Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Социальная реабилитация   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Яндекс.Метрика
 

Буква Т - Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Таламус - массивное парное образование, составляющее дорсальную часть промежуточного мозга (диэнцефалон). Состоит из ядер, выполняющих переключательные (релейные ядра переключают потоки импульсации, поступающие в проекционные зоны коры), интегративные (ассоциативные ядра) и моделирующие (неспецифические ядра) функции; является одним из важнейших звеньев в системном механизме обеспечения регулируемой локальной (избирательной) корковой активации, лежащем в основе произвольного внимания, селективности восприятия информации.
Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи.
Тахистоскоп - прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы (изображения) на строго определенное, в том числе очень ко-роткое, время; первая конструкция механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом; электронные тахистоскопы работают по принципу модуляции уровня освещенности. Тахистоскопы различаются числом независимо работающих каналов предъявления информации. В роли тахистоскопов все шире применяются индикаторы и дисплеи, управляемые компьютером. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные тахистоскопы — специально оборудованные диапроекторы.
Т-группа - группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия; характерны кратковременность существования (от нескольких дней до нескольких недель) и отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации. В основе - теория о школе групповой динамики К. Левина. Ведущий метод - свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетаемая с ролевыми играми и некоторыми другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь», то есть анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту. Условие успешной работы - стимулирование участников на установление таких межличностных, взаимно доверительных отношений, на которые они обычно не решаются в обыденной жизни; развитие чувствительности к групповым процессам обеспечивается через переживание участниками многогранного группового опыта.
Телемедицина - передача важной медицинской информации посредством разнообразных передающих устройств на большие расстояния. Различают два основных направления.
Применение передачи медицинской информации в рамках банков данных и информационных служб различного предназначения, базирующихся на самых современных коммуникационных технологиях. Такие службы обрабатывают и хранят огромное количество медицинской информации. Речь идет о системах передачи информации, которые способны получать, резюмировать, обменивать и передавать информацию. Такие системы связывают лечебные заведения, частнопрактикующих врачей, государственные отделы здравоохранения и страховые общества как в пределах региона, так и между странами.
Другое направление развития телемедицины - применение телемедицинских систем для диагностики, ее документации, медицинских заключений, обмена мнениями экспертов, вынесения заключений по количественным изменениям и оценке полученных изображений как в национальных, так и в транснациональных масштабах.
«Телефон доверия» - учреждение (предприятие) социального обслуживания для оказания экстренной психологической помощи и эмоциональной поддержки по телефону, как правило анонимно, профессионалами психологами. «Телефоны доверия» находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и др.
Темперамент - качество личности, предопределяющее характер динамики (стиль) деятельности. Выделяют четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Теория перцептивных действий А. В. Запорожца и В. П. Зинченко - теория, состоящая в обосновании положения о решающем значении для перцептивного развития ребенка формирования перцептивных действий в ходе предметно-практической деятельности. При этом важную роль играют движения руки, обследующей предмет, или глаза, прослеживающего контур изображения. Ориентировочно- исследовательская деятельность ребенка в процессе восприятия, имеющего действенный и операционный характер в раннем и дошкольном возрасте, представляет ту основу, на которой складываются перцептивные действия. В онтогенезе наблюдается смена способа восприятия, его двигательные компоненты постепенно сокращаются и происходит интериоризация перцептивных действий.
Теория профессиональных интересов Роу - психоаналитическая модель развития интересов, в которой выделяется два основных фактора:
ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования; - ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).
Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во- первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной - не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий:
- услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждении (консультант, продавец, уличный торговец),
- офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер),
- технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик),
- работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб),
- наука (исследователь, фармацевт, лаборант),
- работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).
Теория семейного стресса основана на подходе семейных систем, а также на представлении о том, что стресс является главным фактором в жизни семей, в которых есть дети с инвалидностью, в отличие от семей без детей с инвалидностью. Детская инвалидность рассматривается как главный фактор стресса, который затрагивает функционирование всей семьи. Если существует баланс между потребностями и ресурсами семьи, то более вероятно, что это приведет к успешной адаптации семьи. Полезные ресурсы для семей, в которых есть дети-инвалиды, включают социо-экономические и материальные аспекты, личные индивидуальные качества, среди которых сильный характер матери, способность решать проблемы, факторы семейного функционирования, а именно коммуникация, гибкость и сплоченность, ощутимые формальные и неформальные виды социальной поддержки.
Теория социального научения Роттера - поведенческая теория личности, в качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемыми из-за чрезмерной сложности событиями.
Первый концепт - BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV - т. е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (а) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min =0. E и RV - независимы. RV - шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
Второй концепт - E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE - т. е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и генерализованных ожиданий, накопленных в других ситуациях, деленных на число этих опытов. Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходить по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).
Третий концепт - RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}E ra - ожидание, что подкрепление (а) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
- Четвертый концепт - si - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).
Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.
Теория формирования перцептивных действий (от греч. theoria - исследование, лат. formare - образовывать и реПеріїо - восприятие) - концепция, в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.
Терапевтическая метафора - в самых общих чертах это перенесение одного объекта на другой по принципу сходства или контраста, задача метафоры - вскрыть смысл описываемого предмета, что она делает, характеризуя словом, принадлежащим одному классу, явление или слово, принадлежащее другому классу. Хотя метафора сравнивает одно с другим, взаимно обогащая оба явления новым смыслом, она отличается от сравнения тем, что в ней не сохраняется понятийная структура классификации. Это, по сути дела, наиболее удобная форма для передачи пациенту терапевтического сообщения. С точки зрения эриксоновского подхода, чтение метафор есть работа с трансовым состоянием сознания, когда фокус внимания предельно сужен и отрешен от обычного повседневного сознания, это высокое мотивирование для коррекции и обучения состояние. При работе с метафорой необходимо помнить золотое правило: «Если хочешь, чтобы метафора не сработала, поясни пациенту ее содержание».
Терапевтическая среда - под термином «терапевтическая среда» понимают все то, что окружает больного в стационарном учреждении - вещи, люди (медицинские и социальные работники, родственники, пациенты учреждения), процессы, события.
Необходимо все окружение пациента организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к естественному, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевтическое воздействие, тем более ощутим его эффект.
Методические приемы терапии средой следующие:
- расселение с учетом характерологических особенностей пожилых людей, больных и инвалидов;
- группировка проживающих для формирования (восстановления) социальных навыков;
- создание микросоциальных групп для трудовой занятости;
- подбор содержательного, развивающего и развлекательного досуга.
Среди мероприятий социализирующего плана, которые входят в понятие «терапия средой», выделяют две группы:
- организованные работниками учреждений (например домов-интернатов или больниц), не требующие какого-либо проявления активности пациентов: кино, концерты, лекции, просмотр телепередач, встречи с родственниками;
- мероприятия по активному вовлечению проживающих в учреждении в общественнополезную деятельность: участие в самоуправлении, в общественных советах; дежурства в столовой, на этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больными, участие в неформальных и терапевтических группах, трудотерапия и др.
Важным звеном в организации терапии средой является установление дружеской атмосферы среди проживающих, формирование партнерских отношений между персоналом и пациентами, что не только способствует установлению благоприятного психологического климата в учреждении, но и повышению социального и личностного статуса больных или инвалидов.
Терапия авторитета (от греч. Шегареіа - лечение и лат. auctoritas - власть, влияние) - форма психотерапии, характеризующаяся установлением между пациентом и психотерапевтом субординации, в которой психотерапевт берет на себя роль «отцовского авторитета», а больной - обязательства беспрекословного подчинения.
Терапия воспоминаниями - процедура лечения, первоначаль-но используемая для пожилых людей, особенно в экзистенциальной терапии и логотерапии, когда клиент вспоминает и описывает жизненные события в индивидуальной беседе со специалистом или в группе. Чтобы рассказать о себе, клиент должен осмыслить свое прошлое и оценить значимость жизни.
Терапия занятостью - метод социальной реабилитации с использованием целенаправленной деятельности для восстановления наиболее высоко доступного уровня независимости индивида с ограниченными возможностями (см. Оккупациональная терапия).
Терапия занятостью меньше ориентирована на восстановление нарушенных функций. В первую очередь она основана на приобщении инвалидов и пожилых людей к общественно полезному труду и представлена тремя основными формами:
занятия по способностям (музыка, изобразительное искусство, литература);
- занятия прикладного характера (рукоделие, домоводство, фотография и др.);
- участие в коллективных мероприятиях развлекательно-познавательного характера (вечера танцев, экскурсии, тематические вечера).
Терапия творческим самовыражением - метод реабилитации длительно болеющих людей и инвалидов. Метод направлен на обучение приемам целебного творческого самовыражения с осознанием ценности своей жизни.
Основными приемами этого метода являются:
- создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного или инвалида с целью выражения особенностей его личности;
- творческое общение с природой, в процессе которого клиент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего ему особенно выделяется, положительно влияет на его эмоциональное состояние;
- творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному);
коллекционирование произведений искусств, интересных предметов;
- обучение творческому поиску одухотворенности в повседневном, необычного в обычном.
Терренкур (дозированная ходьба) - дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированная по продолжительности, темпу, расстоянию и типу местности. Терренкур используется как метод лечебной физкультуры, физической тренировки и функционального исследования.
Тесты психологические - стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально- психологических особенностей личности. Психологические тесты представляют собой набор заданий, по результатам выполнения которых вычисляется количественная оценка той или иной индивидуально-психологической характеристики (коэффициент интеллекта). Качественная сторона решения (стратегия мыслительной деятельности и т. п.), как правило, с помощью психологических тестов не выявляется. Результаты тестирования зависят от ряда факторов, и в первую очередь - от усвоенного опыта, знаний и умений.
Тета-ритм - биоритмы головного мозга с частотой колебания 4-8 Гц и амплитудой 10-200 мкВ. Тета-ритм низкой амплитуды (25-35 мкВ) входит как компонента в нормальную энцефалограмму. По-знавательная активность приводит к увеличению мощности и пространственной синхронизации тета-волн. Если же в состоянии бодрствования наблюдаются пароксизмальные и асимметричные тета- волны, это может свидетельствовать о патологии. У детей с относительно более выраженным тета-ритмом повышена вероятность проявления черт неуравновешенности и агрессивности, что свидетельствует о затруднении социальной адаптации.
Тетраплегия (тетрапарез) - паралич (парез) мышц обеих верхних и нижних конечностей.
Техника - совокупность процедур, приемов и навыков в некоем виде деятельности.
Технические средства обучения (ТСО) - приборы и устройства, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения. В дефектологической практике особое значение имеют приборы, специально созданные для коррекции зрительных и слуховых дефектов.
Технические средства реабилитации (ТСР) - совокупность специальных устройств и приспособлений, позволяющих осуществлять не только замещение анатомических и функциональных дефектов организма, но и способствовать активному приспособлению инвалида к окружающей действительности путем компенсации, ослабления или устранения стойких ограничений жизнедеятельности. Выделяют следующие виды технических средств реабилитации:
- протезно-ортопедические изделия;
- специальные средства передвижения;
- средства бытовой механизации и самообслуживания;
- средства для ориентирования, общения и обмена информацией;
- специальные средства для обучения, образования и занятия трудовой деятельностью;
- реабилитационное оборудование;
- технические средства для игры;
- технические средства для занятия спортом;
- архитектурно-планировочные устройства и приспособления.
Технология (в комплексной реабилитации) - совокупность организационных форм, методов и средств, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов на оптимальном уровне с учетом специфики заболевания, степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза и потребностей контингента, а также реабилитационных возможностей территорий в соответствии с действующими реабилитационными стандартами. Реабилитационные технологии можно выстроить в виде следующих элементов:
комплекс задач, решаемых в ходе ее выполнения и определяющих специфику выполняемых действий;
- набор методов и приемов, необходимых для решения данных задач;
- используемые материалы, инструменты, оборудование;
- стандарты профессионального поведения специалиста, рекомендуемые для достижения успешного результата.
Основные требования, предъявляемые к технологии:
соблюдение принципа управляемости, что дает возможность специалисту целенаправленно осуществлять управление процессом (поэтапно диагностировать, варьировать средствами и методами воздействия, придерживаться намеченного плана действий, определять приоритеты на каждом этапе и т. д.);
- соответствование требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного ее применения, повторения в других учреждениях и организациях;
- определение критериев медико-социальной и психологической эффективности работы в рамках технологии, которые должны гарантировать достижение определенных стандартов, заложенных в программы реабилитации;
- соблюдение принципа системности как особого качества определенным образом организованных компонентов технологии, ее многофакторности.
Тик - непроизвольные короткие, быстрые, внезапные, стереотипные неритмичные клонические сокращения мышц, варьирующие по частоте и выраженности, усиливаются во время негативных переживаний и нередко исчезают во время сосредоточенной работы. Чаще это функционально обусловленный гиперкинез, возникающий в результате соматической астенизации после перенесенных заболеваний либо вследствие психических травм, реже - проявление органического поражения подкорковых структур головного мозга или периферических двигательных нервов. Различают общие и локализованные тики. Общий тик протекает как распространенный гиперкинез. К локализованным тикам относятся тики мышц лица, шеи, рук и ног. Тики различной локализации могут сопровождаться вздохами, вскрикиваниями, покашливанием, чиханием, икотой; иногда слышатся звуки, напоминающие мычание, рычание или лай; к тикам относят также некоторые формы заикания.
Типичные задачи реабилитации - в каждом конкретном случае определяются свои задачи реабилитационной работы, они ставятся с учетом диагноза, реабилитационного потенциала инвалида и его ближайшего окружения. При соответствующем возрасте, диагнозе и других критериях имеют место свои наиболее типичные задачи реабилитации, которые дополняются и корректируются в результате индивидуально-личностных особенностей инвалида. Для примера можно привести следующие типичные задачи.
Типичные задачи реабилитации ребенка-инвалида при спастических формах ДЦП:
- достижение максимально возможного расслабления мышц;
- пробуждение и поддержание активности на протяжении всего времени выполнения упражнений;
- достижение симметричного положения тела в любых позах;
- обучение выпрямлению и сгибанию локтевых, лучезапястных и коленных суставов, разведение тазобедренных суставов;
- обучение удерживанию различных предметов и манипулирование с ними;
- обучение осознанной коррекции стопы;
- обучение различению правой и левой сторон тела;
- профилактика контрактур.
Типичные задачи реабилитации ребенка-инвалида при атетозе:
- достижение максимально возможного состояния покоя до и после каждого упражнения;
- формирование правильной координации во времени и пространстве;
- обучение умению одновременно выполнять синхронные движения симметричными частями тела;
- относительно длительное и устойчивое удержание достигнутой позы;
- обучение физиологическому ритму дыхания;
- профилактика контрактур.
Типичные задачи реабилитации детей-инвалидов при атаксии:
- достижение максимально возможной концентрации внимания;
- обучение различным способам аудиомоторной и видиомоторной координации;
- обучение целенаправленным движениям;
- сочетание двигательных упражнений с развитием умственных способностей.
Типичные задачи реабилитации детей-инвалидов при спинномозговой грыже:
- развитие способностей формирования позы и ее смены;
- обучение маховыми движениями с большой амплитудой;
- развитие видеомоторной координации;
- предупреждение спонтанных переломов;
- профилактика контрактур.
Типовая реабилитационная программа для детей с поражением нервной системы может включать абилитационные (см. Абилитация) программы, направленные на развитие неразвитых у ребенка функций, и реабилитационные (см. Реабилитация) программы, заключающиеся в восстановлении утраченных в результате заболеваний функций. Состоит из следующих направлений:
- медицинской реабилитации (средства лечения: кинезотерапия, ЛФК, массаж, электрофизиолечение, психотерапия, медикаментозная терапия и пр.);
- программы бытового приспособления, направленные на развитие навыков самообслуживания: принятия пищи, одевания, соблюдение гигиенических процедур и пр.; в ряде случаев требуется специальная подготовка и обучение пользованию специальными и вспомогательными средствами;
- рекреационной программы, включающей домашние, ролевые, развивающие игры, игры на свежем воздухе с использованием соответствующего оборудования; цель программы - дать ребенку-инвалиду возможность для осуществления полноценных развлечений, улучшить социальные навыки;
- программы профессиональной подготовки, состоящей из предпрофессиональной подготовки по выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации с учетом возможностей развития интеллектуальных и моторных функций;
- программа коррекции речи и слуха: оценка развития этих функций, логопедическая работа, развитие способности к вербальному общению, тренировка слуха, применение слуховых аппаратов; цель программы - терапия дефектов речи и слуха, развитие способности к общению;
- психологической программы: оценки уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирования по личностным и эмоциональным проблемам; психотерапии; диагностики нарушений способности к обучению; участия в планировании и проведении образовательных и профессиональных программ;
консультирования родителей; цель - определить способности и потребности ребенка-инвалида и помочь в решении индивидуальных психологических проблем;
- программы социальной помощи, включающие изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений, организацию доступных инвалиду программ реабилитации, организацию использования ресурса семьи; цель - усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помощь в решении практических и личностных проблем;
- образовательной и тренировочной программы, состоящей из развивающих мероприятий; цель - сведение до минимума нарушения обучения, развитие социальных и интеллектуальных умений и навыков.
К разработке плана реабилитационных мероприятий предъявляются следующие требования:
- реабилитационные мероприятия должны начинаться как можно раньше;
- должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно;
- их выполнение должно быть комплексным с участием медицинских работников, психологов, педагогов, юристов ит. д.;
- при составлении плана необходимо учитыватьиндивидуальные особенности личности реабилитируемого и характера течения у него патологического процесса, включая психосоциальные, биологические и семейно-бытовые особенности.
Типы учреждений социального обслуживания - в зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52498-2005, введенным в действие с 1 января 2007 г., учреждения социального обслуживания подразделяют на следующие типы:
- Стационарные учреждения социального обслуживания - учреждения (отделения учреждений), осуществляющие социальное обслуживание граждан (взрослых или детей) в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного (сроком свыше 6 месяцев) или временного (сроком до 6 месяцев) проживания их в учреждении. Услуги предоставляются всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе. Им обеспечивается создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.
- Полустационарные учреждения социального обслуживания - учреждения или отделения, обеспечивающие предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, то есть в условиях дневного или ночного пребывания в учреждении (отделении).
- Нестационарные учреждения социального обслуживания - учреждения или отделения, которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (отделении).
- Учреждения социального обслуживания на дому - учреждения (отделения), обеспечивающие предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
- Учреждения срочного социального обслуживания - это учреждения (отделения), которое обеспечивают предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
- Учреждения срочной социально-консультативной помощи - учреждения (отделения), оказывающие гражданам социально-консультативную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
- Комплексные учреждения социального обслуживания - это учреждения, которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных и надомных условиях.
Тифлографика - отрасль графики, занимающаяся построением, преобразованием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых детей рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам.
Тифлопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).
Тифлотехника - отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения.
Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. В реабилитации и в практике социальной работы понимается как один из руководящих принципов социальной работы, утверждающий терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентация других людей.
Томография компьютерная - метод рентгенологического исследования, основанный на получении послойного рентгеновского изображения с помощью компьютера. Просвечивание рентгеновским лучом тела пациента осуществляется вокруг его продольной оси, благодаря чему получаются поперечные «срезы». Изображение обеспечивается путем математической обработки множества рентгеновских изображений одного и того же слоя, сделанных под разными углами. Высокая разрешающая способность позволяет дифференцировать структуры почти одинаковой плоскости без дополнительного контрастирования. Применяется при исследовании практически всех областей тела человека.
Томография рентгеновская - метод рентгенологического исследования, позволяющий получать рентгеновские снимки отдельных слоев изучаемой области; производят с помощью томографа. В основе метода лежит синхронное перемещение в пространстве рентгеновской трубки и кассеты с рентгеновской пленкой. В связи с их движением большинство деталей, отображающих исследуемую область, становятся нечеткими, как бы размываются, и четко видны только детали, находящиеся в плоскости оси движения трубки и кассеты. Томография дополняет результаты обычной рентгенографии, позволяя выявлять существенные детали, не определяющиеся на рентгенограммах из-за суммарного отображения на плоскостном снимке всей толщи исследуемой области.
Тонический - термин, относящийся к характеристике тонуса мышц.
Тонус (от греч. tonus - напряжение) - постоянная активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающая их готовность к действию.
Торможение - нервный процесс, направленный на ослабление или полное торможение определенной деятельности организма; действие связано с уменьшением и подавлением условно - рефлекторной активности и приводит к задержке деятельности нервных центров и рабочих органов; может быть глобальным и распространяться на многие нервные структуры или строго локальным. Возникает в результате деятельности особых тормозных структур или как следствие предварительного возбуждения клетки. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящие отделы ретикулярной нижней части мозгового ствола, хвостатое ядро.
- Безусловное (запредельное) торможение - разновидность коркового торможения, наступает без предварительной выработки. Включает в себя индукционное (внешнее) торможение - экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов; обеспечивает ориентировочную реакцию на неожиданно возникший раздражитель. Другим компонентом является охранительное (запредельное) торможение, возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше им присущего предела работоспособности, обеспечивая тем самым возможность ее сохранения или восстановления.
- Условное торможение - наблюдается при угасании условных рефлексов, а также их дифференцировании при образовании запаздывающих и следовых условных рефлексов.
Торможение проактивное (прогрессивное торможение) - интегральный нервный процесс, замедляющий научение; затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности, тем больше, чем более схож новый материал с изученным ранее. Термин введен М. Фуко на основе понятия внутреннего (условного) торможения И. П. Павлова.
Торможение ретроактивное (регрессивное торможение) - негативное влияние деятельности, шедшей вслед заучиванию, на последующее воспроизведение заученной информации; обусловлено интегральными нервными процессами. В качестве механизма торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов. Сила торможения возрастает:
- при высокой степени сходства между материалами для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности;
- при значительной «интересности» данной деятельности;
- при ее эмоциональной насыщенности;
- при повышенных требованиям к энергозатратам при ее выполнении.
Торсионная дистония - см. Гиперкинез.
Торсионный спазм - см. Гиперкинез.
Точки акупунктуры - ограниченный, площадью от 1 до 10 мм2, участок кожи с большой площадью нервных окончаний (рецепторов), обладающих рядом характерных морфологических, биофизических и биохимических особенностей. Например, установлено, что по сравнению с соседними участками кожи в точках акупунктуры отмечаются низкое сопротивление постоянному электрическому току, высокие электрический потенциал и температура. Для тканей в области точек акупунктуры характерны усиленное кровообращение и лимфоотток, более активное поглощение кислорода, повышенное содержание ацетилхолина, местный лейкоцитоз, повышенная чувствительность к давлению и другие особенности. Показано, что уже через 5 минут после раздражения точки акупунктуры изменяется количество лейкоцитов в крови и наблюдается перестройка внутриклеточного обмена веществ. Насчитывается более 700 точек акупунктуры, которые неравномерно располагаются на поверхности тела; наибольшее их скопление отмечается в области головы и дистальных отделов конечностей.
Травма (повреждение) - воздействие на организм внешних агентов (механических, термических, электрических, лучевых, психических и др.), вызывающих в органах и тканях нарушения анатомии, физиологических функций; сопровождается местной и общей реакцией пострадавшего организма. Различают травмы непроизводственного характера (кроме умышленных и родовых), травмы производственного характера (промышленные, сельскохозяйственные), травмы умышленные (военные и др.).
Требования к выполнению упражнений (в кондуктивой педагогике) - к выполнению упражнений для восстановления двигательной активности в кондуктивной педагогике предъявляются следующие требования [Е. Т. Лильин, 1997]:
- упражнение должно быть выполнимо; как только ребенок понимает, что он не в состоянии справиться с задачей, он теряет к упражнению всякий интерес и, вдобавок, приобретает уверенность, что оно вовсе невыполнимо;
- при возникновении трудности в выполнении упражнения его необходимо разложить на элементы и предложить ребенку выполнить их поочередно, облегчив тем самым первоначальную задачу;
- чрезвычайно важно не количество, а правильность выполнения упражнения;
- упражнения необходимо проводить с использованием специального оборудования;
- упражнение не должно надоедать, для чего необходимы постоянная смена тренажеров, вариация их не только еженедельно, но и ежедневно; постоянная повторяемость упражнений в дневной период; смена ритма и режима подачи упражнения изо дня в день;
- включение в тренировочные задания определенных приемов по самообслуживанию;
- включение различных упражнений во время прогулки, максимально использовать прогулку для выполнения упражнений на развитие двигательной активности;
- постоянная, целенаправленная работа с мелкой моторикой рук и челюстно-лицевой областью.
Требования к психологической диагностике (детей с отклонениями в интеллектуальном развитии) - чтобы добиться в процессе тестирования оптимальных результатов, необходимо учитывать следующие требования:
короткие занятия значительно эффективнее длинных, так как последние могут утомить ребенка и помешать ему раскрыть свой потенциал;
- чередование различных видов деятельности (рисование, конструирование, двигательная активность, прослушивание аудиозаписей) позволяет избежать пресыщения и потерю интереса ребенка к тестированию;
- каждый этап тестирования должен заканчиваться положительной оценкой; ощущение успеха вызывает у ребенка желание сотрудничать;
- трудные задания должны чередоваться с легкими, это вселяет в ребенка уверенность в своих силах, так как успешное выполнение последующих простых заданий нивелирует негативные эмоции после возможных отрицательных результатов сложных заданий;
- некоторые виды тестирования легче осуществлять, когда ребенок сидит за столом, другие - когда он играет или гуляет, поэтому следует менять место проведения исследований;
- изучение игровых и бытовых навыков лучше всего осуществлять в привычной для ребенка обстановке;
- при тестировании не следует проявлять излишней настойчивости, а проявить гибкость (изменить план тестирования при затруднениях ребенка или слишком большой легкости выполнения им задания, при утомлении и пр.).
Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, беспокойство, волнение, ощущение угрозы. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. На физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия.
Функционально не только предупреждает о возможной опасности, но и снижает последствия психологической травмы в случае ее наступления; побуждает к поиску и конкретизации опасности, активному исследованию действительности с целью определить источники опасности. Может также проявляться в ощущении беспомощности, бессилия перед внешними факторами, в виде преувеличения их могущества и угрожающего характера, наблюдается общая дезорганизация деятельности, нарушается ее направленность и продуктивность. Может выступать как механизм развития неврозов и формируется на основе внутренних противоречий в развитии и становлении психики.
Тревожность (готовность к страху) - склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи; ощущение тяжести, эмоционального напряжения и чувства надвигающейся опасности; состояние повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности. Появление подобного ощущения у человека при отсутствии конкретной угрозы в окружении называется плавающей тревожностью. Ее частое возникновение, особенно в пожилом возрасте, мешает нормальной жизни и устраняет чувство благополучия, является проявлением неприспособленности. Обычно повышенная тревожность встречается:
- при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях;
- у здоровых людей, переживающих последствия психологической травмы;
- у людей с отклоняющимся поведением.
Различают ситуативную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией и характеризующую индивида в текущий момент, и личностную тревожность как стабильное свойство личности, повышенную склонность испытывать тревогу из-за реальной или воображаемой опасности.
Тревожный гиперконтроль - стремление все время контролировать себя; мешает выполнению автоматизированных действий.
Тремор (от лат. tremor - дрожание) - непроизвольные быстрые (с частотой около 10 Гц) ритмические колебательные движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какому-то среднему значению; заметно усиливается при утомлении и сильных эмоциях, а также при патологии нервной системы.
- Тремор физиологический постоянно сопровождает про-извольные движения и поддержание статической позы тела; его амплитуда и частота в норме зависит от направления движений и мышечных усилий; усиливается при утомлении и переживании сильных эмоций.
- Тремор патологический возникает при хронических отравлениях (например при алкоголизме) и некоторых других нервных и психических заболеваниях; чаще встречается тремор пальцев рук, кистей, головы, век.
Тренажер - техническое средство обучения, обеспечивающее контроль за качеством деятельности обучаемого. Существуют несколько критериев для их классификации: тренажеры широкого назначения; тренажеры для обучения конкретным специальностям (штурманов, связистов, операторов компьютера и пр.); тренажеры для совершенствования профессиональных действий; тренажеры для развития профессионально важных психофизиологических качеств (тренажеры скорости реакции выбора, внимания, оперативной памяти и пр.).
Тренинг ассертивности - групповая работа, направленная на повышение уверенности, настойчивости, напористости, способности утверждать себя (ассертивности); применяется для снятия тревоги и неуверенности в социальных ситуациях. Тренер моделирует адекватное ассертивное поведение и просит клиента воспроизвести его, при этом внимание уделяется формированию как вербальных так и невербальных характеристик поведения, для снятия возможных негативных эмоций во время проведения упражнения предварительно осуществляется перестройка убеждений и релаксация. Более разнообразная обратная связь обеспечивается при проведении групповых занятий. Занятия обычно проводятся в малых группах с использованием моделирования соответствующих стандартных ситуаций, с применением ролевых игр, многократным повторением и закреплением эффективных форм поведения, положительным подкреплением со стороны ведущего и других участников группы; для закрепления данного поведения в качестве «домашнего задания» поступок должен быть совершен в реальной жизни.
Тренинг разрешения проблем обучает серии шагов по направлению к решению проблемы или принятию решения. Он включает моделирование и практикование со специфичной обратной связью, подкреплением и вариантом формирования: клиенты обучаются выполнять каждую стадию процесса отдельно, а затем соединяют их в одну устойчивую последовательность (например согласие работать над определенной проблемой, составление списка возможных решений, отсев явно непригодных вариантов, выбор окончательного варианта, согласование деталей выполнения).
Тренинг социально-психологический - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении; базовые методы - групповая дискуссия и ролевая игра в различных сочетаниях и модификациях. Общая цель тренинга конкретизируется в следующих задачах:
- овладение психологическими знаниями;
- формирование умений и навыков в сфере общения;
- коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
- развитие способностей адекватного и полного познания себя и других людей;
- развитие и коррекция системы отношений личности.
Тренинг социальных навыков - групповая работа,
направленная на повышение социальной компетентности больных в повседневной жизни, конкретизируется в тех или иных сферах (домашнее хозяйство, работа, свободное время и т. д.); к основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные способности, уверенное поведение. В реабилитации строится с учетом сниженной способности пациентов к социальному научению вследствие ограничений жизнедеятельности, поэтому особое требование предъявляется к структурированности программ и ступенчатости в усложнении материала.
Третий возраст - обозначение для лиц старше принятого пенсионного возраста. Иногда употребляется для людей 65 лет и старше.
Трисомия-21 - см. Дауна болезнь.
Трофика (от греч. trophe - питание) - совокупность процессов поступления питательных веществ и кислорода к клеткам органов и тканей и удаления конечных продуктов их жизнедеятельности; обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, возмещение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей на производство товаров и услуг. Систематический труд, сознание общественной полезности, профессиональные знания и опыт - важнейшие моральные и материальные стимулы для человека. Для лиц с ограниченными возможностями труд приобретает свои специфические особенности: с одной стороны, в результате ломки сложившихся трудовых стереотипов происходит усугубление ограничений
жизнедеятельности, с другой - труд, при правильном его подборе, не только позволяет удовлетворить моральные и материальные потребности, но и является мощным лечебным фактором, позволяющим восстановить многие нарушенные функции.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Основными феноменологическими показателями, характеризующими трудную жизненную ситуацию [Е. А. Петрова; 2004] считаются:
- новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации, необходимость его адаптации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации;
- неадекватность алгоритмов привычного социального поведения;
- нарушения текущей деятельности (трудовой, учебной и пр.);
- размыкание круга привычного общения; стрессовое воздействие на организм и психику в целом.
Трудовой потенциал - совокупность характеристик человека (внутренних), а также социально-средовых (внешних) факторов, позволяющих реализовать его потенциальные способности в труде. Трудовой потенциал отражает возможности человека при определенных условиях трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием.
Трудовой стереотип - система устойчивых функциональных связей, формирующаяся в процессе овладения профессиональным мастерством и позволяющая эффективно, с наименьшими энергетическими и функциональными затратами организма выполнять свою профессиональную деятельность.
Трудновоспитуемость - та или иная степень неспособности или нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.
Труднообучаемость - та или иная степень низкой обучаемости, связанная с недоразвитием учебно-воспитательной мотивации, умений и навыков обучаемого к учебному труду, низким уровнем субъективности и дисгармониями развития, вызванными биологическими, психолого-педагогическими и социокультурными причинами.
Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов - граждане пожилого возраста и инвалиды могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предостав-ляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Законодательством не установлены ограничения прав указанных граждан, связанных с их возрастом.
Трудовая социальная среда образуется трудовым коллективом со сложившимися в нем групповыми ценностями и нормами поведения на рабочем месте, межличностными отношениями, стилем руководства и лидерства.
Трудовая терпия - см. Трудотерапия.
Трудовое увечье - профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением трудовых обязанностей. Степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевших вследствие трудового увечья определяется медико- социальной экспертной комиссией, которая должна также установить нуждаемость в дополнительных видах помощи.
Трудовое устройство рациональное - трудовое устройство на рабочее место, потенциально пригодное для инвалида по состоянию его здоровья, соответствующее мотивам личности, профессиональной подготовке в общественно необходимой профессии.
Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности гражданина, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, если она порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, пособие по временной нетрудоспособности и т. д.). За-конодательство предусматривает несколько видов трудового стажа, с учетом которых предоставляются те или иные виды социального обеспечения:
- общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая не зависит от характера, продолжительности работы и длительности перерывов и исчисляется по специальным правилам;
- специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекала либо в особых условиях, либо в определенной местности, либо по определенной специальности (подземные работы, работы с вредными условиями труда, в горячих цехах, плавсоставе, в спасательных организациях и т. д.);
- непрерывный трудовой стаж - продолжительность непрерывной трудовой деятельности на одном предприятии (учреждении) или двух и более организациях, если при переходе с одного места работы на другое стаж не прерывался в соответствии с дейст-вовавшими в тот период правилами исчисления непрерывного трудового стажа.
Трудоспособность - способность к труду, зависящая от состояния здоровья работника. Различается:
- общая трудоспособность - способность к выполнению всякой работы;
- профессиональная трудоспособность - способность работать в определенной профессии, должности, в определенных условиях;
- неполная (ограниченная) трудоспособность - способность работать в облегченных (специально созданных) условиях.
Трудотерапия - система методов медицинской реабилитации по восстановлению различных нарушенных функций организма с ис-пользованием определенных видов трудовой деятельности, а также методы оказания помощи людям с физическими недостатками с целью научить их более умело обращаться со своим телом, а умственно неполноценных - преодолевать эмоциональные проблемы путем вовлечения их в специально организованную деятельность. По своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Наиболее широко используется в психиатрии, неврологии, травматологии, а также при лечении ряда заболеваний хирургического и терапевтического профиля. Это структурированная деятельность, нацеленная на уменьшение напряжения и усиление веры в самого себя у пациентов, а также тренировка их взаимодействия с другими людьми, развитие и реабилитация их повседневных и профессиональных навыков.
Например, недавно ослепший человек может быть обучен выполнять работу по дому после прохождения практики под руководством инструктора на модели кухни. Большинство специалистов по трудо-терапии работают в госпиталях, интернатах, школах, реабилитационных центрах. В различных странах в понятие «трудотерапия» вкладывается несколько разное значение - в Британии, например, его содержание более наполнено социальным смыслом, в Соединенных Штатах - медицинским. Не следует путать с терапией занятостью (иначе - оккупационной терапией) и социотерапией.
Различают трудотерапию общеукрепляющую (тонизирующую), восстановительную и профессиональную.
- Восстановительная трудотерапия применяется для активации сниженных функций двигательного аппарата и носит более целенаправленный характер нежели общеукрепляющая трудотерапия. Способствует укреплению мышц конечностей, восстановлению координации движений, выносливости к длительной статической и физической нагрузке. Проводится в адаптационный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и компенсируются нарушенные функции. Включает тренировку пострадавших функций и использование заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту или при выполнении трудовых процессов на производстве. Регулярно выполняемые физические упражнения в процессе труда способствуют развитию внимания, совершенствованию движений мелких групп мышц, повышению общего и эмоционального тонуса. При подборе трудовых операций инструктор по труду ориентируется на имеющиеся у больного функциональные дефекты и общую клиническую картину болезни. Инвалиды занимаются самообслуживанием, работой на участке, в кабинете социально-бытовой адаптации, в творческой мастерской.
- Индустриальная трудовая терапия - особая форма трудовой терапии, которая осуществляется на промышленных предприятиях посредством организации так называемых выездных бригад. Находясь в условиях индустриальной трудовой терапии, больные получают возможность реально заниматься профессиональным трудом, что облегчает им в дальнейшем трудоустройство. Виды труда в индустриальных условиях представлены различными станочными работами в деревообрабатывающей промышленности, картонажно-упаковочными, садово-парковыми и сельскохозяйственными видами работ.
- Общеукрепляющая трудотерапия повышает общий жизненный тонус, оказывает действие на весь организм; участие в различных трудовых операциях мобилизует волю, улучшает настроение, приучает к концентрации внимания, дисциплинирует, развивает (восстанавливает) способность к длительному волевому усилию и напряжению и таким образом вводит в деятельное состояние. Как правило, проводится со всеми реабилитантами.
- Профессиональная трудотерапия проводится на заключительном этапе трудовой реабилитации и заключается в наиболее полном восстановлении профессиональных навыков, а также переобучении и обучении новой профессии.
Тугоухость - термин, принятый в сурдопедагогике для обозначения частичного нарушения слуховой функции в отличие от глухоты - полной утраты слуха; тугоухими иногда называют слабослышащих детей. Распознают тугоухость путем измерения порогов слышимости на различных частотах (тональная аудиометрия) и определения процента разборчивости речи (речевая аудиометрия). Различают кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.
- Кондуктивная тугоухость обусловлена нарушением подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек в результате острого или хронического отита, отосклероза, нарушения функции слуховой трубы при аденоидах и др.
- Нейросенсорная тугоухость обусловлена повреждением чувствительных нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва и выше расположенных образований слухового анализатора, возникающим как осложнение инфекционных болезней, а также при применении антибиотиков аминогликозидного ряда, некоторых мочегонных средств; также причинами могут быть наследственная патология, воздействие бытовых, промышленных и транспортных шумов, вибрация, сосудистые нарушения, интоксикации, возрастные атрофические изменения во внутреннем ухе и центральных отделах слухового анализатора.
Особое значение имеет выявление тугоухости у детей, т. к. не обнаруженная вовремя слуховая недостаточность приводит к задержке формирования речи ребенка, отставанию его в интеллектуальном развитии и в конечном счете к инвалидности, требующей последующей длительной реабилитации. При своевременном установлении факта слуховой недостаточности и степени ее выраженности ребенка передают под наблюдение дефектолога и проводят с ним соответствующие занятия по развитию слуха.
Туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристические и экскурсионные виды деятельности. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют следующие факторы. Туризм - это двигательная активность, которая компенсирует ограниченность движения, он создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество. В основе лечебного и оздоровительного туризма лежат маршруты, связанные с воздействием природных факторов. Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное), когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Для эффективного использования туризма в реабилитации необходимо соблюдать следующие правила:
вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, с учетом персональных интересов, желаний, финансовых возможностей, места проживания, ожидаемых реабилитационных результатов; - необходимо обеспечить безопасность для туристов и их окружения;
Одно из основных условий успешности - тщательная подготовка участников и сопровождающих лиц (физическая, техническая, тактическая, психологическая, специальная - сбор материалов, решение реабилитационных задач, подготовка волонтеров); на привалах обязательным требованием является не только организация отдыха, но и осуществление культурной программы. Завершающим этапом должен стать итоговый вечер с показом фотографий, слайдов, видеофильмов, вручением дипломов, сертификатов, удостоверений, призов. В средствах массовой информации публикуются статьи и заметки.
Сегодня важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.
Тутор - техническое устройство, изготовленное в виде гильзы и деталей крепления, предназначенное для обеспечения неподвижности в суставах и стабилизации какого-либо сегмента или всей конечности при различных патологических состояниях.
Тяжесть труда - характеристика трудовой деятельности человека, определяющая степень вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, труд средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый труд. Критериями оценки тяжести труда являются эргономические (величина внешней работы, количество перемещаемого груза и пр.) и физиологические показатели (уровень энергозатрат, частота сердечных сокращений и пр.).

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.