aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Формирование родительских компетенций и мотивов сотрудничества у родителей воспитанников детского дома-интерната (Смоленская область)

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создано для постоянного и временного проживания детей-инвалидов, а также постоянного и временного проживания инвалидов молодого возраста. Целью деятельности учреждения является предоставление в стационарных условиях социальных услуг детям в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании. Специалисты учреждения осуществляют:
- социальную защиту детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста и их стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них надлежащих условий жизни;
- медицинское обслуживание и лечение детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста;
- организацию досуга детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста;
- восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и трудовой деятельности, возможную адаптацию детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста в обществе.
В детском доме проживают воспитанники, имеющие родителей. С целью оказания социально-психологической помощи родителям детей-инвалидов, повышения их педагогического потенциала специалисты детского дома разработали и реализуют программу "Мы вместе". Работа над программой "Мы вместе" началась с того, что специалистами детского дома была проанализирована ситуация в семьях, дети которых воспитываются в детском доме. Условно было выделено пять групп семей, имеющих различные типы детско-родительских отношений.
1. Родители, которые "души не чают" в своих детях, потакают их прихотям, за детьми прочно закреплен статус "больного", поэтому ему можно все. Характерна чрезмерная опека, взрослые все делают за него: одевают, кормят, убирают игрушки, и дети привыкают к такому отношению. Такого же отношения эти родители требуют к своим детям и от окружающих, не воспринимают критики по поводу воспитательных мер и всех, кто относится иначе к их ребенку, считают "врагами" (33% от всех родителей).
2. Родители, которые стесняются своих детей, боятся косых взглядов и усмешек окружающих. Когда здоровые дети смеются над их больным ребенком, показывают пальцем, дразнят его, у родителей обостряется чувство вины, горя, безысходности, они стыдятся болезни своего ребенка (25%) от всех родителей).
3. Родители, которые завышают возможности своего ребенка и ожидают "чуда". Разочарование наступает, когда становится очевидным отсутствие положительной динамики в развитии высших познавательных функций, медленное формирование бытовых умений, творческого развития (22% от всех родителей).
4. Родители, которые все силы положили на лечение своего "особого" ребенка. Они пытаются проходить немыслимые обследования, используя "новейшие достижения" народной медицины, забывая о простейшем бытовом развитии ребенка, об элементарных знаниях об окружающем, которые можно сформировать и которые пригодятся в дальнейшей жизни, составят основу социальной реабилитации ребенка, имеющего тяжелые и выраженные нарушения интеллекта (15% от всех родителей).
5. Родители, которые адекватно воспринимают своего ребенка, его возможности и способности. Они в меру требовательны к детям. Их не пугает прогноз развития, они умеют радоваться и незначительным успехам своих детей, понимают, что процесс развития "особого" ребенка длителен во времени (5% от всех родителей).
Общие особенности семей, имеющих детей-инвалидов - воспитанников детского дома:
- специальных педагогических знаний у родителей нет, воспитание происходит на интуитивном уровне;
- родители заинтересованы в получении специальных знаний;
- большинство семей имеют низкую социальную активность, крайне избирательны в контактах;
- родители испытывают стресс от понимания того, что их ребенок значительно отстает в развитии от сверстников;
- родители испытывают стресс от понимания того, что их ребенок нуждается в особых условиях, не может воспитываться в семье;
- невозможность профессиональной деятельности мамы;
- в большинстве случаев - излишняя опека родителей над детьми.
В доме-интернате работа с родителями начинается еще до того, как они сделали выбор в пользу воспитания ребенка в учреждении. Некоторым семьям этот выбор дается очень сложно, их мучают вопросы приоритета семейного воспитания над воспитанием в детском доме, но высококвалифицированными специалистами. В семье без посторонней помощи и поддержки ребенку-инвалиду достаточно сложно в полном объеме реализовать свой социальный и образовательный потенциал. При первой встрече с детским домом родителей поражает атмосфера спокойствия и безусловной любви. Когда выбор родителями сделан и ребенок становится воспитанником детского дома, родители заполняют несколько анкет: "Определение темперамента ребенка", "Положительные черты характера ребенка, что умеет Ваш ребенок", "Отношение родственников, друзей к Вашему ребенку". Это помогает специалистам детского дома в минимально короткий срок изучить индивидуальные особенности ребенка и разработать для него индивидуальный маршрут реабилитации.
В течение двух лет проводится работа с родителями по программе "Мы вместе". Это коллективные и индивидуальные занятия, целью которых является ознакомление родителей с укладом детского дома, специалистами, которые работают с детьми; формирование у родителей педагогических приемов работы по обучению умственно отсталых детей творческим видам деятельности; совместное изготовление поделок из глины, пластилина; знакомство с содержанием программ воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Для родителей подготовлены памятки "Особенности эмоционально-волевой сферы", "Особенности интеллектуальной сферы", "Как заниматься с ребенком дома", "Особенности ребенка и его окружение", "Развитие речи особенных детей". Родители не только сами обучаются работе с различными материалами, но и изготавливают совместно с детьми поделки, радуются совместным успехам. При планировании каждого совместного занятия учитываются мнения и пожелания родителей. По желанию родителей проводятся тренинги с психологом, консультации с врачами, социальными педагогами по интересующим их вопросам. Теплота встреч складывается благодаря позитивному настрою, хорошей работоспособности, заинтересованности участников. Взрослые участники за чашкой чая делятся личным опытом, подсказывают способы решения проблем, возникающих в воспитании ребенка-инвалида, предлагают свою помощь.
В ходе реализации мероприятий программы "Мы вместе" специалистами учреждения решаются следующие задачи:
- проведение мониторинга семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, которые воспитываются в Ново-Никольском детском доме;
- обучение родителей специальным знаниям и умениям;
- оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим особого ребенка;
- приобщение родителей к общественной жизни детского дома;
- диагностика развития ребенка, имеющего родителей.
Особенности программы "Мы вместе":
- гибкий график работы с родителями;
- возможность повторения интересующей тематики;
- проведение индивидуальных и коллективных занятий;
- информирование членов семей об особенностях детей- инвалидов, возможностях их обучения, воспитания, развития (в том числе и с помощью памяток для родителей);
- участие в мероприятиях специалистов различного профиля.
Программа "Мы вместе" отвечает запросам современного общества. Для реализации данной практики в детском доме достаточно основных ресурсов: квалифицированных кадров, транспорта, помещений и оборудования, стабильного финансирования. Дополнительные ресурсы - участие в грантовых конкурсах, привлечение волонтеров и т.д. Активное взаимодействие специалистов с семьей повышает эффективность воспитания и интеграции в обществе "особого" ребенка. Благодаря проведенным мероприятиям в учреждении сформирована атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, которая необходима для эффективной реабилитации детей.

Назад Оглавление Далее