Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальные деревни для инвалидов с тяжелыми психическими заболеваниями (Иркутская область)

В Иркутской области появилась и развивается уникальная форма организации совместной жизнедеятельности инвалидов, имеющих тяжелые ментальные нарушения, направленная на создание благоприятных условий для их социальной адаптации и развития. Социальная деревня Заречная создана Иркутской областной общественной организацией инвалидов "Семейная усадьба", а социальная деревня Исток - Иркутской городской общественной организацией инвалидов "Прибайкальский талисман".
Специфика реабилитации лиц с нарушением интеллекта заключается в том, что для них требуется создание определенной среды, в которой они могут обучаться, трудиться и жить, - социально защищенных школ, мастерских, деревень. Богатый опыт организации работы с такими людьми имеют вальдорфские лечебно-педагогические и социальнотерапевтические учреждения. Первая такая деревня Светлана появилась в России под Волховом Ленинградской области. Она построена с помощью родственной норвежской деревни Видарозен.
Сегодня у людей с глубокой умственной отсталостью, достигших совершеннолетия, жизненный выбор невелик: жить на иждивении у родных или отправляться в закрытые специализированные государственные учреждения. С такой ситуацией не согласились несколько иркутских матерей, воспитывавших детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Женщины решили создать место, где их дети могли бы чувствовать себя комфортно. Спустя 10 лет стало понятно, что социальная деревня - идеальная форма адаптации инвалидов с нарушениями интеллекта.
Обе деревни расположены в 35-40 км от Иркутска. Здесь живут в основном молодые инвалиды I-II группы с тяжелыми формами умственной отсталости, шизофрении, аутизма, эпилепсии. Численность жителей двух деревень небольшая - от 9 до 15 человек. Обе деревни существуют за счет пенсий инвалидов, выигранных грантов, а также за счет небольших доходов от продажи собственной продукции из мастерских, от реализации молока и овощей с огорода. Инвалидам помогают благотворители. Функции врачей и социальных педагогов в Заречной и Истоке выполняют родители и штатные сотрудники. В Истоке действует международный волонтерский лагерь, в котором работают энтузиасты из Швеции, Германии, Голландии, Швейцарии, Франции и студенты иркутских вузов.
Опыт Заречной и Истока показывает, что такие поселения могут стать достойной альтернативой закрытым специализированным учреждениям и люди с тяжелыми психическими отклонениями в состоянии жить полноценной жизнью. Аналогичные социальные проекты запущены в Бурятии, Перми, Владимире, под Санкт-Петербургом и в Москве.
Жизнь в деревне строится по определенному ритму и расписанию. В основе жизни деревни лежит четкий, устоявшийся режим дня, суток, недели, года. Жизнь селян расписана по минутам. День начинается с подъема. Это очень замечательное время, потому что все просыпаются под звуки флейты. Через некоторое время начинается первое движение, все желают друг другу доброго утра и радуются новому дню. После утреннего подъема ребята встают в круг, проходит общее собрание. Круг - это в первую очередь планирование дня, поддержание дисциплины и распределение дел, занятий и обязанностей среди тех, кто живет в деревне, а это и сотрудники, и люди с ограниченными возможностями. Они называют дату, день недели, число, год. Если это рабочий день, сообща решают, кто чем будет заниматься, если выходной - подопечные узнают от руководителя, какие развлечения их ждут. Затем каждый по очереди проговаривает, что ему нужно сделать в течение дня.
После круга все идут на завтрак, кроме приема пищи это также и терапия. Каждый знает свое место, соблюдает определенное поведение и ритуалы за столом (все блюда передаются по кругу, из рук в руки и т.д.). За стол люди садятся, чтобы получить удовольствие от трапезы и общения, и для этого созданы все условия. После завтрака все расходятся на работы согласно плану, озвученному на утреннем круге (кто-то работает в мастерской, кто-то ухаживает за животными и т.д.). Жители делают небольшой перерыв, чтобы попить кофе. Далее по плану обед, небольшой перерыв, после которого все снова расходятся на работы. После обеда работают на улице (в основном поддерживают порядок на территории деревни), далее идут дела по хозяйству. Каждый наводит порядок в своей комнате, а ответственные делают уборку в местах общего пользования. В доме всегда порядок, чисто, светло и комфортно. Затем по плану проходит полдник и начинаются занятия. Все ребята собираются в комнате досуга и занимаются музыкой, рисованием, танцами, изучаются окружающий мир. Каждое занятие - это не просто общение педагога с учениками. Это время открытий и приобретения новых навыков, обмена опытом и получения положительных эмоций. После занятий все собираются на вечерний круг, где обмениваются впечатлениями за прожитый день, отмечают, что сделано, что не сделано, что получилось, а что еще требует доработок.
В поселении ведется табель рабочего времени. Каждый трудовой день учитывается при получении зарплаты. И совсем не важно, что стоимость трудовых усилий чисто символическая. Для ребят главное знать, что их труд оценен. Они чувствуют себя нужными, и в этом, по мнению специалистов, основное отличие социального поселения от психоневрологических интернатов.
В деревне проводятся праздничные мероприятия, в которых принимают участие как педагоги, так и все воспитанники. К праздникам подопечные готовятся на занятиях. Инвалиды достигли больших творческих успехов, проводят настоящие концерты. Эти выступления проходят также и в городе. Инструменты, на первый взгляд, простые: это погремушки, бубны, трещотки. Самое удивительное - то, какие красивые мелодии можно играть с их помощью (было бы желание). Праздники - это веселые, насыщенные события, которые не только способствуют сплочению коллектива, но и привносят в жизнь деревни новые моменты, делая неповторимым каждый день. Концерты имеют также коррекционную и терапевтическую цель. У участников появляется чувство оркестра (умение делать вместе общее дело, вести свою партию, отвечать за свои действия, прислушиваться к тем, кто рядом). Развивается чувство ритма, растет ответственность, которая необходима в повседневной жизни и в работе. После музыкальных занятий настроение молодых инвалидов гармонизируется, они становятся более общительными, терпимыми.
"Семейная усадьба" и "Прибайкальский талисман" - негосударственные некоммерческие организации в Иркутске, имеющие одинаковый по времени опыт работы с детьми и подростками с ограниченными умственными возможностями. Их реабилитация осуществляется в учреждениях дневного пребывания - реабилитационном центре ("Семейная усадьба") и школе ("Прибайкальский талисман"). Каждое новое учреждение, в том числе и негосударственное, содействует смягчению социальной напряженности, помогает выйти из тупиковой ситуации семьям, имеющим больных детей. За время своего существования "Семейная усадьба" и "Прибайкальский талисман" приобрели ценный опыт социального партнерства.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы