aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Социально-психологический тренинг по формированию гармоничных супружеских отношений у родителей, воспитывающих детей-инвалидов (Мурманская область)

В Оленегорском комплексном центре социального обслуживания населения Мурманской области осуществляется работа по формированию родительских компетенций у супругов, воспитывающих детей-инвалидов. Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями организовали и провели выездной двухдневный социально-психологический тренинг, направленный на коррекцию супружеских отношений. Цель работы - гармонизация семейных отношений и психологического микроклимата семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Основные задачи, решаемые во время выездных тренингов:
- поддержка в решении сложных вопросов семьи во благо ребенка;
- помощь в формировании гармоничной супружеской жизни в суетливой и утомительной для многих пар повседневности.
Интересный опыт, позволяющий решать вышеозначенные задачи, был получен в рамках российско-норвежского проекта "Мир равных возможностей", реализуемого в Мурманской области. Частью этого проекта являлись выездные двухдневные социально-психологические тренинги "Родительские выходные". Для участия в тренингах приглашались супружеские пары, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу программы тренинга положена практика помощи семьям с детьми-инвалидами "Как нам быть?", разработанная и широко применяемая специалистами норвежских социальных служб. Целями данной практики являются сохранение и укрепление супружеских отношений родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Гармоничные супружеские отношения - залог успешной адаптации и интеграции особого ребенка в общество. Поэтому необходимой представляется комплексная (индивидуальная, супружеская и семейная) психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, где в качестве объекта реабилитационного процесса признается семья ребенка с нарушениями в развитии. Социально-психологическая помощь направлена на оптимизацию психологического микроклимата в семье, гармонизацию внутрисемейных отношений и повышение адаптивных возможностей семьи.
В первый день тренинга супружеским парам были предложены следующие тематические блоки.
Общение - ключ или замок? Задачами этого блока являлись: активизация участников и погружение в атмосферу тренинга, актуализация умения и желания слушать другого, проявлять эмпатию. Ведущий тренинга подводил участников к осознанию, что желание "изменить" партнера приводит к упрекам, требованиям и, как результат, злости. Динамические и парные упражнения направлялись на побуждение супругов слушать друг друга, понимать, принимать позицию, ожидания и потребности другого, находить бесконфликтные способы общения. Не менее важным являлось формирование у участников тренинга понимания необходимости тренироваться в том, как четко передавать другим, то что вы хотите, и понимать другого.
Любовь и ожидания. Данный блок был преимущественно информационным. Здесь участники знакомились с "языком любви" (методика Гари Чэпмэна - консультанта по взаимоотношениям, автора книги "Пять языков любви") и обсуждали следующие вопросы. Как сообщить о наших потребностях и ожиданиях? Должен ли партнер сам все понять? Нужно ли говорить о разочарованиях, о фрустрации, когда ожидания не сбываются?
Четыре сигнала тревоги. Материал этой части тренинга был заимствован из программы "Как нам быть?". Супругам было предложено обсудить такие маркеры, свидетельствующие о нарастании проблем в отношениях, как "повышение температуры", "недооценка", "негативное истолкование" и "отступление". Под "повышением температуры" понимаются такие реакции супругов, когда обсуждение какого-либо пустяка или незначительной проблемы быстро нарастает в объеме и интенсивности. Это может проявляться в агрессивности, громкости или, напротив, в демонстративном молчании. "Недооценка" выявляется, когда один из супругов чувствует себя недооцененным вторым. Так, например, часто матери берут всю работу по уходу за ребенком на себя, отводя отцу второстепенные роли. "Недооценка" может проявляться в разных формах, зачастую скрытых - это скорее ощущения, что тебя не видят и не ценят. Одним из проявлений недооценки являются критические замечания о способностях, чувствах, мнениях. Под "негативным истолкованием" понимаются такие ситуации в семье, когда сказанное или сделанное одним из супругов истолковывается другим негативнее, чем это было на самом деле. Супруги "приписывают" другому собственное понимание его слов или поступков, основываясь на негативных домыслах и ожиданиях неприятностей. "Отступление" характеризуется тем, что один из партнеров отклоняется от обсуждения темы, которую второму кажется важным обсудить. Данная часть тренинга была направлена на проработку неявных признаков семейного неблагополучия. Обсуждая "сигналы тревоги" участники получили возможность пристально взглянуть на собственные чувства и чувства партнера, увидеть "болевые точки" семьи и взаимоотношений, задуматься о возможных путях преодолениях этих проблем.
Следующая, практическая, часть тренинга была направлена на формирование у супругов навыков конструктивного общения. Для этого в игровой форме были предложены следующие техники:
- тайм-аут, или "слово - серебро, молчание - золото";
- техника "слушать-говорить";
- модель разрешения проблем.
Техника "Тайм-аут" подразумевает время, которое один может попросить у другого, если чувствует себя слишком усталым или напряженным для продолжения разговора. Условием тайм-аута является обязательство возобновления дискуссии в заранее оговоренное время. Техника "слушать- говорить" - хорошая альтернатива "плохим" ссорам. Суть ее сводится к формированию умений говорить по очереди, давая друг другу возможность сформулировать и высказать мысли, не опасаясь негативных высказываний или перебивания со стороны партнера. "Модель разрешения проблем" показывает, как можно конструктивно относиться к проблемам, воспринимая их как единая команда, а не как противники.
В начале и в конце первого дня тренинга участникам были предложены динамические упражнения, погружающие в атмосферу тренинга и создающие особый тренинговый микроклимат безбарьерного общения и безопасного самовыражения. И если в начале тренинга родители были заметно напряжены, с трудом отключались от мыслей об оставленном с родственниками или няней ребенке, чувствовали себя некомфортно в группе, то уже к завершению первого дня многие говорили, что наполнены положительными эмоциями и энтузиазмом. Участники также говорили, что впервые за долгие годы почувствовали себя не только родителями, но мужем и женой и вновь испытали почти забытые чувства супружеской любви и близости.
Второй день тренинга начинался темой "Мужчины и женщины - два мира?" Ее основной целью в начале дня была активизация участников, включение в работу, энергизация и возобновление атмосферы тренинга. В легких, отчасти шуточных упражнениях ведущий подводил участников к мысли, что по большому счету мужчины и женщины довольно похожи друг на друга, но имеют разные способы выражения чувств и эмоций, избирают разные способы действий.
Следующим большим блоком тренинговой работы стала тема "Сложные эмоции" или "Когда мы наступаем друг другу на ноги". Участникам были предложены информирование, демонстрация, индивидуальная работа по осмыслению собственных чувств и переживаний, работа в парах и обратная связь. Обсуждались события, открытые и скрытые темы, остро влияющие на эмоциональную жизнь семьи, на самоощущения, взаимоотношения. Задачей ведущего стало подведение участников к осознанию, что любые эмоции и чувства имеют право на жизнь, что умение открыто и честно говорить о чувствах, уважать разные эмоции и реакции друг друга - это способ справиться с эмоциями. В процессе работы для супругов обозначались признаки наличия "скрытых" тем в семейной жизни, показывались возможные способы выражения сложных эмоций щадящим для партнера способом.
В завершающей части тренинга участникам были предложены темы "Создание жизненного пространства для всех членов семьи" и "Слагаемые семейного счастья". В теме "Создание жизненного пространства" или "интимность и автономность" рассматривались возможности помощи друг другу в преодолении утомления от переизбытка забот и высоких требований, предъявляемых семьям с особым ребенком. Супругам было продемонстрировано, что каждый человек, независимо от обстоятельств, имеет право на личное жизненное пространство. Важным выводом этой темы стала мысль, что личное благополучие каждого члена семьи важно для благополучия семьи в целом, в том числе и для ребенка с ограничениями здоровья. Блок "Слагаемые семейного счастья" завершал основную тренинговую работу и был направлен на закрытие всех "болевых" точек, которые, возможно, были оголены в процессе тренинга. Ведущий раскрыл суть прощения и стимулировал понимание, что прощение и примирение - необходимые процессы в совместной жизни. На этом этапе активно актуализировались чувства близости, интимности и любви в супружеских парах.
Завершался тренинг осмыслением событий и чувств, возникавших в течение двух тренинговых дней. Динамические упражнения помогли участникам преодолеть чувство грусти от последующего расставания с новыми друзьями, с атмосферой группы, закрепили положительные эмоции и проложили "мостик" в реальную жизнь. В завершающем шеринге все участники отметили свою наполненность, одухотворенность, чувство свежести и хорошего отдыха. Многие говорили, что чувствуют себя так, как будто отдыхали больше недели, хотя прошло всего два неполных дня. Отмечались также оживление супружеских чувств, приобретение иного взгляда друг на друга и новых навыков общения. Большинство участников тренинга чувствовали в себе силы к улучшению ситуации в семье, потребность в приобретении знаний и навыков, подобных тем, которые были рассмотрены в ходе "родительских выходных". Родители согласились, что многочасовой выездной социальнопсихологический тренинг, позволяющий увидеть себя и ситуацию в семье, отстранившись от повседневных забот о ребенке, - действенная помощь в нормализации жизни семьи. Многие участники, несмотря на трудности, связанные с необходимостью оставить с кем-то ребенка, выразили желание принять участие в подобных тренингах в дальнейшем.

Назад Оглавление Далее