Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Паллиативная помощь детям с угрожающими жизни заболеваниями (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре паллиативная помощь заключается в оказании скорой медицинской помощи, работе врачей, организации стационарных коек в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Необходимо отметить, что формирование системы паллиативной помощи не является только медицинской проблемой. Это комплексная медико-социальная проблема, решением которой должны заниматься не только органы здравоохранения, но и органы социальной защиты и образования, общественные и религиозные организации. Помимо лечебно-профилактических учреждений оказанием паллиативной помощи детям с угрожающими жизни заболеваниями, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, занимаются учреждения социального обслуживания.
Несмотря на то, что в настоящее время организация паллиативной помощи учреждениями социального обслуживания находится на стадии становления, существуют успешные практики учреждений. Таким примером является реализация проекта помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями, "Твори добро" бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Таукси", г. Нижневартовск. В реабилитационном центре "Таукси" проходят реабилитацию несовершеннолетние от рождения до 18 лет, имеющие различные формы заболеваний по нозологиям, из них в среднем за год обслуживаются четыре ребенка с онкозаболеваниями в стадии ремиссии.
Анализ статистических данных позволил сделать вывод, что большинство детей с онкологическим заболеванием не могут получать социальные услуги на базе реабилитационного центра. В гематологическом отделении Нижневартовской окружной клинической больницы одновременно проходят лечение 42 ребенка, проживающих на всех территориях автономного округа. В период лечения дети лишены возможности посещать детские, социальные и культурные учреждения, ограничены в замкнутом стерильном пространстве больницы. Их родители (в 100% - это матери) также лишены полноценного социального окружения и находятся в состоянии повышенной тревоги за здоровье и жизнь своих детей. На основе сотрудничества с Региональным благотворительным фондом помощи детям "Лучик света", который организует оказание медицинской, социальной помощи детям с онкогематологическими заболеваниями, ведется взаимодействие учреждения и Нижневартовской окружной клинической больницы.
С целью оказания паллиативной помощи детям, имеющим онкологические заболевания, и их семьям было решено организовать работу специалистов с выездом из учреждения на базе Нижневартовской окружной клинической больницы. Таким образом, целевой группой проекта стали дети и подростки от 3 до 18 лет, имеющие угрожающие жизни заболевания (в том числе онкологические), проходящие курс лечения в Нижневартовской окружной клинической больнице, а также родители детей и подростков с онкопатологией. Цель проекта - улучшение качества жизни детей и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем оказания психолого-педагогической поддержки и раскрытия внутренних эмоциональных и творческих ресурсов.
Проект "Твори добро" проходил апробацию в течение 2012 г. На первом этапе (организационно-диагностическом) были выявлены дети, имеющие угрожающие жизни заболевания; проведена социально-психологическая и социальнопедагогическая диагностика этих детей, а также членов их семей с целью выявления проблем, стоящих перед семьями. Также на данном этапе были подобраны и обучены сотрудники, участвующие в реализации проекта. Основной акцент в подборе специалистов был сделан на то, что работу по паллиативной помощи необходимо вести специалистам, прошедшим дополнительное обучение в рамках оказания паллиативной помощи, имеющим опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, знающим особенности работы с семьями, воспитывающими онкобольных детей. Важным качествами поведения являются умение находить общий язык с людьми, искренность, общительность, интеллигентность, склонность к сопереживанию и сочувствию.
В состав службы паллиативной помощи вошли психолог, педагог дополнительного образования, врач-педиатр, специалист по социальной работе, заведующий организационно- методическим отделением, заведующий отделением психолого-педагогической помощи (руководитель проекта).
Функционал специалистов распределен следующим образом. Психолог осуществляет подбор проективных психодиагностических методик, проводит психологическую диагностику, обследование личности детей и их родителей. На основе проведенной диагностики он составляет заключение и психологические рекомендации, проводит психологическое консультирование по возможным путям решения, стоящих перед детьми и их родителями проблем, социально-психологические тренинги с детьми и их родителями (матерями), организует и участвует в работе клубов родительского общения.
Педагог дополнительного образования проводит занятия студии декоративно-прикладного творчества с выездом из учреждения, организует и проводит мастер-классы для родителей на базе учреждения, участвует в работе клубов родительского общения.
Врач-педиатр проводит диагностическое обследование уровня здоровья детей, нуждающихся в паллиативной помощи, зачисленных на социальное обслуживание в учреждение, проводит назначения по индивидуальным показаниям, санитарно-просветительскую работу.
Специалист по социальной работе участвует в работе по выявлению детей, нуждающихся в паллиативной помощи, оказывает помощь в оформлении документов, консультационные услуги.
Заведующий организационно-методическим отделением осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности по проекту (выпуск буклетов, брошюр, взаимодействие с СМИ), организует обучение и консультирование сотрудников по вопросам оказания паллиативной помощи.
Руководитель проекта организует работу по выявлению детей, нуждающихся в паллиативной помощи, контролирует и координирует деятельность по проекту на уровне учреждения.
Основной этап реализации проекта составляет девять месяцев. В рамках данного этапа специалистами проводились мероприятия по оказанию паллиативной помощи детям и их семьям в двух направлениях: социально-педагогическом и консультативном. В основе социально-педагогического направления деятельности лежит творческая реабилитация как специализированная форма реабилитации, основанная на изобразительной и творческой деятельности. Целью данного направления паллиативной помощи является гармонизация личности ребенка с онкозаболеванием и его родителей через развитие способности самовыражения и самопознания.
Посредством творческой реабилитации решается ряд задач, а именно:
- развитие творческого потенциала детей и их родителей, обеспечение возможности их самореализации;
- раскрытие внутренних эмоционально-волевых резервов, улучшение эмоционального самочувствия детей и родителей;
- ознакомление детей и их родителей с историей и современными направлениями декоративно-прикладного искусства для приобщения к системе культурных и духовных ценностей;
- обучение владению различными технологиями декоративно-прикладной направленности с грамотным использованием материалов, инструментов и приспособлений, необходимых в работе.
Доказано, что творческий процесс в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства может преобразить человека и его окружение. Семья, лишенная вследствие заболевания ребенка возможности нормального общения, обретает в культуре и через культуру социальную поддержку. Ребенок, испытывающий физические и нравственные страдания, овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области декоративно-прикладного творчества, по-новому осознает себя, находит внутренние резервы для излечения и перестает быть "социальным изгоем".
Занятия декоративно-прикладным творчеством помогают:
- облегчить процесс лечения больного ребенка. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербально;
- проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
- сконцентрировать внимание ребенка и родителя на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
- развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным положительным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Для реализации данного направления работы специалистами один раз в неделю проводились групповые занятия студии декоративно-прикладного творчества на базе Нижневартовской детской окружной клинической больницы, ежеквартально организовывались мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для родителей на базе учреждения. Кроме того, по запросу клиента проводились индивидуальные занятия с ребенком на дому.
Онкологическое заболевание оказывает сверхсильное и длительное психотравмирующее воздействие как на ребенка, так и на его родителей, становится событием в жизни семьи, которое вовлекает ее в психологический кризис. Поэтому дети с онкологическими заболеваниями и их родители нуждаются в психологической поддержке и консультировании на всех этапах оказания специализированной медицинской помощи с момента установления диагноза и до окончания диспансерного наблюдения.
Целью консультативной социально-психологической помощи детям является помощь в коррекции эмоциональных состояний детей с онкологическим заболеванием и их родителей, возникающих в результате ряда таких негативных факторов, как помещение в стационар, постановка диагноза, длительное лечение, изменение внешнего облика в процессе интенсивной химиотерапии. В работе с такими состояниями использование различных психотерапевтических (в том числе арт-терапевтических) приемов представляется не только целесообразным, но иногда и единственно возможным способом установить контакт с больным и уставшим от процедур ребенком, помочь ему найти внутренние ресурсы для борьбы с болезнью, а также помочь родителям принять диагноз ребенка, тем самым нацелив на благополучное излечение.
В рамках проекта применялись такие методы работы, как консультирование с использованием активных и пассивных форм арт-терапии: рисование, работа с тестом, песочницей, масками, элементы сказко-, музыко-, кино-, куклотерапии, работа с продуктами изобразительного творчества; информирование с помощью информационно-раздаточного материала. На заключительном этапе проекта "Твори добро" проведен анализ деятельности по проекту, обобщены результаты и определены перспективы дальнейшей работы.
Оценка эффективности проекта проводилась по следующим показателям:
- гармонизация эмоционального состояния клиента;
- развитие творческого потенциала.
По итогам реализации проекта положительная динамика в эмоциональном самочувствии детей и родителей составила 30%; в развитии творческого потенциала - 50%. Доля потребителей, удовлетворенных качеством социальных услуг, относительно общего количества участников - 100%.
Необходимо отметить и положительные качественные результаты. Во-первых, в психологическом аспекте - это более позитивное эмоциональное состояние и отношение детей к своей болезни, госпитализации, процедурам, сформированность настроя и мотивации на выздоровление.
Во-вторых, в социокультурном аспекте - это организация досуга детей, находящихся на лечении в стационаре, и их родителей посредством вовлечения в продуктивную творческую деятельность.
В-третьих, проведение совместных групповых детско-родительских занятий студии декоративно-прикладного творчества позволили создать условия для регулярных встреч участников, объединить людей на основе творчества, а не симптомов болезни или связанных с нею проблем, поддержать и развить творческие интересы и т.д.
Таким образом, проведенные мероприятия способствовали улучшению качества жизни детей и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем оказания психолого-педагогической поддержки и раскрытия внутренних эмоциональных и творческих ресурсов.
Деятельность по оказанию паллиативной помощи признана актуальной, так как способствует:
- положительным изменениям в эмоциональном состоянии родителей, имеющих детей с онкозаболеваниями, снижению у них степени вины, тревожности, страха, безысходности;
- мобилизации внутренних возможностей и ресурсов ребенка и семьи для преодоления критических жизненных ситуаций;
- оказанию социально-психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с онкозаболеваниями, через сохранение контактов в социальном окружении;
- формированию положительных установок в сознании родителей.
Реализация проекта помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями, "Твори добро" как востребованного в обществе продолжается. Проект модернизирован в части социально-психологического направления деятельности с применением технологии арт-терапии, с расширением кадрового состава участников проекта.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы