Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Глоссарий

Абилитация (от лат. abilitas-пригодность, способность) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психического и физического развития человека. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии первоначальное формирование способностей.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Адресность - принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.
Арт-терапия - один из видов психотерапии, лечение приобщением к искусству. При этом либо с больным (клиентом) обсуждаются произведения искусства, либо используются переживания творца. Искусство служит для больного (клиента) возможностью самовыражения, отвлекающим средством. К арт-терапии относятся библиотерапия, музы- котерапия, кинотерапия и т.д.
Аутизм - отгороженность от окружающих, погружение больного в мир собственных переживаний. С больным трудно вступить в общение. Аутизм ("преобладание внутренней жизни") определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в нескольких сферах жизни человека до достижения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. Речь может отсутствовать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышанные слова или фразы. В результате перечисленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружающей обстановке.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) - психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации (активизации) протекания основных психофизиологических функций. Аутотренинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности клиента воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих человеку конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классификационная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у клиента, и степень доступности этой книги человеку.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ, ВИЧ-инфекция)- вирус, способный со временем уменьшать количество клеток крови, отвечающих за иммунную систему организма (Т-лимфоцитов), приводя к развитию состояния СПИД.
ВИЧ-положительный (ВИЧ-инфицированный) - человек, у которого были выявлены антитела к ВИЧ.
ВИЧ-статус - наличие или отсутствие ВИЧ-инфекции в организме конкретного человека. ВИЧ-статус может быть отрицательным (нет ВИЧ-инфекции) или положительным.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности путем педагогических воздействий в соответствии с определенными социально-педагогическими целями.
Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) - рекомендуемый стандарт лечения ВИЧ-инфекции, комбинация трех или более антиретровирусных (АРВ) препаратов.
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром) - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и повышенной активностью. Г. Вейс считает наиболее характерными следующие нарушения при гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые появления гиперактивности наблюдаются в возрасте до семи лет. Причины гиперактивности остаются недостаточно выясненными.
Гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании, - гражданин, в отношении которого существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Группа поддержки для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, - форма групповой психологической работы, целью которой является оказание психологической помощи родителям в преодолении трудной жизненной ситуации, связанной с рождением и воспитанием ребенка с ОВЗ. Достижение цели осуществляется через содействие в преодолении психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ; преодоление социальной изоляции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и организацию получения ими поддержки от специалистов и других родителей. Результатом является улучшение эмоционального состояния родителей детей с ОВЗ, профилактика инвалидного стиля жизни в семье, способность родителей к конструктивному взаимодействию с ребенком, отказ от насильственных методов воспитания.
Депривация - лишение ребенка необходимых для нормального формирования личности родительской ласки, тепла, заботы, правильного воспитания и возможности удовлетворять свои эмоциональные, духовные, физические и материальные потребности.
Десоциализация - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации.
Дети с нарушениями развития - дети, у которых по сравнению с их сверстниками выявлено отставание в развитии или имеются нарушения двигательных, когнитивных, коммуникативных, сенсорных или иных функций. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание двух или трех нарушений).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с отклонениями в психическом развитии - дети, у которых отклонения (от нормы) в психическом развитии выражены сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержка в развитии, двигательные нарушения, тяжелые дефекты речи). Отклонения возникают с момента рождения ребенка, если поражение является внутриутробным, или с момента возникновения дефекта (постнатальное).
Дети с отклонениями в развитии (аномальные дети) - дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Основные категории аномальных детей: с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); тяжелыми нарушениями речи (логопаты); нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, или олигофрены, с различной глубиной дефекта: идиотия, имбецильность, дебильность); комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение и воспитание таких детей осуществляется в специальных учебно-воспитательных учреждениях, соответствующих по своему профилю характеру аномалии.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, проявляющееся различными двигательными нарушениями, часто в сочетании с нарушениями интеллекта. Причиной заболевания является поражение отдельных участков головного мозга, наступившее во время беременности, родов или в первые два месяца жизни ребенка. Основные проявления ДЦП: скованность мышц, или спастичность; неконтролируемые движения, или атетоз; расстройство координации движений, или атаксия.
Дефектология - интегративная научная область, охватывающая проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные отрасли специальной педагогики, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей и взрослых тех категорий, изучение которых ведет специальная психология. К дефектологии относятся также нейрофизиологические, патофизиологические и клинические аспекты изучения недостатков развития, социологическая проблематика, связанная с изучением причин и распространенности нарушений развития, а также вопросы социальной адаптации и жизнедеятельности лиц с физическими и психическими нарушениями. В дефектологию входит также разработка специальных технических средств, которые применяются с целью коррекции и компенсации недостатков лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы при обучении, в трудовой деятельности и в быту.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития. Наряду со стойкими нарушениями развития типа олигофрении в психологии выделяют временные задержки психического развития. Дети с временными задержками в развитии могут при специальной коррекционной работе догнать в развитии сверстников и обучаться в массовой школе. Причиной временных задержек развития часто является инфантилизм.
Здоровый образ жизни - образ жизни, объединяющий все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее благоприятных для организма условиях. Включает в себя рационально организованный физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, психогигиены и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и т.д.
Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) - употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Игровая терапия - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.
Изоляция - обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с другими людьми в условиях космического полета, зимовок, отдаленных экспедиций и т.п. Специально изоляция рассматривается в клинике нервных и душевных болезней: в случаях поражения слуха, зрения, речевой деятельности - при нарушениях артикуляции, речеобразования и восприятия речи.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Инвалид с детства - инвалид старше 18 лет, признанный инвалидом до 18-летнего возраста.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Выделяют три группы инвалидности.
Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, общению и контроль за своими действиями.
Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.
Таким образом, инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистами государственных учреждений медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и других антиобщественных действий.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении - система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Индивидуальный образовательный план - документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психологопедагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором образовательного учреждения и подписанный родителями ребенка.
Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю), или включенное образование, - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Интеграция [от лат. integratio - восстановление, соединение) - в контексте коррекционной педагогики это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса.
Качество жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи - интегральная характеристика жизни ребенка и его семьи на основании ряда показателей, в том числе: физического здоровья; психического здоровья; социального статуса; материального достатка (социально-экономического статуса); общей удовлетворенности жизнью; уверенности в завтрашнем дне; возможности развития задатков и способностей; возможности получить профессию и трудиться, наличия социальных связей, обеспечивающих взаимопомощь и взаимную поддержку; полноты участия в жизни общества.
Коммуникация [лат. communico-связываю, общаюсь) - сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. В зависимости от того, используются ли в процессе коммуникации слова, средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные средства коммуникации - это устные и письменные сообщения. Вербальные средства коммуникации включают в себя: устную речь; дактилологию; письменную речь (плоскопечатный и рельефноточечный шрифты, письмо на ладони); электронные системы. Невербальные средства коммуникации имеют самостоятельное значение в коммуникации. Они предвосхищают то, что будет передано вербально, иногда служат заменителями слов и целых фраз. С помощью невербальных средств можно продублировать содержание вербального общения. К ним относятся: движения тела; естественные жесты, пантомима; вокализация; предметно-символическая, или календарная, система; изображения - цветные и черно-белые картинки, фотографии; пиктограммы. Подбор средств коммуникации для развития коммуникативных возможностей детей, имеющих множественные нарушения, - один из самых главных и трудных вопросов.
Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации.
Конфликт - психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.
Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
Куратор - специалист уполномоченной службы, осуществляющий социальный патронат семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, оказывающий социально-психолого-педагогическую помощь семье и контроль за ходом реабилитации и соблюдением прав детей в семье.
Лечебная физкультура - применение разнообразных средств физической культуры с лечебными и профилактическими целями. В основе лечебной физкультуры лежит дозированная тренировка больного (клиента) с учетом его клинического состояния, возраста, пола. Основным средством лечебной физкультуры являются физические упражнения.
Логопедия - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов, методов их предупреждения и преодоления. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений; другие обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности. Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении соответствующих врачебных мероприятий.
Люди с ограничениями жизнедеятельности - люди, у которых вследствие нарушения здоровья наблюдается полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, трудовой деятельности, игровой деятельности (у детей) и контроля за своим поведением.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое детей и более (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующее влияние.
Нарушение развития - нарушение у ребенка двигательных, коммуникативных, сенсорных или иных функций как последствие или изменений в состоянии здоровья, или неадекватного воспитания ребенка в семье (интернатном учреждении).
Первичное нарушение - основное нарушение в сфере психической деятельности, основной причиной которого выступают различные заболевания, травмы, иногда - наследственность. При слепоте - выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия; при глухоте - грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия; при умственной отсталости - нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга (прежде всего недостатки мышления). Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т. е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения
При глухоте вторичный дефект - нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это происходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения. При частичном нарушении слуха (у слабослышащих детей) первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют качественно иной характер, ибо речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется целым рядом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам.
Недостаток, отклонение в развитии - несоответствие возможностей человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. К числу недостатков в развитии, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Норма - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нормализация - основной принцип помощи людям с ограничениями жизнедеятельности, в соответствии с которым усилия специалистов направлены на то, чтобы сделать жизнь такого человека нормальной, создать условия для его полноценного развития и дать возможность участвовать в жизни общества так, как это делают другие люди.
Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ) - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации и восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Опека (попечительство) - одна из разновидностей замещающей семьи, которая предполагает семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, и гражданами, признанными недееспособными; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание опекаемого опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Опекун - лицо, которому вверена опека, законный представитель своего подопечного, совершающий от его имени бытовые сделки (для других сделок требуется разрешение органов опеки и попечительства). Опекуном может быть только гражданин, достигший 18 лет и добровольно взявший на себя функцию опеки.
Организации социального обслуживания - организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Особые образовательные потребности ребенка с нарушениями развития - связанные с тем, что ребенок с нарушениями развития не готов к усвоению общеобразовательных программ, потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей. Особые образовательные потребности, являющиеся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционноразвивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; удлинение сроков получения образования; систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру (Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Отклонение в поведении ребенка - несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъявляемых требований и ожиданий, не выходящих за пределы "низкой нормы" и не обусловленных органическим поражением центральной нервной системы.
Отклоняющееся поведение - поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально входить в социальную жизнь.
Отклоняющее развитие -такое развитие, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.
Патронаж (от фр. "покровительство") - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре; реализация конкретных действий по осуществлению патронажа.
Патронаж семьи и детей социальный - форма индивидуальной адресной социальной поддержки семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и предоставления им необходимых услуг на протяжении длительного периода времени.
Патронажная семья - разновидность замещающей семьи, предполагающая устройство детей, нуждающихся в защите, с установленным статусом и без него.
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.
Профессионализация - формирование профессиональной позиции, интеграция личностных, профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности.
Профессионализм - высокий устойчивый уровень знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация - негативные изменения в личности социального работника как последствия временных психических состояний усталости и напряженности, приводящие к кризисам и ошибкам в профессиональной деятельности.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Профилактика распространения ВИЧ-инфекции - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих инфицированию ВИЧ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий инфицирования ВИЧ.
Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Психологическая адаптация - принятие социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды.
Психологическая консультация - одна из форм функционирования психологической службы, направленная на оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.
Психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) - комиссия, созданная для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей. Субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных ПМПК из расчета одна комиссия не более чем на 100 тысяч детей, проживающих на одной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации. ПМПК осуществляет дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка. В состав ПМПК обязательно входят следующие специалисты: психолог; врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр); специальные педагоги - логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, - помощь, которая включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Работа с группой - метод социальной работы, когда люди, имеющие общие интересы или проблемы, при участии социального работника регулярно встречаются для осуществления деятельности, направленной на достижение общих целей.
Работа с индивидуальным случаем - один из основных методов социальной работы, направленный на решение проблем конкретного человека.
Работник социальной службы - лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг их получателям.
Ранняя помощь - семейно ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены отклонения или нарушения в развитии различных функций или имеются риски возникновения нарушений развития. Ранняя помощь предполагает оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации, воспитывающим детей с нарушениями развития.
Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Ребенок с ограничениями жизнедеятельности (ОЖД) - ребенок, у которого наблюдается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни. Выделяются четыре степени выраженности нарушений функций организма человека: незначительные нарушения (нет ограничений жизнедеятельности), умеренные нарушения (первая степень ограничений жизнедеятельности), выраженные нарушения (вторая степень ограничений жизнедеятельности), значительно выраженные нарушения (третья степень ограничений жизнедеятельности).
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - ребенок, имеющий недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Ребенок с особыми образовательными потребностями - ребенок с нарушениями, вследствие которых при его образовании нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен, поскольку ориентирует исследователей на "проницаемость" границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Ресоциализация - восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности личности; происходит на основе реадаптации.
Самоактуализация (по А. Маслоу) - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.
Самообеспечение - самостоятельные действия получателя социальных услуг, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.
Семейная терапия - комплекс подходов и методов помощи семье в разрешении проблем, возникающих во взаимоотношениях между ее членами.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, как правило, совместно проживающие, ведущие совместное хозяйство.
Семья, нуждающаяся в социальном патронате, - семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не в состоянии надлежащим образом исполнять обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - комплекс вторичных синдромов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением инфекций и развитием полиорганной недостаточности. СПИД - состояние, возникающее при поздних стадиях ВИЧ-инфекции и характеризующееся наличием выраженных болезненных симптомов и проявлений инфекционных и (или) онкологических заболеваний.
Синдром утраты - сильные эмоции, переживаемые в результате потери близкого, любимого человека. Утрата бывает временной или постоянной, реальной или воображаемой, физической или психологической.
Служба ранней помощи (раннего вмешательства) - служба помощи детям от рождения до четырех лет с ограниченными возможностями здоровья или риском возникновения нарушения развития, а также их семьям.
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем. В международной практике это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социально опасное положение - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми.
Социально-педагогическая реабилитация - система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальное сопровождение - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальные услуги в полустационарной форме - социальные услуги, предоставляемые их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальные услуги в стационарной форме - социальные услуги, предоставляемые их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальный патронаж - форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере (реабилитационный работник) - лицо, осуществляющее оценку ограничений жизнедеятельности, сильных сторон и потребностей ребенка и организующее обучение членов семьи способам реабилитации ребенка своими силами в домашних условиях.
Специальная педагогика - теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
Специальное образование - процесс воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающий создание специальных условий для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.
Специальные условия для получения обра зования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность, в том числе соблюдать личную гигиену, а также способность к самостоятельному передвижению, управлению имуществом.
Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Технические средства реабилитации инвалидов - устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Универсальные учебные действия (в системе общего образования) - обобщенные способы действий, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении его можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Усьпювление (удочерение) - принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного (со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей) и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности; создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных основных общеобразовательных программ и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Функциональные способности - физические, умственные, коммуникативные, социальные и другие способности,
необходимые для ведения нормальной активной повседневной жизни.

Над глоссарием работали:

А. К Быков - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ИДПО ДСЗН г. Москвы;
Г. И. Климантова - доктор политических наук, профессор кафедры социальной политики и экономики ИДПО ДСЗН г. Москвы;
О. Г. Прохорова - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной политики и экономики ИДПО ДСЗН г. Москвы;
Е. И. Холостова - доктор исторических наук, профессор, директор ИДПО ДСЗН г. Москвы.

Назад Оглавление Конец

Популярные материалы Популярные материалы