aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в ресурсных учреждениях социального обслуживания (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями и проживающие в отдаленных районах Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, не всегда имеют возможность проходить курс реабилитации в специализированных учреждениях социального обслуживания. Также отсутствие квалифицированных кадров является препятствием для оказания своевременной и профессиональной помощи, что значительно усложняет дальнейшее обучение и социальную интеграцию детей-инвалидов.

Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в учреждениях соц. обслуживания
Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в учреждениях соц. обслуживания
Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в учреждениях соц. обслуживания
Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в учреждениях соц. обслуживания
Социальная реабилитация детей-инвалидов по путевочному принципу в учреждениях соц. обслуживания

Для решения этих проблем была разработана технология "Социальная реабилитация по путевочному принципу" - одна из приоритетных технологий, заявленных в рамках действия целевой программы "Современная социальная служба Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". Внедрение данной технологии обусловлено существующими территориальными особенностями, а именно значительной удаленностью многих населенных пунктов от крупных центров, в которых располагаются реабилитационные учреждения для данной категории детей.
Цель внедрения данной технологии - осуществление комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных ребенком общественных связей и отношений, в виде курса социальных услуг в условиях круглосуточного пребывания. Основным документом, регламентирующим реализацию технологии в учреждениях социального обслуживания, является Положение об организации курсов реабилитации в условиях круглосуточного пребывания на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реабилитация по путевочному принципу успешно апробирована в четырех ресурсных учреждениях системы социальной защиты:
- БУ ХМАО - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Солнышко" (г. Советский);
- БУ ХМАО - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Гармония" (г. Нягань);
- БУ ХМАО - Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавушка" (г. Пыть-Ях);
- БУ ХМАО - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Фортуна" (Кондинский р-н, п. г. т. Междуреченский).
Необходимо отметить, что реабилитационные центры работают на межмуниципальной основе и принимают детей- инвалидов в сопровождении одного члена семьи на курсовую реабилитацию. Дети и подростки с ограниченными возможностями, способные к самообслуживанию, принимаются в возрасте от 7 до 18 лет без сопровождающих лиц; дети и подростки с ограниченными возможностями, которые не способны к самообслуживанию, принимаются в возрасте от 3 до 18 лет в сопровождении родителя либо законного представителя. Продолжительность курса социальных услуг зависит от индивидуальной нуждаемости ребенка и может иметь продолжительность от 7 до 14 дней (кратковременный курс) и от 21 до 28 дней (полный курс). Периодичность реабилитации зависит от индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями и может проходить 1-3 раза в год.
Все услуги для детей-инвалидов в реабилитационных центрах оказываются на бесплатной основе. Также бесплатные услуги проживания и питания предоставляются сопровождающему лицу, если его доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории автономного округа. Иным категориям граждан (сопровождающим лицам) услуги оказываются на платной основе в соответствии с тарифами, утвержденными на оказание платных услуг. Услуги предоставляются на основании путевки на прохождение курса реабилитации, выданной управлением социальной защиты населения города (района) и заключенного договора между социальным учреждением и родителем (законным представителем). В курс реабилитации детей-инвалидов обязательно включено круглосуточное наблюдение квалифицированного медицинского персонала, а также организуется взаимодействие всех заинтересованных структур для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и повышения их качества. В стационарных отделениях создаются все условия проживания, приближенные к домашним, что способствует более эффективной социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов.
В реализации технологии "Социальная реабилитация по путевочному принципу детей-инвалидов" можно выделить следующие направления деятельности:
- проведение дифференцированной диагностики детей, поступивших на курс реабилитации;
- разработка и осуществление комплекса реабилитационных мероприятий на основании индивидуальной программы реабилитации ребенка;
- включение каждого ребенка в индивидуальную и коллективную деятельность посредством выявления и развития личностного потенциала;
- включение родителей ребенка в реабилитационный процесс.
Таким образом, учреждения социального обслуживания в рамках данной технологии осуществляют комплекс реабилитационных мероприятий по двум блокам:
- работа с ребенком с ограниченными возможностями;
- работа с его семьей.
Основные направления реабилитации ребенка включают проведение мероприятий по восстановлению и коррекции нарушенных функций в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы" (в соответствии с профилем учреждения):
- социально-бытовая реабилитация (разработка индивидуальной программы реабилитационных мероприятий (реабилитационного маршрута), обучение навыкам самообслуживания и др.);
- социально-медицинская реабилитация (обследование специалистов, медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, галотерапия, фитотерапия, ингаляции, ЛФК/АФК, БОС-терапия и др.);
- социально-педагогическая реабилитация (консультирование, педагогическая диагностика и обследование личности ребенка, логопедическая коррекция, занятия по методике М. Монтессори, логопедический массаж, занятия по методу БОС; обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения; обучение пользованию техническими средствами реабилитации; организация игровой деятельности и досуговых мероприятий, кружковая работа и др.);
- социально-психологическая реабилитация (консультирование, проведение психологической диагностики и обследования личности ребенка, психологическая коррекция, тренинги, занятия по методу БОС, занятия в сенсорной комнате и др.).
Мероприятия по работе с семьей направлены на привлечение ее членов к совместному участию в реабилитационном процессе, стабилизацию семейных отношений и включают:
- обучение родителей основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
- проведение работы с родителями с целью реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье;
- консультирование родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком;
- оказание социально-психологической помощи, проведение социально-психологических тренингов;
- консультирование родителей, в том числе по вопросам предоставления льгот и преимуществ.
Проведение реабилитационных мероприятий по представленным блокам позволяет подготовить ребенка с ограниченными возможностями к продуктивной и полноценной социальной жизни, способствует преодолению социальной изоляции семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, реализация технологии "Социальная реабилитация по путевочному принципу детей-инвалидов" имеет следующие положительные результаты:
- предоставляется возможность прохождения курса реабилитации детей-инвалидов и их семей, проживающих в отдаленных районах местности, на базе стационарных отделений в учреждениях социального обслуживания;
- преодолевается социальная изоляция детей-инвалидов и семей, их воспитывающих;
- проявляются позитивные изменения детей-инвалидов, включающие: повышение уровня их самостоятельности и ответственности, стабилизацию психоэмоционального состояния, умение адекватно реагировать на жизненные проблемы и стремление к их преодолению;
- повышается уровень педагогической компетентности родителей, специалистами осуществляется содействие родителям в овладении навыками коррекционных и оздоровительных методик, применимых в домашних условиях;
- семья, воспитывающая ребенка-инвалида, становится активным участником реабилитационного процесса.
Применение технологии "Социальная реабилитация по путевочному принципу детей-инвалидов" в ресурсных учреждениях социального обслуживания позволяет не только коррегировать функциональные нарушения ребенка, оздоравливать его соматическую сферу, но и решать проблемы, связанные с организационной и территориальной недоступностью социальных услуг, что в конечном итоге способствует максимально возможной социальной адаптации ребенка.

Назад Оглавление Далее