Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Буква В - Справочник по комплексной реабилитации инвалидов

Вандализм - разрушение или повреждение материальных ценностей.
Ванны - общее название процедур, при которых организм человека с лечебной и профилактической целью подвергается воздействию воды, воздуха, света и других, главным образом природных, факторов. В практике термином «ванны» обычно называют водные процедуры. Принято говорить об общих (в воду погружается все тело, открытыми остаются голова, шея и верхняя часть груди), местных (погружают только конечности) ваннах и полуваннах. Ванны могут быть холодными (до 200 С), прохладными (20-33° С), индифферентными (34-370 С), теплыми (38-390 С), горячими (400 С и выше) и контрастными, а также пресными, лекарственными и минеральными. Действующими факторами ванн являются температура, давление воды, вибрация, лекарственные и минеральные вещества.
Вегетативная (автономная) нервная система - структура, обеспечивающая управление пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением за счет контроля за моторной и секреторной деятельностью внутренних органов. Анатомически вегетативная нервная система подразделяется на надсегментарный (центральный) и сегментарный (периферический) отделы. Центральный отдел представлен лимбико-ретикулярным комплексом (ЛРК). Сегментарная вегетативная нервная система представлена симпатическим и парасимпатическим отделами.
- Симпатическая нервная система включает нервные клетки восьмого шейного сегмента грудного и верхнеепоясничного отделов спинного мозга, нервные клетки пограничного симпатического ствола, солнечного сплетения, брыжеечных узлов, отростки которых иннервируют все органы. Симпатическая нервная система проводит импульсы, вызывающие повышение обмена веществ, учащение сердцебиения, сужение сосудов, расширение зрачка и др., регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора норадреналина.
- Парасимпатическая нервная система представлена в продолговатом мозге, среднем мозге и крестцовом отделе спинного мозга. Вместе с симпатической нервной системой участвует в регуляции деятельности внутренних органов и желез, вызывая эффекты, противоположные таковым симпатической нервной системы (снижает обмен веществ, урежает сердцебиение, расширяет сосуды и т. д.), регулирует иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора ацетилхолина.
Общее согласование вегетативных функций происходит на уровне ЛРК, важнейшим звеном которого является гипоталамус.
Вегетативная устойчивость - способность вегетативной нервной системы организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные средовые воздействия.
Вегетативная деятельность - теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций, деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Вербализация - словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. Оказывает терапевтическое влияние - происходит осознание проблем и формирование нового опыта.
Вербальная коммуникация - сообщение информации посредством человеческой речи.
Вербальное научение - см. Научение.
Вербальный - понятие, используемое для обозначения форм знакового материала и процессов оперирования с ними; вербальный осмысленный материал - ряды слов, отрывки текста и пр.; вербальный бессмысленный материал - слоги, группы букв, бессмысленные слова и пр.
Вернике центр - центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при его поражении возникает сенсорная афазия.
Вестибулярный аппарат - вид анализатора; предназначен для приема и анализа информации о пространственной локализации организма по отношению к вектору силы тяжести. У большинства беспозвоночных уже имеется система распознавания направления силы гравитации. В процессе эволюции она оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении движения.
Визуальное мышление - оперирование зрительными образами, в результате которого изменяются имеющиеся в памяти или порождаются новые образы. Основы визуального мышления закладываются в дошкольном возрасте.
Взаимодействие анализаторов - одно из проявлений единства сенсорной сферы. Особенно полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Явления этого типа описал еще М. В. Ломоносов. Взаимодействие анализаторов проявляется также в совместной работе анализаторов, дающих субъекту информацию о сторонах внешнего мира, о которых ни один из анализаторов сам по себе информации не дает (например, бинокулярная оценка удаленности объекта при совместной работе зрительного и проприоцептивного анализаторов). В патологии взаимодействие может нарушаться, отражая характер дезинтеграции работы центральной нервной системы и сенсорных систем. Выявленные закономерности нарушения взаимодействия анализаторов применяются в диагностике заболеваний.
Взаимодействие групповое - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Так, при взаимодействии членов вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях, в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения и взаимодействия, в групповых целях и ценностях. Известны такие виды группового взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт.
Взаимодействие межличностное - в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов.
В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Взаимодействие межпрофессиональное - обеспечение связи и взаимопонимания в деятельности специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же клиента; рассматривается как главный принцип бригадного (командного) стиля работы специалистов в процессе комплексной реабилитации инвалидов (см. Бригадный метод работы). Предполагает совместное изменение представлений партнеров, обмен информацией и опытом, взаимное обучение, личностный и профессиональный рост, стимулирование деловой активности. Каждому дают понять, что его уважают и ценят как специалиста. При этом происходит формирование междисциплинарного «видения объекта» и «общего языка», развитие моделей командного взаимодействия, с новым стилем взаимоотношений, стремлением понять и поддержать друг друга. При совместной работе внимание концентрируется на проблемах подопечных, а не на личных интересах и эмоциях, при условии активного слушания и обеспечения психологического резонанса со стороны каждого специалиста. В результате достигается психологическая совместимость участников команды и вырабатывается общий стиль общения с клиентами.
Вибрационная чувствительность - форма чувствительности, настроена по отношению к колебательным воздействиям на кожу. С ее помощью могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200 - 250 Гц. Более развита вибрационная чувствительность дистальных частей конечностей, на основании которой возможно обучение произношению звуков речи глухих. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой.
Вибротерапия - воздействие механическими колебаниями на тело больного или на отдельные его участки с лечебной целью. Может проводиться руками (специальные виды массажа) и специальными аппаратами. Вызывает усиление кровообращения, стимулирует обменные процессы, улучшает нейротрофические функции, оказывает обезболивающее, противовоспалительное и гипосенсибилизирующее действие; применяют при лечении невритов, плекситов, радикулитов, заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата.
Видеоарттерапия - форма когнитивной психотерапии, основанная на показе наиболее типичных приемов разрешения внутриличностных конфликтов на материале произведений кинематографического искусства. Наиболее частыми темами выступают темы секса и любви, ненависти и гнева.
Виды амбулаторной психиатрической помощи - амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.
- консультативно-лечебная помощь оказывается врачом- психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя;
- диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных законом, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.
Виды реабилитации - организация реабилитационного процесса и взаимодействия профессионалов с реабилитируемым в зависимости от направленности и цели деятельности, в качестве которых могут выступать отдельная проблема (или проблемы) инвалида, сама личность реабилитанта или его окружение. Выделяют следующие виды реабилитации.
- Экспертная реабилитация - специалист работает с конкретной проблемой инвалида. Взаимодействие профессионалов предполагается в форме комплексного подхода, когда разные специалисты проводят диагностику и предлагают рекомендации с точки зрения своей дисциплины. Это способствует наиболее полному охвату в рассмотрении проблемы с различных сторон.
- Клиент-центрированная реабилитация - профессионал работает с личностью клиента. Характерно рассмотрение личности на разных уровнях.
- Центрированная на окружении реабилитация - в данном случае в процесс реабилитации должны включаться все члены семьи и другие люди из непосредственного окружения инвалида. Для этого подхода характерно: разделение обязанностей и ответственности между направлениями происходит при взаимном участии и обсуждении; большая осведомленность в специфических методах конкретного направления у участников реабилитационного процесса; инвалид и его семья контактируют с определенными людьми во время всего процесса реабилитации; родители (близкие люди) имеют возможность более активно участвовать в реабилитации; большая степень включенности, поддержки и взаимозависимости участников реабилитационного процесса.
Виды социальных услуг - см. Социальная услуга.
Виды учреждений социального обслуживания - подразделение учреждений социального обслуживания в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставления услуг.
Виды учреждений, приведенные ниже, установлены в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52498-2005, на основании Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Положений и Постановлений Правительства РФ и Минтруда (Минсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения.
Перечень структурных подразделений, входящих в состав любого из учреждений, указанных ниже, устанавливается в соответствии с Положениями об этих учреждениях (Уставами учреждений). Вместе с тем в учреждениях могут при необходимости и с учетом имеющихся возможностей дополнительно создаваться, по согласованию с их учредителями, иные структурные подразделения (отделения), деятельность которых отвечает направлениям и содержанию деятельности этих учреждений, а также потребностям населения в социальных услугах.
- Геронтологический центр - учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного их проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности. См. также Геронтологический центр.
- Геронтопсихиатрический центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного проживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности. См. также Геронтопсихиатрический центр.
- Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также для социально - трудовой адаптации с одновременным обучением по программе общеобразовательной школы. См. также Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
- Детский дом-интернат для умственно отсталых детей - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания детей от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. См. также Детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
- Дом-интернат для ветеранов войны и труда - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания ветеранов войны и труда и предоставления им необходимых социальных услуг.
- Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания престарелых (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов старше 18 лет 1-й и 2-й группы инвалидности, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также предоставления им необходимых социальных услуг. См. также Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов.
- Дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания престарелых и инвалидов 1-й и 2-й групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся с посторонней помощью, и предоставления им необходимых социальных услуг. См. также Дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов.
- Комплексный центр социального обслуживания населения - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения. См. также Комплексный центр социального обслуживания населения.
- Консультативный центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
- Кризисный центр помощи женщинам - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических или социально-бытовых условиях. См. также Кризисный центр помощи женщинам.
- Отделение учреждения социального обслуживания - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предоставляющее конкретные социальные услуги в соответствии с функциями этого учреждения.
- Психоневрологический интернат - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев или пятидневного в неделю) проживания престарелых и инвалидов старше 18 лет, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг. См. также Психоневрологический интернат.
- Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - см. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
- Социальная гостиница - учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания граждан с оплатой предоставляемых социальных услуг.
- Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданам пожилого возраста и инвалидам. См. также Социально- оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов.
- Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями - учреждение социального обслуживания, предназначенное для реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии (включая детей- инвалидов) в возрасте от рождения до 8 лет в соответствии с реабилитационными программами.
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной и психологической реабилитации детей с различными формами и степенью социальной дезадаптации. См. также Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних.
- Социальный приют для детей - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. См. также Социальный приют для детей.
- Специальный дом для одиноких престарелых - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию. См. также Специальный дом для одиноких престарелых.
- Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобожденных из мест лишения свободы и других лиц, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, бродяжничество и попрошайничество, а также для предоставления им необходимых социальных услуг. См. также Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.
- Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях нуждающимся в них гражданам.
- Территориальный центр помощи семье и детям - учреждение социального обслуживания семей, детей различных групп и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Учреждение социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий (комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий) - учреждение социального обслуживания (дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр или отделение социальной адаптации), предназначенное для предоставления ночлега или временного места пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь, лицам пожилого возраста и инвалидам, а также для социальной реабилитации и адаптации к условиям жизни в обществе лиц, утративших социально полезные связи. См. также Учреждение социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
- Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение, предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья и оказания необходимых социальных услуг.
- Центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания в дневное время социальных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.
- Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного содержания детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им содействия в их дальнейшем жизненном устройстве. См. также Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
- Центр психолого-педагогической помощи населению - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам специализированной психолого-педагогической помощи. См. также Центр психолого-педагогической помощи населению.
- Центр социального обслуживания на дому - учреждение, предназначенное для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, необходимых им социальных услуг в надомных условиях.
- Центр социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи - учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной адаптации на первоначальном этапе самостоятельной жизни выпускников детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, специальных школ-интернатов для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, специальных учебно-воспитательных учреждений, домов-интернатов для детей-инвалидов, несовершеннолетних и молодых людей, вернувшихся из воспитательных колоний, следственных изоляторов и других учреждений принудительной изоляции.
- Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, предназначенное для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. См. также Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
- Центр социальной помощи семье и детям - см. Центр социальной помощи семье и детям.
- Центр срочного социального обслуживания - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам всех возрастов, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера.
- Центр экстренной психологической помощи по телефону - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания гражданам экстренной психологической помощи по телефону в соответствии с поступающими от клиентов запросами. См. также Центр экстренной психологической помощи по телефону.
Викарное научение - см. Научение.
Виктимизация (от лат. victima - жертва) - процесс косвенного формирования роли потенциальной жертвы в связи с соответствующими социокультурными особенностями среды ребенка, его отношениями со специфической, часто преступной или подавляющей, средой, с исполнением ребенком определенной роли (чаще свидетеля или соучастника противоправных или аморальных поступков). Немаловажное значение при этом играют личностные качества ребенка и особенности его характера (агрессивность, вспыльчивость, наглость, трусость и пр.).
Внимание - направленность психологических процессов на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, действий. Другими словами, это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение. Внимание характеризуется несколькими параметрами:
концентрация (интенсивность) внимания - степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте или процессе;
- объем внимания - количество объектов или явлений, не имеющих непосредственной связи с деятельностью человека в данный момент, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека;
- распределение внимания - обычно процесс эффективной деятельности требует сосредоточения внимания на каком-то одном виде работы.
Внутриличностный конфликт - см. Конфликт внутренний.
Внутренняя картина болезни - возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А. Гольдшейдера об аутопластической картине заболевания. По сравнению с целым рядом сходных терминов медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и пр.), оно наиболее общее и интегративное. Выделяют четыре структурных уровня:
- чувственный (комплекс болезненных ощущений), эмоциональный (переживание заболевания и его последствий),
- интеллектуальный (знание о болезни и ее реальная оценка),
- мотивационный (выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление).
Внутренняя картина болезни обычно выступает как целостное образование. На ее формирование влияют различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и пр.
Водолечение - наружное применение пресной воды с профилактической и лечебной целью; представлено большим разнообразием процедур, используемых в психиатрии и в восстановительной медицине по методикам общего и местного воздействия. Большинство из этих процедур (ванны, обтирания, обмывания, влажные укутывания, различные виды лечебного душа) проводят как в больницах, так и в специализированных водолечебницах. Отдельные процедуры можно проводить непосредственно в палатах, некоторые на дому, особенно те, которые осуществляет сам больной с целью повышения адаптационных возможностей организма (при неврозах). Действие этих процедур на организм обусловлено температурным, механическим и химическим влиянием воды.
Возбудимость - свойство живых существ приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей или стимулов - с сохранением его следов на какое-то время.
Возбуждение - свойство живых организмов - активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Основная функция нервной системы. Клетки, образующие ее, обладают свойством проведения возбуждения из участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки способны передавать сигналы от одних структур организма к другим. Тем самым возбуждение стало носителем информации о свойствах, поступающих извне раздражений и, вместе с торможением, - регулятором активности всех органов и систем организма.
Процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу. В основе возбуждения лежат физико-химические процессы, с которыми связаны биоэлектрические явления, сопровождающие возбуждение и регистрируемые как на клеточном уровне, так и с поверхности тела. Способы его распространения зависят от сложности организации нервной системы. При самом примитивном - диффузном - активность проводится равномерно в различных направлениях, постепенно затухая. В ходе эволюции, наряду с усложнением нервной системы, совершенствовались и способы передачи возбуждения, при которых этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что позволяет возбуждению выполнять регулирующую функцию в целостном организме. Процессы возбуждения и торможения образуют основу высшей нервной деятельности. Их индивидуальные особенности определяют тип последней, а их динамика влияет на все акты поведения.
Воздействие на социальную среду - комплекс мероприятий, направленный на улучшение социальной микросреды.
Возраст - категория возраста определяет временные характеристики индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический возраст, описывающий степень психической (психологической) зрелости. В современной отечественной психологии принята периодизация психического развития:
младенческий возраст (0 - 1 год), ведущая деятельность - интимно-личное общение; - ранний возраст (1-3 года), ведущая деятельность - предметно-манипулятивная;
- дошкольный возраст (4-7 лет), ведущая деятельность - игровая;
- младший дошкольный возраст (7 - 10 лет), ведущая деятельность - учебная;
- подростковый возраст (10 - 15 лет), ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками (по Д. И. Фельдштейну, - общественно-полезная деятельность);
- юношеский возраст (первый период - старший школьный возраст (15 - 17 лет), второй период: 17 - 21 год), ведущая деятельность - учебно- профессиональная;
- зрелый возрат (первый период: 21-35 лет, второй период: 35-60 лет), ведущая деятельность - профессионально-трудовая);
- пожилой возраст (60 - 75 лет);
- старческий возраст (75 - 90 лет); долгожители (старше 90 лет).
Возраст социальный - понятие, отражающее определенную систему прав и требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики социального возраста определяются особенностями отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Возрастные кризы - феномены психического развития; условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому, особые, относительно непродолжительные (до одного года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного личностного развития. Связаны с системными качественными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.
Во внешнем поведении возрастные кризисы у ребенка обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм, в подростковом возрасте - это различные формы девиантного поведения. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11 - 12 лет) и юношеский кризис. В зрелом возрасте выделяют два кризисных периода: кризис среднего возраста (30-35 лет) и предпенсионный кризис (между 50 и 60 годами), в том числе климактерический период. Пожилой возраст (60-74 года) и старческий (75-89 лет) также характеризуются изменениями личности и психической деятельности.
Войта-терапия - метод лечения церебральных двигательных нарушений; впервые опубликован в книге Вацлава Войта в 1974 г. «Детские церебральные двигательные нарушения»; основан на стимуляции и использовании рефлекторных движений в целях закрепления правильных рефлекторных или двигательных паттернов. Для того чтобы применять этот метод, необходимы глубокие знания сложных законов, управляющих рефлекторными движениями. Здесь используются сокращения мышц различных групп, ответственных за осуществление рефлексов ползания и кувыркания. Они состоят из двигательных противоположно направленных движений. Посредством стимуляции соответствующих групп мышц, те из них, функция которых нарушена, интегрируются в работу нормальных мышечных групп. Таким образом, создаются двигательные паттерны для центральной нервной системы, в инициации которых участвует множество различных рецепторов во всем двигательном аппарате.
Волна ожидания - см. Е-волна.
Восковая ригидность - двигательный феномен, характеризующийся усиленным разгибанием мышц, которое может наступать в состоянии гипнотического сна. Связана с блокировкой связей между передними и задними буграми четверохолмия.
Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Воспитательный потенциал семьи - способность семьи реализовать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношений к детям и их интересам, потребностям, а также с уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, ее структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка.
Воспитание - направленное социальное воздействие на человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организацией, в которых оно осуществляется (см. Воспитательные организации, Воспитание семейное). Воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы помочь человеку более полно и адекватно подготовиться к самостоятельной жизни и к всестороннему участию в жизни общества. Употребляется в нескольких значениях, фиксирующих совокупность стоящих перед воспитанием задач для формирования:
черт характера, необходимых всякому человеку как активному, деятельному субъекту, например силы воли, целеустремленности, самообладания и пр.;
- личностных качеств, определяющих нравственно- этическую позицию человека и направленность его социального поведения, таких как гражданственность, ответственность, совестливость и пр.;
- навыков повседневного поведения, соответствующих требованиям разного рода общепринятых норм и традиций;
- готовности достигать частных и групповых интересов, сообразуясь с требованиями морали и законами общества.
Воспитание семейное - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша (см. Воспитание).
Восстановительная терапия - см. Восстановительное лечение.
Восстановительное обучение - один из методов нейропсихологической реабилитации, представляет собой специально организованный процесс для восстановления нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и др. Задачами восстановительного обучения являются: восстановление психической деятельности больного человека в целом (а не восстановление изолированных высших психических функций);
восстановление личности пациента и его жизнедеятельности, социального и личностного статуса; восстановление не изолированных частных умений и навыков, а полноценной функции как психической деятельности; максимально полное восстановление психических функций, а не приспособление к дефекту; возвращение больного человека или инвалида в социальную среду. См. также Психофизиологические принципы восстановительного обучения, Психологические принципы восстановительного обучения, Психолого-педагогические принципы восстановительного обучения.
Восстановительное лечение (восстановительная терапия) - комплекс лечебных мероприятий, направленных на максимальную стабилизацию заболевания, восстановление нарушенных функций поврежденных органов и систем, повышение компенсаторных возможностей организма больного, вторичную профилактику заболеваний и их осложнений, восстановление или улучшение трудовых функций или возвращение дееспособности. Восстановительная терапия проводится на этапе выздоровления или ремиссии. Термин восстановительное лечение более приемлем для лиц, у которых после проведения комплекса лечебных мероприятий не прогнозируется определение инвалидности. Восстановительная терапия является одним из направлений медицинского аспекта реабилитации и включает медикаментозное лечение, физические, механические методы, лечение средствами народной медицины, диетическое питание, трудотерапию, логопедическую помощь, санитарно-курортное лечение с использованием природных факторов и т. д.
Восстановление высших психических функций - раздел нейропсихологии, где изучаются механизмы и методы восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественно-исторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию этих психических функций. В работах А. Р. Лурии и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Прежде всего это - перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая «квалификация» дефекта, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции. Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, - восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально-реабилитационными.
- Восстановление функций путем растормаживания - коррекция симпатической проводимости путем фармакологического влияния на медиаторный обмен, что выводит соответствующие отделы коры из состояния инактивации, способствует проводимости нервных импульсов и обеспечивает нормальную работу нейронных компонентов.
- Восстановление функций путем викариата - восстановление временно угнетенных функций путем их перемещения в сохранные отделы больших полушарий, что основывается на повышенной возбудимости участков нервной ткани, расположенной вблизи очага поражения и способность их брать на себя функции пораженного участка.
- Восстановление за счет перестройки функциональных систем - метод длительного специального восстановительного обучения, используется при невозможности восстановить утраченную функцию в прежнем виде путем растормаживания или перенесения в другое полушарие. Коренная перестройка функциональной системы происходит либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен утраченных (межсистемная перестройка).
- Спонтанное восстановление высших психических функций происходит постепенно по мере обратного развития заболевания в результате очагового поражения мозга без специально организованных для этой цели мероприятий. Однако не следует при этом говорить о спонтанном полноценном восстановлении высших психических функций, речь, скорее, идет о спонтанных компенсаторных перестройках как защитных механизмах.
Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении - все эти сведения составляют врачебную тайну. Пациенту должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Врачевание незаконное - занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования или не зарегистрированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вред моральный - нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, дело-вую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и се-мейную тайны и т. д.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающие имущественные права гражданина.
Вредная привычка - привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений, отрицательно влияющая на здоровье.
Временный уход - форма ухода, предусматривающая кратковременное обслуживание больных, проживающих в определенном районе, с тем чтобы лица, ухаживающие за ними постоянно, могли получить отдых. Такой уход может быть обеспечен на дому или в учреждении.
Врожденные болезни - группа заболеваний и патологических состояний, возникновение которых связано с нарушением процессов развития организма на различных этапах его формирования в антенатальном периоде (см. Антенатальная патология). Делятся на две группы: наследственные (см. Наследственные болезни) и ненаследственные. Последние связаны с влиянием неблагоприятных факторов внутренней и окружающей среды - физических, химических, биологических, действующих на протяжении беременности. Наиболее выражено их влияние сказывается в особые периоды, которые получили название критических. К ним относятся период имплантации (7 - 12-й день беременности), период образования зачатков органов (3-я - 6-я недели), период формирования плаценты (3-й месяц беременности). Предупреждение рождения ребенка с врожденной патологией включает устранение действий неблагоприятных факторов, которые могут ее вызвать, проведение медико-генетического консультирования. Необходимо полное обследование новорожденного с целью раннего выявления и коррекции нарушений.
Врожденные пороки - см. Пороки развития.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - международная специализированная организация, входящая в состав Организации Объединенных Наций, обеспечивающая сотрудничество разных стран в области охраны здоровья народов мира. Основные функции - руководство и координация международной деятельности по развитию служб здравоохранения, оказанию технической и научно - консультативной помощи развивающимся странам в создании национального здравоохранения, поощрение и развитие работы по борьбе с заболеваемостью и смертностью населения, охране материнства и детства, подготовке медицинских кадров, предоставлению широкой информации для медицинских работников и населению в области здравоохранения и медицины. Устанавливает международные стандарты на пищевые продукты, лекарственные препараты, пересматривает каждые 10 лет международную классификацию болезней, проводит международные конференции, организует деятельность комитетов экспертов, международные группы по повышению квалификации медицинских работников. Руководящим органом является Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ), созываемая один раз в год; постоянно действуют исполнительный комитет, комитеты экспертов, региональные комитеты; штаб-квартира находится в Женеве.
Вспомогательная школа - специальное образовательное учреждение для умственно отсталых детей. В России вспомогательные школы относятся к государственным общеобразовательным учебным заведениям. Основной тип вспомогательных школ - школы-интернаты, в которых обучаются преимущественно дети, страдающие олигофренией в степени дебильности. Дети направляются во вспомогательные школы на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Вызванные потенциалы (ВП) - форма биоэлектрической активности мозга, электрические колебания системного характера, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов. Характеристиками вызванных потенциалов являются латентный период, полярность, форма и поведение при разного рода воздействиях. Первоначально выступали как основа для анализа реакций мозга на внешние стимулы, в дальнейшем стали использоваться и для анализа внутренне обусловленных нервных процессов. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия, внимания, интеллекта, функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической дифференциации. В частности, могут быть зафиксированы биоэлектрические колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный потенциал), с окончанием движения, с состоянием намерения произвести какое-либо действие (Е-волна), пропуска ожидаемого стимула. Форма, амплитуда и латентный период колебаний вызванных потенциалов обусловлены местом локализации регистрирующего электрода, модальностью и интенсивностью стимула, состоянием и индивидуальными особенностями индивида.
Выплаты компенсационные - выплаты (социальные пособия) следующим категориям граждан:
- работникам, попавшим под сокращение при ликвидации на предприятии штатной должности;
- работникам, лишившимся работы при ликвидации предприятия;
- пенсионерам в качестве дополнительного пособия к пенсии;
- родителям, имеющим детей до 16 лет;
- учащимся до 18 лет в случае потери кормильца.
Выплаты социальные - безвозмездные выплаты безработным гражданам Управлением службы занятости населения:
- пособия по безработице;
- оказание одноразовой материальной помощи;
- выплата стипендии на время обучения (переобучения) (см. выплаты компенсационные).
Выслуга лет - срок трудовой деятельности, превышающий установленный Законом и дающий право выхода на пенсию до достижения пенсионного возраста.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых структур и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи и торможение, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий. Выделяют следующие механизмы высшей нервной деятельности:
- образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;
- угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным;
- иррадиация и концентрация нервных процессов;
- взаимная индукция нервных процессов; формирование динамических стереотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов.
Высшие психические функции - теоретический конструкт, призванный объяснить качественное своеобразие человеческой психики; сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. По представлениям Л. С. Выговского, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно- исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия людей, взрослого и ребенка, как интерпсихический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т. е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Вязкость - см. Ригидность.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы