Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Программа «Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества» (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения)

Эта программа реабилитации для людей с различными видами ограничений, которая проводится не в специальных центрах или больницах, а по месту жительства человека, имеющего ограничения, или там, где он учится или работает. Программа основана на обучении людей с ограничениями жизнедеятельности и на их интеграции в общество.
В программу "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества" должны быть вовлечены:
1) люди с ограничением жизнедеятельности;
2) члены их семей;
3) ближайшее окружение, т. е. люди, которые живут вместе с ними в одном доме, поселке, селе или городе;
4) местный реабилитационный работник.
Обязанности всех этих людей перечислены ниже.
1. Человек с ограничением жизнедеятельности.
Если такому человеку необходимо обучение, он должен:
- заниматься по программе с тренером и другими членами семьи. Со временем он должен научиться сам нести ответственность за свое обучение;
- пользоваться своим правом самостоятельно принимать решения;
- быть активным и ответственным членом семьи;
- считать себя членом семьи, пользоваться своими правами и иметь определенные обязанности в семье;
- быть активным и ответственным членом общества;
- иметь те же права и возможности, что и другие члены общества, например, в области получения образования и работы.
Если человек не нуждается в обучении, он может помочь тем, кому необходима программа реабилитации.
2. Члены семьи человека с ограничениями.
Во время проведения программы родственники человека с ограничением жизнедеятельности делают следующее:
- помогают этому человеку развивать свои способности;
- помогают ему выполнять то, что ему не по силам выполнить;
- предоставляют ему право принимать решения как равноправному члену семьи;
- поощряют его активное и ответственное поведение;
- дают ему возможность чувствовать, что он член семьи, пользоваться его правами и иметь определенные обязанности в семье;
- помогают ему общаться с другими людьми, способствуют тому, чтобы он понимал и принимал других людей, а они понимали и принимали его.
3. Близкое окружение.
Представители ближайшего окружения должны делать следующее:
- организовывать программы реабилитации для людей с ограничением жизнедеятельности и следить за их успешным осуществлением;
- следить за тем, чтобы люди с ограничением жизнедеятельности пользовались теми же правами и имели те же возможности, что и остальные члены общества;
- поощрять участие людей с ограничением жизнедеятельности в общественной деятельности;
- принимать меры по профилактике нарушений и ограничений жизнедеятельности.
4. Реабилитационный работник.
Местный реабилитационный работник организует программу "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества". Для этого он проводит следующие мероприятия:
- вовлекает общественность в проведение программы "реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества";
- выявляет всех людей с ограничениями жизнедеятельности;
- решает, кто нуждается в обучении;
- для каждого человека, который нуждается в обучении, находит такого члена семьи, друга или соседа, который будет его обучать по программе, и учит его, как это делается;
- выбирает необходимые комплекты обучающих материалов для каждого, кто нуждается в обучении;
- учит, помогает, контролирует обучение людей с нарушениями и действия тренеров и стимулирует их продолжать обучение;
- следит за изготовлением простейших приспособлений и устройств, если они необходимы человеку с ограничением жизнедеятельности.
Для организации реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье (нормализация жизни) реабилитационный работник:
- привлекает к сотрудничеству педагогов детских садов и школ, чтобы дети с нарушениями могли ходить в детский сад, а старшие дети и взрослые - получить школьное образование;
- подыскивает занятие или работу для взрослых с ограничением жизнедеятельности, которые нуждаются в средствах к существованию;
- оценивает успехи каждого, кто обучается по программе;
- ведет необходимые записи;
- выявляет людей с нарушениями, которым необходимы дополнительные услуги, и ищет способы помочь им; сообщает об этом в местный реабилитационный комитет;
- продолжает проведение программы.
Программа "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества" состоит из 30 комплектов обучающих материалов, в которых рассказывается о том, как научить человека с нарушениями выполнять необходимые виды деятельности.
В программу входят комплекты для следующих категорий людей с ограничениями жизнедеятельности:
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха или речи;
- с нарушением движений;
- которые не чувствуют свои руки и ноги;
- со странностями в поведении;
- у которых бывают судорожные припадки;
- с трудностями в обучении.
В комплектах содержится информация:
1) о том или ином нарушении, об ограничениях жизнедеятельности, которые при этом возникают, и о том, как можно помочь человеку с ограничениями;
2) о том, как научиться предотвращать появление вторичных осложнений;
3) о том, как можно самостоятельно изготовить простейшие приспособления для человека с ограничением жизнедеятельности или приспособить для такого человека необходимые инструменты;
4) информация о том, как следует обучать человека, имеющего определенное нарушение или ограничение:
- самостоятельно есть и пить;
- умываться, чистить зубы, пользоваться туалетом;
- говорить и общаться с другими людьми;
- садиться и вставать из положения лежа;
- самостоятельно передвигаться дома и на улице.
Кроме этого, есть группа общих материалов, которые необходимы для обучения любого человека, имеющего ограничения жизнедеятельности, вне зависимости от их вида:
- грудное вскармливание;
- игра;
- школьное обучение;
- социальная активность;
- домашние обязанности;
- трудоустройство.
Кроме комплектов с обучающими материалами в программу входят руководства, которые помогают начать использовать программу "Реабилитация людей с умственными и физическими ограничениями силами местного сообщества" по месту жительства:
- руководство для координаторов - для тех, кто работает в семьях людей с ограничениями жизнедеятельности, помогая им в проведении программы реабилитации;
- руководство для местного реабилитационного комитета, который помогает в управлении программой на данной территории;
- руководство для людей с ограничениями жизнедеятельности, которое описывает, что люди с нарушениями могут сделать для самих себя и для других людей, которые живут рядом с ними;
- руководство для членов семьи ребенка с ограничениями, которое описывает, что может сделать семья такого ребенка;
- руководство для педагогов детских садов и школ, которые обучают детей и взрослых с ограничениями жизнедеятельности.
Любой комплект или руководство можно использовать отдельно. Координаторы, учителя, члены семьи человека с ограничением жизнедеятельности и все заинтересованные лица могут использовать их по мере надобности.
Обучающие материалы написаны так, чтобы ими могли самостоятельно пользоваться люди с ограничением жизнедеятельности и члены их семей. Человек, который проводит обучение в семье, называется тренером (семейным тренером). Каждый комплект материалов начинается с вопроса: "Для чего предназначен этот комплект?". Далее дается ответ, объясняющий, какая информация содержится в нем. Затем излагается, как последовательно, шаг за шагом, обучать человека с ограничением жизнедеятельности. После этого следует раздел "Результаты". Прочитав его, тренер сможет оценить, насколько успешным было обучение. В этом разделе также описываются причины возможных неудач и даны советы относительно того, что делать в случае неудачи.

Как обучить тренера (семейного тренера)

Тренера можно обучать индивидуально или в группе. Сначала покажите ему комплект, в котором содержится информация о данном конкретном нарушении. Объясните структуру и содержание комплекта. Затем дайте его тренеру на несколько дней и попросите внимательно прочитать. Во время повторной встречи обсудите материалы с тренером.
Ответьте на возникшие вопросы. Удостоверьтесь в том, что он все понял. Объясните, как он должен пользоваться комплектом материалов для того, чтобы рассказывать членам своей семьи о нарушении. Затем учите тренера пользоваться следующим комплектом, который потребуется человеку, которого вы обучаете. Прочитайте материалы из комплекта вместе с тренером, объясните ему рисунки и все инструкции. Объясните тренеру, как учить человека, используя указания и инструкции. Помните о том, что когда вы общаетесь с человеком, которого вы обучаете, вы обязательно должны быть хорошим примером для тренера. Скорее всего, тренер будет подражать именно вашему поведению. Будьте добры и терпеливы. Не обращайтесь с взрослыми как с детьми. Будьте вежливы и терпеливы с пожилыми людьми.
Попросите тренера показать вам, как он использует инструкции. Если это необходимо, поправьте его. Если позже вы заметите, что тренер забыл о чем-то, еще раз покажите ему этот этап. Предупредите тренера, чтобы он учил человека одновременно только одному виду деятельности. Тренер должен проявлять терпение, пока человек, которого он обучает, не научится данному конкретному виду деятельности. Только после этого он может перейти к следующему виду деятельности. Тренер должен заниматься с человеком каждый день в одно и то же время, следя за тем, чтобы тот не уставал. Обучением определенному виду деятельности следует заниматься тогда, когда этот вид деятельности уместен. Например, обучайте самостоятельно принимать пищу, когда вся семья обедает. Учите одеваться по утрам, а раздеваться по вечерам.
Объясните тренеру, как важно внушать человеку, которого вы обучаете, чувство уверенности в своих силах. Когда он добивается успехов или обучается каким-то видам деятельности, его следует хвалить. Это придаст ему уверенности в себе, и он захочет учиться чему-то новому. Тренер должен понимать, что в одних случаях результаты обучения появятся достаточно быстро, а в других для этого могут потребоваться месяцы и даже годы. Если у человека, которого вы обучаете, тяжелое нарушение слуха и речи или если он испытывает огромные трудности в обучении, не следует ожидать быстрых результатов.

Как руководить работой тренера (семейного тренера)

Через неделю после начала обучения проверьте, как оно продвигается. Попросите, чтобы вам показали, что было сделано за неделю. Если тренер столкнулся с какими-либо трудностями, обсудите их с ним. Внесите необходимые поправки. Спросите, сколько раз тренер занимался с человеком со времени вашего последнего визита. Не забудьте похвалить тренера, если все было сделано правильно. За такое короткое время результаты обучения появиться еще не могут. Объясните это и тренеру, и человеку, которого он обучает. Объясните им, что формирование навыков требует времени. Решите, когда вы в следующий раз посетите эту семью.
Если вы считаете, что тренер и человек, которого вы обучаете, нуждаются в помощи, зайдите к ним еще через неделю. Если обучение идет нормально, посетите их через две недели. Через несколько недель, когда вы поймете, что тренер благополучно обходится без вашей помощи, заходите к ним два раза в месяц. По прошествии некоторого времени тренер и человек, которого он обучает, могут решить, что они уже освоили определенные виды деятельности. Возможно, им захочется прекратить обучение. В этом случае следует перейти к разделу "Результаты", чтобы проверить, каких успехов удалось достичь. Если тренер не умеет читать или писать, предложите свою помощь, чтобы заполнить таблицы в разделе "Результаты". Когда это потребуется, передайте тренеру и человеку, которого он обучает, новый комплект материалов. Время от времени вы должны подбадривать тренеров. Полезно собирать их вместе, чтобы они могли обсудить то, что им удалось сделать. Также на этих собраниях они могут обсудить трудности, с которыми они сталкиваются, и способы их разрешения. Если кто-то из тренеров до сих пор не смог преодолеть какие-то трудности, он сможет получить помощь от других. Тренеры также могут приходить друг к другу в гости, чтобы показывать друг другу примеры успешного обучения. Устраивайте такие собрания по меньшей мере раз в три месяца и сами участвуйте в дискуссиях.

Назад Оглавление Далее