Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Отделение дневного пребывания детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях (Иркутская область)

В 2014 г. в Иркутском детском доме-интернате № 2 было открыто первое в области отделение дневного пребывания, рассчитанное на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, не имеющих ограничений в передвижении. У родителей появилась уникальная возможность - получить полный комплекс социальных услуг для своих детей. Отделение расположилось в отдельно стоящем двухэтажном здании, полностью оборудованном для работы с данной категорией детей. Уютные кабинеты, просторная столовая, новое оборудование, квалифицированные и внимательные специалисты - все это стало доступным для особенных детей Иркутской области.
Отделение сразу стало популярным и востребованным. Основной задачей сотрудников отделения является оказание детям-инвалидам квалифицированной социальной, медицинской и психолого-педагогической помощи. Процесс реабилитации происходит согласно индивидуальной программе, на ее основе составляется индивидуальная программа сопровождения ребенка. На первом этапе проводится всесторонняя диагностика, затем с учетом физических и умственных возможностей начинается реабилитационный процесс. Это прежде всего социально-средовая реабилитация и социально-бытовая адаптация.
Отделение посещают дети с синдромом Дауна, аутизмом и тяжелой умственной отсталостью. Все клиенты ранее не имели опыта пребывания в социуме: большую часть своей жизни они находились дома под присмотром родителей. Поэтому социально-бытовые навыки таких детей развиты слабо. Дети не владеют речевыми навыками, не откликаются на просьбы, неадекватно реагируют на незнакомых людей. Для успешной социализации детей специалисты используют комплексный подход.
В отделении работает психолог. Его задача - углубленная диагностика клиентов, проведение индивидуальных занятий, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности, использование приемов игровой психокоррекции, элементов телесной психотерапии. Родители всегда могут получить квалифицированную консультацию специалиста по детско-родительским отношениям.
Деятельность логопеда направлена на расширение объема понимания обращенной речи в живом общении, также на создание условий, при которых дети стараются произнести свои первые в жизни звуки или слова. Диагностика показывает, что в большинстве случаев систематическая работа дает положительную динамику. Дети начинают реагировать на просьбы, издают звуки, пытаются произносить несложные короткие слова.
Перед инструктором по труду стоит сложная задача: развитие мелкой моторики рук. На занятиях дети осваивают нетрадиционные методы по выполнению аппликаций, пластилинографии, изобразительного искусства. Дети вместе со взрослыми изготавливают подарки-сувениры методом "фелтинга" и дарят их своим близким. Сегодня это одно из самых любимых детских занятий. В группе для родителей и гостей организованы выставки детских поделок, экспозицию педагоги меняют еженедельно. Выставки творческих поделок подтверждают, что пребывание в отделении развивает детей.
В отделении работает хореограф: дети постигают непростую танцевальную науку, учатся пластике, танцам в парах, с удовольствием посещают занятия музыкального руководителя.
Одним из основных направлений является медицинская реабилитация: это занятия ЛФК, массаж. Работает свой собственный фитобар, где готовят не только фиточай, но и кислородные коктейли. Огромную работу проводит в группе воспитатель. В его компетенции проведение воспитательных занятий, выходы на городские мероприятия, организованные прогулки. Все педагоги работают в соответствии с принципами индивидуального подхода и внимания каждому ребенку.
Положительная динамика налицо - это заметно по детям: при поступлении детей в отделение они не общаются, сторонятся, чувствуют себя некомфортно, а через определенный период они раскрываются, становятся общительными, более самостоятельными и умелыми. Учитывая особенности поведения детей в транспорте, а также отдаленное проживание многих клиентов, организована доставка детей в учреждение и обратно собственным транспортом. Специалисты выезжают с детьми на городские мероприятия, экскурсии, прогулки, проводят тематические праздники с привлечением родителей. Создана комната социально-бытовой ориентации, где дети обучаются приготовлению простых блюд, например бутербродов, яичницы. Закуплено необходимое оборудование: микроволновая печь, электроплита, посудомоечная машина. Планируется дальнейшее увеличение численности клиентов.
Но самое важное для специалистов отделения - это обучение родителей уходу, воспитанию и обучению детей- инвалидов в домашних условиях. На родительских собраниях сотрудники вырабатывают единые требования по отношению к ребенку-инвалиду, обучают социально-психологическим приемам в работе с детьми, уделяют большое внимание консультированию, проводят мастер-классы. Специалисты прилагают все усилия для профилактики отказов от детей- инвалидов. Воспитанники отделения делают определенные успехи: они спокойно ездят в общественном транспорте, смело передвигаются по городу в сопровождении взрослого, с удовольствием идут на занятия специалистов, сотрудничают с другими детьми и взрослыми, выполняют несложные трудовые поручения, ухаживают за комнатными растениями, обслуживают себя самостоятельно и, наконец, произносят первые в жизни слова. Родители отмечают, что такое сотрудничество благотворно влияет на детей. Дети меняются на глазах: стремятся быть независимыми и самостоятельными, становятся более спокойными и уравновешенными.
Сегодня в обществе ломаются стереотипы, совершенствуется система социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Миссия отделения дневного пребывания детей-инвалидов - оказать психолого-педагогическую помощь и детям, и родителям, помочь сохранить семью.

Назад Оглавление Далее