aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква О | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Обеды на колесах - доставка готовой пищи на дом. Эта работа проводится центрами социального обслуживания, а также общественными и религиозными организациями.
Обеспечение доступа к услугам - действия или мероприятия в рамках социальной программы или предлагающие свои услуги организации, обеспечивающие доступность услуг для клиентов. Различают три вида мероприятий в этой области:
- оповещение населения о существовании службы, о ее функциях и требованиях;
- установление ясной и доступной процедуры по-лучения данных;
- получение юридических консультаций по вопросу о преодолении препятствий на пути к получению услуг.
Обмен веществ (метаболизм) - совокупность всех видов превращений веществ и энергии в организме, обеспечивающих его развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение, а также его связи с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные процессы: анаболизм и катаболизм (синтез и разрушение веществ), направленные на непрерывное обновление живого материала и обеспечение его необходимой для жизнедеятельности энергией. Осуществляются они путем последовательных химических реакций с участием веществ, ускоряющих эти процессы, - ферментов. В организме человека происходит гормональная регуляция обмена веществ, координируемая центральной нервной системой. Любое заболевание сопровождается в той или иной мере нарушением обмена веществ.
Обособление - процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Образ жизни - способ совместной жизнедеятельности людей, характер их социальных связей, типические черты и структурные элементы их жизненного уклада. Образ жизни обозначает всю совокупность видов деятельности индивида или группы людей; способов, какими они осуществляются; установок и социальных норм, присущих той или иной социальной общности. Включает 4 категории:
- экономическую (уровень жизни),
- социологическую (качество жизни),
- социально-психологическую (стиль жизни),
- социально-экономическую (уклад жизни).
Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов, видов деятельности и линии жизни.
Образ тела - внутренняя картина собственного тела, особенность индивидуального самовосприятия физического тела; может отличаться от реального состояния.
Образование 1. Нечто, образованное из чего-либо.
2. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных в результате специально организованного обучения. Различают общее образование без профессиональной специализации; профессиональное образование, связанное с приобретением профессии.
Образовательный потенциал отражает возможности человека при определенных условиях и при содействии реабилитационных служб, семьи и общества в целом получить образование, в максимальной степени соответствующее его способностям, возможностям, интересам и потребностям, позволяющее инвалиду самореализоваться в жизни, использовать свой творческий потенциал в социально-трудовой и социокультурной сферах, продолжать самообразование, духовно и творчески развиваться в течение всей жизни, быть конкурентноспособным на рынке труда, наиболее полно интегрироваться в общество.
Для определения способности инвалида получать образование и обучаться используют три степени:
- 1-я степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц;
- 2-я степень - способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
- 3-я степень - неспособность к обучению.
Обсессивно-компульсивное расстройство - это возвратные обсессии (персистенция идей, мыслей, порывов или образов, вызванная волнением или стрессом) и компульсии (повторные поведенческие акты типа мытья рук, уборки, мыслительные акты, такие как молитва или счет, приводящие к уменьшению внутреннего беспокойства).
Обсессивный синдром - см. Невротический синдром.
Обстоятельность - неспособность отделять главное от второстепенного.
Обтуратор - протезы, предназначенные для закрытия полостей, отверстий, например, дефектов твердого или мягкого неба.
Обувь ортопедическая - изготавливается для лиц с анатомическими или функционально неполноценными нижними конечностями по индивидуальным заказам на протезно- ортопедических предприятиях. Такая обувь назначается врачом - ортопедом. Различают фиксированные и нефиксированные деформации нижних конечностей, поэтому ортопедическая обувь выполняет соответственно компенсаторную и корригирующую функции. Она служит также для исправления нестойких деформаций стоп и предупреждает их прогрессирование, что особенно важно для детей.
Малосложная ортопедическая обувь назначается при плоскостопии, распластанности переднего отдела стоп, пяточных шпорах, молотообразных пальцах, небольшом укорочении нижних конечностей и некоторых других дефектах. Как правило, она имеет только супинаторные стельки с выкладкой продольного и поперечного сводов, углублениями в стельке для разгрузки болезненных мест на подошве, в некоторых случаях с пронаторами - утолщениями межстелечного слоя под наружным краем стопы. При деформациях стоп иногда достаточно изготовления по индивидуальному заказу супинаторных стелек, которые больной может использовать в обычной обуви.
Сложную ортопедическую обувь применяют при укорочении нижних конечностей свыше 3 см, отвисании стоп, эквиноварусной деформации, пяточных стопах, травматических деформациях, ампутации стоп на различных уровнях и пр.
Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности); характеристика интеллектуальных свойств человека по критерию его способности к усвоению новых знаний и умений, индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, а также способов и приемов продуктивной учебной деятельности. Различают общую (способность усвоения любого материала) и специальную обучаемость (способность усвоения отдельных видов материала). Зависит от уровня развития познавательных процессов индивида, его мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
Обучение - широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
- Обучение латентное - формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными; особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания ребенком речи взрослого.
- Обучение облигатное - многократное повторение инстинктивных действий в период становления (полеты птиц, навык ходьбы).
- Обучение проблемное - моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; происходит не только перерабатывание информации, но и процесс субъективного открытия.
- Обучение программированное - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение учащимся знаний и умений за счет пошагового усвоения материала.
- Обучение тренажерное - обучение, построенное по принципу моделирования (имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройства.
- Обучение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения; обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с облигатным обучением.
Обучение интегративное (интегрированное обучение аномальных детей) - обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми, где проводится определенная адаптация и имеются соответствующие ресурсы, но при условии, что ребенок может вписаться в существующие структуры, установки и неизменяемое окружение.
Общение - взаимодействие субъектов, в ходе которого про-исходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, результатами деятельности.
Общественное движение - ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели.
Общественное психическое здоровье характеризуется уровнем психического здоровья популяции, распространенностью в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной неполноценности, суицидов; является индикатором интеллектуального и нравственного состояния общества, его духовного потенциала.
Общественные организации инвалидов - общественные организации, в число конкретных социальных функций которых входят:
- непосредственная защита прав и интересов инвалида;
- осуществление постоянной обратной связи между инвалидами и государственными органами;
- производство и поставка информационного продукта о потребностях и приоритетах инвалидов в различных сферах жизнедеятельности;
- участие в информационном обеспечении нормативно- правовых проектов и государственных программ поддержания инвалидов;
оперативная адресная помощь инвалидам (членам организации) с использованием таких социальных ресурсов, как труд добровольцев, частные и корпоративные пожертвования, доходы от собственной предпринимательской деятельности;
- консультирование органов государственной власти на стадии выработки ими нормативно-правовых решений по проблемам инвалидности;
- потребительская экспертиза, оценка уже действующих нормативно-правовых документов и государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов;
- выполнение роли субъекта инициативы законопроекта, который в максимально возможной степени заинтересован внедрить системно-правовую базу в области социальной защиты инвалидов;
- осуществление общественного контроля над соблюдением принятых правовых актов по проблемам инвалидов;
- развитие сети социального партнерства и тиражирование инновационной модели оказания качественных комплексных социальных услуг незащищенным слоям населении и др.
Общественные работы - малоквалифицированный труд по благоустройству города. Управление службы занятости населения (УСЗН) направляет на общественные работы безработных граждан за счет УСЗН на срок не более 6 мес. Направление граждан осуществляется при наличии договоров с муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями. Период этих работ входит в трудовой стаж.
Общество - совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
Объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимодействующего с ним субъекта.
Объект медико-социальной работы - это люди, нуждающиеся в медико-социальной помощи; имеющие право на льготы в области охраны здоровья; тяжелобольные; нетрудоспособные; инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства; граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и находящиеся в экологически неблагополучных районах; граждане пожилого возраста (достигшего возраста, установленного законодательством), включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров; граждане, страдающие социально-значимыми заболеваниями; страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; нуждающиеся в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами. Объектом медико-социальной работы являются также семьи, имеющие детей, в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объективные потребности - см. Потребности.
Объем внимания - см. Внимание.
Объем социальных услуг - перечень, предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, представляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В основу обязательного медицинского страхования заложены следующие принципы:
- всеобщий и обязательный характер - все граждане независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода имеют право на получение бесплатной медицинской помощи;
- государственные гарантии - все средства системы обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности.
Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия. Со-хранность речи зависит от возраста ребенка в момент наступления глухоты и соответственно от уровня сформированности речевых навыков. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается его речь, вплоть до полного распада (см. Глухие дети, Глухонемота).
Оглушение - см. Нарушения сознания.
Ограничение возможностей (handicap) - означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).
Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Классификация основных категорий ограничения жизнедеятельности:
- ограничение самообслуживания,
- ограничение способности к самостоятельному передвижению,
- ограничение способности к трудовой деятельности,
- ограничение способности к обучению,
- ограничение способности к ориентации,
- ограничение способности к общению,
- ограничение способности контролировать свое поведении.
Ограниченность объема умений и навыков - несоответствие количества сформированных навыков и умений усредненным возрастным нормам. Ограниченность объема навыков и умений может наблюдаться при биологической или социальной невозможности сформировать навык или умение (нечем совершить действие или некому показать, научить действию) или при недостаточной тренировке в их закреплении и автоматизации. Последнее часто наблюдается при гиперопеке ребенка, а также при волевой недостаточности самого индивидуума с быстрым отказом от необходимой «шлифовки» деятельности.
Ограниченность функций организма (impairment) - любая утрата психологической, физиологической или анатомической структуры, функций или отклонение от нее.
Ограниченно трудоспособные - лица, имеющие ограничения на выполнение определенных видов профессиональной деятельности вследствие нарушения здоровья. Степень ограничения трудоспособности устанавливается при освидетельствовании в Бюро медико-социальной экспертизы.
Одиночество - субъективные реакции на действительный или воображаемый дефицит межличностных отношений, не выводимые непосредственно из реальных условий проживания. В определенной степени зависит от склада характера и социального функционирования человека. Социальное одиночество часто наблюдается при сужении профессиональных, социальных, семейных и других контактов. Личностное или эмоциональное одиночество возможно в результате частичной («одиночество вдвоем») или полной изоляции от окружающих, вызванной деформацией способности устанавливать контакты в процессе самоотчуждения, исчезновения личностного своеобразия, конфликтов, отсутствия доверительных, близких отношений со значимыми людьми.
Ожидание социальное - см. Экспектация.
Оккупационная (оккупациональная) терапия - интегральная часть комплексной реабилитации; терапия повседневными занятиями (не путать с трудотерапией) с целью восстановления повседневной активности и продуктивной деятельности в конкретных социально- бытовых или социально-средовых условиях. Применяется достаточно широко - от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека. Термин «оккупационная терапия» пришел из английского языка, а из Швеции - термин «эрготерапия», который означает то же, что и оккупационная терапия, но в переводе ближе к русскому «трудотерапия». Однако тот род занятий, который в некоторых языках имеет одинаковое значение (трудотерапия и терапия занятостью), в русском языке означает не одно и то же. В России трудотерапия - это тот род занятий, который ближе специалистам (инструкторам) по труду; а терапия занятостью - это тот вид деятельности, который больше приближен к реабилитации, оздоровительной и социальной сфере, чем к обычной трудовой занятости. В российской практике тем, чем занимается оккупационный терапевт, владеют инструктор ЛФК, дефектолог и социальный работник в совокупности.
Целью оккупационной терапии является профилактика осложнений и прогрессирования инвалидности, восстановление социальной независимости посредством значимой деятельности. Сферами оккупациональной терапии являются:
- продуктивная деятельность - профессиональная деятельность, оплачиваемая и общественная работа, учеба, родительские обязанности, забота о близких людях и др.;
- самообслуживание - проблемы соблюдения личной гигиены, одевания, приготовления и приема пищи;
- досуг - занятия физкультурой и спортом, музыкой, художественным творчеством, рукоделием, садоводством, играми, развлечениями;
игра - детские игры считаются важной деятельностью для развития знаний, навыков и установок, связанных с продуктивной деятельностью взрослых.
Оккупационная терапия может применяться при реабилитации лиц с физическими дефектами, тяжелыми последствиями соматических заболеваний, при нарушениях психического развития и психических заболеваниях с дефицитарными синдромами, в практике семейной и социальной адаптации, при реабилитации лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, при социопатиях, работе с пожилыми людьми.
Олигофрения - недоразвитие сложных форм психической де-ятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития Возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от олигофрении структуру дефекта.
Олигофренопедагогика - отрасль дефектологии, разрабаты-вающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.
Олигофренопсихология - раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых, с тяжелыми формами недоразвитости головного мозга. Выявляет причины их умственной отсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта, способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах.
Онтогенез (от греч. оШо - сущее и genesis - происхождение) - процесс индивидуального развития организма на протяжении жизни.
Опека - одна из форм защиты личных и имущественных прав недееспособных граждан. Регулируется Семейным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Оформляют опеку в отношении несовершеннолетних органы образования, в отношении недееспособных совершеннолетних - органы здравоохранения (см. Опекун).
Опекун - человек, которому поручена опека (наблюдение за недееспособными лицами, малолетними, душевнобольными, инва-лидами и т.д.) и попечение о воспитании и правах.
Оперантное научение - см. Научение.
Оптимальный уровень активности - см. Активация.
Организация индивидуальной помощии - процесс организации индивидуального ухода, направленный на обеспечение обслуживания (государственного и на добровольных началах) данного человека. Организатор (это могут быть несколько человек) руководит и координирует планирование и обеспечение различных видов обслуживания, начиная от первичного выявления нужд человека до того момента, когда помощь больше не нужна.
Органическая деменция - см. Психоорганический синдром.
Органическая мозговая дисфункция - см. Минимальная мозговая дисфункция.
Органическое поражение мозга - следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, при родовых травмах, ас-фиксии, черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, нейроинфекциях и т.д.
Органическое снижение уровня личности - см. Психоорганический синдром.
Органы речи - органы, участвующие в образовании звуков речи; к периферическим речевым органам относятся органы дыхания, гортань, полость глотки, рта и носа.
Ориентация (ориентирование). 1. Определение положения в пространстве, первоначально - относительно сторон света, особенно востока.
2. Умение разобраться в обстановке; осведомленность в чем-либо.
3. Направленность деятельности.
Ориентация профессиональная - система мероприятий по включению индивида в мир труда; комплекс психолого- педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства человека соответственно желаниям, склонностям и сформированным способностям с учетом потребностей народного хозяйства и всего общества. Предполагает профессиональное просвещение, информирование о мире профессий; профессиональное воспитание, выработку профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность); профессиональное консультирование (консультация профессиональная).
Ориентирование - см. Ориетация.
Ориентировочная реакция - функционально интегрированный комплекс различных реакций организма, возникающих при внезапном изменении обстановки, т.е. благодаря рассогласованию возникшей новой ситуации с исходным фоном. Включает ряд компонентов: двигательный, сердечный, дыхательный, кожно-гальванический и др., в том числе электроэнцефалографический (изменение спектрально-корреляционных параметров электрической активности мозга). После многократного повторения одного и того же стимула наблюдается избирательное угасание ориентировочного рефлекса на этот стимул и формируется конфигурация его следа в ЦНС (см. Центральная нервная система) - «нервная модель стимула» [Е. Н. Соколов; 1964]. В результате рассогласования действующего стимула и его нервной модели вследствие изменения какого-либо признака этого стимула вновь возникает ориентировочная реакция.
Ортезы - устройства, надеваемые на сегмент опорно- двигательного аппарата с целью его фиксации, разгрузки и восстановления нарушенных функций (бандаж, корсет, обтуратор, реклинатор, тутор, шина и др.).
Ортопедическая обувь - специальная обувь, предназначенная для лиц, имеющих умеренно выраженные дефекты стоп.
Ортопедическая стелька - см. Стелька.
Ортопедическая шина - техническое устройство, выполненное в виде желоба с деталями крепления (манжеты, пряжки с застежками и пр.); предназначена для создания условий покоя (иммобилизации) и ограничения подвижности пораженных конечностей.
Ортопедические аппраты - механические приспособления, применяемые при заболеваниях и повреждениях опорно- двигательного аппарата для лечения, а также с целью предупреждения развития или прогрессирования контрактур и деформаций; играют роль временных или постоянных вспомогательных средств функционального назначения; обеспечивают фиксацию пораженной части тела, ее разгрузку, коррекцию деформации, тренировку органов опорно-двигательного аппарата с целью восстановления их функций.
В зависимости от назначения различают фиксирующие, разгружающие, корригирующие и другие ортопедические аппараты.
- Фиксирующие ортопедические аппараты, обычно шинно-гильзовой конструкции, изготавливают в виде тутора (сплошной гильзы без шарниров) на всю конечность или отдельные ее сегменты, или жесткого сплошного корсета либо из гильз, соединенных шарниром. Цель их применения - полностью или частично ограничить движение в суставах конечностей (туловища).
- Разгружающие ортопедические аппараты способствуют перенесению нагрузки с пораженного отдела на соседние, чаще с опорой на косные выступы.
- Корригирующие ортопедические аппараты обеспечивают исправление деформаций.
Чаще изготовляют ортопедические аппараты смешанных конструкций, предназначенные одновременно для фиксации и разгрузки. К ортопедическим аппаратам относят корсеты, которые предназначены для фиксации, разгрузки или коррекции деформации позвоночника. В зависимости от уровня поражения позвоночника различают корсеты для поясничного, нижнегрудного, среднегрудного, верхнегрудного и шейного отделов. Надевают ортопедические аппараты на белье, снимают их только во время лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтических процедур и на ночь.
Ортопедяи - раздел медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функций опорно-двига-тельного аппарата и разрабатывающий методы их лечения и про-филактики.
Ослабление памяти - см. Гипомнезия.
Ослепшие дети - дети, которые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зрение с остротой до 0,04 диоптрий. Если потеря зрения произошла по достижении ребенком 3-4-летнего возраста, то он может долго (иногда на протяжении всей жизни) сохранять зрительные образы окружающего мира. Ослепшие дети в связи с этим имеют преимущество перед слепыми от рождения, поскольку с помощью зрительной памяти способны актуализировать образы предметов, в частности, по словесному описанию.
Основные психофизические отклонения в коррекционно- педагогической работе - нарушения функций систем и органов, приводящие к инвалидности, которые необходимо учитывать при составлении социокультурных и комплексных реабилитационных программ для расширения сферы самостоятельности инвалида, повышения эффективности его социального развития и самоутверждения в обществе.
Основными психофизическими отклонениями в становлении личности инвалида можно считать:
нарушения сенсорного, двигательного, когнитивного характера, обусловливающие понижение возможностей обучения и социализации;
- задержку сенсорно-моторного развития, сдерживающего формирование предметно- практической деятельности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению психо-эмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций;
- ограничение взаимодействия с окружающей и социальной средой, приводящее к фрустрации (неудовлетворенности потребности в социальных контактах).
Наблюдая инвалидов, имеющих двигательные нарушения, можно выделить следующие ограничения, указывающие на необходимость создания специальных коррекционно-компенсаторных условий:
- нескоординированность движений,
- мышечная слабость,
- нарушение равновесия,
- уменьшение амплитуды движения,
- снижение контроля за двигательными актами,
- проблемы в передвижении в пространстве,
- сложности в выполнении предметно-практических действий,
- трудность в овладении продуктивными видами деятельности и спортивными двигательными актами.
У лиц с нарушениями зрения такими расстройствами являются: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение глазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов;
- неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;
- снижение уровня чувствительного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем снижению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях.
Для инвалидов с нарушением слуха главным препятствием являются:
овладение речью, ее смысловой соотнесенностью с признаками и свойствами предметного мира, - проблема общения, передачи и приема информации.
При хронических психических заболеваниях:
- нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность;
- страдает способность к общению, социальному взаимодействию;
- двигательные нарушения проявляются в мышечной скованности, заторможенности, замедленности движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наоборот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов;
- снижение способности к самообслуживанию вплоть до полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений;
- возможны нарушения памяти, дезориентация в окружающем, во времени, иногда в собственной личности.
Содержание социокультурной реабилитации следует строить с учетом основных психофизических нарушений для создания обходных путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой.
Особенности личностные - устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.
Особенности социально-психологической адаптации инвалида - анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов к существующей ситуации выявляет четыре основных типа этой адаптации, зависящих от позиции инвалида:
- активно-позитивная позиция инвалида - характерно стремление поиска самостоятельного выхода из сложившейся ситуации, сопровождается благоприятными социально-психологическими особенностями личности (достаточно высокий уровень самооценки, удовлетворенность жизнью и т.д.); кране незначительная по численности категория инвалидов;
- активно-негативная позиция инвалида - не отрицает желания самостоятельно изменить свое положение, однако практических последствий это не имеет в силу психологического дискомфорта, общей неудовлетворенности жизнью; характерна для инвалидов среднего возраста;
- пассивно-позитивная позиция инвалида - при объективно неудовлетворительном социально- экономическом положении и низкой самооценке приводит в целом к относительной удовлетворенности существующей ситуацией и, как следствие, отсутствию желания активно менять ее в лучшую сторону; характерна для людей старших возрастных групп;
- пассивно-негативная позиция инвалида -неудовлетворенность своим положением (наряду с отсутствием желания самостоятельно улучшить его) сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от бытовых неурядиц и другими негативными социально-психологическими особенностями.
Остаточное зрение - сохранившиеся функции нарушенной или недоразвитой зрительской системы (острота зрения при использовании оптических средств коррекции находится в пределах от светоощущения до 0,04 диоптрий).
Остеоартроз - см. Артроз.
Остеопороз (от греч. osteon - кость и poros - пора, отверстие) - снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного его обызвествления, может ограничиться участком кости (местный остеопороз), захватить целиком одну или несколько костей (регионарный остеопороз), все кости конечности (распространенный остеопороз) или же всю костную систему (системный остеопороз). Развивается в старческом возрасте, а также как следствие атрофии кости при длительной иммобилизации, переломах и воспалении костной ткани, при различных заболеваниях, вызванных нарушением обмена веществ, кровообращения, нервной и гормональной регуляции.
Остеосинтез (от греч. osteon - кость и synthesis - соединение) - соединение обломков костей. Различают два основных вида остеосинтеза - погружной, при котором различные соединяющие костные обломки фиксаторы располагаются в зоне перелома, и наружный чрезкожный остеосинтез, когда костные отломки соединяются с помощью дистракционно-компрессионных аппаратов. Цель остеосинтеза - обеспечение прочной фиксации сопоставленных отломков до полной их консолидации (см. Переломы).
Остеосклероз - усиление плотности кости за счет избыточного образования костной ткани и увеличения содержания в ней минеральных солей. Чаще всего представляет собой реактивный репаративный процесс вокруг участков разрушения костной ткани, например, при остеомиелите, сифилисе, опухолях. Иногда остеосклероз - основное проявление некоторых заболеваний, таких как мраморная болезнь.
Остеохондроз (от греч. osteon - кость и chondros - хрящ) - дистрофическое заболевание позвоночника, характеризующееся преимущественным поражением межпозвонковых дисков, чаще в шейном и поясничном его отделах. В этиологии остеохондроза значительная роль принадлежит постоянным перегрузкам позвоночника, в результате которых межпозвонковые диски утрачивают способность к регенерации, нарушается их кровоснабжение и развиваются дистрофические изменения. Клинические проявления многообразны. Например, для остеохондроза шейного отдела позвоночника характерны боли в затылочной, межлопаточной областях, чувство тяжести в надплечьях, боли в шее, особенно при движении, ограничение ее подвижности, онемение пальцев рук во время сна. Остеохондроз поясничного отдела позвоночника чаще начинается исподволь и проявляется малозаметными симптомами, которым обычно не придают значения: отмечается чувство усталости, незначительные болезненные ощущения при наклоне туловища вперед; со временем эти ощущения становятся более постоянными, длительными. Лечение проводят, главным образом, с помощью консервативных методов, направленных на устранение болевого синдрома, нарушений функций спинномозговых корешков и предупреждение прогрессирования дистрофических изменений в структурах позвоночника; оперативные вмешательства производятся при неэффективности консервативного лечения.
Отбор профессиональный - установление соответствия психофизиологических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой избранного вида трудовой деятельности; принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению необходимого уровня мастерства. Проводится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа - конкретные нормативные характеристики профессии, на основе которых разрабатываются критерии профессиональной пригодности.
Ответственность детей за родителей - обязанность взрослых детей обеспечить эмоциональную, бытовую, финансовую поддержку своим родителям. Эта ответственность может быть основана на эмоциональной, культурной или религиозной основах, а в некоторых странах (в том числе Российской Федерации) - регламентирована законом. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации дети могут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей, а также в случае лишения последних родительских прав.
Отделение дневного пребывания - см. Дневной стационар для пожилых.
Отделение медико-социальной помощи при поликлинике - структурное подразделение территориальной поликлиники, возглавляемое врачом-гериатром, оказывает амбулаторно- поликлиническую помощь лицам пенсионного возраста из декретированных групп населения (одинокие граждане, участники и инвалиды войны, реабилитированные) и «групп риска». Осуществляет координацию медицинского и социально-бытового обслуживания лиц этой категории.
Отделение медико-социальной помощи при стационарах - отделение (палаты) медико-социальной помощи является подразделением лечебного учреждения и предназначено для временного пребывания (от 1 до 3 месяцев) одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в круглосуточном уходе, медицинской реабилитации и социально-бытовой адаптации. Направ-ление в эти отделения осуществляется органами социальной защиты населения. Финансирование затрат на содержание отделений производится за счет средств бюджетов различных уровней.
Отделение сестринского ухода - отделение медико- социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, часто болеющих или страдающих хроническими заболеваниями. Их основной задачей является повышение доступности медико- социальной помощи указанным категориям граждан, повышение эффективности использования коечного фонда. Отделение сестринского ухода осуществляет и обеспечивает:
- квалифицированный медицинский уход и социальное обслуживание больных и пожилых граждан;
- своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;
- медицинскую реабилитацию больных и престарелых с элементами трудотерапии;
- динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;
- своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;
- психологическую помощь и адекватную симптоматическую терапию;
- оформление одиноких престарелых граждан в дома- интернаты.
Отдельные категории населения - группы лиц, объединенных по возрастному, социальному и иным признакам и нуждающихся в услугах социального обслуживания, сходных по видам и формам (граждане пожилого возраста, инвалиды, несовершеннолетние, лица без определенного места жительства и другие).
Отклонения в состоянии здоровья - функциональные или морфологические изменения в организме, снижающие резервы здоровья или приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии или гармонии с природой и социальным окружением.
Отклоняющееся поведение - см. Девиантное поведение.
Отреагирование (калька с англ. аЬгеайюп) - психоаналитическое понятие, процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка; снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания.
Отрицание реальности - защитный механизм, отрицающий существование угрожающих внешних факторов. Частный случай вытеснения: человек отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые - на-пример, бегством в грезы, фантазирование
Отсталость - расположение, размещение на более низком уровне развития сравнительно с другими.
Отсталость умственная - нарушение общего развития, пси-хического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.
Отчетность медицинская - система документов установленной формы, представляемых учреждениями и органами управления здравоохранения вышестоящим органам. Содержит информацию о ресурсах здравоохранения: коечном фонде, его размещении, специализации и степени использования; обеспечения учреждений здравоохранения лечебно-диагностическими отделениями, кабинетами и оборудованием; использованием медицинской аппаратуры и пр. Детальная информация дается о медицинских кадрах и, в первую очередь, врачебных, их размещении, группировке по специальностям и квалификационным группам, наличии специалистов в отдельных учреждениях. Особое значение имеет информация о состоянии здоровья населения, его заболеваемости, динамике отдельных заболеваний.
Офтальмология - область медицины, занимающаяся изучением вопросов лечения и восстановления нарушенных функций зрения, а также профилактики глазных болезней и аномалий развития органа зрения.
Оценка индивидуальной нуждаемости в услугах социального обслуживания - процесс установления перечня и объема услуг, предоставляемых гражданину социальными службами с учетом факторов и условий, определяющих его трудную жизненную ситуацию.
Оценка компонентов окружающей среды с целью выработки рекомендаций по ее изменению учитывает следующие факторы:
- личностный фактор, т.е. оценка окружающей среды с точки зрения нужд, возможностей и недостатков (физических и психологических) данного конкретного пациента;
- социальные факторы, т.е. отношение окружающих пациента людей к предполагаемым изменениям среды;
- экономический фактор - учет стоимости предполагаемых изменений среды;
- факторы социальной политики - учет законодательства и государственной политики в этой области.
Оценка последствий болезни - см. Концепция оценки последствий болезни.
Оценка эффективности реабилитации - определение уровня, клинико-функционального состояния и социального статуса инвалида, достигнутого в результате реабилитационных мероприятий по отношению к исходному. Включает в себя субъективную оценку, полученную от подопечного, и объективную, которую дают специалисты, участвующие в реабилитационном процессе. Эффективность реабилитации изучается в каждом индивидуальном случае для анализа деятельности учреждения (медицинского, социального, реабилитационного) в целом.
Поскольку социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, то требования, установленные для них, обязательны для исполнения на всей территории России, для этого необходимо уметь отслеживать, оценивать и представлять результаты своей деятельности. Чтобы получить необходимую информацию о ходе реализации реабилитационной программы, применяют механизмы оценки и мониторинга:
мониторинг - текущий контроль деятельности, непрерывное отслеживание фактически проведенных и запланированных мероприятий, соблюдений временных рамок, соответствия расходов утвержденному бюджету, охвата участников мероприятий ит. д.;
- оценка - проводится на ключевых этапах реализации программы.
В основу оценки реабилитационной деятельности могут быть положены различные критерии: клинические, социальные, психологические, экономические.
Выделяют качественные и количественные показатели эффективности реабилитации. К первой категории показателей относятся: активизация деятельности, восстановление (приобретение) коммуникативных способностей, восстановление (приобретение) трудовых и профессиональных навыков, интеграция в общество и пр.
К категории количественных показателей относятся: длительность ремиссии при хроническом заболевании, частота повторных госпитализаций, достижение запланированного результата реабилитационного воздействия, степень улучшения жизнедеятельности и повышения социальной активности, нормы выработки лиц, работающих на предприятиях, и др. С этой целью используются оценочные шкалы.

Назад Оглавление Далее