Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Группа выходного дня «Школа здоровья» (город Пенза)

Цель практики - социальная поддержка семей с детьми- инвалидами для обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, подготовка к самостоятельной жизни. Для участия в практике была определена экспериментальная группа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и воспитывающих детей-инвалидов (20 семей, из которых 20 детей-инвалидов одной возрастной группы - 5 лет, 36 взрослых). Для осуществления практики открыта группа выходного дня "Школа здоровья". Основными функциями группы выходного дня являются:
- охрана жизни и здоровья детей-инвалидов;
- социально-нравственное воспитание;
- обеспечение личностного развития ребенка;
- формирование у детей базовых социальных знаний, умений, навыков;
- диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов дошкольного возраста на дому;
- координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.
Группа работает в субботу и воскресенье в удобное время для родителей. В эти дни специалисты группы выходного дня ждут родителей вместе с детьми. Кроме этого, в субботу в первой половине дня у взрослых есть возможность оставить в группе малыша на четыре часа. В группе регулярно проводятся занятия с малышами, охватывающие все направления развития ребенка: двигательное, речевое, познавательное, социальное, эмоциональное. Родители могут присутствовать на занятиях в группе или оставить малыша под присмотром специалистов. Практика осуществляется по двум направлениям параллельно:
1) работа с детьми-инвалидами в группе выходного дня "Школа здоровья";
2) работа с родителями (содействие в профессиональной самореализации, нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей и родственников, обучение их коррекционным методикам для применения в домашних условиях, профилактическая и реабилитационная работа по недопущению жестокого обращения и насилия в отношении детей-инвалидов в семье и близком окружении).
Первое направление реализации социальной практики предусматривает создание наиболее благоприятных условий развития детей-инвалидов и помощь в адаптации ребенка в социальной среде. Оно состоит из следующих областей развития:
- упражнения из практической жизни;
- сенсорные упражнения;
- упражнения по развитию речи;
- занимательная математика;
- развитие познавательных функций "Я познаю мир".
Цель второго направления - обеспечение поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, путем осуществления социального сопровождения семей в проблемных сферах жизнедеятельности.
В Первомайском районе создан и функционирует Комплексный центр социальной помощи семье и детям, который способствует комплексному решению проблем семей. В направлении социальной поддержки материнства и детства работают специалисты семи отделений. Работа по реализации практики осуществляется специалистами двух отделений: отделением психолого-педагогической помощи, отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями. Специалисты обследуют семьи, воспитывающие детей-инвалидов, выявляют проблемы семей, определяют формы и методы помощи семьям, определяют потребности семей в конкретных видах социальных услуг, что позволяет сформировать максимально полное представление о социально-экономическом положении семей, об уровне и характере неблагополучия семей, тенденциях его развития. Специалисты отделений обладают высоким профессионализмом, имеют высшее профессиональное или высшее педагогическое образование. Для осуществления практики привлекаются студенты педагогического университета, имеющие незаконченное высшее педагогическое образование.
Используются дополнительные помещения, площадь которых позволяет разместить оборудование, необходимое для работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: спортивный инвентарь, оборудование для проведения сенсорных упражнений, оборудование для физиопроцедурного и массажного кабинета.
Результат практики - достижение индивидуальной степени адаптации детей-инвалидов в социальной среде. В большинстве семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшился психологический климат в семье, повысилась психологопедагогическая культура родителей и родственников, которые обучены коррекционным методикам для применения в домашних условиях.

Назад Оглавление Далее