aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Трудоустройство

Шаг первый | Пособие для людей с инвалидностью, ищущих работу

Оформите индивидуальную программу реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР) — это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Он включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Без сформированной ИПР Вы не сможете получать со стороны государства никаких реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения. Также, без индивидуальной программы Вы не сможете встать на учёт в службе занятости населения, как безработный гражданин, а значит воспользоваться услугами по профессиональному обучению и получать пособие по безработице.
Для обращения в федеральную государственную службу занятости населения для поиска подходящего места работы Вы, как человек с инвалидностью, должны быть признаны медико-социальной экспертизой «трудоспособным». Это отмечается установлением одной из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности (СОСТД).
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. (1)
Человеку с инвалидностью при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности СОСТД может не устанавливаться вовсе (своего рода «нулевая» степень).
Степень ограничения способности к трудовой деятельности также влияет на размер трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплат за отмененные льготы. Самые высокие социальные выплаты обеспечиваются при третьей СОСТД, а при «нулевой» степени их объем минимален. По состоянию на 1 марта 2008 года размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности составляет: при третьей степени — 3 120 рублей в месяц; при второй степени — 1 560 рублей в месяц; при первой степени — 780 рублей в месяц. (2)
Многие инвалиды не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности. В таком случае размер указанных ранее государственных выплат привязывается к группе инвалидности. При этом первая группа инвалидности приравнивается к третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, вторая ко второй, а третья группа инвалидности к первой степени. Но в случае, если человек обратится в службу медико-социальной экспертизы за пересмотром документации об его инвалидности или за формированием Индивидуальной программы реабилитации, то ему будет присвоена степень ограничения способности к трудовой деятельности, и, в соответствии с ней, пересмотрены указанные государственные со-циальные выплаты.
Для людей, которым инвалидность установлена бессрочно, ситуация может стать непростой. Например, инвалид первой группы сейчас получает максимальный размер социальных выплат и в то же время имеет право работать. При обращении в службу медико-социальной экспертизы за формированием Индивидуальной программы реабилитации человеку с инвалидностью сегодня в обязательном порядке устанавливают степень ограничения способности к трудовой деятельности. Если будет установлена третья СОСТД, то, по существующим законодательным актам, он будет признан «нетрудоспособным» гражданином. А если будет установлена вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности, то он потеряет в

(1) Выдержка из Приказа Министерства здравоохранения и со-циального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государст-венными учреждениями медико-социальной экспертизы»
(2) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

базовом размере трудовой пенсии по инвалидности и компенсационных выплатах за льготы (разница в выплатах может составить более 1 500 рублей). Потери можно компенсировать, зарегистрировавшись в Центре занятости населения и получая пособие по безработице.
Сейчас формирование Индивидуальной программы реабилитации происходит автоматически при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность в учреждении медико-социальной экспертизы. Если группа инвалидности установлена бессрочно, то необходимо обратиться в службу МСЭ с письменным заявлением о формировании ИПР.
Индивидуальная программа реабилитации должна быть сформирована в течение месяца с момента обращения в учреждение медико-социальной экспертизы. Проводится (точнее, должна проводиться) всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Для заполнения раздела по медицинской реабилитации человека направляют на врачебное освидетельствование в местную поликлинику или, если нужно стационарное обследование, в больницу. При необходимости к формированию ИПР привлекаются специалисты из организаций, занимающихся социальной реабилитацией, и федеральной государственной службы занятости населения. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий, которые указываются в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеет право участвовать в разработке Индивидуальной программы реабилитации.
Сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации подписывается руководителем учреждения государственной службы медико- социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдается на руки инвалиду (или его законному представителю). Если инвалид (или его законный представитель) не согласен с содержанием карты ИПР, то имеет право не подписывать документ. В таком случае Индивидуальная программа реабилитации приоб-щается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдается на руки инвалиду (или его законному представителю).
Современная структура ИПР в разделе профессиональная реабилитация состоит из следующих мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность.

Программа профессиональной реабилитации (для лиц в возрасте 14 лет и старше)

Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда
Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, о необходимости создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональная ориентация
Вносится запись о видах профессиональной ориентации (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Профессиональное обучение (переобучение)
Вносится запись о профессии или специальности, рекомендуемой к приобретению; об уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка) и о форме обучения (очная, заочная, вечерняя, в интернате, надомная) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Содействие в трудоустройстве
Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, организация трудоустройства по специальным программам содействия, включая содействие частному труду), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.
Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда
Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной
тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ.
В Индивидуальную программу реабилитации с указанием в качестве исполнителей государственных структур может быть включено только то, что входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. N 2347-р.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Реабилитационные мероприятия

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
3. Санаторно-курортное лечение.
4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
8. Протезы, в том числе эндопротезы и ортезы.
9. Ортопедическая обувь.
10. Противопролежневые матрацы и подушки.
11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
12. Специальная одежда.
13. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
19. Телефонные устройства с текстовым выходом.
20. Голосообразующие аппараты.
21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
22. Абсорбирующее белье, памперсы.
23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
25. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации).
26. Предоставление услуг по сурдопереводу.
Все, что не включено в список Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, может быть включено в Индивидуальную программу реабилитации с записью «за счет средств инвалида».
В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием сформированной Индивидуальной программы реабилитации (например, не все нужные технические средства и реабилитационные услуги были включены в ИПР) не надо ее подписывать. Следующим шагом нужно оспорить сложившуюся ситуацию в Главном бюро медико-социальной экспертизы города Москвы, написав в месячный срок соответствующее заявление в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо напрямую в Главное бюро. Бюро, проводившее МСЭ, в 3-дневный срок со дня получения за-явления гражданина должно направить его со всеми имеющимися документами в Главное бюро МСЭ.
Главное бюро медико-социальной экспертизы города Москвы
125040 Москва, Ленинградский проспект, 13
Проезд: метро Белорусская, далее пешком
(4195) 250-3257, 257-1794, 257-6289, 251-1041 Регистратура
(495) 250-1772 Главный эксперт
(495) 251-1045
В течение месяца должно быть проведено заседание новой комиссии, которая или примет точку зрения человека с инвалидностью и сформирует новую карту ИПР, или согласится с выводами бюро медико-социальной экспертизы и откажет инвалиду в его требовании. В случае отказа можно обратиться в Федеральное бюро МСЭ, которое находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ Федеральное государственное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы 127486 Москва ул. Ивана Сусанина д.3 Проезд: метро «Петровско-Разумовская», авт. 672,194 до ост. «Улица Ивана Сусанина».
Телефон для справок: (495) 487-5711; факс:(495) 487-8181.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы непосредственно в суде. (3)
Сегодня формирование Индивидуальной программы реабилитации слишком сильно зависит от различных факторов. В настоящее время в Законодательстве РФ не прописаны критерии оценки инвалидности и критерии оценки потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации. Это отнесено к компетенции сотрудников службы медико-социальной экспертизы, а разный уровень их квалификации и разное личное отношение к людям с инвалидностью, к сожалению, может приводить к тому, что ИПР не всегда отображает истинные потребности человека с инвалидностью. И только настойчивость и правовая грамотность инвалида или

(3) Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

его законного представителя позволяют добиться того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всем дальнейшем реабилитационном процессе.
К сожалению, многие люди с инвалидностью пассивно участвуют или вовсе не принимают участия в формировании своей Индивидуальной программы реабилитации и, чаще всего, по истечении месячного срока они получают готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу неудовлетворяющей Вас ИПР, советуем активно включиться в этот процесс еще на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно обозначить перед сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые Вам необходимы. Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения), которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий. В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Сотрудники медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в этом случае они будут спорить не с самим инвалидом (или его законным представителем), а с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.
Обязательный срок, на который разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации, в действующем законодательстве не определен. Обычно он привязывается к дате очередного переосвидетельствования на инвалидность и составляет один или два года. В любом случае, при формировании карты ИПР определяется срок, на который она действует и по истечении которого должно быть сделано письменное заключение с оценкой ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам.

Назад Оглавление Далее