aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Игровая, музыкальная, театральная деятельность в реабилитации детей-инвалидов (город Южно-Сахалинск, Сахалинская область)

ГКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" г. Южно- Сахалинска (далее - Центр) посещают в год более 300 детей Сахалинской области в возрасте до 18 лет, объединенные единым статусом "Инвалид детства" и имеющие различные патологии развития. Центр имеет хорошую материально- техническую базу, современное реабилитационное оборудование, располагает квалифицированными кадрами. Комплексную коррекционно-реабилитационную работу осуществляют следующие специалисты: медицинские работники, специалисты по физкультуре, массажу, психологи, логопеды, воспитатели отделения дневного пребывания, педагоги сенсорной комнаты, компьютерного класса, кабинетов игро- терапии, реабилитации руки (средствами изодеятельности и ручного труда), музыкальный руководитель, педагог по хореографии.
Регулярно проводятся занятия школы для родителей "Искусство быть семьей". В ней родители знакомятся с новыми формами и методами реабилитации, обучаются приемам кондуктивной педагогики, которые применяют дома самостоятельно.
Для преодоления у детей имеющихся проблем в психическом развитии и достижения наилучших результатов в их реабилитации специалисты уделяют особое внимание музыкально-театрально-игровой деятельности. Театр как один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра как вида искусства. Музыкально-театрализованная деятельность направлена в первую очередь на духовно-нравственное воспитание детей и подростков, и ее можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки.
Вначале в Центре была небольшая театральная студия "Надежда" с куклами бибабо и самодельными костюмами. Затем благодаря грантовому проекту были приобретены ростовые куклы - и уже появился "Маленький театр". Работа в "Маленьком театре" над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов, просодической стороны речи, ее выразительности, а также развитию воображения. Своеобразие театрально-игровой деятельности проявляется еще и в том, что она сочетает в себе как зачатки ролевой игры, так и элементы театрального искусства. Но более качественных результатов мы смогли достичь при оснащении игрового процесса музыкальными инструментами народов мира с высоким качеством звука. Этому способствовал очередной грантовый проект "Веселый оркестр". Благодаря активному участию Центра и репутации надежного партнера в реализации инновационных проектов была получена от грантодателя система "Саундбим".
Появление и применение системы "Саундбим" внесло новизну в развитие основных движений детей, их сенсорных функций, речевой деятельности. Коррекция с применением системы "Саундбим" эффективнее помогает приобщить ребенка к разнообразной деятельности, позволяет формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Дети чувствуют радость, когда под их пальцами, от движений тела, головы, ног звучит музыка от лучика, когда по всему телу бегут "мурашки" радости от участия в игре на "Саундбим" в сочетании с движением, характером и художественным образом. Сочетание системы "Саундбим" с музыкальными инструментами и ростовыми куклами способно вызвать определенные эмоциональные состояния: бодрое, задорное, ласковое, спокойное, доброжелательное. Подобные занятия помогают быстро организовать детей, привлечь их к выполнению предлагаемых заданий, научить преодолевать возникающие трудности, осваивать новые формы поведения, приобретать важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия.
Занятия музыкотерапией необходимы для поддержания атмосферы тепла, доброжелательности и творчества. Все оборудование музыкального зала способствует пробуждению у детей положительных эмоций, формированию хорошего эстетического вкуса. Уже при входе в зал ребята ожидают чего-то праздничного и увлекательного. При этом работа базируется на простых идеях - наиболее эффективно задачу интеграции в общество ребенка с особенностями развития специалисты могут решить через активизацию родительской позиции; через формирование эмоционально положительного принятия своего ребенка; через практическое участие родителей в реабилитации своего ребенка. Очень важно, чтобы в музыкальном зале не только дети, но и родители чувствовали себя максимально комфортно. От психологического состояния взрослых во многом зависит настроение ребенка, что способствует развитию его положительного эмоционального фона. Специалисты стремятся к тому, чтобы дети и родители радовались вместе, чувствовали тесный эмоциональный контакт и удовлетворение от первой исполненной песни, удачного движения и совместной деятельности в триаде педагог - ребенок - родители. Цели работы специалистов: активизация потенциальных возможностей детей, обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
Большинство родителей становятся единомышленниками педагогов и получают удовлетворение, когда после занятий дети подходят к зеркалу и с уверенностью говорят: "Я - молодец!". Родители и дети совместно выполняют под музыку ритмичные движения, поют, работают с ростовыми куклами, которые помогают ребенку раскрыть его внутренний потенциал, выразить свои чувства и эмоции, играют на хороших музыкальных инструментах и музыкальном луче "Саунд- бим", что способствует развитию творчества и воображения.
Методика музыкотерапии направлена на развитие детей с использованием различных видов деятельности: игры, театра, музыкально-ритмических движений, музыкальной сказки, шумового оркестра, вокального пения, инновационной системы "Саундбим". С их помощью достигается социальнопсихологический результат, жизненно важный для детей: формируется интерес, "загораются" глаза даже у "самых тяжелых" детей, их движения становятся более ритмичными, четкими, появляется уверенность в себе и в своих силах. Результативность работы музыкального руководителя объясняется чуткостью к интересам и потребностям детей, когда не ребенка приспосабливают к методике, а творческую игровую педагогику к потребностям и интересам ребенка. Активное музицирование и обучение в действии стали основополагающими и продуктивными принципами работы по привитию понимания, любви к музыке, театральной деятельности.
Через семейно-фольклорные праздники, интегрированные и комплексные музыкальные занятия, лечебную хореографию, развлечения, календарно-тематические мероприятия мы стремимся сделать жизнь семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, более разнообразной и радостной.
Расширение возможностей музыкотерапии происходит в процессе тесного взаимодействия с педагогом по лечебной хореографии. Формирование социальных навыков у детей с особенностями развития идет через расширение творческих связей реабилитационного центра с коррекционными образовательными учреждениями города, а также через широкое привлечение к совместной деятельности различных творческих коллективов, объединений, учреждений образования и культуры.
Таким образом, музыкально-театрально-игровая деятельность - важная часть комплексной реабилитационной работы специалистов Центра, содействующая гармонизации эмоциональной сферы, а также формирующая социально позитивные характеристики поведения детей. Комплексное применение разнообразных видов деятельности значительно повышает уровень развития творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями - клиентов реабилитационного центра "Преодоление".

Назад Оглавление Далее