Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями: направления деятельности (Иркутская область)

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Центр) на 180 мест функционирует в Иркутской области с 2000 г. Здесь оказывается квалифицированная медико-социальная, социально-психологическая и социально-педагогическая помощь детям и подросткам в возрасте от 0 до 18 лет, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии.
Основные цели работы учреждения - социализация ребенка с ограниченными возможностями, оказание помощи его семье, ранняя профилактика и предупреждение детской инвалидности. Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с национальными и региональными стандартами в сфере социального обслуживания населения. Центр имеет лицензии на оказание медицинских услуг по 21 направлению, санаторно-курортное лечение, оказание образовательных услуг, реализацию психологических программ и программ коррекционного образования.
Основными показаниями к реабилитации в учреждении являются:
- болезни нервной системы, в том числе ДЦП;
- психические расстройства и расстройства поведения;
- нейросенсорная, кондуктивная, смешанная тугоухость I, II, III, IV степеней и глухота;
- болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (синдром Дауна, врожденный вывих бедра, врожденная косолапость, аномалии позвоночника, врожденная кривошея, синдром Элерса-Данлоса, синдром Марфана);
- пороки развития легких, бронхолегочная дисплазия ДН I (дети старше года);
- онкологические заболевания;
- болезни эндокринной системы;
- заболевания бронхолегочной системы.
Комплексный процесс реабилитации основывается на
следующих принципах:
- индивидуальный подход к ребенку с позиции целостного организма, нераздельности коррекции неврологических и соматовегетативных нарушений;
- раннее начало реабилитации;
- комплексный подход к реабилитационному процессу;
- преемственность между различными этапами реабилитации;
- вовлечение в реабилитационный процесс членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В структуру учреждения входят отделения:
- диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
- медико-социальной реабилитации;
- социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;
- восстановительного лечения и реабилитации с дневной и стационарной формами пребывания.
Реабилитационные услуги можно получать как в стационарных условиях, так и в условиях дневного пребывания. Задачи восстановления соматического здоровья и физического развития детей-инвалидов успешно решают врачи высокой квалификации: невролог, педиатр, психиатр, ортопед, сурдолог, отоларинголог, врач функциональной диагностики, врач ЛФК, врач-рефлексотерапевт, массажисты. В процессе реабилитации в учреждении широко применяются современные методы и средства медицинской реабилитации:
- биомеханика и рефлексотерапия;
- различные виды массажа;
- массажная кровать;
- лимфодренажный аппарат;
- ДЭНС-очки для лечения косоглазия и коррекции зрения;
- мануальная терапия;
- психофизическая гимнастика;
- стоматологическая помощь;
- все виды современного физиолечения: электрофорез, амплипульс, УВЧ, лазеролечение, душ, ванны, бассейн, спелеотерапия, нормобарическая гипоксическая оксигенация, магнитотерапия.
Сотрудники Центра проводят нейрофизиологическую диагностику, мониторинг церебральных функций, ультразвуковое исследование. В физической реабилитации детей с ДЦП используется метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) путем применения лечебно-нагрузочных костюмов "Гравистат" и "Адель", специализированных велосипедов-тренажеров.
Учреждение сотрудничает с международным благотворительным фондом "СМ. Черити".
Цели сотрудничества:
- оказание практической помощи в реабилитации (абилитации) и социализации детей с ограниченными возможностями (ДЦП);
- обучение приемам ухода;
- использование физических возможностей без применения медикаментозного лечения детей и подростков, лишенных возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания.
Совместно с "СМ. Черити" учреждение участвует в международной практике "Школа кинестетики". Цель кинестетики как нового направления реабилитации - научить людей с ограниченными возможностями находить наиболее удобные способы перемещения в пространстве, контролируя собственные движения. На базе учреждения ведущим тренером кинестетики из Германии Норбертом Фельдманом проведен обучающий семинар по теме: "Основной курс кинестетики в уходе за больными людьми". Ведущие специалисты-реабилитологи Центра обучены методам и приемам кинестетики. В процессе овладения методикой у детей формируются новые двигательные стереотипы самообслуживания, сидения, вертикализации, перемещения в пространстве, в некоторых случаях - самостоятельная ходьба. Внедрение методов кинестетики повышает эффективность комплексной реабилитации, помогает семьям, где воспитывается ребенок, ограниченный в движении и самообслуживании, снизить степень социальной депривации, так как у ребенка появляется возможность элементарного самообслуживания. Для коррекции дефектов моторики, с целью развития функциональных двигательных систем, проводится лечебная физкультура, занятия в тренажерном зале, бассейне, общеразвивающие физкультурные занятия.
В комплексном лечении таких неврологических заболеваний, как ДЦП, миопатия, парез Эрба, а также при патологии опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, косолапость, кривошея, сколиозы) специалисты центра успешно применяют эффективные методы биологической обратной связи (БОС). Для этих целей используются велосипеды-тренажеры, снабженные регулируемой системой поддержки туловища. Они необходимы для помощи детям, у которых недостаточно развита координация движений. Велосипеды снабжены абдуктором - разводящим блоком, специальным приспособлением, предупреждающим выворот руля. Кроме этого, в учреждении установлены кедровая фитобочка, углекислая ванна "Реабок", оксицикл, стол для механотерапии. В медицинской реабилитации эффективно используются кислородный конденсатор, небулайзер, лимфодренаж, интерфейс для настройки речевых процессоров - детям с кохлеарной имплантацией. В центре осуществляется реабилитация детей с нарушением слуха и речи, с использованием современных технических средств - электроакустических аппаратов "Верботон Г-10" и "Верботон Г-20".
Главную задачу, которую решают специалисты, реализующие верботональный метод, - развитие речевых коммуникативных способностей и интеграция детей в массовую систему образования. В учреждении созданы все условия для качественного и оперативного слухопротезирования: квалифицированные специалисты, программное обеспечение настройки цифровых и аналоговых слуховых аппаратов, лаборатория по изготовлению внутриушных вкладышей. Неотъемлемой частью комплексной реабилитации является психологическая, дефектологическая и логопедическая коррекция, психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида.
В решении задач психологической и педагогической коррекции используются развивающие технологии комнаты Монтессори, сенсорной комнаты, логотренажера. В 2011 г. на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при финансовой поддержке компании ООО "Амвэй" было приобретено оборудование для службы "Лекотека". Неоценимую роль в социализации детей с ограниченными возможностями оказывают общественные объединения родителей (клубы "Я и мой ребенок" и "Школа жизни"). Первый клуб объединяет семьи, воспитывающие детей с неврологическими проблемами, второй - семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.
В 2010 г. Центр вступил в НАОРДИ (Национальную ассоциацию организаций по реабилитации детей-инвалидов). Опыт работы учреждения в данном направлении был представлен на Международном научно-практическом семинаре "Современные подходы к организации помощи людям с ограниченными возможностями здоровья", который проводился в июне 2010 г. Восточно-Сибирской государственной академией образования совместно с европейскими специалистами в этой области.
В центре работают творческие сотрудники: художники, музыкальные руководители, инструкторы по труду. Дети и родители охотно посещают интегрированные занятия, объединяющие музыку и рисование, музыку и лепку, музыку и сказку, музыку и экологические знания, участвуют в кукольных спектаклях и праздниках, посещают выставки, музеи, театры, нерпинарий. Для них организуются поездки на Байкал, в музей под открытым небом "Тальцы". В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями активно используются современные технологии, в том числе компьютерные. Занятия в интернет-классе проводятся по нескольким направлениям. Наиболее востребованными являются развивающие занятия для детей с задержкой психоречевого развития, умственной отсталостью. Проводятся и обучающие занятия, направленные на формирование умений, позволяющих работать в поисковых системах Интернета, а также занятия, способствующие дистанционному образованию.
В центре дети с ограниченными возможностями и их родители могут наиболее полно использовать физический и психологический потенциал для реализации права ребенка на счастливое детство, инклюзивное образование, полноценную жизнь в обществе.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы