aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Алгоритмы ситуационной помощи

Что такое ситуационная помощь

Ситуационная помощь является элементом «разумного приспособления», т. е. применяется в тех случаях, когда в храме нет возможности создать условия для самостоятельного доступа и передвижения маломобильных прихожан или это требует неоправданно больших усилий и расходов.

Под ситуационной помощью мы будем понимать организованные технические и технологические решения церковного учреждения или организации, которые обеспечивают людям с инвалидностью доступ к инфраструктуре и позволяют им преодолеть архитектурные, информационные и другие барьеры, препятствующие участию в богослужении, церковных таинствах и приходской жизни наравне с другими без ущерба для жизни и здоровья.

Та или иная ситуационная помощь зависит от конкретных потребностей человека: кому-то нужно помочь в передвижении, кому-то – в участии в таинствах и т. д.

Сегодня во всех странах мира ситуационная помощь является важнейшим элементом обеспечения условий доступности для людей с инвалидностью. Она позволяет им посещать все объекты социальной инфраструктуры, включая религиозные учреждения и организации, и получать необходимые услуги.

Развивается ситуационная помощь и в России. Например, в аэропортах, на метрополитене существуют бесплатные услуги специалистов, сопровождающих людей с инвалидностью, женщин с детскими колясками по территории всего транспортного объекта. Многие православные приходы силами добровольцев организуют ситуационную помощь прихожанам с ограниченной мобильностью: привозят их на богослужение, сопровождают и отвозят обратно.

Ситуационная помощь – это эффективный инструмент противодействия дискриминации и повышения качества жизни людей с инвалидностью или временными ограничениями мобильности. Ситуационная помощь помогает превратить стрессогенную среду в комфортную и развивающую, способствует получению новых знаний и духовному развитию.

В соответствии с российским законодательством, с 2016 года ситуационную помощь обязаны обеспечивать все собственники объектов и операторы услуг при осуществлении своей основной деятельности. С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим законом были внесены изменения в статью 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» федерального закона № 181-ФЗ (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, возможность самостоятельного передвижения, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, сопровождение инвалидов и оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощь в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Это важно иметь в виду тем церковным социальным организациям, которые планируют входить в региональный реестр получать статус «исполнителя общественно-полезных услуг» и просить государственное финансирование на свои проекты. Здания, в которых планируется такая деятельность, в обязательном порядке будут обследоваться с точки зрения доступности.

В каждом храме или церковной организации должна быть информация о том, как именно здесь можно получить ситуационную помощь: где расположена кнопка вызова сотрудников, кто отвечает за оказание помощи, нужно ли заказывать ее по телефону и по какому именно, есть ли сурдопереводчик и т. д. Эта информация должна размещаться в открытом доступе: на сайте и информационных стендах.

Говорит закон

Закон РФ № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», ст. 2, определения.

«Дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении».

Оказание ситуационной помощи – это не просто внимание к человеку, это четко выверенные действия, которые позволяют быстро и безопасно обеспечить любому человеку доступ в храм. Именно поэтому сотрудников надо учить оказанию помощи.

Сегодня во многих государственных организациях уже разработаны алгоритмы оказания ситуационной помощи и предоставления тех или иных услуг людям с разными нарушениями.

Для оказания ситуационной помощи сотрудники храма должны пройти практическое обучение под руководством подготовленного инструктора /специалиста, чтобы научиться:

• понимать потребности в помощи каждой категории людей с инвалидностью;

• общаться в доступной для человека с инвалидностью форме;

• уметь оказывать необходимую помощь;

• правильно использовать ассистивное оборудование;

• обеспечивать безопасность при оказании помощи.

Важно помнить, что в каждом конкретном случае применять технологии ситуационной помощи, даже если они уже должным образом освоены, можно только с разрешения человека, которому вы помогаете, принимая во внимание его инструкции и просьбы.

Действия каждого специалиста по оказанию ситуационной помощи должны удовлетворять критериям:

• не наносить ущерб здоровью участников процесса (т. е. не только человеку с инвалидностью, но и помогающему);

• соответствовать должностным обязанностям сотрудника;

• быть оптимальными с точки зрения времени ожидания и получения помощи.

Перечень работ по организации ситуационной помощи в храме

Для того чтобы маломобильным прихожанам оказывалась ситуационная помощь, необходимо сделать следующее:

• обследовать здания и помещения, чтобы выявить и зафиксировать барьеры, препятствующие маломобильному человеку самостоятельно посещать храм или осложняющие доступ в храм и/или пребывание в нем;

• определить ситуации, когда может понадобиться помощь той или иной категории маломобильных людей;

• оценить свои ресурсы и возможности (средства на покупку оборудования и технических средств реабилитации, количество сотрудников и прихожан/добровольцев, регулярность их вовлечения в процесс оказания помощи и т. д.);

• определить и зафиксировать в письменном виде алгоритмы/регламенты/технологии оказания ситуационной помощи в храме и на прихрамовой территории для каждой категории маломобильных прихожан;

• согласовать регламенты оказания ситуационной помощи с общественными организациями инвалидов, представляющими интересы тех категорий маломобильных людей, которым будет предлагаться помощь (т. е. с региональными отделениями всероссийских обществ слепых, глухих, инвалидов; организациями родителей, воспитывающих детей-инвалидов, действующими на той же административной территории, что и храм);

• приобрести необходимое оборудование и предметы для оказания ситуационной помощи;

• при входе на территорию храма установить кнопку вызова, оборудовать места для отдыха и ожидания ситуационной помощи маломобильными прихожанами;

• в храме предусмотреть доступную и понятную навигацию, которая должна быть точной, эстетичной, надежной. Эстетичность навигационных элементов предполагает, что они гармонируют с архитектурой и интерьерами зданий. Точность: пиктограммы, тексты, тактильные указатели позволяют составить маршрут к нужным объектам. Надежность: указатели, таблички и стенды со схемами или картами снаружи зданий должны быть антивандальными и надежно закрепленными, защищенными от погодных факторов;

• обучить приходских специалистов, активных прихожан, добровольцев на профильных курсах взаимодействию, способам общения и оказания помощи маломобильным прихожанам в соответствии с согласованным регламентом;

• разработать и согласовать с общественными организациями инвалидов планы работ по повышению качества оказания ситуационной помощи;

• организовать регулярную проверку качества предоставления ситуационной помощи в храме экспертами общественных организаций инвалидов;

• информировать маломобильных прихожан о порядке предоставления ситуационной помощи в храме через объявления и сайт храма.

Важно и техническое оборудование:

• все вспомогательные (ассистивные) средства должны быть в любой момент доступны и исправны. Желательно иметь в храме кресло-коляску, трости, ходунки.

В оказании ситуационной помощи важна также информационная открытость:

• всю необходимую информацию в доступном формате об условиях получения ситуационной помощи нужно разместить на сайте храма, епархиальных сайтах, информационных досках храма;

• должно быть понятно, к кому и когда обращаться за помощью, а специалист в указанное время должен быть на месте;

• информационные указатели, таблички, надписи должны быть хорошо видны, располагаться в зоне видимости и доступности. Информация обязательно должна быть актуальной и регулярно обновляться;

• необходимо организовать обратную связь с прихожанами для оценки текущей ситуации и разработки новых моделей оказания ситуационной помощи.

Каждый прихожанин, имеющий те или иные ограничения мобильности, будет по-своему оценивать доступность храма. Тем не менее есть объективные показатели, позволяющие оценить уровень доступности:

• время, затраченное на получение помощи, включая ожидание вызванного сотрудника;

• степень готовности храма к предоставлению ситуационной помощи;

• самостоятельность маломобильного человека на территории храма.

На основании этих показателей можно выделить три уровня доступности храма, т. е. возможности самостоятельного участия прихожан с инвалидностью в церковных службах, таинствах, приходских мероприятиях:

отличный: прихожане с инвалидностью самостоятельно, без посторонней помощи участвуют в церковных службах и таинствах. В случае необходимости им предоставляется ситуационная помощь, время ожидания которой  не более 5 минут;

хороший: прихожанам с инвалидностью предоставляется возможность участвовать в церковных службах и таинствах. Необходимая ситуационная помощь оказывается по запросу на месте с гарантированным временем ожидания не более 15 минут;

удовлетворительный: прихожанам с инвалидностью предоставляется необходимая ситуационная помощь для участия в церковных службах и таинствах с гарантированным временем ожидания не более 15 минут при условии предварительной заявки в установленный период времени (например, за 24–48 часов).

Удовлетворительный уровень условий доступности можно обеспечить во всех без исключения храмах, даже не имеющих необходимого оборудования и подготовленного персонала для оказания ситуационной помощи. Получив предварительную заявку, можно мобилизовать ресурсы: найти оборудование и подготовленный персонал из числа волонтеров или профессионалов (например, сурдопереводчиков).

В каких местах и ситуациях может понадобиться ситуационная помощь?

• при перемещении по неадаптированной прихрамовой территории, если там есть барьеры (неровности, перепады высот, скользкие поверхности, недостаточное -освещение и т. п.);

• при входе в храм, оборудованном лестницей и/или ненормативным пандусом;

• при перемещении по храму (помочь познакомиться со святынями, поставить свечи, набрать святой воды);

• при посещении неадаптированной санитарной комнаты;

• при посещении церковной лавки (купить свечи, заказать требы, написать записки);

• во время богослужений и таинств;

• при подготовке и проведении приходских мероприятий.

Полномочия сотрудников при оказании ситуационной помощи

В результате обсуждений темы с руководителями социальных отделов епархий, настоятелями храмов, священниками, церковными и епархиальными социальными работниками было сформулировано возможное распределение обязанностей по оказанию в церкви ситуационной помощи.

Настоятель храма

Отвечает в целом за доступность храма для маломобильных прихожан, обучение специалистов оказанию ситуационной помощи, приобретение и использование необходимого оборудования, наличие на приходском сайте раздела о доступной среде в храме. Взаимодействует со священноначалием и городскими властями по всем вопросам формирования доступной среды.

Клирики храма

Знают особенности людей, испытывающих различные трудности в коммуникации, передвижении и др., умеют взаимодействовать с ними во время богослужебной и внебогослужебной деятельности.

Охранник

Уточняет, с какой целью человек пришел в храм/монастырь.

Помогает вызвать специалиста по ситуационной помощи (кнопка вызова, телефон). До прибытия ответственного обеспечивает сопровождение маломобильного прихожанина, помогает сориентироваться в пространстве.

Показывает места парковки, информирует о местоположении остановок и доступных маршрутов общественного транспорта.

Оказывает помощь при входе и выходе с территории храма.

Предоставляет необходимое оборудование.

Алтарник, певчий и др.

Знает особенности людей, которые могут испытывать сложности при передвижении по храму, коммуникации, участии в богослужениях, таинствах и приходских мероприятиях.

Может помочь сориентироваться на прихрамовой территории и в храме.

Может пригласить ответственного за оказание ситуационной помощи.

Ответственный за оказание ситуационной помощи (приходской социальный работник)

Имеет специальную подготовку в области создания доступной среды, способен провести обучение клира персонала, волонтеров оказанию ситуационной помощи.

Разрабатывает инструкции по оказанию ситуационной помощи.

Предоставляет необходимую информацию для размещения на сайте храма, епархиальных и общецерковных ресурсах; следит за ее актуальностью.

Отвечает за систему навигации на прихрамовой территории и в храме, следит за размещением информации в пределах прямой видимости и на доступной высоте.

По запросу предлагает ассистивные устройства (трость, инвалидная коляска, костыли), хранящиеся в храме.

Обеспечивает участие маломобильных прихожан в приходских мероприятиях.

Катехизатор

Готовит для людей с инвалидностью в доступных им форматах тексты о святынях храма, с молитвами и т. п. для размещения в храме и на электронных ресурсах.

Участвует в разработке программ приходских мероприятий, адаптирует информацию для людей с инвалидностью.

Специалист по молодежной работе

Знакомит молодежь с особенностями и проблемами людей, которые могут испытывать сложности при посещении храма и участии в богослужениях, таинствах, приходских мероприятиях.

Обеспечивает участие маломобильных прихожан в молодежных приходских мероприятиях.

Привлекает молодежь к оказанию ситуационной помощи, адаптации пространства.

Преподаватель воскресной школы

Знакомит детей с особенностями и проблемами людей, которые могут испытывать сложности при посещении храма и участии в богослужениях, таинствах, приходских мероприятиях.

Привлекает детей к оказанию ситуационной помощи, адаптации пространства.

Оказание ситуационной помощи прихожанам с различными нарушениями мобильности

В этой главе мы расскажем вам об основных приемах оказания маломобильным людям ситуационной помощи в храме. В Приложении вы найдете краткие правила общения с прихожанами, имеющими нарушения зрения (Приложение 5), слуха (Приложение 6), а также общие правила взаимодействия с маломобильными людьми (Приложение 4).

О правилах сопровождения и церковной помощи людям с ментальными нарушениями и аутизмом можно прочитать в книге «Особый человек в храме», выпущенной Синодальным отделом по благотворительности (Особый человек в храме: помощь людям с нарушением развития и аутизмом / Лунёв И., Стребелева Е., Баенская Е. [и др.] – Лепта Книга, 2017. – 288 с. – (Серия «Азбука милосердия»). Электронная версия книги: http://www.diaconia.ru/book/5909e2d4416da108298b4567 (дата обращения: 1.10.2018).

Ситуационная помощь прихожанам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Главные препятствия для них – это пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, большие расстояния, отсутствие мест отдыха на пути движения и другие физические барьеры; для людей с ограниченной моторикой рук – необходимость выполнить любые действия руками (открыть двери, снять одежду и т. д.).

Преодоление тех или иных препятствий требует помощи специально обученного сотрудника храма. Неудовлетворительный уровень подготовки сотрудника может привести как к травме человека с двигательными нарушениями, так и нанесению ущерба собственному здоровью, а также к поломке индивидуальных технических средств реабилитации (Методика сопровождения людей, передвигающихся на инвалидных креслах: методические рекомендации по ассистивному сопровождению людей с физическими ограничениями. – Харьков: ХГООИ «Креавита». – С. 8. URL: http://visit.kharkov.ua/uploads/PDF/Kolyasochniki.pdf (дата обращения: 1.09.2018).

К людям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, относятся те, кто:

• передвигаются самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор, ходунков;

• имеют ограниченную моторику рук;

• передвигаются на креслах-колясках.

Сопровождающий должен быть заранее информирован и о физиологических особенностях сопровождаемого, и об особенностях управления его креслом-коляской или другим оборудованием (например, кресла-коляски активного типа – очень легкие и маневренные, но они также легко могут перевернуться назад при непроизвольных движениях сопровождаемого). Сопровождающему также нужно заранее исследовать весь маршрут передвижения от начальной до конечной точки, проанализировать возможность преодоления всех встречающихся барьеров, в том числе с привлечением дополнительных специалистов по оказанию ситуационной помощи.

При оказании ситуационной помощи необходимо:

• предложить помощь в передвижении, при необходимости и возможности – кресло-коляску. Нужно помнить, что человеку, который самостоятельно добрался до храма с помощью ассистивного оборудования, в храме бывает удобнее пользоваться коляской, чтобы сэкономить свои силы и быстрее передвигаться;

• предложить сопровождаемому взять вас под локоть с удобной для него стороны или самому поддерживать его под локоть руки, в которой нет трости, костыля, другого помогающего оборудования;

• оказывать помощь в снятии и надевании верхней одежды, перемещении личных вещей, открывании и закрывании дверей, размещении оборудования, используемого для передвижения;

• при движении сопровождаемого на ходунках – помогать удерживать равновесие. Нельзя опираться на одну из сторон ходунков всем телом: это может привести к их переворачиванию;

• информировать человека на коляске о том, что происходит в храме, поскольку при большом скоплении людей из-за низкого расположения коляски обзор бывает ограничен и человеку трудно сориентироваться и увидеть доступную для других людей информацию.

При сопровождении человека на коляске сопровождающий должен соблюдать технику безопасности:

• во избежание чрезмерной нагрузки на позвоночник необходимо следить за правильным положением своего тела: стоять полностью на стопе, держать спину прямой, а ноги – полусогнутыми, использовать силу мышц рук и ног (Методика сопровождения людей, передвигающихся на инвалидных креслах: методические рекомендации по ассистивному сопровождению людей с физическими ограничениями. – С. 10.);

• предпочтительнее для сопровождения людей на колясках делегировать физически крепких мужчин, а не хрупких женщин, которым часто бывает трудно даже сдвинуть коляску с места. Нужно учитывать, что вес человека на коляске складывается из суммы веса человека и веса самой коляски, который может колебаться от 7 до 20 кг;

• у сопровождающего должна быть правильно подобрана одежда и обувь. Она не должна стеснять его движения, но в то же время не должна быть слишком длинной, чтобы не зацепится за колесо коляски. Обувь должна быть устойчивой, нескользящей, без каблуков;

• необходимо следить, чтобы полы одежды человека на коляске не попадали в спицы коляски;

• всегда согласовывать свои действия с человеком на коляске, заранее предупреждать о начале движения;

• необходимо медленно катить кресло-коляску, поскольку при движении она быстро набирает скорость и неожиданный толчок может привести к потере равновесия или выпадению человека из коляски;

• во избежание травмы нужно следить, чтобы у человека с низким порогом чувствительности нога или рука не зацепились за препятствие, колени и локти не ударялись о косяки дверных проемов;

• нельзя наклонять коляску вперед, отпускать коляску без согласования.

Подъем по лестнице

Для оказания такой помощи нужно два сопровождающих.

Правильно

Нужно предупредить человека на коляске о начале движения. Первый сопровождающий становится позади человека на коляске, крепко держит ручки и переводит коляску в положение балансирования на обоих задних колесах, отрывая малые колеса от земли. Затем ставит одну полусогнутую ногу на ступеньку выше коляски, а другую – еще ступенькой выше. Второй сопровождающий встает впереди коляски, крепко берется за раму с двух сторон и в момент движения коляски страхует ее передвижение вверх. Первый сопровождающий, отдавая команды о начале движения помощнику, страхующему движение снизу, закатывает коляску на ступеньку вверх. После подготовки к движению на следующую ступеньку по команде делаются следующие подъемы.

Во время движения спина у обоих сопровождающих должна быть прямая, ноги полусогнуты.

Подъем по лестнице

Неправильно

Сопровождающим запрещено поднимать кресло-коляску, т. е. отрывать все четыре колеса от пола. Это нарушение требований безопасности, поскольку есть риск, что сопровождающие не удержат коляску и уронят ее. Разрешается только перекатывать кресло-коляску на задних колесах по ступенькам.

Для оказания такой помощи нужно два сопровождающих

 Спуск по лестнице

Если нет второго сопровождающего, помощь при спуске и подъеме по лестнице может оказывать один человек.

Спуск по лестнице

Для этого сопровождающий встает за спиной человека на коляске, крепко держит ручки коляски и переводит ее в положение балансирования на задних колесах. Ставит одну полусогнутую ногу на ступеньку ниже коляски, а другую – еще на ступеньку ниже. Предупреждая о начале движения, плавно опускает коляску на задних колесах на ступеньку, после подготовки к движению на следующую ступеньку, повторяет всю последовательность движений до конца спуска.

Если физические возможности человека на коляске позволяют, то он ассистирует сопровождающему: наклоняет вперед корпус тела, двумя руками берется за обод колес или за перила и в процессе спуска удерживает ободья колес, помогая фиксировать коляску на каждой ступеньке.

Спуск по пандусу

Если пандус соответствует нормативам, активная помощь сопровождающего не требуется. Он может просто идти рядом, оперативно реагируя на просьбы человека на коляске.

Если же пандус нормативам не соответствует, то для активной помощи нужен сопровождающий.

Вариант 1. Спуск лицом вперед

При спуске по крутому длинному пандусу можно применять метод перемещения на балансе: это позволяет значительно снизить скорость спуска коляски.

Сопровождающий находится сзади. Предупредив человека на коляске о начале движения, он переводит инвалидное кресло в положение балансирования на задних колесах и плавно скатывает вниз по пандусу. Сопровождающий должен держать спину прямой. Нужно следить, чтобы коляска не катилась слишком быстро. По возможности человек на коляске помогает сопровождающему, подтормаживая, удерживая ободья колес. Спустившись по пандусу на ровную поверхность, сопровождающий опускает коляску на все колеса.

Вариант 2. Спуск спиной вперед

Спуск по пандусу

Применяется при спуске по крутому (ненормативному) пандусу. Сопровождающий крепко держит ручки кресла. Предупредив человека на коляске и получив от него разрешение, начинает медленно спускаться по пандусу спиной вперед, осторожно и медленно, шаг за шагом, подготавливая удобное для спуска положение ног, и следит за тем, что у него находится за спиной, по ходу движения.

По возможности человек на коляске помогает сопровождающему, подтормаживая, удерживая ободья колес.

Во время движения спина у сопровождающего должна быть прямая, ноги полусогнуты, чтобы избежать чрезмерной нагрузки.

Спуск с тротуара

Предупредив человека на коляске и получив его разрешение, медленно переводит коляску в положение балансирования на задних колесах и плавно скатывает на задних колесах с бордюра. Передние колеса можно опустить только когда задние колеса будут устойчиво стоять на ровной поверхности.

Важно! Если у сопровождающего недостаточно уверенности и навыков в перемещении коляски, лучше воспользоваться технологией перемещения, показанной на рис. 13.

Для этого сопровождающий поворачивается спиной к спуску, развернув так же человека на коляске, спускается на дорогу и, крепко держа ручки коляски, переводит ее в положение балансирования на задних колесах. Ставит одну полусогнутую ногу на шаг дальше другой. Предупреждая о начале движения, плавно опускает коляску на задних колесах на дорожное полотно, затем опускает на дорожное полотно передние колеса.

Спуск с тротуара

Заезд на тротуар

Предупредив человека на коляске и получив его разрешение, сопровождающий медленно переводит коляску в положение балансирования на задних колесах и затягивает ее на тротуар. Когда передние колеса тоже окажутся над тротуаром, аккуратно опускает коляску на все четыре колеса.

Заезд на тротуар

Перемещение человека на коляску

Для оказания помощи нужны два сопровождающих.

Вариант 1

Сначала нужно согласовать с человеком на коляске порядок действий и выслушать его пожелания о способе перемещения. Затем поставить коляску на тормоз и развернуть подножки так, чтобы они не мешали. Первый сопровождающий подходит к инвалиду сзади, просовывает руки ему под мышки и прижимает его спину к своей груди. Второй сопровождающий подходит спереди и берет человека за ноги под коленями. Затем, по команде первого сопровождающего, помощники одновременно поднимают человека и усаживают в коляску.

Перемещение человека на коляску

Вариант 2

Способ особенно актуален для помощи женщине с инвалидностью и позволяет избежать неловких ситуаций. Женщина складывает руки на груди, сопровождающий просовывает свои руки ей под мышки и кладет их поверх рук женщины, захватывая и удерживая их.

Перемещение человека на коляску

Общение с человеком в кресле-коляске

Общаясь с человеком на коляске, нужно сесть рядом, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами собеседника с удобным для него положением головы и туловища. Любому взрослому человеку трудно общаться с запрокинутой вверх головой, а у людей с нарушением движения, кроме того, бывает ограничен поворот головы и тела

Общение с человеком в кресле-коляске

Ситуационная помощь прихожанам с нарушением зрения (Подробно об особенностях взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения, читайте в пособии: Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. Денискина В.З., Мелитон (Присада), иером., Соловьева Т.А. [и др.] – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Лепта Книга, 2018. – 192 с. Электронная копия: http://www.diaconia.ru/book/5afd6fb2416da15a208b4567 (дата обращения 1.09.2018).

Основная задача ситуационной помощи людям с нарушением зрения – это помощь при передвижении и получении информации об окружающей обстановке и препятствиях на путях движения. Считается, что во время сопровождения главное – перевести человека с нарушением зрения из одного места в другое. О безопасности, о том, чтобы помочь незрячему человеку сориентироваться, запомнить маршрут, сделать передвижение в целом комфортным, мало кто задумывается.

Маршрут к храму

Если незрячий планирует посещать этот храм в дальнейшем, во время пути к нему сопровождающий должен сообщать максимально подробную информацию о маршруте, комментировать свои действия, чтобы человек с нарушением зрения смог запомнить маршрут, самостоятельно ориентироваться. Для этого:

• старайтесь совершать все повороты под прямым углом, избегая плавных, закругленных поворотов;

• ходить по одному и тому же маршруту, избегая сокращения пути по газонам и т. п.;

• обращать внимание на важные и опасные объекты во время движения, комментировать то, что встречается на пути. Здания и конструкции, уклоны поверхности земли, повороты и даже звуки (колокола, например) могут впоследствии послужить ориентиром для незрячего человека, если он при передвижении потеряет направление.

При первых посещениях храма необходимо составить максимально полный и подробный основной маршрут движения по прихрамовой территории (например, к церковной лавке, санитарному помещению и т. д.) и по храму (к исповеди, почитаемым святыням храма, месту отдыха).

Ориентировка в храме

(Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. – С. 27–32.)

Слепым и слабовидящим людям трудно ориентироваться внутри храма: сложно найти то место в храме, где можно приобрести свечи, подать записки; еще сложнее найти именно ту икону, к которой хочется поставить свечу; найти подсвечник и свободное место для свечи, зажечь и поставить ее; понять, куда надо встать для общей молитвы перед исповедью и к кому именно подойти, чтобы исповедоваться; подойти к причастию и т. д. Поэтому сопровождение нужно незрячим прихожанам и внутри храма.

Церковные обряды сопровождаются особыми действиями, положением рук и тела. Незрячий человек, особенно если он посещает храм недавно, может выполнять эти действия неправильно, несвоевременно или не выполнять вообще, потому что лишен возможности копировать поведение окружающих. В таком случае следует показать на нем или на себе, взяв его руки в свои, как и когда именно нужно выполнять то или иное действие. Осязание в определенной степени заменяет незрячему зрение.

При первых посещениях храма нужно максимально полно и подробно познакомить незрячего со всей церковной утварью (подсвечники, лампады и т. д.), иконами, их особенностями и расположением. В храмах редко бывают объемные рельефные иконы. А плоские иконы для незрячих практически не отличаются одна от другой. Поэтому необходимо найти рядом со значимой иконой другие предметы (например, лампаду, подсвечник), которые бы помогали незрячему в дальнейшем самому находить нужную икону по расположенным поблизости ориентирам.

Сопровождение одного незрячего человека

Незрячий человек берет сопровождающего чуть выше локтя с удобной для себя стороны. Сопровождающий, предупредив незрячего и получив от него разрешение, начинает движение.

Сопровождающий всегда должен быть на полшага впереди сопровождаемого, озвучивая свои действия и предупреждая о препятствиях, поворотах, лестницах, изменении высоты, появлении предметов на пути движения. Незрячий, имеющий опыт передвижения с сопровождающим, по изменению походки, высоты руки сопровождающего ориентируется, когда приближаются препятствия, появляются ступени, бордюры и т. д., и оперативно реагирует.

Сопровождение одного незрячего человека

Сопровождение нескольких незрячих

Прием используется в тех случаях, когда одному сопровождающему нужно одновременно провести нескольких незрячих через узкий коридор, дверной проем или толпу людей в храме.

Сопровождение нескольких незрячих

Прежде всего сопровождающий должен сообщить незрячим, куда и как они пойдут. Он встает первым, незрячие выстраиваются позади. Ближе к себе нужно ставить человека с наиболее слабыми навыками ориентирования. Последним становится наиболее уверенно передвигающийся человек. Каждый кладет руку на плечо впередистоящего. Сопровождающий, получив от всех незрячих разрешение начать движение, начинает передвигаться, сообщая идущему сзади о препятствиях на пути. Тот, в свою очередь, передает информацию следующему за ним по цепочке.

Как помочь незрячему приложиться к иконе

(Инвалид в храме. – С. 32–34. При написании использовано: Как помочь незрячему в храме // Незрячий в храме. – Н. Новгород: НРООРДИЗ «Перспектива», 2012. – С. 16–17 [Электронный ресурс] URL: http://www.diaconia.ru/books)

Зрячий, комментируя свои действия, берет кисть незрячего и кладет на край иконы (обычно внизу по центру или в правый нижний угол). После этого слегка отходит в сторону, давая возможность незрячему человеку приложиться к иконе. Незрячий рукой определяет место, куда он будет прикладываться.

Как помочь незрячему приложиться к иконе

Для того чтобы помочь, недостаточно просто подвести незрячего к иконе: он должен хорошо представлять, как расположена икона (вертикально, горизонтально, наклонно), в каком месте он может к ней приложиться. Нужно подойти к иконе так, чтобы сопровождающий был ближе к ней. Затем зрячий, комментируя свои действия, кладет свою руку, за которую держится незрячий, на раму иконы (обычно на ее нижний край), а незрячий по руке сопровождающего перемещает свою руку к иконе. Сопровождающий отступает на шаг влево, а незрячий делает шаг вперед.

Во избежание недоразумений незрячему следует прикасаться губами к нижнему углу изображения рядом с рамой иконы. Если незрячий только начинает посещать храм, нужно предварительно объяснить и показать ему, как правильно приложиться к иконе.

Подводя незрячего приложиться к мощам или другим святыням, следует соблюдать то же правило: незрячий с помощью сопровождающего рукой определяет место, куда он будет прикладываться. Сопровождающий должен комментировать все свои действия словами.

Брать руками голову незрячего человека и наклонять ее к иконам или другим святыням недопустимо.

Как помочь незрячему поставить свечу

(Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. – С. 34.)

Иногда незрячему человеку удобнее, чтобы за него поставили свечу, тогда нужно выполнить его просьбу. Но часто человеку важно сделать это самому.

Как помочь незрячему поставить свечу

Перед тем как поставить свечу, сопровождающий или сам незрячий на ощупь проверяет, не нужно ли очистить фитиль свечи от воска. Далее сопровождающий подводит незрячего к подсвечнику. Незрячий берет свечу за середину, при этом его рука должна быть относительно расслаблена и послушна руке сопровождающего. Сопровождающий встает позади незрячего, берет его руку около локтя (или ближе к запястью) и направляет ее так, чтобы незрячий смог зажечь свечу, оплавить ее нижний конец. После этого левой (свободной) рукой незрячего нужно указать ему место на подсвечнике. Незрячий человек берется пальцами свободной руки за лунку подсвечника, затем ведущей рукой самостоятельно вставляет свечу в подсвечник.

Облегчает эту задачу подсвечник с песком: он является и более удобным, и более безопасным.

Ситуационная помощь прихожанам с нарушением слуха

(Подробнее см.: Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. – Глава 2)

Существует стойкое убеждение, что человеку с нарушением слуха помощь в храме особенно не нужна: он передвигается самостоятельно, и преодоление архитектурных барьеров не вызывают у него трудностей – в отличие от незрячих людей или людей, передвигающихся на инвалидных колясках.

Однако неслышащие люди сталкиваются с множеством информационных барьеров: на прихрамовой территории и в храме отсутствует понятная и доступная информация для ориентации (например, нет указателей о назначении здания, помещения), нет полного расписания богослужений и часов работы храма и т. д. В этом случае нужно начать с размещения подробной информации на сайте храма (см. Приложение 7).

Но главный барьер – коммуникационный: отсутствие возможности общения со священником, сотрудниками храма, прихожанами теми средствами, которые доступны человеку с нарушениями слуха.

Таким образом, главная ситуационная помощь глухим и слабослышащим – это коммуникация с ними доступными для них средствами общения.

Вообще, способ коммуникации с глухими и слабослышащими может быть разным и зависит от степени и типа нарушения слуха. Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь. Они могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты, поэтому разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок, а при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет. Одним словом, если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого человека с нарушением слуха. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать на бумаге, напечатать в смартфоне.

Богослужение с сурдопереводом

Нужно позаботиться о том, чтобы неслышащим прихожанам хорошо был виден перевод. Важно правильно выбрать место, где будет стоять переводчик. Если богослужение переводит священнослужитель, он, как правило, делает это с амвона – возвышенного места перед царскими вратами. Переводчику-мирянину уместнее встать на солее недалеко от амвона или, если это невозможно, где-то рядом и обязательно на некотором возвышении. Тогда служащий священник и переводчик будут в поле зрения глухого человека. Переводчику нужен аналой для служебника, текстов с переводом Священного Писания, молитв и песнопений. Аналой должен быть сделан с учетом роста переводчика и не загораживать его руки.

Для самих глухих и слабослышащих наиболее удобным местом является часть храма, расположенная перед амвоном. Во-первых, отсюда хорошо виден перевод и артикуляция. Во-вторых, не отвлекают своей суетой остальные прихожане, передвигающиеся по храму, передающие свечи и т. д. В-третьих, рядом с алтарем, как правило, располагаются певчие, и слабослышащие прихожане могут слышать пение. Именно эту зону по возможности необходимо оборудовать индукционной петлей. Также нужно позаботиться о стульях для больных и пожилых инвалидов по слуху. Если человек носит слуховой аппарат, а в храме есть место, оборудованное индукционной петлей, человеку с нарушением слуха нужно показать это место в храме.

Важно и хорошее освещение в храме. При недостатке естественного освещения нужно дополнить его искусственным. Особенно хорошо должно быть освещено место для тех, кто переводит богослужение на жестовый язык: прихожанам важно отчетливо видеть лицо (артикуляцию) и руки переводчиков. При этом освещение не должно слепить глаза прихожанам, отвлекать, создавать блики и вызывать дискомфорт. Устраивая дополнительное освещение, нужно ориентироваться на мнение самих неслышащих людей.

Как пишет Н.Н. Соколов, профессиональный переводчик богослужений на русский жестовый язык, на службах с участием глухих и переводчика жестового языка необходимо взаимодействие священнослужителей, церковного хора и глухих в трех аспектах:

1) темп речи или пения;

2) согласованность действий;

3) ясность и выразительность речи.

Темп речи священника, его возгласов определяет красоту богослужения, но если идет сурдоперевод, то священнику нужно помнить и об этом. Даже опытному сурдопереводчику не просто бывает переводить священника, который служит в очень быстром темпе: переводчик начинает перепрыгивать через некоторые слова, торопиться, чтобы успеть за священником. А глухие в этот момент видят «мельницу» из машущих рук и набор не связанных между собой жестов.

Быстрое пение также не способствует качественному переводу песнопений. В некоторых храмах на клиросе в дни богослужений с сурдопереводом как напоминание размещают объявление: «Сегодня в храме глухие! Просим петь (не громче, а) медленнее…». Но и слишком медленный темп пения, чрезмерно растянутые ноты тоже усложняют работу переводчика, и глухие могут потерять смысловую нить звучащих песнопений (Соколов Н.Н. Глухие на богослужении: обозрение действий клира и церковного причта (электронный ресурс). URL: http://effafa.ru/node/890 (дата доступа: 1.10.2018).

Для неслышащих прихожан ектении и возгласы священник произносит одновременно голосом и жестами, но жесты не видны за закрытыми царскими вратами.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 2016 года в храмах, где существуют общины глухих, Божественная литургия с сурдопереводом совершается при открытых царских вратах по «Отче наш» в качестве миссионерского шага и пастырской заботы о тех, кто имеет постоянную непреодолимую преграду для слышания слова Божия.

Во многих храмах, куда приходят глухие прихожане, есть прекрасная традиция размещать рядом с иконами на стене или в отдельных карманах тексты молитв: «Отче наш», «Достойно есть», Символ веры и т. п. (Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения. – С. 63). Во время Божественной литургии с глухими диакону следует задавать ритм пению этих молитв и самому громко петь с выразительной артикуляцией.

Хорошим подспорьем для воцерковления глухих будут буклеты, листовки с напечатанными отрывками из Священного Писания на этот день, толкованием на них святых отцов, рассказом о наступившем церковном празднике или святом, чья память сегодня празднуется.

Специальное оборудование и устройства

В этом разделе будет упомянуто не только действительно специальное оборудование – например, для незрячих или неслышащих прихожан, но и предметы универсального дизайна (См. Словарь терминов), удобные для использования всеми прихожанами.

Приспособления и церковная утварь, удобная для прихожан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Песочный подсвечник с креплением на стене, снабжен защитным кольцом.

Такой подсвечник отвечает нормам безопасности: он не может перевернуться. Защитное кольцо позволяет незрячему человеку найти край подсвечника, не уронив свечу. В песочный подсвечник особенно удобно ставить свечу людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе – с ограниченной моторикой рук, нарушением зрения, детям.

Подсвечник размещают на доступной высоте (90–120 см). Конструкция подсвечника позволяет человеку на коляске подъехать (коляска заезжает под подсвечник) и самостоятельно поставить свечу. Ограждающий икону поручень (высота 90–100 см) удобен для инвалидов по зрению и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе пожилых людей.

Подставка под мощевик и другие святыни

Чтобы человек на коляске мог самостоятельно приложиться к святыням в мощевике, необходима такая конструкция подставки, чтобы под ней было свободное место для ног – тогда человек на коляске сможет подъехать к ковчегу вплотную. Рекомендуемая высота подставки под ковчег – 70 см.

Чтобы человек на коляске мог самостоятельно приложиться к святыням в мощевике

Категорически запрещено поднимать мощевик и подносить его к человеку на коляске. Это нарушение требований безопасности, поскольку есть риск не удержать ковчег на весу и уронить на человека

Категорически запрещено поднимать мощевик и подносить его к человеку на коляск

Песочный подсвечник с креплением на стене и защитным кольцом; поручень у иконы, рельефная копия большой иконы с подписью шрифтом Брайля.

Песочный подсвечник с креплением на стене

Церковная лавка

Прилавок с доступной для человека на кресле-коляске высотой и свободным пространством для ног. Наклонная прозрачная витрина также удобна для всех, включая человека на коляске

Церковная лавка

Помогающие средства, устройства и приспособления для слепых и слабовидящих прихожан

Создавая систему ориентиров в храме, желательно следовать принятым стандартам, чтобы не создавать затруднение прихожанам с нарушением зрения.

Ниже перечислены различные средства и приспособления, которые помогают незрячему и слабовидящему человеку сориентироваться в пространстве.

Облегчить самостоятельное передвижение незрячего человека могут тактильные средства информации (подробно о навигации для слабовидящих прихожан см.: Как сделать храм доступным для всех. – С. 76.): тактильные поверхности покрытий полов (тактильные плитка, индикаторы, направляющая разметка), направляющие поручни с рельефной маркировкой вдоль путей движения на прихрамовой территории и в помещениях (например, в воскресной школе).

Информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 130 до 140 см:

• перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени работы;

• перед входами во внутренние помещения с указанием номера и назначения помещения.

В качестве звуковых средств информации используют звуковые маяки при входах, пересечениях путей движения, радиотрансляции на улице перед зданиями и в помещениях. Некоторые храмы размещают звуковые колонки для трансляции богослужений на улице, когда во время больших церковных праздников не все прихожане, а тем более люди с ограниченными возможностями здоровья могут попасть в храм. А в одном из южных монастырей на входе на территорию повесили колонки, из которых транслировались православные песнопения. Таким образом, человек с нарушением зрения уже подходя к монастырю ориентировался по звуку на местности.

Проведение богослужения с тифлокомментированием – новая для Церкви тема. В теории она позволит незрячему человеку сориентироваться во время богослужения, так как ему часто бывает непонятно, почему в определенные моменты службы люди начинают перемещаться по храму или, например, освобождать место для каждения. Тифлокомментирование подразумевает лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений. Его осуществляет через специальные наушники (в том числе с костной проводимостью) специально обученный этому специалист. Таким образом, человек с нарушением зрения может одновременно слушать богослужение и тифлокомментарий. В настоящее время в одном из храмов России готовится богослужение с тифлокомментированием.

К визуальным средствам информации относятся цветографические указатели и знаки, в том числе цветная разметка лестниц, дверей, элементов оборудования; схемы; световые маяки. В одном из храмов для слабовидящих людей поставили световые маяки у входа на территорию.

Тактильные мнемосхемы помогают незрячим ориентироваться как на прихрамовой территории, так внутри самого храма. Могут также располагаться при входе в конкретное помещение (например, трапезной или санитарной комнаты).

Рельефная схема храма

Рельефная схема храма

Они производятся из пластика промышленным способом и представляют собой схему территории, здания или помещения, выполненную выпуклыми контурами (очертания входа на территорию/в здания, стен, дверных проемов, лестниц, доступных помещений, конкретных предметов в помещении и др.), которые можно прочитать на ощупь (тактильно). Все надписи дублируются шрифтом Брайля. На тактильном плане обязательно должна присутствовать отметка места расположения мнемосхемы (это место будет указано на мнемосхеме как «вы находитесь здесь» и от него человек будет ориентироваться), основные направления движения и пути эвакуации.

Согласно СП 59.13330.2012 (п. 7.6.23), мнемосхемы следует размещать с правой стороны по ходу движения.

Тактильные макеты храмов изготавливают из дерева, картона, гипса, папье-маше, пластика, металла с использованием 3D-печати. Разумно поместить такие макеты у входа в храм или в притворе: они помогут незрячему человеку составить представление о размере и планировке здания, наметить маршрут дальнейшего передвижения. Так, в одном из храмов был запрос на детализацию на макете и мнемосхеме прихрамовой территории, поскольку в храме незрячий ориентировался отлично, а на улице терялся.

Тактильные иконы. Часто незрячие прихожане не могут себе представить те образы, о которых они много слышали: например, нимб над головой святого, омофор Пресвятой Богородицы или то, как Младенец Иисус склонился к Божией Матери. Желательно создать в храме отдельную зону, где будут располагаться рельефные иконы. Они могут быть из дерева, камня, гипса, металла, керамики. Универсальный вариант – написанные темперой деревянные рельефные иконы: они хороши и для зрячих, и для слабовидящих (которые зрительно ориентируются по цветным контурам и силуэтам изображения, а тактильно – по рельефному контуру), и для слепых.

При изготовлении или заказе тактильных икон следует отказаться от мелкой рельефной детализации (ее лучше прописать на иконе цветом). Многочисленные рельефы на иконе (например, лучи на нимбе святого, складки на одежде и проч.) часто отвлекают незрячего человека от главного сюжета. Также важен размер рельефной иконы. Если икона слишком большая, незрячему трудно воспринять целостность образа. Оптимальным считается размер 30 х 40 см.

Можно помещать рядом с чтимой иконой небольшую рельефную копию. В таком случае нужно продублировать плоскопечатную подпись под рельефной иконой шрифтом Брайля.

Помимо икон с рельефной поверхностью можно использовать рельефные иконы с тифлокомментариями. Такую продукцию на заказ изготавливает тифлоцентр «Вертикаль». На поверхности каждой иконы размещаются тифлометки (небольшие наклейки), с помощью которых можно прослушать краткую информацию об иконе. Звуковая информация, записанная пользователем, воспроизводится при помощи тифломаркера (устройство предназначено для распознавания незрячими людьми предметов, на которых наклеены метки). Для некоторых незрячих, особенно потерявших зрение и не владеющих рельефно-точечной системой Брайля, это намного удобнее в пользовании. Также можно использовать nfc-метки, которые считываются с помощью смартфона. Полезно было бы сделать направляющую дорожку в эту часть храма, отличающуюся по структуре и цвету от напольного покрытия.

Надписи и описания шрифтом Брайля. Для незрячих прихожан вся важная информация в храме должна быть продублирована шрифтом Брайля. Расположить ее нужно так, чтобы инвалид мог приблизиться к этому месту, не натыкаясь на выступающие объекты и не сталкиваясь с распахивающейся дверью. На иконах в киотах под стеклом удобно использовать рельефно-точечный шрифт на прозрачной пленке, размещенный поверх плоскопечатного шрифта. Надпись должна располагаться на высоте, легко доступной для слепого, чтобы он мог найти ее самостоятельно. Выпуклые знаки должны быть достаточно рельефны. Буква должна умещаться под подушечкой пальца. Некоторые храмы по договоренности с незрячими прихожанами размещают рельефные надписи на верхнем торце киота иконы.

Тексты молитв крупным шрифтом, адаптированные тексты. Чтобы людям с нарушением зрения было легче читать объявления в храме и у входа, лучше использовать полужирный шрифт Arial, Verdana, кегль не менее 20. Эти шрифты не имеют дополнительных графических элементов (засечек), максимально просты и лаконичны, не утомляют глаз. Этими же шрифтами можно написать названия икон, текст молитв и повесить рядом.

Важно, чтобы цвет текста был максимально контрастным к фону, поскольку, например прихожане с расстройствами цветового зрения могут просто не увидеть текст или смогут разглядеть его с большим трудом, если контраст с фоном будет недостаточным.

Дополнительные тактильные средства ориентирования. Можно создавать для слепых и слабовидящих дополнительные ориентиры для поиска в храме нужной святыни или иконы. Например, можно размещать перед иконами лампады разной формы, чтобы облегчить поиск и узнавание.

Лампады разной формы помогают слепым найти в храме нужную икону

Лампады разной формы помогают слепым найти в храме нужную икону

Аудиогиды. В храме можно использовать звуковые ориентиры, а также аудиогиды с рассказом об истории храма, особенностях архитектуры и основных святынях.

В тексте аудиогида наряду с исторической, религиозной, искусствоведческой информацией должна быть также информация об основных ориентирах прихрамовой территории: лестницах, бордюрах, перилах, столбах, спусках, подъемах, пандусах и т. д. Это позволит незрячему человеку сориентироваться на прихрамовой территории. Аудиогид должен описывать архитектуру храма: его форму (в виде креста, корабля и др.), форму купола, иконостас, окна, иконы и их местонахождение, отдельные помещения и препятствия, которые могут представлять опасность или неудобство для незрячего (например, колонны).

Помогающие средства, устройства и приспособления для глухих и слабослышащих

Есть ряд технических решений, которые помогают сделать богослужение и внебогослужебную деятельность доступной для людей с нарушениями слуха.

Системы усиления звука (микрофоны + усилитель + динамики). Они уже достаточно широко используются во многих храмах – в больших и многолюдных или имеющих акустические проблемы. Слабослышащим прихожанам, пользующимся слуховыми аппаратами, усиление звука дает возможность лучше слышать и адекватно воспринимать и распознавать звуковую информацию.

Индукционные системы усиления сигнала (индукционная петля), усиливающие и улучшающие качество работы слуховых аппаратов. Используются в храмах, в которых действуют православные общины глухих.

Проецирование на экраны богослужебных текстов. К сожалению, не всегда и не все храмы имеют возможность привлечь к работе переводчика жестового языка (сурдопереводчика). Тогда в храме можно установить экран, проектор и компьютер. Во время литургии на экран транслируются слайды с текстом богослужения на церковнославянском языке и параллельно русский перевод. Проекцию текста на экран организовать технически не сложно. Но надо заметить, что это в большей степени вынужденная и временная мера, которая не может стать альтернативой сурдопереводу. В некоторых православных общинах проекция текстов и сурдоперевод используются одновременно, что позволяет учесть особенности восприятия и предпочтения прихожан с разными типами нарушения слуха.

Ширмы для исповеди. Об их приобретении стоит позаботиться, если в храм стали приходить глухие люди: ширмы помогут сохранить тайну исповеди при коммуникации священнослужителя и глухого прихожанина. Также священники используют архитектурные ниши в храме, небольшие закрытые от посторонних глаз приделы для совершения этого таинства.

Визуальная навигация на территории храма должна быть продумана, понятна и наглядна, чтобы оптимизировать потоки движения людей и помочь найти нужное направление всем прихожанам, включая пожилых, детей и маломобильных людей.

Бегущие строки, светодиодные табло используются для визуального дублирования информации. В настоящее время они активно применяются в учреждениях культуры, здравоохранения, социальных объектах и коммерческих организациях для указания пути движения, информирования о времени работы, важных событиях или внештатных ситуациях (например, предупреждают о возгорании помещения). Возможно, через некоторое время они будут использоваться и в храмах.

Назад Оглавление Далее