Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тестопластики

В 2011 г. в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Южного административного округа г. Москвы было открыто отделение социальной реабилитации детей- инвалидов. Отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в нем созданы все условия для полноценного развития и общения со сверстниками. Сотрудники отделения (педагоги дополнительного образования, воспитатели, психологи) оказывают детям с ограниченными возможностями социально-психолого-педагогическую помощь.
Основными задачами отделения являются:
- оказание детям помощи комплексной социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности;
- оказание психолого-педагогической поддержки;
- развитие творческих способностей;
- обучение детей навыкам самообслуживания, общения, поведения в быту;
- организация досуга детей.
Сотрудники отделения формируют у детей социальные навыки через участие в коллективных играх, творческой и социокультурной деятельности. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители - консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам.
Важную роль в создании современной реабилитационной среды выполняют методы, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципах творчества, фантазирования, игровой деятельности. Практика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим и коррекционным потенциалом.
Лепка - одно из самых увлекательных и любимых занятий детей. Развивая творческие способности детей, педагоги проводят с ними занятия по тестопластике. На этих занятиях каждый ребенок старается проявить свою индивидуальность, учиться работать в коллективе, планировать свою деятельность, помогать тем, кому необходима помощь.
Создаваемые педагогами в процессе занятия ситуации успеха для каждого ребенка это своего рода психотерапия, позволяющая избавиться от нервного напряжения, плохого настроения, поверить в себя, в свои силы. Как интересно лепить поделки своими руками! Их можно подарить родным и друзьям.
В процессе занятий ребята легко знакомятся, помогают друг другу, внимательны, отзывчивы и толерантны по отношению друг к другу. Им интересно творчество друг друга, они легко преодолевают комплексы, связанные с болезнью, дети начинают верить в себя.
Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью и особой лечебной аурой. Тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать, его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем, испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
В процессе занятий лепкой у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, улучшаются интеллектуальные и творческие способности. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей.
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, а также обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности. Интерес к занятиям поддерживается путем широкого использования дидактических игр, игровых занимательных упражнений, загадок и стихотворений.
Доказано, что развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Поэтому педагоги на занятиях широко используют пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Все это позволяет детям выражать свои чувства и мысли, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.
Занятия лепкой из теста помогают развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
- пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
- раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе обучения;
- обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить;
- научить правильным способам выполнения приемов лепки и умению наблюдать, выделять главное, существенное;
- развить мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
- приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
- сформировать умение работать в коллективе;
- развить самостоятельность, аккуратность;
- сформировать потребность в саморазвитии.
На первых занятиях педагог рассказывает детям об истории тестопластики. Взрослый замешивает тесто в присутствии детей, дает возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.
В процессе первых занятий дети учатся также пользоваться инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Для раскатывания используют скалочки, а для вырезывания - формочки для печения, крышки от бутылок. Затем учатся лепить объемные формы. Основа форм - неваляшка (на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня, зубочистки или спички), а потом к основе можно добавить характерные признаки - ушки, носик, глазки, хвост.
В процессе деятельности часто возникают ситуации, которые требуют психолого-педагогической поддержки ребенка (ободрение, похвала, комплимент, одобрение, восхищение). Четко и понятно педагог выделяет характеристики индивидуального поведения ребенка, сравнивает, оценивает их с гуманистической позиции. Например: "Вадим, ты сегодня аккуратно выполнил свою работу, молодец", или "Леночка, сегодня ты была не очень внимательна, думаю, что на следующем занятии ты исправишься".
Много радости доставляет творческий процесс и поддержка, похвала педагога. Как правило, дети не устают в процессе занятия если им интересно.
Используемые приемы, лепки:
• Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
• Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
• Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
• Раскатывание - раскатывание на определенную толщину.
• Смачивание - для склеивания частей.
• Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
При помощи предметов с рельефной фактурой дети делают интересные поделки - рамки для фотографий, подсвечники. Далее начинают лепить объемные фигурки - ежика, совы, шишки при помощи маникюрных ножниц. Сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов - колобков, колбасок, лепешек. Очень нравится ребятам лепить цветы, и на эту тему сделано много работ.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски - гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - тряслись руки. Чувствовалось, что ребятам сложно выполнять такую работу, но постепенно у воспитанников выработалась ловкость и акуратность.
После того как дети освоили лепку из простых элементов, перешли к более сложному этапу работы - сюжетная лепка по темам русских народных сказок. Они изготовили панно "По щучьему велению", "Колобок", "Машенька и медведь". На этих занятиях хорошо виден уровень самостоятельного применения сформированных навыков и приемов, умение договориться с товарищем, помочь, поддержать.
Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Большое место на занятии занимают игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают познавательные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Как известно, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко используют пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами (грецкий орех, карандаши), "сухие бассейны".
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда используются игровые мотивации. А в конце занятия педагог предлагает детям обыграть свою поделку. Взрослый, включаясь в игру, задает детям наводящие вопросы, например: "Меня зовут мышонок. Я люблю сыр! А ты что любишь"?.
Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчает общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Назад Оглавление Далее