aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Летние интеграционные лагеря для детей-инвалидов (город Москва)

Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир" (далее - Организация) устраивает летний отдых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и их родителей. Что удивительно, часто семьи получают отказ при попытке устроиться в специализированный санаторий. Причиной отказа становится наличие у ребенка психических нарушений. Многим не под силу и финансовая сторона организации летнего отдыха ребенка, ведь чаще всего семья хочет не просто вывезти ребенка на природу, но и найти возможность продолжить занятия, например, с двигательным и музыкальным терапевтами, дефектологом и т.д.
Многие родители в сообществе считают, что практически идеальную возможность для того, чтобы терапия, обучение и отдых соединились, дает летний лагерь. В лагере родители и дети, даже дети с очень тяжелыми нарушениями, живут в палатках в лесу. Это совершенно иная жизненная среда - для многих детей терапевтичной является сама смена привычной обстановки. В новой ситуации можно преодолеть сложившийся порядок вещей и стереотипы, становящиеся на некотором этапе ограничением развития, можно заметить что-то новое, расширить возможности взаимодействия ребенка с миром. Например, ребенок не мог есть дома сидя, все время выбегал из-за стола, кусочничал, поскольку еда была всегда рядом в холодильнике на кухне, ел строго определенную пищу, например, только белого цвета. А в лагере еда только по расписанию, вместе со всеми, разная и часто не такая, к которой он привык дома. И в результате к концу смены ребенок может есть разную еду вместе со всеми, сидя за столом. Для других детей важным оказывается особый "сложный рельеф" местности. В городе все понятно - прямые улицы и дороги, стены домов, ровный пол дома, всегда теплая вода, комфортная температура дома. В лагере все по-другому. Здесь и трава, и песок, и мох, вода и земля, разные непривычные запахи, костер, ветер и т.д. Для ребенка, приехавшего в лагерь, природа становится естественным тренажером для развития его сенсорных, двигательных и эмоциональных возможностей.
Жизнь в лагере имеет четкий распорядок с утра и до вечера для всех участников. Для детей установлено время занятий, игр, прогулок, отдыха. У родителей - дежурства по кухне и по лагерю, участие в группе психологической поддержки, устройство вечерней кукольной сказки для ребят и т.д. А еще есть всякие совместные мероприятия - походы, веселые старты, спектакли. При таком режиме ребенок, с одной стороны, может встраиваться в ритм общей жизни, а с другой стороны, вынужден принимать новое, что часто становится для него испытанием. Все это способствует повышению адаптации, расшатыванию привычных стереотипов поведения и расширению его возможностей.
В лагере живут все вместе - семьи с особыми детьми и их братьями и сестрами, специалисты со своими семьями, волонтеры. Это создает, с одной стороны, возможности для общения детей обычных и с особенностями, их естественного обучения и взаимодействия, например, во время игры, походов в лес, во время приема пищи и т.д. С другой стороны, это помогает устанавливать новые отношения между специалистами и семьями и между самими семьями. Семья может увидеть себя как бы со стороны, сравнить с другими семьями, поделиться своим опытом и перенять что-то, при этом можно попросить помощи у педагогов, ведь они всегда рядом. Вместе с тем и педагогам в таких полевых условиях, в разных повседневных ситуациях становятся понятнее многие трудности и видны новые возможности. Родители тоже могут по-новому взглянуть на своего ребенка, обнаружить другие способы общения с ним и его обучения. Благодаря тому, что в лагере многое делается вместе (приготовление еды, уборка территории, походы, посиделки у костра и т.д.), создается особая атмосфера доверия, сотрудничества, партнерства, "общего дома", которая потом сохраняется и по возвращении в город.
Сейчас члены Организации считают, что именно лагерь дал семьям возможность превратиться из просто семей, обремененных проблемами своих детей, в команду, которая хочет и может построить для детей другое, достойное будущее. Именно это ощущение поддерживает активность родителей в реализации прав их детей на реабилитацию, обучение и достойную жизнь.

Назад Оглавление Далее