aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Мастерская социальной творческой инклюзии детей-инвалидов (город Москва)

Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир" (далее - Организация) создана летом 1997 г. и объединяет семьи, в которых растут дети с особыми потребностями. Организация является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, самоуправления, равноправия и законности.
Целью Организации является содействие социальной интеграции и адаптации детей и взрослых с особенностями психоречевого развития. Для достижения поставленной цели Организация ставит перед собой следующие задачи:
- содействие дошкольному и школьному образованию, профессиональному обучению детей с особенностями психоречевого развития;
- оказание помощи в трудоустройстве и создание новых рабочих мест;
- оказание помощи в социальной адаптации;
- организация культурно-просветительских мероприятий и досуга семей с детьми и взрослыми, имеющими проблемы психоречевого развития;
- организация летнего отдыха для членов организации и их семей, оказание психологической, моральной и материальной помощи семьям с детьми, имеющими проблемы психоречевого развития; культурно-просветительская деятельность, способствующая переориентации отношения общества к детям и взрослым с особенностями психоречевого развития;
- расширение связей с международными организациями и аналогичными объединениями в других субъектах Российской Федерации для обмена информацией (педагогической, медицинской, информационно-правовой) и опытом работы. Создание филиалов в других субъектах Российской Федерации, если там нет подобных организаций и помощь детям и взрослым с особенностями психоречевого развития, их семьям не оказывается;
- содействие в создании семейной деревни (общины) для отдыха, работы и проживания семей с детьми и взрослых, имеющих проблемы психоречевого развития.
Благодаря деятельности родителей и специалистов меняется ситуация в области реализации прав на обучение, труд и достойную жизнь в обществе детей и взрослых с тяжелой психо-интеллектуальной инвалидностью. В рамках общественных инициатив возникают новые формы достойной жизни для людей с нарушениями развития.

Проект "Образ жизни"

Организация реализовала несколько проектов под общим названием "Образ жизни", результатом которых стало значительное расширение процесса социально-трудовой реабилитации и интеграции молодых инвалидов с серьезными нарушениями интеллекта, психики и поведения. В рамках этих проектов удалось обеспечить материальную составляющую ритмичной работы ремесленных мастерских (включая приобретение расходных материалов и необходимого оборудования); стимулировать повышение творческого потенциала ребят на дополнительных занятиях; приобрести мебель и посуду для вновь созданной социально-бытовой мастерской и проводить в ней дополнительные занятия по обучению социально-бытовым навыкам. Организованы занятия адаптивной физкультурой; работают интеграционные лагеря; проводятся интенсивные культурные программы.
Цель проекта "Образ жизни" - посильное включение в социальную жизнь совершеннолетних ребят с серьезными проблемами интеллекта, психики и поведения.
Многие из старших ребят, родители которых входят в "Дорогу в мир", занимались в мастерских московского Центра лечебной педагогики (далее - ЦЛП), где их родители получили первые уроки правильного взаимодействия с детьми и где предложили идею создания родительской организации для помощи собственным детям. Созданный для работы с детьми, центр не прекратил заботу и о своих взрослых воспитанниках. Затем и родители поняли, что могут принести пользу центру, а также другим семьям и организациям. Сначала основная часть работы была связана с мастерскими и специалистами ЦЛП. На базе этих мастерских были реализованы проекты "Образ жизни" и "Образ жизни - 2". В рамках этих практик были профинансированы дополнительные занятия ребят в полиграфической мастерской, направленные на развитие навыков общения и социального поведения. Также были частично оплачены материалы и оборудование для мастерских, труд специалистов для дополнительного социального и медицинского сопровождения ребят, для занятий физкультурой. Чтобы приучить детей находиться в обществе и приучить окружающих к возможности интегрированного существования, родители проводили культурные мероприятия: походы в театр, кино, кафе, музеи. Для организации загородного отдыха детей служили интегративные лагеря в Пскове и на Валдае.
Несколько лет назад был начат проект "Образ жизни - 5", направленный на совершенствование форм профессиональной подготовки и интеграции молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями интеллекта, психики и поведения, поддержку первых выпускников колледжа № 21 г. Москвы на адаптационных рабочих местах. Авторы проекта - родители, входящие в Межрегиональную общественную организацию помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир". Адресаты проекта - молодые люди с интеллектуальной (ментальной) инвалидностью, которые не могут вписаться в рыночные трудовые отношения, однако способны к минимальной трудовой деятельности и могут находиться в коллективе. Для их включения в социальную жизнь используются трудовые и творческие методы в сочетании с разработанной в рамках проектов МОО "Дорога в мир" методикой социально-психологического сопровождения.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
• оказание помощи в организации адаптационных рабочих мест для молодых людей с тяжелой психоинтеллектуальной инвалидностью;
• поддержка процесса профессиональной подготовки молодых инвалидов - учащихся технологического колледжа № 21;
• дальнейшее совершенствование социально-бытовых навыков учащихся колледжа и выпускников на базе созданной комнаты социально-бытовой адаптации;
• проведение доступной для молодых людей с ограниченными возможностями познавательной и культурно-досуговой программы;
• укрепление контактов семей молодых людей с инвалидностью;
• распространение информации о перспективах социализации детей;
• работа с государственной властью, депутатами Мосгордумы над совершенствованием законодательства.
Проект направлен на обеспечение стабильной общественно полезной дневной трудовой занятости совершеннолетних инвалидов с выраженными нарушениями интеллектуального (ментального) развития.
Особенно важным родители считают то, что коллектив специалистов вместе с участниками проекта планирует события, на которые можно своим трудом заработать деньги: поход в театр или кафе, экскурсии, изготовление или покупка угощения к чаю для проведения праздников и приглашения гостей. В маленьком коллективе целенаправленно создается атмосфера дружбы, искренних отношений, взаимопомощи, где каждый знает, что без него не обойтись.
Для этого в практике предусмотрены ситуационное сопровождение и создание тренинговых ситуаций: знания и навыки, полученные во время совместного труда и общения, целенаправленно отрабатываются сотрудниками сопровождения с ребятами в процессе ежедневной полезной деятельности. Очень важным является совместное осмысление пройденных в мастерской "участков жизни".
Еще один элемент деятельности мастерской - кратковременные, до 60 мин, тренинги развития: беседы психолога с ребятами об их интересах и предпочтениях, о волнующих их вопросах, а также помощь в освоении новых или восстановлении утраченных знаний, в формировании личной позиции и ощущения причастности к коллективу.

Назад Оглавление Далее