают дискриминацию в области занятости, содействуют инвалидам в области индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства и организации собственного дела, найму инвалидов в государственном секторе, стимулированию занятости инвалидов в частном секторе и обеспечению предоставления инвалидам разумных удобств на рабочем месте.
Страны обеспечивают инвалидам равное участие в политической и общественной жизни, включая право и возможность голосовать, выставлять свою кандидатуру на выборах и занимать выборную должность (статья 29).
Страны содействуют участию инвалидов в культурной жизни и в мероприятиях, связанных с досугом, отдыхом, спортом путем организации доступа к телевизионным программам, фильмам, театральным постановкам и к другим культурным материалам в доступных форматах, путем обеспечения доступа к посещению театров, музеев, кинотеатров и библиотек, а также гарантии инвалидам возможностей развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и в интересах всего общества (статья 30).
В соответствии со статьей 32 государства, в рамках международного сотрудничества и оказания помощи в области развития, поддерживают усилия развивающихся стран в осуществлении этой конвенции на практике.
Для обеспечения осуществления и мониторинга этой конвенции страны создают координационный центр в рамках правительства, а также создают на национальном уровне независимый механизм поощрения и наблюдения за осуществлением этой конвенции (статья 33).

4.3 Конвенция в силе — что дальше?

Страна, ратифицировавшая Конвенцию о правах инвалидов, берет на себя юридическую ответственность за рассмотрение нетрудоспособных лиц в качестве субъектов закона с четко определенными правами, как и в случае со всеми остальными людьми. Государства, поддержавшие Конвенцию, обязаны адаптировать национальное законодательство согласно международным стандартам, установленным в соглашении.
На данный момент Конвенция ратифицирована 25 странами, в то время как более 120 стран подписали ее, что свидетельствует об их желании утвердить ее в будущем. Конвенция и соответствующий факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. На первой конференции государств-участников, страны, ратифицировавшие Конвенцию, выберут независимых экспертов для Комитета по правам инвалидов, который будет получать периодические отчеты от государств-участников относительно прогресса, достигнутого в реализации условий Конвенции. Государства-участники обязаны создать специальный государственный орган управления, а также национальный механизм по реализации условий Конвенции.
Согласно условиям факультативного протокола, отдельные лица, или группы лиц, из стран, ратифицировавших протокол, имеют право направлять прошение на рассмотрение Комитета, в том случае, если все национальные ресурсы решения проблемы были исчерпаны.

4.3.1 Полнота конвенции

Конвенция охватывает все барьеры, с которыми приходится сталкиваться людям с физическими недостатками, включая дискриминацию (например, лишение права голоса), а также социальные и экономические препятствия, такие как дискриминация при приеме на работу и несоответствующие стандарты жизни.
Относительно одного из главнейших вопросов — доступности — условия Конвенции требуют от стран-участниц определить и устранить препятствия и барьеры для доступности в области «информации, коммуникации и других служб, включая электронные службы и службы неотложной помощи». Доступ также должен быть предоставлен к «строениям, путям, транспорту и другим внутренним и внешним средствам обслуживания, включая школы, жилища, медицинские учреждения и рабочие места». Страны обязаны разработать минимальные стандарты доступности объектов общественного пользования и различных служб, а также принять соответствующие меры, чтобы вопрос доступности принимался к сведению частными организациями и службами, имеющими общественное направление.
Кроме всего прочего страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны:

Определенные шаги в реализации условий конвенции будут требовать некоторых затрат. Хотя Конвенция требует «прогрессивной реализации» большинства своих условий в соответствии с возможностями отдельных стран. Для государств с ограниченными ресурсами предоставляется международная помощь, целью которой является прекратить пренебрежение правами инвалидов.
Изменения, вызванные условиями Конвенции, принесут пользу не только инвалидам, но и всем остальным гражданам. Например, лифты и специальные переходы принесут удобство каждому. Конструктивные изменения, требуемые духом и буквой Конвенции, станут основой для новых идей и инноваций, нацеленных на улучшение уровня жизни всех людей. Условиями Конвенции предлагается в максимальной возможной степени введение «универсальной модели» продуктов, окружающей среды, программ и услуг, которые используются всеми людьми, во избежание необходимости выполнения последующей их адаптации или перепланирования.
Исследования, проведенные Всемирным банком, подтверждают, что затраты на повышение доступности зданий, произведенные во время их строительства, будут минимальными. Как оказалось, вследствие повышения уровня доступности зданий стоимость строительства увеличивается меньше, чем на один процент.
«По сути, обеспечение инвалидам возможности полностью реализовать свой потенциал, выгодно в экономическом плане»,

«Общество игнорирует огромный ресурс талантливых людей»,

Госпожа Ито также добавила: «Страхи о том, что прием на работу людей с ограниченными возможностями влечет за собой дополнительные расходы, значительно преувеличены». Как показали исследования, проведенные в США в 2003 году, почти три четверти работодателей сообщали о том, что рабочие-инвалиды вообще не требуют обеспечения каких-либо специальных условий. «Полное вовлечение инвалидов в общественную жизнь принесет пользу каждому из нас».
По состоянию на 20 мая 2008 года:
128 стран подписали Конвенцию: Австралия, Австрия, Азербайджан, Алжир, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Буркина-Фасо, Бурунди, Бывшая югославская Республика Македония, Вануату, Венгрия, Вьетнам, Габон, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея, Германия, Гондурас, Греция, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Канада, Катар, Кения, Кипр, Китай, Колумбия, Коморские Острова, Конго, Коста- Рика. Кот-д'Ивуар, Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Либерия, Ливан, Ливийская Арабская Джамахирия, Литва, Люксембург, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивские Острова, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдова, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сербия, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Центральноафриканская Республика, Черногория, Чешская Республика, Чили, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, Эфиопия, Южная Африка, Ямайка, Япония.
1 организация региональной интеграции Европейское сообщество (ЕС) подписала Конвенцию.
71 страна подписала Факультативный протокол: Австрия, Азербайджан, Алжир, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бельгия, Бенин, Боливия, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Венгрия, Габон, Гана, Гватемала, Гвинея, Германия, Гондурас, Демократическая Республика Конго, Доминиканская Республика, Иордания, Исландия, Испания, Италия, Йемен, Камбоджа, Катар, Кипр, Конго, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Либерия, Ливан, Литва, Люксембург, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Мальта, Мексика, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Сальвадор, Сан- Марино, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Сьерра-Леоне, Тунис, Уганда, Финляндия, Хорватия, Центральноафриканская Республика, Черногория, Чешская Республика, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Ямайка.
26 стран ратифицировали Конвенцию: Бангладеш, Венгрия, Габон, Гвинея, Гондурас, Египет, Индия, Иордания, Испания, Катар, Куба, Мали, Мексика, Намибия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Сан-Марино, Словения, Тунис, Филиппины, Хорватия, Эквадор, Южная Африка, Ямайка.
16странратифицировалиПротокол:Бангладеш,Венгрия,Гвинея, Испания, Мали, Мексика, Намибия, Панама, Перу, Сальвадор, Сан- Марино, Словения, Тунис, Хорватия, Эквадор, Южная Африка.
Страны, пока не присоединившиеся к Конвенции: Албания, Ангола, Афганистан, Багамские острова, Беларусь, Белиз, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бутан, Венесуэла (Боливарианская Республика), Гаити, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гренада, Грузия, Джибути, Зимбабве, Ирак, Иран (Исламская Республика), Казахстан, Камерун, Кирибати, Корейская Народно-Демократическая Республика, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Лесото, Лихтенштейн, Мавритания, Маршалловы Острова, Микронезия (Федеративные Штаты), Монако, Монголия, Мьянма, Науру, Пакистан, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Российская Федерация, Руанда, Самоа, Сан- Томе и Принсипи, Саудовская Аравия, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Соломоновы Острова, Сомали, Таджикистан, Тимор- Лешти, Того, Тонга, Тувалу, Узбекистан, Украина, Фиджи, Чад, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Эритрея.

4.4 Вопросы и ответы

Для чего нужна специальная конвенция для инвалидов? Разве они не обладают теми же правами, что и все остальные люди?
В идеальном мире прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека, было бы достаточно для защиты каждого. Однако на практике отдельным группам, в частности женщинам, детям и беженцам, живется гораздо хуже, чем другим, и для защиты и поощрения прав человека этих групп приняты международные конвенции. 650 миллионов человек, что составляет около 10 процентов населения Земли, являются инвалидами и лишены возможностей, которыми обладает большинство населения. Они сталкиваются со множеством препятствий физического и социального характера, которые

  1. мешают им получить образование;
  2. мешают им получить работу, даже если они и хорошо подготовлены для ее выполнения;
  3. мешают им получать информацию;
  4. мешают им получать надлежащее медицинское обслуживание;
  5. мешают им свободно передвигаться;
  6. мешают им «влиться» в коллектив и стать его полноправным членом.

Какие вопросы охватывает эта конвенция?
Цель этой конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека. Она охватывает ряд таких ключевых вопросов, как доступность, индивидуальная мобильность, здоровье, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство и недискриминация. Эта конвенция меняет представление об инвалидности как о проблеме социального воспомоществования и сосредоточивается на вопросах соблюдения прав человека и признании того, что существующие в обществе барьеры и предрассудки сами по себе являются ущербными.
Создает ли эта конвенция новые права?
Нет. Эта конвенция не предусматривает создания каких-либо «новых прав» или «норм». Однако в этой конвенции существующие права представлены таким образом, что они отвечают потребностям инвалидов и их ситуации.
А что, существующее законодательство не работает?
В некоторых странах принято всеобъемлющее законодательство в этой связи, однако многие страны этого не сделали. В связи с дискриминацией инвалиды обычно живут как бы в тени и занимают маргинальное положение в обществе, в результате чего их правами нередко пренебрегают. Всеобщая, имеющая обязательную юридическую силу норма необходима для обеспечения того, чтобы права инвалидов повсеместно гарантировались.
Принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 году Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов служат основой для соответствующего законодательства в ряде стран. В них определены основные направления политики в области поощрения равных, по сравнению с другими, возможностей для инвалидов. Однако Стандартные правила являются документом, не имеющим обязательной юридической силы, и, как отмечают защитники прав инвалидов, элемент строгого выполнения обязательств без наличия конвенции отсутствует.
Что конкретно предусматривает эта конвенция?
Ратифицировав конвенцию и после вступления договора в силу, страна в соответствии с этим договором принимает на себя юридические обязательства и соответствующие законы, обеспечивающие выполнение этой конвенции.
Другие договоры, касающиеся прав человека, в частности конвенции о правах детей и женщин, оказали большое влияние на решение проблемы нарушения их прав.
Можно ли считать, что конвенция на практике улучшит жизнь инвалидов?
Многие годы инвалиды рассматривались как лица, которым необходима социальная защита, и вызывали к себе скорее сочувствие, чем уважение. Эта конвенция явилась бы одним из важных шагов, направленных на изменение существующего представления об инвалидах, и обеспечила бы понимание в обществе того, что каждому человеку должны быть предоставлены возможности полностью реализовать в жизни свой потенциал, каким бы он ни был.
Каким образом будет проводиться наблюдение за соблюдением конвенции на международном уровне?
Специальному комитету еще предстоит решить, каким будет механизм наблюдения за соблюдением конвенции. В других договорах, касающихся прав человека, после вступления конвенции в силу участвующие страны (в рамках ООН их принято называть «государствами-участниками») должны представлять доклады о ходе осуществления своих обязательств в соответствии с договором. Защитники прав инвалидов надеются, что эта конвенция может также способствовать созданию глобальной сети активистов для наблюдения за ходом осуществления прав человека.
Кто является инвалидом?
Инвалидность включает физические, умственные и сенсорные нарушения, в частности слепоту, глухоту, ограниченные возможности передвижения, нарушения развития и умственные нарушения. Некоторые люди страдают от более чем одной формы инвалидности, и многие, если не большинство людей, будут страдать от какой-либо из форм инвалидности в определенный период своей жизни в связи с физической травмой, заболеванием или старением.
Обсуждение определения «инвалид» для целей настоящей конвенции все еще продолжается. Отмечается растущее согласие в отношении того, что инвалидность касается физических, умственных или сенсорных нарушений, которые ограничивают возможности осуществлять повседневную деятельность и вызваны или усугубляются социальными условиями или условиями окружающей среды.
Повлечет ли эта конвенция возникновение обязательств для государств?
Да. Государства будут обязаны принять меры, которые поощряют права человека инвалидов без дискриминации. Эти меры будут включать принятие антидискриминационного законодательства, упразднение законов и ликвидацию практики, которая дискриминирует инвалидов, а также разрабатывать новую политику и программы с учетом интересов инвалидов. Прочие меры включают обеспечение доступности услуг, товаров и помещений для инвалидов.
Является ли принятие конвенции странами экономически оправданным?
Да. Помимо очевидной проблемы оценки стоимости основных прав человека для значительной доли населения, оказывается экономически выгодным обеспечить возможность инвалидам полностью реализовать свой потенциал.
Какова стоимость осуществления?
Конвенция призывает к «прогрессивной реализации» большинства содержащихся в ней положений в соответствии с ресурсами отдельных стран. Отдельные меры потребуют денежных затрат, а для стран с ограниченными ресурсами предполагается, что содействие будет оказываться в рамках международной помощи, которая до недавнего времени игнорировала нужды инвалидов.
Изменения в соответствии с конвенцией послужат благу не только инвалидов, но и других людей. Лифты и пандусы представляют больше возможностей для каждого. Изменения в дизайне, необходимые для осуществления положений конвенции, со временем приведут к возникновению новых идей и инновационных технологий, которые улучшат жизнь всех людей, а не только инвалидов.
Дорого ли обходится облегчение доступа в здание?
Со временем при проектировании нового строительства необходимо учитывать потребности инвалидов. Проведенное Всемирным банком исследование показало, что стоимость создания дополнительных удобств во время строительства минимальна. Было показано, что превращение зданий в доступные увеличивает стоимость строительства менее чем на один процент.
Что теряет общество?
Большую группу талантливых людей. Инвалиды обладают широким спектром профессиональных знаний, навыков и талантов. Хотя практически в каждой стране уровень безработицы среди инвалидов выше, чем среди остального населения, по данным исследований инвалиды работают так же хорошо, если не лучше, чем остальное население. Более редкие случаи увольнения и невыхода на работу в значительной мере компенсируют опасения по поводу слишком высоких затрат на оборудование рабочих мест для инвалидов. Кроме того, представления о том, что при найме на работу инвалидов существенно повышаются издержки работодателей, сильно преувеличены. По данным проведенного в 2003 году в Соединенных Штатах исследования почти три четверти работодателей указали, что каких-либо дополнительных мер по обустройству на рабочих местах сотрудников-инвалидов не потребовалось.

4.5 Некоторые факты об инвалидах

4.5.1 Общая информация

4.5.2 Образование

4.5.3 Занятость

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы