Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Домашнее визитирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (Республика Татарстан)

В территориальном центре социальной помощи семье и детям "Веста" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан успешно реализуется "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье". Патронаж осуществляется в целях создания оптимальных условий для реабилитационной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, содействия в социализации, а также в обучении родителей методам реабилитации.
В основном тяжесть ухода за ребенком ложится на мать. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужается круг общения. Как правило, она теряет работу. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Главное направление деятельности специалистов, работающих по программе, - индивидуальный подход к социальной реабилитации ребенка, содействие проявлению его разносторонних инициатив, создание необходимых условий для социализации семьи, реализации внутренних ресурсов. Специалисты Центра ставят перед собой следующие задачи:
• выявление семей с детьми-инвалидами, обучаемыми на дому, их сопровождение;
• организация межведомственного взаимодействия в рамках сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье;
• организация родительского клуба взаимопомощи целевой категории семей;
• привлечение добровольческих инициатив в рамках организации социокультурной реабилитации детям-инвалидам на дому;
• осуществление социально-психологической поддержки членов семьи в поисках внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала.
Основная форма работы - домашнее визитирование, которое дает возможность наблюдать семью с "маломобильным" ребенком в ее естественных условиях, позволяет устанавливать взаимодействие на разных этапах реабилитационного процесса, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать помощь. Домашнее визитирование позволяет максимально удовлетворить потребности "особых" детей, обеспечить им равные со всеми возможности и защитить их права.
В работу службы домашнего визитирования включены семь специалистов по социальной работе, социальный педагог, два психолога, которые в домашних условиях в семьях осуществляют мероприятия различного характера: психологопедагогического, социально-адаптационного, коррекционного, культурного. Назначается куратор семьи, который осуществляет плановые домашние визиты в семьи, воспитывающие детей-инвалидов, для проведения обучения и тренировок формирования функциональных навыков у детей, а также обучения членов семьи самостоятельному проведению тренировок с ребенком. Использование в реабилитационной практике домашних визитов напрямую связано с увеличением получаемого реабилитационного эффекта за счет привлечения членов семей и увеличения количества занятий и тренировок, а также за счет увеличения количества новых навыков, которые дети используют в повседневной жизни.
Наиболее актуальная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья - нарушения или трудности коммуникации. Для решения данной проблемы специалисты Центра организовали работу клуба "Мы вместе". Клуб посещают семьи и дети с ограниченными возможностями, находящиеся под патронажем службы домашнего визитирования, а также дети их ближайшего окружения.
Цель работы клуба - создание системы сотрудничества специалистов Центра и семьи через формирование активной позиции родителей, повышение уровня их психолого-педагогической компетентности. Здесь родители учатся помогать себе и своим детям, присутствуют при работе специалистов с ребенком, сами обучаются тому, как нужно проводить занятия. Постепенно при поддержке специалистов родители становятся активными участниками реабилитационного процесса и педагогами для своих детей.
Работа в клубе проводится в форме групповых занятий с родителями и детьми-инвалидами, а также мероприятий социальной анимации. На групповых занятиях создаются образы и ассоциации, направленные на работу с эмоциями. В групповой работе используется групповое, парное, индивидуальное рисование на заданную или свободную тему, создаются "групповые фрески", когда участники рисуют все, что хотят на общем рисунке. Атмосфера данных мероприятий формирует благоприятный климат в семьях, развивает у детей-инвалидов коммуникативные навыки, снижает эмоциональный дискомфорт. К социально-анимационным мероприятиям привлекаются здоровые дети, и тогда дети с ограничением возможностей получают возможность находиться в едином социуме со своими сверстниками, расширять круг своих интересов и возможностей. Здоровые дети, в свою очередь, учатся правильному восприятию особых детей. На занятия клуба приглашаются врачи-педиатры, травматологи, диетологи, массажисты, организуются встречи родителей, воспитывающих детей-инвалидов, со специалистами управления социальной защиты, пенсионного фонда, центра "Милосердие" и депутатами микрорайонов по вопросам социальной поддержки семей данной категории.
Больше всего родителям нравятся мероприятия по организации семейного отдыха. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Специалистами Центра для семей с детьми-инвалидами организуются посещения культурных учреждений города с различными тематическим программами, что обеспечивает родителям и детям смену впечатлений, позволяет ощутить эмоциональный подъем, снять усталость, восстановить физические и духовные силы, побуждает к активной и творческой жизни.
В заключение необходимо отметить, что служба домашнего визитирования в центре "Веста" направлена прежде всего на профилактику возникновения и преодоления социальной исключенности (изолированности) детей-инвалидов и членов их семей. За два года реализации программы достигнуты следующие результаты:
- дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с тяжелыми нарушениями развития из целевой группы, остаются проживать в семьях;
- обеспечена доступность и непрерывность реабилитационной и интеграционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
- в процесс реабилитации включены дети, которым не оказывалась реабилитационная помощь или оказывалась в недостаточном количестве.

Назад Оглавление Далее