aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Буква Д | Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Дактилография - форма общения с грамотными глухими посредством начертания пальцем контура букв (в воздухе или на какой-либо поверхности). Дактилография имеет особое значение для общения со слепоглухими; в этом случае буквы воспроизводятся пальцем на ладони слепоглухого. Термин «дактилография» употребляется также для обозначения особой техники машинописи.
Дактилология (дактильная речь) - своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осуществления элементарных форм общения. Впоследствии стала использоваться в качестве заменителя устной речи для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Дактильные знаки (различные положения пальцев) воспроизводят буквенный алфавит определенного языка. Поэтому в дактилологии знаков столько, сколько букв в алфавите данного языка. Обычно дактильные знаки пишутся на ладони другого человека пальцами руки.
Дактильная речь - см. Дактилология.
Дальнозоркость - один из видов нарушения преломляющей способности глаза. При дальнозоркости идущие от дальних предметов лучи преломляются средами глаза и соединяются позади сетчатки. В результате образуется неясное изображение. Преломляющаяся способность глаза может усиливаться за счет напряжения аккомодации. Зрение улучшается при коррекции сферическими очками.
Дальтонизм (протанопия) - нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет). Встречается преимущественно у лиц мужского пола. Накладывает определенные ограничения на выбор профессиональной деятельности. Аномального развития не предопределяет; лечению не поддается.
Дауна болезнь (синдром Дауна, трисомия-21) - врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы- 21, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Больные обладают характерной внешностью, (что облегчает постановку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития черепа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кожная складка в углу глаз), плоское лицо, запавшая переносица, толстый язык, деформированные уши, искривленные мизинцы, рот обычно полуоткрыт и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, конечностей, особенно пальцев рук. Уже на первом году становится заметным отставание в развитии психики и двигательных навыков, тонус мышц резко снижен, объем движений в суставах увеличен.
Двигательная активность - понятие, включающее в себя совокупность движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Критерием двигательной активности служат продолжительность двигательного компонента в суточном бюджете времени, выраженное в единицах времени (минутах, часах) или в процентах по отношению к продолжительности суток, а также число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени или сумма движений в показателях километража локомоций. Существуют различные методики количественного измерения двигательной активности: анкетирование, хронометраж, шагометрия, расчет суточных энергозатрат и пр.
Двигательная координация - управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка видоизменяется координация движений, в том числе - учет инерционных характеристик двигающихся органов; также меняется форма управления движениями органов тела. На начальных стадиях управление выполняется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов. Затем - за счет коротких импульсов напряжения определенной мышцы в нужный момент. Наконец, на заключительных стадиях, уже используется инерция движений, теперь направляемая на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешение всех инерционных движений без применения особых импульсов для их коррекции.
Двигательная расторможенность - см. Гиперактивность.
Двигательное беспокойство - суетливость с импульсивными поступками, возникающая без внешнего повода. Ребенок почти все время бегает, вскакивает со стула и снова садится, хватает со стола предметы, вертит их в руках, сосет палец, грызет ногти, щурит глаза, пристает к другим детям с просьбами, ссорится с ними, отвлекается на внешние раздражители. Наблюдается чаще всего при органических поражениях головного мозга.
Двигательное воспитание - направленная деятельность по включению ребенка-инвалида в самопроявление, позволяющая уму усвоить правильную двигательную активность, сформировать ее естественное проявление, соответствующее возрасту и физиологическим возможностям; входит в комплекс мероприятий кондуктивной педагогики. С самого начала особое внимание уделяется побуждению ребенка к правильному действию, стимулирование естественного усвоения движения.
Двигательный аппарат - анатомо-физиологическая система, за счет работы которой осуществляется построение и осуществление движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.
Движение - структурная единица деятельности - результат работы двигательного психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит взаимодействие с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность человека. Лишь небольшое число локомоторных движений являются безусловно-рефлекторными (коленный, мигательный и другие рефлексы), большинство же регулирующих механизмов условно-рефлекторны, т.е. складываются прижизненно. Следовательно, основной механизм формирования движений - выработка условных двигательных рефлексов в процессе самого движения.
Движение непроизвольное - импульсивные или рефлекторные двигательные акты, выполняемые без контроля сознания. Могут носить адаптивный характер, например, мигание, отдергивание руки при воздействии болевого раздражителя, и неадаптивный, например, хаотичные движения в ситуациях помрачения сознания. Различаются собственно непроизвольные движения и движения послепроизвольные. Непроизвольные движения складываются без контроля сознания (безусловно-рефлекторные, и условно- рефлекторные двигательные акты; навыки, сформированные путем проб и ошибок; врожденные и клинические автоматизмы и пр.). Они могут стать произвольными только при специальной работе по формированию системы двигательных ориентиров. Если система осознаваемых ориентиров отсутствует или чрезмерно сокращена, то они плохо поддаются корректировке и перестройке.
Движение послепроизвольное (движение постпроизвольное) - образуются как движения произвольные, но при последующем свертывании ориентировочной основы в ходе их формирования выводятся из сознания, автоматизируются и становятся движениями непроизвольными. Они могут вновь сделаться произвольными без специальной формирующей работы.
Движение постпроизвольное - см. Движение послепроизвольное.
Движение произвольное - внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. Предполагает сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане воображения. Могут выполняться как посредством скелетной мускулатуры, реализуя пространственные положения тела, так и гладкой мускулатуры внутренних органов (например, кровеносных сосудов), реализуя вегетативные функции. Движения, изначально сформированные как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вытеснения двигательных ориентиров во внешний план (например, при наблюдении за меняющимся тонусом кровеносных сосудов по шкале измерительного прибора) с последующим переводом ориентиров во внутренний план, в форму специфических двигательных, кинестетических ориентиров.
Движение произвольное: формирование (формирование произвольного движения) - передача управления при построении движений сознательному контролю. Согласно И. М. Сеченову, непроизвольные движения регулируются с помощью обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой это движение выполняется. Возможность сознательного контроля над выполнением движений возникает лишь в связи с возникновением общественно-трудовой деятельности и языка. Соответственно этому управление движением может проводиться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе, согласно Л. С. Выгодскому, произвольная регуляция носит распределительный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее выполняет. В дальнейшем у ребенка возникает возможность саморегуляции движений с помощью собственной речи - сначала внешней, потом внутренней.
Движение: психическая регуляция (психическая регуляция движений) - корректировка построения движения на основе потребностного состояния и обратной связи, обеспечивающей контроль за его достижением.
Движения трудовые - система элементарных сменяющихся двигательных актов и статических напряжений, тесно связанных друг с другом и координируемых центральной нервной системой. См. также Дотрудовые движения.
Деавтоматизация навыка - невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован, процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий или происходящим со временем естественным забыванием элементов навыка.
Дебильность - наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Встречается примерно у 1% населения, характерна затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей социальной адаптацией.
Лица с легкой умственной отсталостью по внешности ничем не примечательны. У них неплохо развита речь, поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствует хорошая память и способность к подражанию. Такие дети могут обучаться в обычной школе, но проявляют медлительность, и трудности в логическом мышлении, конкретные знания осваивают более успешно. Они, как правило, нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности, планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, вести себя в обществе и общаться. В результате овладения социальными навыками дети довольно успешно справляются с самообслуживанием, работой по дому, приобретают несложные профессиональные навыки и, став взрослыми, в большинстве случаев могут нормально жить в социальном окружении. Однако, оказавшись в новой или сложной для них ситуации, испытывают трудности и нуждаются в помощи при решении социальных проблем.
В психокоррекционной работе с умственно отсталыми детьми большое внимание уделяется формированию высших психических процессов, особенно — мышления, совершенствованию эмоциональ-но-волевой сферы. Развитие общих психических функций способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, повышает способность к социальной адаптации учащихся в школе и в обществе.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - устойчивое сознательное и избирательное нарушение социальных норм; совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, принятым в том или ином сообществе, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Нормы-регуляторы могут быть условно разделены на абсолютные и относительные. Абсолютные нормы существуют или существовали во всех или почти во всех известных сообществах. Это, например, запрет на убийство, воровство, инцест и т.п. относительные нормы специфичны для отдельных сообществ (нормы добрачных сексуальных отношений, этикета, авторского права). Следовательно, поведение, нарушающие нормы какого-либо сообщества, будет девиантным для этого сообщества, но может не быть таковым для другого (например, запрет женщинам мусульманских религий находиться в комнате, где принимают пищу мужчины).
Различные формы девиантного поведения наблюдаются при акцентуации характера, неадекватной самооценке, нарушениях эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля (аномия). В соответствии с парадигмой Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). При этом различают:
- отклонения корыстной направленности - правонарушения и поступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную (денежную или имущественную) выгоду путем хищения, взятки, кражи, мошенничества и пр.;
- отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); поведенческие аномалии сопровождаются аффектом злобы, ожесточением, бескомпромиссными суждениями; как правило, свойственно такое поведение легко внушаемым личностям, легко попадающим под влияние лидеров, с другой стороны, они сами являются мощными индукаторами агрессии в толпе;
- отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, нежелании решать как личностные так и социальные проблемы; как правило, это уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя; лица с подобным типом поведения пассивны, постоянно испытывают чувство неудовлетворенности собой и недовольство окружающим, не принимая, при этом, никаких решений, чтобы изменить ситуацию.
Другие источники выделяют иные три группы отклоняющегося поведения, которые, впрочем, так или иначе перекликаются с указанными выше:
- асоциальное (аморальное) - см. Асоциальное поведение;
- антисоциальное (делинквентное) - см. Делинквентность;
- аутодеструктивное (саморазрушительное) - см. Саморазрушительное поведение.
Дееспособность - способность человека не только выполнять действия и деятельность, но и нести за это ответственность.
Дееспособность гражданская - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме с совершеннолетием, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в этом случае над ним устанавливается опека. Гражданская недееспособность не означает, что человек не способен к выполнению навыков по обслуживанию себя, по уходу за животными, уборке квартиры, совершению покупок и т.д.
Дезавтоматизация - потеря способности выполнять ранее автоматизированные жизненно важные двигательные навыки без актуального сознательного контроля. Может свидетельствовать о поражениях премоторных отделов коры головного мозга, а также о психических заболеваниях.
Дезадаптация - разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. В пожилом возрасте дезадаптация проявляется в разрушении устоявшихся социальных связей вследствие потери работы, ухода из жизни друзей, близких, изменения социальных ролей и утраты доминирующего статуса в семье, ухудшения общего состояния здоровья и снижения подвижности.
Дезадаптация при наступлении инвалидизации аналогично определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, чувством обиды, разочарования, вины).
Действие - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели; главная структурная единица деятельности; выполняется на основе определенных способов, соотнесенных с конкретной ситуацией. Эти способы, неосознаваемые или мало осознаваемые, называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре действия. Иными словами, действие - совокупность операций, подчиненных единой цели. Инициация действия - лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка информации, поступающей в мозг от органов и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации осуществляется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении. При сложных процессах научения и, особенно при сознательном принятии решения, в этом участвуют такие высшие психические функции, как память и мышление. Как правило, при выполнении сложного действия, самые высокие этажи системы - сложные и поздние компоненты деятельности - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
В каждом действии выделяют части: ориентировочную (стадия принятия решения), исполнительную (стадия реализации действия) и контрольную (стадия контроля и коррекции действия). Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:
действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели, этот акт не замкнут на самом себе, а раскрывается в действии;
- действие - одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием;
- через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало в форме цели;
- понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир, так как цель действия может быть любой, не только чисто биологической, но и социальной.
Действие навязчивое - непроизвольные, симптоматические и патологические акты, совершаемые вопреки желанию, нередко - вопреки сдерживающим условиям. В большинстве случаев выступают как посредник, обеспечивающий удовлетворение запретного бессознательного желания или получения облегчения.
Действие перцептивное - основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивают сознательное выделение некого аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватному предметному миру и задачам деятельности. Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, а процесс восприятия приобретает форму одномоментного акта. Эти изменения обусловлены формированием разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, которые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в более простой процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем языка, система основных геометрических форм и т.д. Усваивая их, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает точность и произвольность сенсорно-перцептивных процессов.
Действие предметное - более сложные психофизиологические образования, чем собственно действия. Непосредственно связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание. В них проявляются отношения к действительности. Сформированные предметные действия, став личным достоянием, выступают как навыки и умения - способы поведения и деятельности.
Действие автоматизированное - см. Автоматизм.
Действие автоматическое - см. Автоматизм.
Действия коллективные - рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников.
Декларация независимости инвалидов - выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений. В качестве примера приведем Декларацию независимости инвалидов, созданную инвалидами Магаданской области (Виртуальный центр независимой жизни инвалидов Магаданской области).
- Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
- Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
- Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
- Не старайтесь изменить меня; у вас нет на это права.
- Не пытайтесь руководить мною; я имею права на собственную жизнь, как любая другая личность.
- Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым; не делайте мне одолжения.
- Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
- Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
- Помогите мне познать то, что я хочу.
- Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
- Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
- Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
- Не восхищайтесь мною, желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
- Узнайте меня получше, мы можем стать друзьями. Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга; ведь уважение предполагает равенство; слушайте, поддерживайте и действуйте.
См. также Независимая жизнь, Философия независимой жизни инвалида, Центр независимой жизни.
Декларация о правах инвалидов - принята в 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В данном международном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, дающие возможность приобрести как можно большую самостоятельность и полностью интегрироваться в общество. Основными правами, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, являются права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.
Для этого Декларация впервые за историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права:
- на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь;
- на профессиональную подготовку и трудоустройство;
- на различные виды социального обслуживания;
- на экономическое и социальное обеспечение;
- право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования;
- право на квалифицированную юридическую помощь; право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей Декларации.
Декомпенсация - процесс, обратный компенсации, - расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как правило, при ухудшении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособительных реакций.
Делинквентнось (от лат. delinquens - провинность) выражается в психологической готовности к правонарушению; данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности, поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок.
Делирий - см. Нарушение сознания.
Деменция - стойкие и, как правило, необратимые снижение и утрата интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, как правило, после перенесенного психического заболевания. В детском возрасте после некоторого периода нормального развития ребенка деменция возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии. Разграничение деменции и олигофрении в раннем возрасте затруднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психического развития в целом. При возникновении деменции у детей старше трех лет установить диагноз значительно проще. Выделяют различные виды деменции:
- глобальная деменция - нарушаются все виды психической деятельности, теряется критичность, происходит деградация личности;
- очаговая (частичная, лакунарная, очаговая, дисмнестическая) деменция - личность в основном не меняется, критичность сохраняется, но снижается интеллектуальный уровень и память;
- первичная деменция - недоразвитость интеллекта от наследственного заболевания, врожденных повреждающих факторов или лишения раннего периода развития ребенка;
- вторичная деменция - следствие атрофии психических функций из-за отсутствия упражнения, эмоционального подкрепления или от воздействия постоянных повреждающих факторов - социальных, возрастных, лекарственных, болезненных.
В зависимости от характера повреждающих и дегенерирующих факторов различают деменцию сенильную (старческую), алкогольную, эпилептическую, посттравматическую и т.д.
Демонстративность - подчеркнутая, но без нелепости, пантомимичность, выразительность эмоциональных, интонациональных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих. У детей демонстративность чаще всего служит выражением эмоциональной депривации, в которой находится ребенок в связи с недостатком чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких.
Деонтология медицинская (греч. deon, deontos - должное, надлежащее и logos - учение) - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней. Отражает правила выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношения с больным и его родственниками, а также с коллегами по работе.
Депрессивная тенденция - склонность к возникновению депрессии.
Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, тревогу, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, случившиеся в личной жизни или жизни родственников, чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями. Все это сочетается с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. Замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость приводят к резкому падению продуктивности, возможны суицидальные попытки. Депрессия сопровождается соматическими (нейровегетативными) симптомами, такими как снижение аппетита, потеря массы тела, запоры, нарушения сна, снижение либидо. Нередко Д. переживается как душевная боль с тягостными физическими ощущениями (витальная тоска). Различают:
- невротические адаптационные реакции возникают после воздействия экстремального по силе стресса, например, стихийного бедствия, при потере близкого человека (реакция горя), совершении насильственных действий по отношению к данному человеку, неожиданном печальном известии, несчастных случаях;
как реакция личности на собственное заболевание или травму (см. нозогении);
- функциональные депрессивные состояния возможны у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования;
- невротические депрессии - относительно стойкие (от нескольких месяцев до нескольких лет) депрессивные состояния, возникающие в условиях хронической психотравмирующей жизненной ситуации, в том числе обусловленной инвалидизацией;
- эндогенная (патологическая) депрессия - один из основных психиатрических симптомов; наблюдается при психическом заболевании (аффективных расстройствах, согласно МКБ 10), которое характеризуется периодичностью возникновения аутохтонных аффективных нарушений в виде маниакальных, депрессивных и смешанных состояний, полной их обратимостью и развитием интермиссий с восстановлением психических функций и личностных свойств; не приводящее к слабоумию.
У аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяжелую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое. В зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют астеническую (с выраженными признаками психического и физического истощения), вегетативную (с преобладанием вегетативных расстройств), дисфорическую (со злобностью, мрачной раздражительностью и неприязнью к окружающим), ипохондрическую (с преобладанием явлений ипохондрического синдрома), соматогенную (обусловленную заболеваниями каких-либо органов или систем организма, травмами).
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ребенка, выделяются следующие:
многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.) - их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию;
удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков - хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходя-щее вовне, вызывает когнитивную депривацию;
- социальные контакты (с взрослыми и, прежде всего, матерью), обеспечивающие формирование личности - их недостаточность ведет к эмоциональной депривации;
- возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям - ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.
Депривация сенсорная - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании. В условиях сенсорной депривации актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом воздействуя на образную память. Возникают яркие, эйдетические представления, спроецированные вовне, которые оцениваются как компенсаторные, защитные реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, прямо зависимые от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния, в отличие от просоночных состояний в обычных условиях, они затягиваются на относительно большее время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-то сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается снижение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении несложных умственных действий. При увеличении времени воздействия депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального Я и проявиться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре больших полушарий мозга.
Дерефлексия - психотерапевтический прием, заключающийся в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента. Данный прием имеет много общего с «разобусловливанием» в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.
Десенсибилизация 1. Комплекс мероприятий, понижающих чувствительность организма к аллергену.
2. Метод психотерапии (см. Психотерапия систематической десенсибилизации).
Дети с нарушениями речи - дети с сохранным слухом и ин-теллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения речи весьма разнообразны. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания (в тех случаях, когда этот дефект значительно затрудняет общение и обучение детей в массовой школе).
Дети-инвалиды - дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. При условии наступлении инвалидности до 18 лет ребенок-инвалид получает статус «инвалид с детства».
Детский дом - учреждение, предназначенное для воспитания и обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей одиноких матерей в возрасте от 3 до 16 лет.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа полиэтиологических симптомокомплексов, которые возникают в результате недоразвития или повреждения головного мозга в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периоде, при которых вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения, вызванные нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. Недоразвитие или повреждение мозга (как правило внутриутробное) может быть следствием хронических заболеваний будущей матери, перенесенных ею инфекционных заболеваний, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Иногда возникает в результате родовой травмы или асфиксии новорожденных, реже - как следствие энцефалита. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. ДЦП относится к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако инфекционные заболевания, интоксикации, повторные травмы могут сопровождаться ухудшением состояния, что создает впечатление текущего патологического процесса (псевдопрогредиентности).
С учетом особенности двигательных дисфункций разработан ряд классификаций ДЦП. Наиболее распространена классификация К. А. Семеновой (1979), согласно которой выделяют пять форм заболевания: гемипаретическая, спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая и атонически-астатическая.
В классификации Л. О. Бадаляна и соавт. (1988) отражена возрастная динамика и стадии развития различных форм ДЦП. В раннем возрасте выделяют спастические формы: гемиплегия, диплегия, двусторонняя гемиплегия, а также дистоническую и гипотоническую формы. В старшем возрасте спастические формы сохраняются, а дистоническая трансформируется в одну из спастических, либо в гиперкинетическую и смешанную формы. Из гипотонической в дальнейшем формируется атактическая или атонически-астатическая формы. В смешанных выделяют спастико- атактическую, спастико-гиперкинетическую, атактико-гиперкинетическую.
Согласно международной классификации МКБ-10 выделяют: G 80 Детский церебральный паралич G 80.0 Спастический церебральный паралич G 80.1 Спастическая диплегия G 80.2 Детская гемиплегия G 80.3 Гиперкинетический церебральный паралич G 80.4 Атаксический церебральный паралич G 80.8 Другой вид детского церебрального паралича G 80.9 Детский церебральный паралич неуточненный
Кроме того, ДЦП классифицируют по течению заболевания: ранняя стадия (до 4 мес.); начальная хронически-резидуальная стадия (с 5-6 мес. до 3-4 лет); поздняя (конечная) резидуальная стадия (после 3 лет).
Дефект развития - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие дефекта - центральное для дефектологии - детально разработано в трудах Л. С. Выготского. Им установлено, что структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения - первичный дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т.д.) и социальной стороны поведения Л. С. Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным дефектом, но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру дефекта. Он проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития. Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные (третичные и т.д.) отклонения. При этом центральная область компенсации дефекта, согласно Л. С. Выготскому, - повышение культурного развития, формирование высших психических функций (см. Дефектология, Дефект сложный).
Дефекты зрения - могут быть разделены на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует относят заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам относятся пороки развития, например, микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговиц, катаракта и т.д.
Дефект сложный - сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Дети со сложным дефектом - особая категория аномальных детей, в которой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие; слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем аномальных детей других категорий. Их обучение и воспитание осуществляются в спец. учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или другого дефекта (см. Дефект, Дефектология).
Дефекты речи - см. Нарушение речи.
Дефективность моральная - термин, которым в 10-20-х гг. XX в. в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке обозначалась широкая категория детей, включавшая как детей, страдающих нарушениями характера и эмоционально-волевой сферы, так и детей, склонных к агрессивному и противоправному поведению, педагогически запущенных, беспризорных, т.е. под моральной дефектностью понималось явное отклонение от общепринятых норм поведения. Такая трактовка была неоправданно расширительной, поскольку объединяла на основании внешних поведенческих проявлений разнородные группы детей.
Дефектология - наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами.
Дефицит общения - снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми. Обычно это связано с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.
Деформация (от лат. deformatio - искажение) - изменение размеров и формы тела.
Деформирующий остеоартроз - см. Артроз.
Децентрация - один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека.
Деятельность - динамическая система активных взаимодействий человека с внешним миром, в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В структуре деятельности выделяют также мотивы, побуждающие к деятельности; цель как прогнозируемый результат деятельности; операции, с помощью которых деятельность осуществляется.
Джексоновский припадок - см. Эпилепсия.
Диагностика 1. Раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезни или особых физических состояний.
2. Процесс распознавания болезни и оценка индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. в реабилитации используются клиническая, функциональная, социальная, психологическая, педагогическая диагностики, имеющие свои специфические цели, методы и средства.
Диагностика психологическая - выявление психологических особенностей человека.
Диагноз реабилитационный - основа формирования индивидуальной программы и реабилитационного потенциала чело-века. Реабилитационный диагноз имеет три составляющих: клинико- функциональный диагноз, психологический диагноз и социальный диагноз.
- Клинико-функциональный диагноз включает пол, возраст; медицинские данные - преморбидные особенности, клинические проявления основного и сопутствующих заболеваний, характер течения (прогрессирующее, регрессирующее, стационарное), время продолжительности болезни, стадия заболевания (обострение, ремиссия), а также степень выраженности функциональных расстройств. Учитывается физическое развитие, состояние опорно-двигательной системы, моторики и другие физические характеристики. Исходя из характера и выраженности биологических, анатомических и функциональных нарушений определяется диапазон возможной их компенсации или восстановления.
- Психологический статус оценивается на трех уровнях: операционном, эмоционально-волевом и личностном. Анализу и оценке подлежат психофизиологические показатели - выносливость, интеллект, речь, память, эмоции. Изучается внутренняя картина болезни, в какой мере больному удалось психологически адаптироваться сначала к самому факту развития заболевания, а затем к его медицинским и социальным последствиям, имеется ли склонность к фиксации на болезненных переживаниях. Оценка реабилитационного потенциала личности будет возможной посредством:
определения характера и степени нарушений, расстройств и дисгармонии психической деятельности (эмоционально-волевых, интеллектуально-мнестических, мотивационных, на уровне личности);
- выявления наиболее «сохранных» психических функций, наиболее «сильных» сторон личности;
- диагностики психических расстройств и методов их устранения;
- выявления индивидуальных психологических особенностей обеспечения различных видов деятельности (трудовой, образовательной) и адаптации к общению и социальному взаимодействию.
- Социальный диагноз включает в себя оценку всех параметров жизнедеятельности, социальных функций и связей. В первую очередь, оценивается способность к самообслуживанию, передвижению, ведению домашнего хозяйства, материально-бытовые условия; ориентация в социальной среде, уровень знаний и навыков, которыми обладает инвалид, умение ими пользоваться при решении профессиональных, бытовых, личных, социальных и других вопросов в повседневной деятельности. Определяется уровень культурного развития, широта кругозора, активность деятельности в социуме, умение индивида взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Получают данные об уровне общего и профессионального образования, имеющиеся ограничения в обучении; профессиональный статус, степень квалификации, профессиональные знания, умения и интересы. Изучается трудоспособность на момент экспертной диагностики, трудности профессионального, личностного и другого порядка, которые инвалид может испытывать на работе. Определяются профессиональные возможности с учетом ограничений в данной сфере жизнедеятельности, возможности обучения или переобучения, адаптации к новой профессии и рабочему месту.
- Педагогический диагноз - для ребенка-инвалида большое значение также имеет возможность получения образования и правильного воспитания, для чего уровень) и возникших в связи с ними социальных проблем в развитии, воспитании и самореализации; - индивидуальных особенностей ребенка, его позитивного потенциала, содержащего потенциальные возможности для компенсаторного или наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии, саморазвитии, воспитании, профессиональной подготовке и самореализации.
Постановка реабилитационного диагноза включает в себя не только ребенка, но и его семью, а также среду, которая определяет его непосредственное окружение, жизнедеятельность, развитие и воспитание. Это позволяет сделать вывод о средовых условиях, в которых он живет, воспитывается и имеет возможность для саморазвития, воспитания и самореализации.
Диетотерапия - применение питания с лечебной целью; предусматривает в первую очередь, химическое, механическое щажение больного органа, замену одних продуктов другими для восстановления его функции или же введение необходимых питательных веществ, недостающих организму больного.
Дизартрия (гр. отрицательная приставка dis- и arthroo - расчленяю) - расстройство речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных отделов мозга, мозжечка, стриопаллидарной системы. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция.
В отличие от дислалии, страдает не только произношение, но и темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание. При возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также общее развитие речи. Корректируется с помощью логопедических занятий.
Выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, мозжечковую (атактическую), корковую и бульбарную дизартрии.
Дизонтогенез (от греч. приставки dis, обозначающей расстройство, и ontogenesis - индивидуальнее развитие) - термин, употребляющийся для обозначения отклонений внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В более широком смысле он обозначает различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте. Используется преимущественно в детской неврологии, психиатрии и психологии. В дефектологии ему соответствует понятие «аномалии развития».
Дизонтогенез психический - патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включают патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития). Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии, в числе основных признается минимальная мозговая дисфункция (см. Минимальная мозговая дисфункция) При конкретизации этиологических факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическую и органическую церебральную патологию, комплекс эмоциональных привязанностей, депривацию (в том числе частичное сиротство - смерть одного из родителей, развод).
Дизонтогения - термин, употребляющийся для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В дальнейшем этим понятием стали обозначать различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте. Термин используется преимущественно в детской психиатрии и неврологии, в дефектологии ему соответствует понятие «аномалии развития».
Динамика - изменение чего-либо в процессе наблюдения. В медицине отражает характер изменений в течении болезни, нарушения функций, физиологических и клинических показателей.
Диплегия - двухсторонний паралич одноименных частей тела.
Дисбулия - см. Абулия.
Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общий двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Процесс письма у взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, лишь овладевающего этим навыком.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения, в нарушении письма, сопровождается заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения - аграфия - полная неспособность к овладению навыком письма.
Дисграфия может быть классифицирована на акустическую, оптическую и моторную. При акустической дисграфии отмечается недостаточное развитие слухового восприятия, звукового анализа и синтеза. Часто наблюдаются смещения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. Оптическая дисграфия обусловливается неустойчивостью зрительных образов, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Примерами типичных смешений являются: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, мл, б-д, п-т, н-к. Моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов с их зрительными образами. Дисграфия может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме. См. также Аграфия, Минимальная мозговая дисфункция.
Дискомфорт психический - см. Психический дискомфорт.
Дискомфорт психологический - см. Психический дискомфорт.
Дислалия - нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная дислалия). Коррекция дислалии осуществляется при помощи специальных логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия часто сочетается с дисграфией (см. Дисграфия), и их общая распространенность среди детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием составляет 5 - 11%.
Чтение - сложный психический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Выделяют следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение. Дислексия обычно сочетается с нарушениями устной речи. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями. К основным симптомам дислексии окончаний, согласования слов в словосочетании.
В зависимости от того, функции какого из анализаторов нарушены первично, выделяют акустическую, оптическую и моторную дислексию.
- Акустическая дислексия связана с недостаточным развитием слухового восприятия, зрительного анализатора. Дети с трудом сливают отдельные звуки в слоги и слова, так как звук (артикулема) не воспринимается ими как сигнал фонемы. Акустические нарушения проявляются и в устной речи детей в виде дизартрии, дислалии.
- Моторная дислексия обусловливается нарушениями в координированной, взаимосвязанной работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов в процессе чтения. Отмечаются сужение зрительного поля, потеря строки или отдельных слов в строке; дети не могут воспроизводить нужные артикуляционные движения, у них имеются нарушения движений глаз в процессе чтения.
- Оптическая дислексия характеризуется неустойчивостью зрительного восприятия и несформированностью пространственных представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному; наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается узнавание слов при чтении.
Диспансеризация - активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на выявление начальных стадий заболеваний; своевременное применение лечебных и профилактических мероприятий; предупреждение осложнений, возникновения и утяжеления инвалидности; систематическое изучение условий труда и быта, проведение мер индивидуальной и социальной профилактики для улучшения и устранения факторов, способных вызвать различные заболевания.
Диспансерное наблюдение - см. Виды амбулаторной психиатрической помощи.
Дисплазия - нарушение правильного развития (формирования) органов и тканей.
Диссонанс - отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад.
Диссонанс когнитивный - противоречие в системе знаний, порождающее у субъекта неприятные переживания и побуждающее к действиям, направленным на устранение этого противоречия.
Диссоциация - нарушение связности психических процессов. Противоположное понятие - ассоциация.
Дистальный - наиболее удаленный от тела отдел конечности.
Дистимия - патологический аффективный симптомокомплекс, характеризующийся болезненным, трудно переносимым чувством душевного дискомфорта, которое проявляется угрюмостью, недовольством собой и окружающими, особенно близкими, пессимистическими суждениями; как правило, сопровождается ипохондрическими переживаниями с демонстративным предъявлением симптомов, разнообразными функциональными вегетативно-соматическими расстройствами. Дистимия у детей и подростков встречается чаще, чем у взрослых, но более бедна симптомами, выражается преимущественно измененным аффектом, проявляется криком, раздражением, нередко агрессией с умеренным двигательным беспокойством, протестными реакциями.
Дистония - патологическое изменение тонуса.
Дистресс - отрицательное влияние стрессов и стрессовых ситуаций на деятельность вплоть до ее полного разрушения.
Дистрофия - расстройство настроения, характеризующееся напряженным злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью; мрачная раздражительность, пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Изредка может проявляться атипично, в виде приподнятого или экзальтированного настроения с раздражительностью, напряженностью, агрессивностью. Негативные чувства впоследствии интерпретируются больным как результат неблагоприятных социальных факторов (отсутствие семьи, частые госпитализации, плохое и несправедливое отношение на службе). Возможно появление чувства неполноценности и стремление к уединению, связанное с «ненавистью ко всему миру». Особенно характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпи-лепсии, а также при некоторых формах психопатий (психопатия эксплозивная, эпилептоидная).
Дистрофия сетчатки - патологическое изменение строения сетчатки при изменении кислородного питания, вызывающее глубокое расстройство функции зрения.
Дисфункция - нарушение функций органа, системы и пр.; преимущественно качественного характера.
Дисфункция мозговая минимальная (минимальные мозговые дисфункции) - нарушение функции центральной нервной системы вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга, проявляется в виде легких расстройств поведения и обучения без выраженных интеллектуальных отклонений. Чаще всего имеет резидуально-органическую природу и возникает, главным образом, в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов (см. Асфиксия новорожденных). Наиболее частое проявление минимальной мозговой дисфункции - гипердинамический синдром.
Дифференциация - как внутригрупповой процесс - положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение - с позиций авторитета, занимаемого поста и пр.
Дифференцированный подход в социальном воспитании - один из способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения, решения педагогических задач с учетом социально - психологических особенностей воспитанников.
Диффузные нарушения центральной нервной системы - расстройства деятельности нервной системы, захватывающие основные функции разных анализаторов и коры больших полушарий мозга.
Диэнцефальные пароксизмы - см. Эпилепсия.
Длительный уход - любые виды обслуживания, программы или деятельность, направленные на лечение, уход за лицами с длительными нарушениями функций. Обслуживание может быть обеспечено на дому или в учреждениях.
Дневной стационар для пожилых - структурное подразделение в поликлинике, диспансере или стационаре, где пожилые, хронически больные люди, не нуждающиеся в круглосуточном наблюдении, получают медицинскую помощь и вечером возвращаются домой (см. Дневной центр для пожилых).
Дневной центр для пожилых (отделение дневного пребывания) - в отечественной практике - структурное подразделение центра социального обслуживания населения. Предназначено для пожилых, не нуждающихся в специализированном уходе, которые сохранили способность к самообслуживанию, но в связи со снижением функций организма или изоляцией желают или нуждаются в том, чтобы находиться под наблюдением в течение дня и заниматься какой-либо посильной деятельностью. В дневном центре (отделении) осуществляется социально-бытовое, культурное, социально-медицинское обслуживание пожилых граждан, организация их питания и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи по медицинскому страхованию - соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
Дозированная ходьба - см. Терренкур.
Дом для престарелых (социальный дом для инвалидов и престарелых) - жилье, предназначенное для пожилых людей, нуждающихся в уходе и внимании, но которым не требуется сестринский уход. Дом, состоящий из одно- и двухкомнатных квартир, включающий в себя набор служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку, помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья и вещей в прачечную или химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др. Для поддержания у инвалидов и престарелых жизненной активности организуются клубы по интересам, проводятся культурно-массовые мероприятия. Жильцы, как правило, получают больше видов бытовой помощи, чем в жилом доме с обслуживанием, и их жизнь более регламентирована См. также Дом-интернат для престарелых, Дом-пансионат с сестринским уходом, Жилой дом одиноких пенсионеров.
Доминантность - тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов - медико-со-циальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (от 2 до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалидов I и II групп, не имеющих медицинских противопоказаний и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах. Первоочередным правом на направление в дома-интернаты пользуются одинокие граждане, а также лица, не имеющие родственников в данной местности.
Основными задачами такого дома являются:
- материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов,
создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
- организация ухода за проживающими гражданами, оказание им медицинской помощи;
- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую ориентацию инвалидов.
Дом-пансионат с сестринским уходом - в ряде стран учреждение, предназначенное для длительного ухода за больными людьми и инвалидами, в котором обеспечивается жилье, сестринская помощь, другие виды обслуживания.
Доступ к услугам социального обслуживания - создание условий по устранению препятствий в получении услуг гражданами, семьями, лицами, входящими в отдельные категории населения, и обеспечение их соответствия индивидуальной нуждаемости.
Доступная среда жизнедеятельности - см. Безбарьерная среда.
Доступность услуг социального обслуживания - возможность своевременного получения услуг социального обслуживания в объеме, соответствующем индивидуальной нуждаемости.
Досуг - включает те виды деятельности, которые доставляют индивиду чувство удовольствия, веселья и развлечения. Люди используют досуг для релаксации, для снятия стресса, преодоления трудностей, удовлетворения своих интересов, поддержания физической формы, социальных взаимоотношений, для возможности самовыражения и творчества. Деятельность досуга относительно свободна от выполнения обязанностей по сравнению с продуктивностью и самообслуживанием. Примеры деятельности досуга:
- физкультура и спорт - наблюдать, участвовать, тренировать или другим образом организовывать спортивную деятельность;
- художественное творчество - рисование, графика, поэзия, проза и т.д.;
- рукоделие - шитье, вязанье, плотничное дело и другие ремесла;
- контакты с другими - телефонные разговоры, написание писем, совместные обеды, встречи и т.д.;
- уход за животными - обучение, забота о животных;
- хобби - увлечения, любимые занятия;
клубы и группы - церковные группы, молодежные клубы, группы по интересам и т.д.;
- баня, сауна - релаксация, снятие стрессов; посещение музеев, галерей - приобщение к культурным достояниям, к прекрасному;
- игры - карты, настольные, компьютерные игры и т.п.;
- развлечения - телевизор, радио, театр, фильмы, пение в хоре и т.д.
Деятельность досуга может играть важную роль в жизни инвалидов, особенно, когда ограничено их участие в продуктивной деятельности (см. Продуктивная жизнедеятельность).
Дотрудовые движения (в детской практике) - манипулирование различными геометрическими фигурами (кубиками, шариками, цилиндрами, кольцами), перемещение их по плоскости.
Дрожательный паролич - см. Болезнь Паркинсона.
Душевная слепота - см. Агнозия зрительная.

Назад Оглавление Далее