Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Буква Л - Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Лабильность - максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. В дифференциальной психофизиологии лабильность - одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения процессов нервных.
Лабильный - неустойчивый, изменчивый.
Латентный - скрытый, внешне не проявляющийся.
Латентный период - время между началом действия раздражителя и появлением ответной реакции. Величина его обусловлена завершением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико- синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез.
Латерализация - процесс формирования функциональной асимметрии полушарий, мотосенсорных функций в онтогенезе. Латерализация (доминирование) полушарий характеризуется реципрокным и комплементарным взаимодействием двух полушарий: у правшей - левое полушарие доминантное, контролирующее речевые функции, логическое мышление, а правое - субдоминантное, контролирующее функции восприятия, образного мышления. Аномальное доминирование полушарий представлено эквивалентным межполушарным взаимодействием либо реверсией полушарной доминантности, когда доминантным становится правое полушарие. Процесс становления доминантности полушарий идет параллельно с доминированием руки, ноги, уха, глаза и т. д. Мотосенсорный коэффициент латеральности отражает соотношение право- и леволатеральных признаков моторной и сенсорной доминантности. Аномальное доминирование полушарий, руки, ноги, уха, глаза и т. д. может быть следствием межполушарных перестроек в результате их функциональной слабости.
Латеральный - боковой.
Леворукость - предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. В некоторых случаях леворукость обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная леворукость). Чаще леворукость носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой межполушарного функционирования центральной нервной системы. Кроме явной леворукости часто встречается скрытая леворукость. Человек с такой леворукостью приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой. При леворукости происходит изменение симптомов, которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности, при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа и, наоборот, при поражении правого полушария они могут возникать.
Лень - универсальное средство защиты от бесполезного труда; чаще всего - следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Лень приходит тогда, когда у человека нет цели, либо он не может определить ее, либо не может длительное время держать в памяти конечные стимулы.
Лечебная верховая езда - работа с лошадью для коррекции двигательных нарушений определяется по трем направлениям: в медицине, образовании и спорте. В медицине лошадь используют в области иппотерапии (см. Иппотерапия) в качестве средства физиотерапевтического воздействия. Данный лечебный метод базируется на нейрофизиологии и предписывается пациентам с двигательными нарушениями неврологического характера.
В области образования лошадь применяется в организации лечебно-образовательной верховой езды и вольтижировки. Лошадь позволяет всадникам с большим числом дефектов заниматься верховой ездой как видом спорта, благодаря чему человек может быть интегрирован в спортивные сообщества. Общение с лошадью сопровождается не только положительными устойчивыми двигательными изменениями, но и психотерапевтическим, социальным, психологическим эффектом, что, несомненно, является большим вкладом в социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями.
В области образования лошадь применяется в организации лечебно-образовательной верховой езды и вольтижировки, результатами которой служат позитивные поведенческие изменения с улучшениями в индивидуальной, психологической, психотерапевтической, социальной и реабилитационной сферах. Активная верховая езда и сама лошадь как посредник воздействуют на все тело человека в физическом, интеллектуальном, духовном и социальном смысле. Лошадь позволяет всадникам с большим числом дефектов заниматься верховой ездой как видом спорта, благодаря чему человек может быть интегрирован в спортивные сообщества.
Взаимоотношения человека и лошади уникальны тем, что охватывают не только тело, но и сознание, и душу. Человек открывает для себя, что лошадь, несмотря на превосходство в силе, воспринимает всадника своим ведущим. Положительный эффект использования лошади в лечебных целях состоит в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке.
Лечебная педагогика - раздел педагогики, изучающей закономерности воздействия на больного ребенка педагогическими методами в целях его перевода из состояния интероцепции (влияния патологических импульсов, исходящих от больных органов и систем) в состояние экстероцепции (воздействия импульсов, исходящих от внешней среды). В основном лечебная педагогика занимается тяжело больными детьми и предполагает как щадящее отношение к ним, так и их активную деятельность.
Лечебная физкультура (ЛФК) - совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений и других средств физической культуры; лечебно-восстановительное действие основано на способности физических упражнений стимулировать и нормализовать физиологические процессы в организме; они благотворно влияют на нервную систему, трофику тканей, способствуют улучшению функций нервной и мышечной систем, внутренних органов, под влиянием физических упражнений ускоряется функциональная перестройка органов и тканей, что способствует компенсации нарушенных функций. В основе лежит механизм моторно- висцеральных рефлексов, тесно связанных с нервными и гуморальными факторами, важную роль играют и психологические факторы - само назначение больному комплекса ЛФК повышает его уверенность в благоприятном исходе заболевания, отвлекает от ухода в болезнь, улучшает нервно-психическое состояние. Основное средство ЛФК - физические упражнения - направленные движения с дозированной мышечной нагрузкой; их делят на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание и т. д.), подвижные и спортивные игры; используют также упражнения трудового, имитационного и игрового характера. Выполнение физических упражнений на фоне воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды) повышает их эффективность и способствует закаливанию организма.
Лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ) - помещение, созданное с целью организации трудовой терапии и оснащенное специальным оборудованием для ручного и механического труда. Лечебно-трудовая мастерская должна отвечать всем санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и условиям техники безопасности.
Лечение - общее название различного рода мероприятий, на-правленных на восстановление здоровья.
Лимбическая система - комплекс филогенетически древних подкорковых структур, расположенных вокруг III желудочка, среди которых выделяют гиппокамп, поясную извилину, миндалевидный комплекс, перегородку и пр.; играет важную роль в механизмах реализации мнестической деятельности, в формировании и контроле мотивационно-эмоциональных состояний.
Линия жизни - достаточно устойчивый активный интерес и соответствующий ему регулярно совершаемый вид деятельности.
Личная карта клиента - см. Карта клиента.
Личность - системное психологическое понятие, в наиболее обобщенном виде представляющее собой человека как носителя сознания. Основные свойства личности: характер, темперамент, ведущие мотивы, ценности, интересы, интеллектуальные способности.
Личность референтная - человек особенно значимый и ценный для другого человека как образец подражания. Выступает как источник основных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков.
Лобная кора - наиболее поздно формирующиеся в онтогенезе передние отделы коры больших полушарий, имеющие тесные двусторонние связи с нижележащими образованиями (с неспецифической ретикулярной системой, с лимбическими структурами и др.), а также с другими отделами коры. Обеспечивает вызываемые речевыми инструкциями сложные формы активации, лежащие в основе произвольного внимания, характеризующиеся избирательной локальной активацией соответствующих определенному виду деятельности корковых зон; контролирует степень и характер их участия в процессах приема и переработки информации; играет важную роль в осуществлении различных психических процессов, в том числе в реализации мнестической деятельности.
Лобно-базальные структуры - базальные (нижние, орбитальные) отделы лобных долей мозга; тесно связаны с ретикулярной формацией (см. Ретикулярная формация) ствола мозга, неспецифическими ядрами таламуса и гипоталамуса. Осуществляют регуляцию функциональных систем мозга, опосредуя протекание произвольных форм психической деятельности; оказывают особенно мощное влияние на ретикулярную формацию, придавая ее активирующим влияниям дифференцированный характер в соответствии с программной поведения, формирующейся в лобной коре; одно из звеньев коркового механизма обеспечения высших, связанных с речевой инструкцией, процессов активации; участвует также в регуляции обменных процессов, пищевого поведения, модуляции элементарных влечений, формировании процессов самосознания и регуляции эмоциональных состояний.
Логоневроз - невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания, с течением времени смягчается. Характеризуется общеневротическими проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение, вегетативные расстройства), а также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Это нарушение возникает чаще всего в возрасте 4 - 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и интенсивное формирование мышления; возможно проявление заикания в 2 - 3 года (на этапе становления речи). В этиологии заикания играют роль как острые и подростковые психические травмы (испуг, помещение в детское дошкольное учреждение), так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье и т. п.). Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.
Логопатия - см. Расстройство речи.
Логопедия - педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.
Логотерапия. 1. Термин, предложенный В. В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Логотерапия означает «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке логотерапия выступает синонимом психотерапии.
2. Совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено психическими травмами, т. е. имеет невротическую природу.
Логофобия - см. Логоневроз.
Локализация высших психических функций - связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.
Локомоция - передвижение, активное перемещение в пространстве. Относится к инстинктивным движениям, является ригидной функцией опорно-двигательного аппарата, допускает лишь минимальную индивидуальную изменчивость движений. Типичный пример жестко запрограммированных и фиксированных врожденных двигательных координаций. Локомоторное решение задач может привести к формированию сложных двигательных навыков.
Лонгета - приспособления (гипсовые, полимерные) для фиксации и удержания конечности в заданном положении.
Лунатизм - см. Нарушение сознания.
Льготы по инвалидности - законодательством Российской Федерации установлены следующие льготы для различных категорий инвалидов: льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, ремонту технических средств реабилитации; по приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий; торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; а также по налогообложению и кредитованию (ст. 31, 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Люди с особыми потребностями - люди, которые из-за оп-ределенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников..

Назад Оглавление Далее