aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква К | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Кабат-терапия - метод нейрофизиологической реабилитации, впервые описанный американским терапевтом-нейрофизиологом Кабатом в 1945 г. Суть метода заключается в том, что стимуляция с помощью специфических движений инициирует целевые реакции, которые, в свою очередь, служат образцами для соответствующих двигательных паттернов. Наиболее эффективные двигательные паттерны развиваются диагонально (по спирали), их развитие происходит в результате растягивания и сжимания частей тела посредством сгибания, разгибания, абдукции (приведения) и аддукции (отведения), а также вращения. Терапевт придает пациенту необходимое положение, которое, в случае необходимости, с силой удерживает. Эти пассивные движения скорректируют в различных тканях тела двигательные паттерны и обеспечат их сохранение (и представления о них) в центральной нервной системе. Данные паттерны могут быть встроены для периферического контроля над соответствующими движениями. Применение определенных комбинаций движений требует знания анатомии, нейрофизиологии и генетики наряду с умением расчленять движения на отдельные составляющие.
Каприз - мелкая прихоть, причуда без действительной потреб-ности, надобности, необходимости.
Каприз детский (капризы детей) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возрастов, делать нечто вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для появления капризов служат переутомление, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникать в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования, на применение слишком строгих мер. Капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональней травме.
Карта клиента (личная карта клиента) - форма, используемая некоторыми социальными работниками и социальными службами для ведения специальных целенаправленных записей процесса вмешательства в случае с каждым клиентом. В личной карте клиента содержатся начальная информация, план вмешательства, оценки состояния клиента, записи происходящих прогрессивных изменений.
Карта когнитивная - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы, образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Могут формироваться различной степени общности, «масштаба» и организации: карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Каталепсия - сноподобное состояние, характеризуемое понижением чувствительности к внешним и внутренним стимулам, «восковой гибкостью» (непроизвольным сохранением любой позы без видимых усилий). Может возникнуть в гипнотическом сне, а также при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, истерии).
Катамнез - совокупность сведений, сообщаемых врачу по окончании лечения самим больным или знающими его лицами. Катамнез является сводкой всей информации о больном, собираемой однократно или многократно по окончании первоначального наблюдения за ним.
Катаракта - помутнение хрусталика. Различаются приобретенные и врожденные формы катаракты. Степень снижения зрения зависит от местоположения и интенсивности помутнения. При полном помутнении хрусталика зрение снижается до светоощущения.
Каудальные отделы полушария - задние отделы, обычно затылочная, задневисочная, теменная, височно-теменно-затылочная области.
Кахексия - общее истощение организма при злокачественных опухолях (раковая кахексия), длительных интоксикациях (интоксикационная кахексия), поражениях гипофиза (гипофизарная кахексия) и других тяжелых заболеваниях.
Качество жизни - интегральная содержательная характеристика образа жизни индивида или социальной общности, обычно используемая при их сопоставлении с другими индивидами и общ-ностями. Качество жизни складывается из ряда более частных показателей, фиксирующих состояние различных аспектов, сторон и условий жизнедеятельности, может быть охарактеризовано на трех уровнях: общество, социальная общность, личность. Отражает общую удовлетворенность жизнью, удовлетворение важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей, уверенность в завтрашнем дне, наличие реальных перспектив социального продвижения и возможности для развития задатков и способностей, полноту участия в жизни общества. Уровень субъективного качества жизни больного или инвалида определяется в основном тяжестью соматического статуса и сопутствующей заболеванию депривацией ряда индивидуально значимых потребностей, способствующих формированию состояния хронической эмоциональной неудовлетворенности, что расценивается как низкий уровень качества жизни. Субъективная оценка качества жизни тесно связана с состоянием внутренней картины болезни. Качество жизни может служить обобщающим критерием эффективности реабилитации инвалидов в динамике.
Качество социальных услуг - см. Качество услуг социального обслуживания.
Качество услуг социального обслуживания (качество социальных услуг) - совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность наиболее полно и своевременно удовлетворять индивидуальные потребности клиента (клиентов) социальных служб в помощи и содействии, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также осуществлять его социальную адаптацию и социальную реабилитацию.
Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности. Определяется разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.
Кератит - воспаление роговой оболочки, сопровождающееся снижением остроты зрения, появлением светобоязни, слезотечения, спазмом круговой мышцы век. Следствием перенесенного кератита нередко является помутнение роговицы.
Кинезогидротерапия - общее название форм лечебной физкультуры, при которых дозированные движения сочетаются с воздействием воды на организм больного; включает лечебную гим-настику при приеме местных и общих ванн, плавание и игры в бассейнах и открытых водоемах.
Кинезиотерапия (кинезотерапия) - методы восстановления утраченных или ограниченных вследствие заболевания или травмы двигательных функций через движение. Перед кинезиотерапией ставятся следующие задачи:
подавить патологические двигательные реакции больного и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность;
- улучшить координацию движений - элементы основной двигательной деятельности;
- стабилизировать прямое положение тела, обучить самостоятельному стоянию и ходьбе, улучшить общую двигательную активность пациента;
- совместно с инструктором по трудотерапии обучить самообслуживанию и усвоению основных видов бытовой деятельности в соответствии с умственным развитием и возрастом больного.
Кинезиотерапия имеет два раздела: активная кинезиотерапия и кинезиотерапия пассивная.
- Активная кинезиотерапия подразумевает активное и сознательное участие больного в лечении. К такому виду кинезиотерапии могут быть причислены специальные кинезиотерапевтические методы: проприоцептивное нервно-мышечное облегчение, система йоги, пулитерапия (оказание сопротивления сокращению отдельных мышечных групп тяжестью сверху).
- Пассивная кинезиотерапия охватывает формы и средства, в которых больной участвует пассивно, не применяя волевых и двигательных усилий; движение осуществляет другое лицо или специальные аппараты и приспособления, имитирующие обыкновенное физиологическое движение. К пассивной кинезиотерапии должно быть отнесено и воздействие на отдельные ткани и части человеческого тела (масса, мануальная терапия, механотерапия, подводный массаж и пр.)
См. также Механотерапия.
Кинестезия речевая - афферентные импульсы, идущие от периферических органов речи в кору головного мозга; возникают на только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса двигательной импульсации из-за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевой кинестезии, а при автоматизации умственных операций его уровень существенно уменьшается.
Кинестетические ощущения - ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.
Кифоз (от греч. kyphos - согнувшийся, согбенный, кривой или от лат. kyphosis - круглая спина) - изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади. Различают физиологический и патологический кифозы. Физиологический грудной и крестцовый кифозы формируются в детском возрасте, у взрослых изгибы позвоночника фиксированы, в пожилом и старческом возрастах грудной кифоз обычно увеличивается. Патологическим кифоз становится в том случае, когда его величина больше или он возникает в нетипичном месте, например, в поясничном отделе позвоночника. Патологический кифоз может быть функциональным (нефиксированным) и фиксированным. Первый возникает при некомпенсированном дефекте зрения, дефектах осанки и др., при целенаправленном лечении может пройти бесследно. Основное отличие фиксированных кифозов в том, что они не исчезают или не уменьшаются в горизонтальном положении больного.
Кифосколиоз - сочетание кифоза со сколиозом.
Классификация профессий Сьюпера - систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление); профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный уровень.
Классификация профессий Кьюдера - систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов.
Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной (социальной) ситуации, или семья, находящаяся в социально опасном положении, которым в связи с этим предоставляются услуги социального обслуживания (см. Трудная жизненная ситуация, Социально опасное положение).
Климат социально-психологический (морально-психологический климат, психологическая атмосфера) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности, общению и личностному развитию человека и в группе или семье. Психологический климат может быть благоприятным и оцениваться с разных точек зрения: соответствия существующим в обществе ожиданиям и стандартам, полезности для выполнения стоящих перед группой задач, сохранения единства и устойчивости микросоциальной группы как «социального организма», влияниея на состояние и личностное развитие находящихся в этом психологическом климате. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
доверие и требовательность членов микросоциальной структуры друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления лидера (руководителя) на нижестоящих и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность всех членов микросоциального образования о его задачах и состоянии дел;
- удовлетворенность принадлежностью к данной группе;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощь в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Существует прямая взаимосвязь между состоянием социально - психологического климата в группе и ее продуктивностью и эффективностью деятельности.
Клиническая психология - раздел психологии, посвященный изучению психических нарушений и психологических особенностей людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в психической деятельности, интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психогигиена и психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.
Клинический прогноз - врачебная оценка исхода заболевания с учетом характера заболевания и его течения, стадии, выраженности симптомов, степени нарушения функции пораженного органа и систем, состояния их компенсации, а также эффективности адекватного лечения. Может быть хорошим (благоприятным), сомнительным, плохим (неблагоприятным). С целью прогнозирования степени восстановления нарушенных функций возможно использование различных тестов и шкал.
Клиническое интервью - метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Интервью отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активно предъявляемые клиентом жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований для измененного психического состояния.
Клуб ветеранов - одна из форм организационной, позна-вательной и творческой активности лиц пожилого возраста, имеющих звание «ветеран войны» или «ветеран труда». Клубы ветеранов создаются на добровольных началах при различных общественных организациях, социальных учреждениях, домах культуры, центрах здоровья, по месту жительства и др.
Клуб пожилых - локальная программа для группы пожилых людей, объединенных общими интересами и запросами, предусматривающая проведение культурных, просветительских и социальных мероприятий на постоянной основе. Мероприятия осуществляются самими пожилыми людьми или социальными службами.
Клубный дом - одна из форм социальной реабилитации психически больных в сообществе; в его деятельности принимают участие не только специалисты, но и члены семей больных. Реабилитационные программы направлены на привлечение больных к активной социальной жизни - на проведение активного досуга, приобретение социальных навыков, трудовое обучение и трудоустройство.
Клятва социального работника - как профессиональный социальный работник я принимаю на себя следующие обязательства, для выполнения которых я сделаю все от меня зависящее и буду:
рассматривать благополучие людей, которым я служу, как мой первостепенный профессиональный долг;
- честно выполнять все свои обязанности и функции;
- на высоком профессиональном уровне осуществлять деятельность по социально-педагогической поддержке доверенных мне людей;
- работать с полной отдачей и преданностью делу;
- уважительно относиться к людям, с которыми мне предстоит общаться по долгу службы;
- хранить профессиональную тайну, разглашая сведения, добытые в моей деятельности, только при условии получения соответствующих полномочий от
моих клиентов, судебных инстанций или профессиональных организаций;
- избегать вмешательства любых посторонних интересов в мои профессиональные суждения, независимость и компетенцию;
- способствовать созданию и поддержанию условий работы, отвечающих стандартам практики, задаваемых настоящим кодексом;
- стремиться к обеспечению высокого уровня социальной работы в целом;
- способствовать проведению социальной политики, которая направлена на пользу всему человечеству.
Когнитивный - познавательный. Современная когнитивная психология изучает восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект, психическое развитие. Основа формирования когнитивной сферы психики - сенсорно-перцептивное развитие в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах, которое всегда в той или иной мере связано с развитием внимания, памяти, воображения, мышления и речи. В результате активного взаимодействия ребенка с внешней средой формируются и видоизменяются когнитивные карты - внутренние представления знакомого пространственного окружения и расположения объектов в нем: когнитивная карта-путь - последовательное представление маршрута в пространстве и карта- обозрение - одновременное представление расположения объектов и их связей в пространстве.
Когнитивные методы психотерапии основаны на апелляции к разуму больного, его логике и личностным ценностям. Наиболее распространенным методом является рациональная (разъяснительная) психотерапия, которая в определенной степени является способом контакта с клиентом и им должен владеть каждый врач и социальный работник. В основе метода лежит разъяснение больному (или его микро- и макроокружению) причин и сути его заболевания, социальной или личностной проблемы, способов разрешения конфликтной ситуации. Кроме разъяснения, в процессе психотерапевтического воздействия используются внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекция личности больного и его поведения. Рациональная терапия используется в психосоциальном консультировании, в процессе социальной работы в медицинских, социальных учреждениях или при работе с клиентами в естественном окружении; может проводиться как индивидуально, так и с группой больных.
Кожно-гальваническая реакция (КГР) - форма биоэлектрической активности организма, фиксируемая на поверхности кожи, обусловлена деятельностью потовых желез. Выступает компонентом различных функциональных состояний, ориентировочного рефлекса, эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Несет отпечаток индивидуальных различий; служит для анализа состояний человека, его эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие:
- уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние;
- реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд;
- спонтанная реакция, не связанная с каким-либо определенным раздражителем.
При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального состояния центральной нервной системы: сопротивление кожи повышается при расслабленном состоянии, понижается при активации. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошвы ног. Для регистрации может осуществляться замер разности кожных потенциалов (метод Тарханова, разработанный в 1890 г.) и замер изменения кожного сопротивления (метод Фере, разработанный в 1888 г.).
Койки временного ухода - койки, резервируемые для крат-ковременного пребывания пожилых людей, за которыми обычно ухаживают члены семьи, с тем, чтобы последние могли на какое-то время отлучиться. Такие койки могут быть предоставлены в домах престарелых, в медико-социальных отделениях при больницах.
Коллективная трудовая терапия представляет собой более высокий уровень трудовой терапии, в результате которой получается продукт на основе преемственности и принципа конвейера. В процессе коллективной трудовой терапии не только восстанавливаются нарушенные в результате болезни или травмы психофизиологические функции, но и создается новая форма взаимоотношений между членами коллективного труда, достигается понимание производственных отношений. См. также Групповая трудовая терапия, Индивидуальная трудовая терапия.
Кома - нарушение сознания, характеризующееся отсутствием реагирования на внешние воздействия, включая болевые раздражители; обусловлена поражением ствола мозга. При этом зрачки расширены, реакция на свет не фиксируется. Часто возникают патологические рефлексы. При диагностике комы и оценке ее тяжести ведущими ориентирами служат:
- потеря сознания,
- нарушение регуляции кровообращения,
- нарушение регуляции дыхания, состояние зрачков и их реакции,
- положение глазных яблок,
- состояние двигательной функции.
Кома может наступить в результате травмы мозга, при нарушении мозгового кровообращения вследствие острого алкогольного отравления или отравления метиловым спиртом, при острой или хронической почечной недостаточности, остановке сердца, отравлении угарным газом и т.д.
Комиссия медико-педагогическая - орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных уч-реждений, т.е. отбор детей с особенностями развития в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта. В состав комиссии входят представители отделов народного образования и здравоохранения (областного, городского или районного), врачи (психоневролог или детский психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. В необходимых случаях привлекаются отоларинголог, офтальмолог, ортопед либо рассматриваются их письменные заключения. С помощью различных психолого-педагогических методов проводится комплексное обследование ребенка. Его результаты в совокупности с данными анализа и соответствующей документации служат основанием для направления ребенка в образовательное учреждение того или иного типа.
Коммуникативный тренинг является вариантом тренинга социальных навыков, направленным на работу с проблемами в общении (например, коммуникации в семье). Некоторые программы работают с определенными видами проблем из большого набора потенциальных ошибок общения, таких как перебивание собеседника, недостаток признания чувств других людей; другие обучают более широким областям, таким как выражение положительных и отрицательных чувств или требований.
Коммуникация - особый вид деятельности, целью которой является получение, обобщение или обмен какой-либо информацией.
Коммуникация требует от участников определенного уровня подготовки, обеспечивающего взаимопонимание.
Консультирование - метод индивидуальной психосоциальной работы, при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее цель - помочь индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными,
социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
Концепция оценки последствий болезни предложена экспертами ВОЗ в 1983 г. Ее суть заключается в том, что отклонение от нормы в организме человека в результате травмы или болезни сопровождается функциональными нарушениями (см. Отклонения психофизические), что может привести к ограничению жизнедеятельности (см. Ограничению жизнедеятельности) и социальной недостаточности (см. Социальная недостаточность). Согласно этой концепции, поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезадаптации).
Компенсаторные процессы - реакция организма на повреждение; при этом органы или их сохранившиеся части и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего фактора, берут на себя функцию поврежденных структур путем заместительной гиперфункции или качественного изменения функции. В процессе компенсаторной гиперфункции наблюдаются три основные стадии изменения органа.
Первая стадия - аварийная; характеризуется тем, что орган, вынужденный повысить свою функциональную нагрузку, еще не гипертрофирован, поэтому деятельность каждой его клеточной структуры усиливается, что приводит к мобилизации функционального резерва органа. Такая усиленная деятельность может привести к деструктивным изменениям или активированию энергообразования, синтезу белка и нуклеиновых кислот, что приводит к увеличению массы органа (гипертрофии). Этот процесс продолжается до тех пор, пока интенсивность функционирования каждой клеточной структуры не станет равной норме или близкой к ней.
Вторая стадия - стадия относительно устойчивой гиперфункции, наиболее длительная; характеризуется нормальным уровнем энергообразования и синтеза белка, прекращением роста органа и восстановлением его функционального резерва. Однако при продолжающейся нагрузке наступает состояние, при котором даже гипертрофированный орган не может справиться с ней, происходит снижение синтеза белка, появляются биохимические и морфологические нарушения (атрофия, замещение функционирующих клеток соединительной тканью и др.), что приводит к наступлению третьей стадии - стадии декомпенсации.
Компенсация 1. Выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.
2. Согласно З. Фрейду, реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и создания соответствующего энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.
3. Согласно А. Адлеру, повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий реальный или мнимый недостаток, возникает как механизм преодоления комплекса неполноценности.
4. Возмещение в той или иной мере нарушенных функций и состояний организма.
- Внутрисистемная компенсация достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторе под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения.
- Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. См. Компенсация функций.
Компенсация функций - полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций органов или систем организма; восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Происходит либо на основе сохранных функций, либо за счет перестройки частично нарушенных функций. Например, функцию различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, можно восстановить за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зри-тельной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.
Компетентность социально-психологическая - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность, характеризуется умением ориентироваться в ситуациях социальных; правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого.
Комплекс 1. Совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих единое целое.
2. Соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов. В этом смысле понятие комплекса употребляли многие психологи.
3. Специфическая интерпретация комплекса дана в психоанализе, где он понимается как группа психических процессов, объединенная единым аффектом, сформированная на основе глубинных филогенетических структур, эмоционально окрашенная группа представлений, чаще всего вытесненная из сознания и влияющая на поведение (комплекс неполноценности, Эдипов комплекс, комплекс мужественности и др.).
Комплексная реабилитация - совокупность различных по форме, направлению и области применения приемов и методов (медицинских, психологических, педагогических, социально- экономических, бытовых, социально-правовых, профессиональных, спортивных, творческих и средовых компонентов реабилитации).
Комплексное учреждение социального обслуживания - см. Типы учреждений социального обслуживания.
Комплементарная медицина (альтернативная медицина, нетрадиционные методы лечения) - применение в целях лечения и реабилитации таких методов, которые находятся вне основных медицинских течений. К ним относятся физиотерапия, гомеопатия, мануальная терапия, остеопатия, рефлексотерапия, ароматерапия и т.д.
Компьютерные технологии в реабилитации - оснащение рабочего места инвалида различными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, минимизация коммуникативных и психологических проблем через обеспечение компьютерного доступа. Охватывают несколько направлений реабилитации.
- Компьютерные технологии как источник информации широко применяются при создании электронных библиотек, справочников, словарей, тематических баз данных, мультимедийной, изобразительной и музыкальной баз данных.
- Компьютерные игры - мощной резерв игротерапии; игры являются не только средством развлечения, но и тренировкой ряда интеллектуальных и эмоционально- волевых функций, сенсомоторных навыков; позволяют моделировать различные эмоциональные и сенсомоторные состояния.
- Компьютерное дистанционное образование позволяет осуществить удаленное взаимодействие обучающегося с учебным заведением, что значительно расширяет возможности инвалида на получение общего и профессионального образования.
- Компьютер как средство включения в сферу коммуникации позволяет осуществить потребность в общении, приобщиться к отечественным и мировым художественным ценностям, искать работу и т.д.
- Компьютер как техническое средство реабилитации для инвалидов с нарушением зрения и слуха позволяет использовать в целях компенсации программы для распознавания речи или преобразования аудиозаписи в текст, считывать печатный текст и преобразовывать его в речевой поток и т.д.
Отдельное место среди компьютерных технологий в реабилитации занимают социальные компьютерные игры, моделирующие ситуации в магазине, на транспорте, в библиотеке и пр., что позволяет ребенку адаптироваться в той или иной незнакомой жизненной ситуации. Например, ребенку предлагается одеть компьютерного героя, но для этого необходимо учесть его пол, возраст, погодные условия, род занятий и т.д. К сожалению, на компьютерном рынке эти игры еще не получили должного распространения.
Интеграция современных информационных технологий в реабилитационный процесс позволит решить такие проблемы, как:
- приобретение недостающих навыков и знаний по изучаемым предметам через доступ к дополнительным информационным ресурсам:
- получение дополнительного образования по предметам, способствующим социализации инвалидов, их творческому развитию, активации учебного процесса;
- развитие творческих способностей и приобретение начальных профессиональных навыков, которые могут лечь в основу будущей профессии;
- приобретение нового опыта общения с высококвалифицированными педагогами, со сверстниками; решение коллективных задач, создание и работа над проектами;
- использование новейших технологий в качестве средств социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Кондуктивная педагогика - педагогический подход в преодолении патологии опорно-двигательной активности; разработан в 1945-1950 гг. венгерским врачом Андрашем Пете и широко применяется в Будапеште в Институте кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии для индивидуально- коррекционного развития и реабилитации детей, больных ДЦП. Это специальная педагогика, изучающая теорию и практику развития, воспитания и обучения детей-инвалидов, сущность которой заключается в том, что система реабилитации будет действенна только тогда, когда двигательное воспитание, сенсорное и речевое развитие ребенка, программы обучения, активный жизненный распорядок, воспитание самостоятельности, занятия, приближенные к настоящему труду, будут находиться во взаимосвязи и реализовываться в единстве. Основные положения кондуктивной педагогики:
- комплексные реабилитационные занятия проводит педагог-кондуктор, прошедший специальную длительную подготовку;
учет возможности высокого уровня динамики развития личности ребенка на самых ранних этапах развития;
- организация педагогической работы с ребенком на этапах раннего обнаружения патологии; чем позже начинается педагогическая работа по реабилитации ребенка, тем меньше возможностей для его индивидуального развития и больше нереализованного, связанного с необходимостью преодоления сформировавшихся вторичных явлений;
- максимальный учет психологических особенностей ребенка, его предрасположенности к проявлению активности, подражанию, общению, эмоциональной заразительности в процессе педагогической реабилитационной работы с ним;
- активное использование в реабилитационной работе потребности социального развития ребенка, его стремления быть таким же, как другие, потребности в общении со сверстниками, стремления к состязательности и т.д.;
- изначальное стремление специалиста сделать самого ребенка активным соучастником преодоления патологии, стимулирование его самоактивности, самопроявления; главное - превращение ребенка из объекта реабилитационной работы в субъект направленного самосовершенствования.
Консолидация (мед.) - сращение костных отломков после перелома.
Консультативно-лечебная помощь - см. Виды амбулаторной психиатрической помощи.
Консультация 1. Один из видов учебных занятий - беседа преподавателя с обучаемыми для расширения и углубления их знаний.
2. Совет, разъяснение специалиста по некому вопросу.
3. Совещание специалистов по некому вопросу.
4. Учреждение, оказывающее помощь населению советами специалистов по неким практическим вопросам или же оказывающее медицинскую или оздоровительную помощь.
Консультация профессиональная - стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Научно организованное информирование о профессиях в целях практической помощи в выборе профессии с учетом определенных склонностей, интересов, имеющихся возможностей, а также потребностей общества и народного хозяйства. Проводится на базе анализа психофизиологических особенностей индивида, а также структуры и динамики рынка труда.
Консультирование - см. Социальная услуга.
Контаминация 1. Ложное воспроизведение информации, для которого характерно объединение в образе или понятии частей, принадлежащих к различным объектам.
2. Ошибочное воспроизведение слов, состоящее в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово. Например, вместо слов «белок» и «свисток» произносится «белток». Подобные переставления могут возникать и при воспроизведении списков слов, когда слова из одного списка воспроизводятся в другом. Контаминации способствует смысловая и фонетическая близость слов, в ее основе лежат явления проактивной и ретроактивной интерференции. Семантическая организация материала препятствует ее появлению. Встречается при сенсорной афазии.
Контрактура (от лат. сойгаИо - стягивать, сокращать) - сведение; стойкое ограничение подвижности сустава, вызванное рубцовым стягиванием кожи, заболеваниями сухожилий, суставов и мышц, болевым рефлексом и другими причинами.
Контрактуры функциональные - обездвиженность в одном или нескольких суставах при отсутствии нарушений иннервации (пареза, паралича мышц, их атрофии, расстройств, рефлексов, вегетативно-трофических нарушений). Типична изменчивость симптомов, эффективность суггестивного лечения. Наблюдается при психогенных, истерических реакциях.
Конфликт - предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, столкновением противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов взаимодействия. Принципиально подразделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).
Конфликт внешний - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Для развития конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный. Как субъект взаимодействия в конфликте могут выступать и отдельные лица (межличностный конфликт), и целые группы (межгрупповой конфликт), а также отдельные организации, национальности, классы и государства (организационный, межэтнический, классовый и межгосударственный конфликты). Конфликт может быть конструктивным (стабилизирующим) и неконструктивным.
- Конфликт межгрупповой - в качестве субъектов высту-пают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Развитие конфликта обычно идет в такой последовательности: постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц; нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может и мобилизующе, и дезорганизующе влиять на поведение участников конфликта; изменение отношения к ситуации проблемной и конфликта в целом.
- Конфликт межличностный - существуют две формы: конструктивная и неконструктивная. Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оп-понентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются. Конструктивным межличностный конфликт бывает, лишь когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения: соперничество (противоборство), сопровождаемое открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;
компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
- Конфликт организационный - столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда нужно резко изменить привычный тип деятельности, ввести инновационные технологии, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр. Действия субъектов конфликта организационного регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и имеют внеличностный характер. Основные элементы конфликта: проблемная организационная ситуация; «первый» участник воспринимает данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции; «второй» участник воспринимает ее как ситуацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции.
Конфликт внутренний (внутриличностный конфликт, психический конфликт, конфликт внутрипсихический) - постоянный элемент душевной жизни, характеризуется беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности, порождением амбивалентных стремлений субъекта.
Конфликт невротический - противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и пр. Нарушение значимых жизненных отношений человека активизируется в психотравмирующих ситуациях. Закладывается преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, особенно с родителями.
Конформность - стремление быть «таким как все», податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально неразделявшейся им позиции большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная).
- Внешняя (публичная) конформность - демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны группы. Отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами.
- Внутренняя (личная) конформность - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней - подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.
Уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:
- характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость;
- характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства - наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения;
- особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения;
- содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.
Особая разновидность той же зависимости - негативизм (нонконформизм) - это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Альтернатива конформности и негативизму - независимость - самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции; она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней.
Провоцируемое конформностью единообразие внутригруппового поведения следует отличать от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, и от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее членов и вхождение общеприемлемого компромисса. Кроме того, конформность отличается от внушаемости - некритичного принятия чужой точки зрения, а также от подчинения, когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета.
Концентрация - способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения; явление, обратное иррадиации. Согласно И. П. Павлову, является механизмом различения стимулов условных, специализации условно- рефлекторных реакций.
Концентрация внимания - см. Внимание.
Концепция 1. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некого произведения, научного труда и пр.
2. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр.
Концепция внутренней речи - теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной; доминирующими становятся глагольные формы.
Концепция профессионального развития Сьюпера - теория, разработанная Сьюпером и основанная на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути человека; даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными
задачами:
стадия пробуждения, характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы фантазии (доминирование детских потребностей, 4 - 10 лет), интересов (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11 - 12 лет), способностей (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13 - 14 лет);
стадия исследования, на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы эксперимента (предварительный
профессиональный выбор и его опробование, 15 - 17 лет), перехода (реализация Я-концепции, 18 - 21 год) и пробы (овладение составом профессиональной деятельности, 22 - 24 года);
- стадия консолидации, целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы пробы (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25 - 30 лет) и стабилизации (направление всех усилий в одно русло, 31 - 44 года);
- стадия сохранения характеризуется стремлением сохранить статус (45 - 64 года);
- стадия снижения представляет собой уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития, требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.
Концепция уровней построения движений - концепция, предложенная Н. А. Берштейном, согласно которой под построением движения понимается состав афферентационных ансамблей, участвующих в координации данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эфферентных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Выделяется пять уровней построения движений.
Координация - согласование, сочетание, приведение в порядок в соответствие определенных понятий, действий, составных частей и пр.
Координация движений - управление работой отдельных мышечных групп; осуществляется при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем - за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце, и на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.
Кора головного мозга - анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, верхний слой полушарий головного мозга, состоящий прежде всего из нервных клеток с вертикальной ориентацией (пирамидные клетки), а также из пучков афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервных волокон. В нейроанатомическом плане характеризуется наличием горизонтальных слоев, отличающихся шириной, плотностью, формами и размерами входящих в них нервных клеток. Кору головного мозга разделяют на ряд областей, например, в наиболее распространенной классификации цитоархитектонических формаций К. Бродмана в коре головного мозга человека выделено 11 областей и 52 поля. На основе данных филогенеза выделяют новую кору, или неокортекс, старую, или архикортекс, и древнюю, или палеокортекс. По функциональному критерию выделяют три типа областей: сенсорные зоны, которые обеспечивают прием и анализ афферентных сигналов, идущих от специфических релейных ядер таламуса, моторные, которые имеют двусторонние внутрикорковые связи со всеми сенсорными областями для взаимодействия сенсорных и моторных зон, и ассоциативные, не имеющие прямых афферентных или эфферентных связей с периферией, но связанных с сенсорными и моторными зонами.
Кормилец - тот, кто кормит, дает на пропитание кому-либо. В более широком смысле - индивид, на содержании которого находятся иждивенцы.
Коррекционное чтение - чтение, направленное на коррекцию того или иного психического состояния и свойства личности:
- неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;
- эмоционально-застойные, депрессивные, фрустрационные состояния, ведущие к тупиковой ситуации, из которых человек часто не видит выхода;
желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ним чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства более позитивными или направляют их по новому руслу, к новым целям. См. также Библиотерапия, Библиотерапия в реабилитации.
Коррекционные образовательные учреждения - см. Специальные образовательные учреждения.
Коррекция - исправление некоторых недостатков, отклонений, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.
Коррекция психологическая - см. Психокоррекция.
Корсаковский (амнестический) синдром - нарушение памяти на настоящее (кратковременной памяти) при относительной сохранности ее на события отдаленного прошлого (долговременной памяти). Больные плохо ориентируются в месте и времени, не могут найти свою палату и постель, не узнают врачей, плохо запоминают только что сказанное, увиденное, прочитанное и т.д. Вместе с тем признаков слабоумия нет, ядро личности сохранено. Чаще всего наблюдается при хронической алкогольной интоксикации, травмах черепа, опухолях головного мозга, эндогенных интоксикациях.
Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.
Коэффициент интеллекта (IQ) - количественный показатель уровня умственного развития. Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному, хронологическому (ХВ), соответствует формуле IQ = УВ: ХВ х 100%. Умственный возраст вычисляется на основании результатов выполнения различных психологических тестов. При интерпретации коэффициента интеллекта нужно иметь в виду, что никакого общего для всех социальных общностей ума или интеллекта этот коэффициент не выявляет; тем более он не может претендовать на диагностирование природной (наследственной) «общей одаренности».
Кретинизм - заболевание, характеризующееся тяжелыми отклонениями в физическом и психическом развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Большинство исследователей в качестве причины кретинизма рассматривают недостаток йода, который может быть обусловлен экзогенными (природный - в воде и пище) или эндогенными (характерный непосредственно для организма) факторами.
Кризис (психологический кризис, жизненный кризис) - состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определенный момент развития личности. Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные переживания, блокирование важнейших потребностей человека и его специфическая реакция на них. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического заболевания. Хронизация кризиса свойственна людям с акцентуированным характером, незрелым мировоззрением, однонаправленностью жизненных установок. Хотя некоторые ситуации могут являться стрессовыми для всех людей, все же не для всех они оборачиваются кризисом. Период кризиса рассматривается человеком не только как трудный и ответственный период, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной; при попытке овладеть стрессовым состоянием человек переживает определенные психологические и физиологические перегрузки.
Кризисная ситуация - ситуация, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций:
- обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле,
- обусловленные травмирующими событиями жизни.
В своей основе критические ситуации могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального, мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого критическую ситуацию можно назвать как социальную, динамика которой развивается по двум направлениям:
- личностная кризисная ситуация - формирующийся личностный конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и проявляется первым независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перерастания ее в конфликтную; - ситуационная кризисная ситуация - целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов на фоне неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкой толерантности по отношению к эмоциональным нагрузкам. Выделяют шесть типов ситуационных кризисных реакций:
- реакция эмоционального дисбаланса,
- пессимистическая ситуационная реакция,
- реакция отрицательного баланса,
- ситуационные реакции демобилизации,
- реакция оппозиции,
- дезорганизация.
Кризисы возрастные - см. Возрастные кризы.
Криотерапия - лечение холодом; умеренное охлаждение какой-либо части тела для уменьшения болей (при ушибах, переломах) при воспалительных процессах, кровотечениях, спастических формах детского церебрального паралича. Криотерапия применяется также при лечении поверхностно расположенных гемангиом (врожденные образования, исходящие из кровеносных сосудов).
Кристаллолечение - исцеление драгоценными камнями; используются как необработанные, так и обработанные камни. Например, малахит, камень темно-зеленого цвета (рисунок «бычьего глаза»), обладает способностью оттягивать боль как физическую, так и эмоциональную при прикладывании к болезненным участкам тела на 10 - 15мин. Камень зеленый жадеит, теплый успокаивающий камень, при прикладывании к месту перелома кости ускоряет ее срастание.
Культурный туризм для инвалидов - направление социокультурной реабилитации инвалидов; особенно широкое распространение получил за рубежом (в скандинавских странах, например, рассматривается как элемент индивидуальной программы реабилитации). Специальные проекты в этом направлении (такие, например, как «Открытие европейских городов») предусматривают издание специальных путеводителей, создание рельефных изображений живописных произведений, подготовку аудиосопровождений для ознакомления слепых с шедеврами европейского искусства.
Культя - часть органа или конечности, оставшаяся после ам-путации или сформировавшаяся в результате врожденного недоразвития.
Культя конечности - сохранившаяся после ампутации (экзартикуляции) или травмы часть конечности или ее сегмента. Кроме того, может быть врожденным пороком развития.
Культю конечности рассматривают главным образом с точки зрения пригодности к протезированию, для которого важную роль играют длина культи и ее форма, объем движений в вышележащих суставах, расположение и характер рубца, состояние кожного покрова и др.

Назад Оглавление Далее