Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов (Псковская область)

Муниципальное специальное социально-защищенное учреждение Псковской области "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов" было основано при активной благотворительной помощи общественной организации "Инициатива Псков в Рейнской Евангелической церкви" (Германия). Мастерские осуществляют свою деятельность на основании законов РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов" в Российской Федерации, на основании Устава мастерских, а также на основании договора между Администрацией г. Пскова и Псковским региональным общественным фондом поддержки инвалидов, договоров с учредителями и другими организациями, гражданами, иных законов и подзаконных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами и решениями органов местного самоуправления г. Пскова. На основании распоряжения Администрации Псковской области учреждение переименовано в "Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов имени Вернера Петера Шмитца"". Мастерские являются некоммерческой организацией.
В целях наиболее эффективного использования имущества и развития материальной базы мастерские имеют право осуществлять приносящую доход предпринимательскую деятельность, при этом полученная прибыль направляется на выполнение основной цели мастерских. Основной целью деятельности Производственно-интеграционных мастерских является профессиональная и социальная реабилитация людей с ограниченными умственными и (или) физическими возможностями. Реабилитация является методом, посредством которого человек с ограниченными возможностями получает возможность мобилизовать собственные ресурсы и собственными усилиями достигнуть поставленных целей. Помогая в чем-либо, нужно сделать так, чтобы эта помощь стала ненужной. Смыслом этого является преодоление зависимости от других.
Важным направлением в работе специалистов является формирование общественного мнения относительно людей с ограниченными возможностями как людей, имеющих равные права с другими людьми, но нуждающихся в особой индивидуальной помощи. В процессе реабилитации сотрудники развивают способности и формируют потребности молодых людей с ограниченными возможностями участвовать в трудовой деятельности длительный период времени, выполнять полученную работу качественно и в срок. Немаловажную роль в процессе профессиональной реабилитации имеет возможность самореализации. Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые люди с инвалидностью, - это невозможность трудоустроиться, а зачастую невозможность получить те или иные трудовые умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни в обществе. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями направлена на социальное и бытовое устройство инвалидов, а также интеграции в социум. Мастерские помогают людям с ограниченными умственными и (или) физическими возможностями освоить разные виды профессиональной деятельности, обеспечивают инвалидов трудовой занятостью.
В мастерские принимаются молодые люди с умственными и физическими нарушениями развития, I, II, III групп инвалидности, достигшие возраста 18 лет. В мастерские не принимаются люди:
- с хроническими инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- нарушениями поведения тяжелой степени, представляющими опасность для самих себя или для окружающих (агрессия);
- которые могут работать на предприятиях города.
Занятость инвалидов осуществляется на добровольной
основе (при приеме в мастерские с опекуном или самим инвалидом заключается договор). В мастерских используется слово "занятые".
Прием в мастерские производится:
- по заявлению опекуна (родителей или законных представителей) или собственного заявления инвалида;
- предложению органов образования или социальной защиты.
Документы, необходимые для приема в мастерские:
- заявление;
- паспорт;
- документ, удостоверяющий инвалидность;
- медицинская справка о состоянии здоровья;
- реабилитационная карта инвалида из МСЭК;
- справка из Муниципального учреждения управления микрорайонами о составе семьи;
- свидетельство об образовании;
- характеристика из образовательного учреждения;
- фотографии - 2 шт.
Большинство сотрудников-инвалидов, работающих в производственных отделениях, добираются до мастерских самостоятельно, пользуясь городским общественным транспортом. Инвалидов из отделения развития, а также из других отделений, которые не ориентируются самостоятельно в городе или имеют опорно-двигательные нарушения и нуждаются в сопровождении, доставляет в мастерские и домой автотранспорт Производственно-иннограционных мастерских.
Работа в мастерских происходит по следующему графику:
9.0 - начало работы;
10.0 - завтрак;
10.30 - работа по плану отделения;
11.0 - производственная гимнастика;
11.15 - работа по плану отделения;
12.30 - обед;
13.30 - работа по плану отделения;
14.30 - перерыв;
15.0 - работа по плану отделения / отъезд отделения развития и тренировочного отделения;
16.0 - окончание работы.
Способы стимулирования занятых в мастерских: бесплатное питание, организация досуга, социальное пособие. Один раз в месяц каждому выплачивается пособие за труд - социальное пособие). Социальное пособие выплачивается по результатам наблюдения мастеров не менее двух месяцев, отраженным в оценочном листе занятого, где указаны качество работы, производительность труда, степень его сложности, самостоятельность работника, его мотивация, добросовестность, пунктуальность, способность к работе в группе, готовность помочь в работе, оценка опасности труда, условия рабочего места, если занятый:
- добросовестно выполняет свои трудовые обязанности, распоряжения мастера;
- подчиняется внутреннему трудовому распорядку, принятому в мастерских;
- бережно относится к имуществу мастерских, в том числе к находящемуся в его пользовании инвентарю и оборудованию;
- обеспечивает сохранность вверенного ему имущества;
- правильно и по назначению использует переданное ему для работы оборудование, приборы, материалы;
- строго соблюдает правила техники безопасности труда на территории и в помещениях мастерских;
- выполняет инструкции мастеров.
Размер выплачиваемого социального пособия определяется ежегодно в I квартале комиссией по распределению социального пособия занятым. Главным результатом работы мастерских является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных так называемым здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, коммуникативные навыки, умение организовать свой досуг и др. Реабилитация помимо своей основной гуманитарной функции, заключающейся в возвращении человека к достойной жизни, имеет еще и важный социально-экономический аспект. В последнее время государственная политика в отношении инвалидов направлена на изменение общепринятого иждивенческого образа жизни, на понимание инвалидом, что он не ущербный, обделенный жизнью человек, а полноценный самостоятельный гражданин, способный внести свой вклад в общественную жизнь.
Тренировочное отделение. Все вновь принятые молодые люди (исключая ребят с очень тяжелой степенью инвалидности, которые идут сразу в отделение развития и ухода) поступают в тренировочное отделение мастерских. Отделение создано с целью трудовой подготовки молодых людей с ограниченными возможностями и включения в деятельность производственных отделений мастерских. Сроки пребывания в тренировочном отделении варьируются от нескольких месяцев до года. Это зависит от степени сформированное™ того или иного трудового умения и навыка. Перевод из тренировочного отделения в производственные отделения осуществляется на основе наблюдения за работой инвалида и по результатам оценочных листов. При подборе для молодого человека производственного отделения учитывается также его индивидуальные предпочтения в выборе вида деятельности.
В тренировочном отделении молодые люди приобретают различные трудовые навыки, учатся работать на различных станках (инструментах), обращаться с электротехникой (микроволновой печью, утюгом и проч.), шить на швейных машинах и оверлоке, ухаживать за растениями. В отделении также проводятся занятия, направленные на формирования навыков хозяйственной деятельности.
Подбор адекватного вида деятельности для каждого инвалида - главная задача тренировочного отделения. Сложность этой задачи обусловливается тем, что к моменту перехода во взрослую трудовую жизнь у большей части молодых людей, как правило, отсутствуют профессиональные интересы и планы, молодые люди не осознают свои возможности, не готовы к работе в коллективе, безынициативны. Работа по подбору адекватного вида деятельности для каждого молодого человека с ограниченными возможностями является важным аспектом его социальной адаптации. Эта работа направлена на обеспечение наиболее полной интеграции таких молодых людей в общество, так как правильный подбор трудовой деятельности дает возможность инвалиду реализовать себя и жить полноценной активной жизнью наравне с другими членами общества.
Отделение развития и ухода. В настоящее время отделение развития и ухода посещают люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С ними проводятся занятия по социально-трудовой адаптации. Направления работы отделения:
- хозяйственно-бытовая деятельность (дежурство в столовой, уход за комнатными растениями, уборка помещений, утюжка белья);
- трудовая деятельность (шлифовка деревянных изделий, швейное дело, посев и выращивание цветочных культур и проч.);
- формирование и развитие навыков самообслуживания (гигиенические навыки, уход за вещами и проч.);
- проведение развивающих занятий (развитие психических функций, общей и мелкой моторики и проч.);
- коммуникация и взаимодействие с окружающими людьми (развитие речи, соблюдение общепринятых норм общения, готовность оказать помощь и др.);
- работа в полиграфической мастерской (изготовление открыток, блокнотов и закладок ручной работы, выполнение индивидуальных заказов);
- работа над выпуском газеты мастерских "Мы вместе" (ежеквартально).
Хозяйственное отделение включает в себя бригаду из 8 человек, которые занимаются следующими видами хозяйственной деятельности в пределах мастерских:
- помощь и раздача обедов для мастерских из столовой;
- уборка некоторых помещений мастерских;
- мелкий ремонт в помещениях (замена лампочек и др.);
- обслуживание гостиничного домика;
- уборка территории.
Группа дневного пребывания. Группу посещают инвалиды с очень тяжелыми нарушениями, которым оказывается необходимый уход, проводятся индивидуальные занятия.
Растениеводство. Отделение обслуживает две теплицы, огород (20 соток), две контейнерные площадки с декоративными растениями, которые расположены на территории мастерских. В теплицах в зимнее время производится выгонка луковичных растений. Весной выращиваются тюльпаны, рассада овощных и цветочных культур. На огороде подопечные отделения занимаются выращиванием многолетних цветочных культур и плодовых кустарников. На контейнерной площадке работники отделения производят уход за декоративными растениями (поливают, подкармливают, сажают и пересаживают растения и т.д.). Кроме того, мастерские оказывают услуги по озеленению и благоустройству участков в городе. Отделение растениеводства занимается изготовлением декоративных свечей к рождеству и новогодним праздникам. Эту работу инвалиды выполняют в зимний период.
Виды деятельности при изготовлении свечей:
- сборка форм;
- плетение фитиля;
- взвешивание компонентов (парафин, стеарин);
- разогревание ваксы (смесь стеарина и парафина);
- добавление красителей;
- заливка форм с расплавленной ваксой.
Деревообработка. В отделении деревообработки производят изделия из экологически чистой древесины (ольха, липа). Основная продукция отделения деревообработки - игрушки из дерева по типу пазлов, обработанные льняным маслом. Игрушки предназначены для детей от трех лет. Они помогают развивать у ребенка внимание, память, восприятие, наблюдательность, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и точность движений, речь, тактильные ощущения. Игрушки также способствуют формированию у малыша усидчивости и самостоятельности.
Швейное отделение предлагает услуги по пошиву постельного белья, услуги по нанесению рисунка на футболку (другое изделие из ткани).
Прачечное отделение предлагает услуги по стирке, сушке и утюжке белья.
Картонажное отделение. Продукция и услуги картонажного отделения:
- размотка рулонной бумаги (картона) на листы разного формата;
- изготовление транспортной коробки из хром-эрзаца (картона), размеры: 35 х 21 * 8 см.; 40,5 х 34 х 8 см.
Отделение "Образовательный центр" как структурное подразделение государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области "Производственноинтеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца" создано 1 октября 2012 г. и является преемником и продолжателем образовательных традиций АНО "Образовательный центр социальной адаптации" (работавший в 2005-2012 гг.).
Цель - предоставление образовательных услуг работникам социальной сферы.
Основные задачи:
- повышение квалификации специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания с инвалидами, детьми-сиротами, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
- разработка учебных программ, подбор лекторского состава для проведения курсов;
- прогнозирование, планирование и организация курсов повышения квалификации сотрудников и руководителей социальных учреждений;
- координация международных образовательных проектов.

Сотрудничество с социальными партнерами

В марте 2010 г. состоялась встреча администрации мастерских с сотрудниками комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ), которые направляют инвалидов в мастерские для их трудовой реабилитации. На встрече были намечены пути совместной работы. Теперь информацию о мастерских можно получить в МСЭ, она представлена на стенде о производственно-интеграционных мастерских. Там же можно познакомиться с изделиями мастерских.
Мастерские сотрудничают с государственным учреждением социального обслуживания "Областной центр семьи". Основными направлениями этой работы являются семинары психологов Центра с сотрудниками мастерских, выставки- продажи изделий мастерских в Центре, проведение занятий родительского клуба сотрудниками отдела социальной помощи семье и детям. В мастерских проводятся экскурсии для учителей, учеников и родителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 1 (VIII вида). В ходе посещений мастерских гости узнают о целях, задачах мастерских, видят, как изготавливаются деревянные игрушки, выращиваются овощные и цветочные растения, знакомятся с работой тренировочного, прачечного, хозяйственного и других отделений, а также узнают, как проводят свой досуг подопечные мастерских.

Назад Оглавление Далее