aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Рекомендации | Женщины и инвалидность: опыт дискриминации и преодоления

Растущий уровень бедности среди семей с детьми-инвалидами наряду с дополнительными индикаторами снижения качества жизни этих домохозяйств убеждает в необходимости немедленного решения проблемы на политическом уровне, в том числе, путем повышения детских пособий, расширения бесплатных, качественных, инклюзивных услуг в сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования, досуга и спорта. Вместе с тем, адресная система социальной защиты не решит всех проблем родителей детей с особыми нуждами. Необходимо повысить шансы матерей детей-инвлидов в сфере занятости, подготовки и переподготовки, реализовать гарантии нон-дискриминации в принятии решений работодателями относительно найма и карьеры.
В социальном обслуживании необходимо применять проактивный, гуманистический и нон-дискриминационный подход. Нельзя стигматизировать женщин с инвалидностью и матерей детей-инвалидов только как клиентов или носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта. В таких случаях социальная работа, следуя сложившимся стереотипам, правилам объяснения и поведения, укрепляет несправедливое социальное устройство современного общества.
При этом становится важной работа в команде, основанная на принципах децентрализации и демократизации, поскольку это позволяет социальным работникам войти в местное сообщество, способствует их участию и глубокому проникновению в проблемы сообщества и оформлению коллективного действия. Помимо коллективной формы работы, важна и индивидуальная работа с женщинами и их семьями. Объясняя проблемы клиентам, следует избегать индивидуализации причин и обвинения женщин в существующих трудностях. Активизация жизненной позиции самих женщин может быть связана с программами самозанятости, самопомощи (родитель-родителю), организацией «минидетских садов». Социальные службы, реабилитационные центры, открывая отделения временного дневного пребывания детей с инвалидностью, предоставляют женщинам реальные шансы получения образования и устройства на работу.
Родителям, имеющим детей-инвалидов, полезны будут постоянно-действующие социально-психологические практикумы, группы поддержки с привлечением родителей, имеющих положительный опыт воспитания и образования детей-инвалидов. Особый случай - это дети, родители которых имеют инвалидность. Такие дети должны иметь возможность бесплатного посещения спортивных секций, клубов по интересам, дошкольного и после школьного образования. Эти льготы должны предоставляться по заключению социальных служб и контролироваться. Для адаптации матерей-инвалидов можно внести такие рекомендации: организовать психологические семинары по подготовке женщин-инвалидов к материнству; оказывать постоянную социально-психологическую поддержку матери- инвалиду по воспитанию детей, поддерживать материально женщину-инвалида до достижения ребенком трудоспособного возраста.
Стандарты обслуживания женщин с инвалидностью и матерей детей-инвалидов должны включать в себя требования относительно места (комфортности помещения и обеспечения необходимых условий) и времени (которое максимально может быть затрачено одним человеком для получения результата) обслуживания клиентов, информационного обеспечения, профессионального и аккуратного сервиса (включающие в себя этические кодексы, нормы поведения и правила общения с людьми, переживающими опыт инвалидности), ответов на письма и телефонные звонки, разработанной системы консультирования и обжалования действий должностных лиц в ходе предоставления государственных услуг.
Стандартизация услуг предполагает необходимость формулировки ожидаемых результатов по каждой услуге, разработку критериев и механизомв контроля сроков предоставления услуг, пересмотра содержания и процесса оказание каждой услуги так, чтобы вся деятельность максимально была направлена на достижение желаемых результатов и соблюдение прав, гарантированных законодательством. Только выполнение этих условий организации процесса предоставления различных услуг женщинам-инвалидам и матерям детей-инвалидов позволит обеспечить достойное существование и соблюдение их гражданских прав и будет препятствовать воспроизводству механизмов социального исключения таких социально уязвимых групп населения. Социальное обслуживание женщин с инвалидностью и матерей детей-инвалидов должно носить инклюзивный, нон- дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практике социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.
Развитие системы социальной защиты семей детей-инвалидов должно происходить по пути поддержки общественных инициатив в развитии необходимых услуг и сервисов, введения механизмов кейс-менеджента, специалистов - координаторов услуг. Кроме того, необходимо расширять доступ к информации о правах детей-инвалидов, семей, где воспитывается ребенок-инвалид как посредством повышения квалификации сотрудников социальных служб, учреждений здравоохранения, социальной защиты и образования, так и посредством введения информационно-правовой службы. Необходимо развитие образовательных, психолого-педагогических сервисов по месту проживания ребенка- инвалида с тем, чтобы обеспечить не только выбор формы и программы обучения, но и возможность независимой жизни матерей детей-инвалидов, без угрозы для материнства в противоположность ситуации обучения ребенка-инвалида в специализированном интернате, изолирующей мать от воспитания и ухода за ребенком.
По линии медико-социальной экспертизы (МСЭ) необходимо осуществлять, кроме медицинской, еще и компетентную социальную гендерно чувствительную экспертизу. Такая комиссия должна определить не только степень потери трудоспособности, но и выработать перечень профессий, рекомендуемых инвалиду, и совместно склиентом, психологом и социальным работником принять план мероприятий по переобучению, социальной поддержке инвалида и его трудоустройства; прекратить практику снижения группы инвалидности после трудоустройства инвалида, если по медицинским показателям потеря трудоспособности осталась на прежнем уровне; врачам и социальным работникам осуществлять жесткий контроль за выполнением рекомендаций МСЭ.
Даже для инвалидов с тяжелой патологией приемлемо профессиональное обучение с элементами заочно консультативной системы образования на дому по различным специальностям. Это, например, «Аудит», «Программирование на ЭВМ и систем обработки экономической информации», «Механик по ремонту аудио- и видеотехники», «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы», «Фотограф-лаборант», «Модистка головных уборов», «Скорняк по пошиву меховых изделий», изготовление искусственных цветов и других элементов дизайна.
В средствах массовой информации следует подавать позитивные репрезентации женщин-инвалидов, которые рассказывают о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования активной жизненной позиции женщин с инвалидностью. Специалисты учреждений и сервисов в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы.

Назад Оглавление Далее