aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Терапевтическая группа — эффективная форма интеграции инвалидов в общество

В ТЦСО "Южнопортовый" г. Москвы сотрудники отделения социальной реабилитации инвалидов о возможности участия в групповых занятиях клиентов оповещают при приеме в отделение. Проводятся собеседования, после которых клиент принимает решение об участии в тренинге либо отказывается в силу каких-либо причин. Занятия в терапевтической группе численностью от 4 до 7 человек проводятся один раз в месяц и имеют открытую форму: реабилитант посещает группу не только в процессе комплексной реабилитации на базе отделения (в среднем это три месяца), но и по желанию после ее прохождения, а вновь поступившие на реабилитацию подключаются к группе. В среднем проводится 3-4 тренинга длительностью полтора-два часа за курс. Специфика работы такой группы нуждается в акценте на соблюдение общепринятых групповых правил, таких как конфиденциальность, принцип "здесь и теперь", активность на занятиях, принцип обратной связи, доверительность и основные принципы организации.

Тренинг личностного роста "Здравствуй - это я!"

Основная идея проведения психологического тренинга в отделении социальной реабилитации инвалидов - с помощью группы открыть новые возможности в развитии личности, актуализировать ее потенциал. Любой тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем. Группа отражает общество в миниатюре, во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников, что дает возможность увидеть и проанализировать в созданных условиях психологической безопасности закономерности, которые свойственны участникам, получить обратную связь и поддержку людей, имеющих общие проблемы и переживания.
В процессе психологического тренинга применяются различные коррекционные и формирующие приемы: метафорические ассоциативные карты, групповая дискуссия, различные упражнения и игры (разогревающие игры в начале тренинга для снятия психологической напряженности, освобождения от цензуры супер-эго, игры-релаксации, игры- коммуникации с применением методов арт-терапии и др.).
Значительным для исследования эффективности тренингового процесса является соотношение результатов диагностики в пред- и посттренинговой фазах, данных наблюдений ведущего тренинга и самоотчетов участников занятий, что дает реальную картину и способствует более полной оценке эффективности тренинга.
Набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга личностного роста "Здравствуй - это Я":
- развитие внутренней свободы;
- повышение самооценки, уверенности в себе;
- развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить;
- повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию, что особенно актуально для инвалидов.
Процесс формирования нового психосоциального статуса личности с ограниченными возможностями достаточно сложен и зависит от различных внутренних и внешних причин. С одной стороны, физиологические изменения определяют характер протекания мотивационных и эмоциональных реакций, с другой - позитивные или негативные тенденции мотивационной и эмоциональной сфер усиливают или уменьшают объективное влияние физиологических изменений и условий жизнедеятельности. В ситуации изоляции, даже если инвалид проживает не один, людям трудно справиться с одиночеством, личностной тревожностью, озабоченностью, депрессией, что, в свою очередь, остро ставит вопрос об их социально-психологической адаптации и реабилитации.
Одной из ведущих задач программы групповой работы с клиентами отделения является аккумуляция опыта и знаний, которая может (и должна) стать толчком для высвобождения интеллектуального и личностного потенциала.
Особенностью программы групповой работы является использование в работе метафорических карт как проективного метода работы.
Цель групповой работы: создание условий для личностного роста клиентов.
Задачи групповой работы:
- создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем;
- расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;
- способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Этапы работы:
- установочный этап, включающий в себя сбор диагностического материала;
- коррекционно-развивающий этап;
- заключительный этап: анализ и подведение итогов работы.
Формы и методы работы:
- групповая работа;
- элементы индивидуальной работы (работа с протагонистом);
- групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
- метафорические карты;
- психогимнастика;
- ролевые игры;
- элементы индивидуальной и групповой релаксации.
Критерии эффективности:
- усиление личностных ресурсов;
- формирование адекватной самооценки;
- наличие навыков конструктивного поведения;
- наличие навыков, умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
Условия проведения: помещение - актовый зал (60 м2), где есть возможность сесть на стулья, встать в круг, уединиться.
Участники: реабилитанты, количество участников от 4 до 7 человек. Группы разнополые или гомогенные, комплектуются на добровольной основе.
Материалы: столы (по количеству микрогрупп); стулья (по количеству участников); колоды метафорических карт, ручки, маркеры, бумага для записей.
Продолжительность программы групповой работы: тренинг рассчитан на 4 занятия по 2 академических часа (общая продолжительность 8 ч). В программе 8 занятий с расчетом на тех участников, кто хочет продолжать участвовать в группе после прохождения курса реабилитации.
Частота проведения занятий - один раз в месяц. Каждое занятие состоит из трех частей:
1) вводная часть (разминка);
2) основная часть (рабочая);
3) завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно психосоциальной работе.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: "Как вы себя чувствуете?", "Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?", "Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?", "Что запомнилось с предыдущего занятия?" и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию "здесь и сейчас". Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
Успех тренинга в большей степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:
- активностью участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- исследовательской позицией участников: они сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
- объективацией поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
- партнерским общением: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;
- принципом "здесь и сейчас": члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
- конфиденциальностью: "психологическая закрытость" группы уменьшает риск психических травм участников.
Средством решения задач тренинга служат групповые упражнения, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

Формы социокультурной реабилитации клиентов

Для активизации интеграционных ресурсов инвалидов в отделении успешно используются различные формы, включающие элементы тренинга: сюрпризные и игровые моменты; ритуалы приветствия, прощания; конкурсы; развлекательные упражнения и т.д. Активные упражнения взаимодействия клиентов друг с другом - обязательный элемент праздничного чаепития, Дня здоровья и даже автобусной экскурсии.
Путешествие по столице на автобусе часто занимает от полутора до двух часов. Это время проводится с интересом и пользой. Познавательные мини-рассказы (5-10 мин), викторины, информация о знаменательных датах развивают познавательный интерес, здоровую конкуренцию, внимание, память клиентов. Участие в групповых занятиях, чаепитиях, экскурсиях, посещение театров, других культурных объектов сближают людей, способствуют развитию неформального общения.

Назад Оглавление Далее