Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Техника «Пластилин на стекле» (город Челябинск)

Челябинский детский дом-интернат (для глубоко умственно отсталых детей) является государственным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения, в котором проживают дети от 4 до 18 лет.
В доме-интернате предоставляется комплекс из более 20 социальных услуг, направленных на оказание разносторонней социально-бытовой помощи детям-инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (социально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией и др.).
В детском доме-интернате для глубоко умственно отсталых детей внедрен вид изобразительной деятельности "Пластилин на стекле". Лепка в коррекционных учреждениях - занятие не только интересное, но и полезное для детей, так как является одной из эффективных форм их развития. Основой метода является использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии. Занятия с пластилином на стекле проводятся в конструктивно-игровой и трудовой формах. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности пластилинового рисования на стекле на первый план выходят не образовательные задачи, а коррекционно-развивающие. Целенаправленное использование данного метода как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью эффективно развивает у воспитанников сенсомоторную сферу, мелкую моторику, координацию движения обеих рук, восприятие.
Дети с нарушениями интеллектуального развития обладают весьма ограниченными возможностями в приобретении знаний, умений и навыков. Поэтому, внедряя данный метод работы, специалисты поставили перед собой несколько задач:
- формирование у детей положительно-эмоционального отношения к изобразительной деятельности и умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами и явлениями;
- обучение приемам и средствам лепки;
- совершенствование мелкой моторики, зрительнодвигательной координации движений обеих рук.
"Пластилин на стекле" - это способ получения изображения посредством намазывания кусочков пластилина нужного цвета на основу рисунка. Самый обычный кусочек пластилина превращается в руках ребенка в предмет, который вызывает у него чувство восхищения. Основой для каждой работы является стекло с несложным силуэтом изображения предмета или сюжета. Работа, выполненная в технике пластилинового рисования, приобретает рельефность, необычность фактуры и привлекает внимание своей оригинальностью. Ребенок с умеренной умственной отсталостью легко осваивает технологию изготовления такого рисунка. Его выразительными средствами являются: цвет, линия, цветовой и тональный ритмы. Поэтому важно научить каждого ребенка правильно использовать эти выразительные средства для создания необходимой композиции. При этом специалисты знают, что технические вопросы (заполнение листа стекла, смешивание цветов, изображение какого-либо предмета) обязательно включаются в общую творческую задачу по построению художественно-выразительного образа, причем с передачей эмоционального состояния ребенка (например "Золотая осень", "Пушистый котенок").
Занятия по лепке всегда интереснее проводить в игровой форме. Начинается занятие с беседы, что позволяет существенно расширить кругозор ребенка. Некоторые дети плохо понимают обращенную к ним речь, поэтому, чтобы организовывать правильное их обучение, нельзя использовать только вербальный метод. На занятиях с такими детьми педагоги используют наглядные средства. Это позволяет вовлекать их в творческую и практическую деятельность. Для начала детям нужно показать процесс выполнения картины на стекле. Выбирается самый простой рисунок, например листья или яблоко. Затем вместе с детьми нужно повторить необходимые действия (примазывания). Это ведет к выработке у детей несложных, соответствующих их мышлению, умений и навыков.
В воспитании таких детей важным и сложным является формирование привычек. Необходимо учить их хранить пластилин и инструменты в строго определенном месте и брать стекло для поделок только с разрешения взрослого. Систематически предъявляемые требования помогают воспитать у ребенка положительные привычки.
Иногда воспитатель предлагает детям сделать коллективную работу. Они, как правило, объединяются по двое или трое. Заранее обговаривается, кто и что будет закрашивать пластилином. Например, первый ребенок раскрашивает героя, второй - дерево, третий - небо. Такое совместное творчество сплачивает коллектив, учит детей создавать яркие выразительные образы, развивает дальнейший интерес и желание к процессу лепки. При этом, конечно, сам воспитатель должен быть увлеченным человеком. Это качество необходимо ему для того, чтобы привлечь особое внимание детей и вызвать у них неподдельный интерес к творчеству. Особенно яркими, красочными получаются сюжетные картины. Прежде чем начать выполнение подобной работы, необходимо рассмотреть с детьми предлагаемый рисунок, научить их подмечать характерное и главное. Например, как изменяется форма тела животного, находящегося в действии, как изогнута его шея, запрокинута голова и т.д.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях творчество, художественный вкус, уверенность в своих силах и в себе. Посмотрите, как "горят" глаза у детей, когда они видят завершенную работу, сделанную их же руками. Это вызывает у них чувство гордости за свой детский дом, педагогов и воспитателей, придает уверенность в себе. Чтобы закрепить данные чувства, с 2004 г. воспитанники участвуют в разного уровня выставках детских творческих работ, проводимых в г. Челябинске. Например, в 2012 г. в столице нашей Родины проходил международный конкурс "Я карандаш с бумагой взял...". Постоянным стало выставление работ воспитанников и в другом международном конкурсе творческих работ детей "Южноуральск - Зальцбург". Кроме того, творческие работы детей используются для украшения интерьера комнат и помещений детского дома.
Роль воспитания заключается не только в том, чтобы дать ребенку с умственной отсталостью определенные умения и навыки, главное - помочь ему увидеть мир, почувствовать его красоту, сформировать у воспитанника уверенность в своих силах и вызвать желание заниматься творческой деятельностью.
Приведем пример занятия по теме "Работа с пластилином "Уральские горы", которое проводится в доме-интернате.
Цель занятия:
- обучение детей навыкам передачи особенностей рельефа, правильного изображения форм и соотношений на стекле;
- развитие их творческого мышления;
- воспитание в детях чувства любви к родному краю;
Для проведения занятия необходимо следующее оборудование: набор пластилина; стеки; маркер; стекло; иллюстрация для перевода рисунка на стекло с изображением Уральских гор; баночка с водой; салфетки; скотч; цветная бумага; картон (подкладочный материал).
Ход занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы и цели.
Работа по теме урока:
- демонстрация слайдов по теме, сопровождаемая объяснением воспитателя;
- анализ изображаемого образца.
Необходимо детям задать следующие вопросы.:
- Нравится ли вам картина?
- Что необходимо, чтобы сделать такую картину?
- Рассмотрите эту картину в разобранном виде.
(Показать: окантовку - рамочку, картон, фон - цветную бумагу, стекло, пластилин).
Процесс выполнения работы:
- инструктаж по технике безопасности при работе со стеклом и стеком;
- протереть стекло с двух сторон тряпочкой и дать ему просохнуть;
- вся работа по изготовлению картины происходит на одной стороне стекла;
- перевести рисунок маркером (прорисовываем рисунок на стекле с верхней части), контур рисунка выполняется толстыми линями (нужно для того, чтобы скрыть стыки при раскрашивании пластилином);
- выполнить пальчиковую гимнастику (дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения):

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветер чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают;

- выполнение работы начинается с мелких деталей картины (клюв журавля, кочки, цветы, вершины гор и т.д.);
- выполненное задание проверяется на просвет для того, чтобы незаполненные участки подтянуть или, наоборот, убрать лишний пластилин);
- разметить и вырезать картон по размеру стекла, вырезать окантовку из цветной бумаги;
- собрать изделие (на стекло приклеивается окантовка, перегибается на заднюю сторону картины и приклеивается на картон, можно приклеить и петельку);
- подведение итогов урока, выставление готовой работы на выставке в детском доме.

Назад Оглавление Далее