aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Преемственность в деятельности стационарных учреждений для детей-инвалидов и взрослых инвалидов

Дети-инвалиды, воспитывающиеся в детских домах- интернатах системы социальной защиты населения г. Москвы, после своего совершеннолетия переводятся на постоянное проживание в психоневрологические интернаты. Это событие для подавляющего большинства молодых инвалидов сопровождается многими негативными изменениями. Выпускники детских домов-интернатов переживают сильнейший стресс, так как попадают в незнакомое учреждение, условия пребывания в котором резко отличаются от привычных: нет знакомых людей, не хватает эмоционально-теплых отношений со значимыми взрослыми, новые требования сотрудников непривычны и т.д. Специалисты, оказывающие социально-реабилитационные услуги молодым инвалидам, озабочены тем, что в настоящее время отсутствует единое социальное пространство; не учитываются индивидуальные особенности проживающих при переводе из детских во взрослые интернаты.
Возникла необходимость разработки мероприятий по формированию преемственности в реабилитационной работе между учреждениями.
Преемственность при переводе выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей в психоневрологические интернаты специалисты рассматривают как сложную поступательную систему развития и непрерывный процесс социализации личности выпускника детского дома-интерната. Специалисты психоневрологических интернатов продолжают работу, направленную на возможную социализацию молодых инвалидов. Для повышения эффективности данной работы она должна вестись с учетом соматических, психических, личностных особенностей и способностей молодых людей, с опорой на уже сформированные знания, умения и навыки.
В настоящее время осуществляется совместная работа ГБУ ПНИ № 25 и ГКУ ДДИ № 28 г. Москвы по программе "Преемственность" в целях повышения эффективности реабилитации и социализации клиентов, разработки технологий преемственности в реабилитационной работе между учреждениями. Направления программы: информационнокоммуникативное, социокультурное, спортивно-оздоровительное, ориентировочная трудовая деятельность. Разработка и внедрение модели преемственности психоневрологического интерната и детского дома-интерната является примером межведомственного взаимодействия, инновации в социальной сфере. Данное направление деятельности стационарного учреждения впервые было исследовано и отработано в формате опытно-экспериментальной площадки на базе ПНИ № 25. Была разработана и утверждена программа опытно-экспериментальной работы "Организационнофункциональная модель стационарного учреждения социального обслуживания в условиях модернизации системы социальной защиты населения". Важным направлением работы была тема "Отработка модели клинико-психологической лаборатории в социальных учреждениях, оказывающих услуги лицам с дефектом психического здоровья". В рамках данной темы были проведены мероприятия по формированию преемственности между детским и взрослым интернатом системы социальной защиты населения. Работа по всем направлениям проводилась в тесном взаимодействии и под научным руководством ИПК ДСЗН. В рамках опытно-экспериментальной деятельности был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта организации системы социального обслуживания инвалидов, исследованы теоретические принципы и практические основы деятельности стационарных учреждений для инвалидов. Определены перспективные направления развития преемственности, выявлены основные проблемы, выработаны решения по их устранению, проведена апробация и научно-практическая экспертиза материалов, разработанных в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Проведены разнообразные научно-практические мероприятия: рабочие совещания, круглые столы, научно-практические конференции, научно-практические и обучающие семинары, заседания городского методического объединения специалистов социальной работы. В связи с успешным завершением работы опытно-экспериментальная площадка на базе психоневрологического интерната закрыта.
Основной объем работы по реализации программы "Преемственность" возлагается на специалистов, осуществляющих социальную реабилитацию клиентов (психологи, социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования и т.д.). Именно наличие в стационарных учреждениях данных специалистов делает возможной преемственность в деятельности. Социальная служба в системе стационарных учреждений социальной защиты населения имеет свою специфику. Специалисты служб применяют на практике достижения детской, специальной, возрастной и геронтологической психологии, социальной педагогики, комплексно решают проблемы психического развития и поддержки детей, подростков, пожилых людей с ограниченными возможностями. Наиболее перспективной в системе социально-реабилитационной поддержки детства и юношества является социальная служба, построенная как модель помощи и поддержки, основанная на социальной компетентности инвалида. Деятельность специалистов отличается по доминирующему предмету деятельности, целеполаганию, ролевым позициям во взаимоотношениях с участниками адаптационно-реабилитационного процесса, стратегии планирования работы.
Актуальность интегрирования деятельности социальных служб ПНИ и ДДИ определяется изучением проблем становления службы: научного обоснования ее функционирования, наполнения конкретным содержанием деятельности специалистов при реализации основных направлений, а также задач, стоящих перед системой адаптационно-реабилитационной поддержки инвалидов. Модель преемственности социальных служб ПНИ и ДДИ показана на рисунке.

Модель преемственности социальных служб

Модель преемственности социальных служб ДДИ и ПНИ

Стратегия и практика деятельности социальных служб в ПНИ и ДДИ строится на принципах включенности, непосредственного участия, взаимодействия и дополнения в решении основных проблем лиц с ограниченными возможностями. Эффективность функционирования модели преемственности психологических служб зависит от взаимосвязи разноуровневой деятельности различных специалистов. Ведущей идеей взаимодействия социальных служб интернатов является положение о двусторонней обусловленности, взаимодополняемости деятельности коллектива, которое принято в качестве основополагающего принципа. Работа всех специалистов направлена на адаптацию, реабилитацию, поддержку воспитанников и проживающих в стационарных учреждениях:
• психологи проводят психологическую диагностику, коррекцию, профилактику психологического состояния воспитанников и проживающих;
• воспитатели и педагоги проводят занятия по формированию социальных знаний, умений, навыков;
• педагоги дополнительного образования проводят занятия в различных клубах кружках, для развития социально позитивных интересов воспитанников (проживающих);
• культорганизаторы и воспитатели проводят воспитательные и досуговые мероприятия с целью повышения социальной активности клиентов и создания развивающей среды учреждений.
Адаптации и реабилитации воспитанников и проживающих способствует интеграция таких основных направлений деятельности, как познавательная, проектная, экскурсионная, воспитательная, ориентированных на развитие личности, проявляемые интересы, поддержку эмоционально-волевой сферы.
Основные направления деятельности и приоритетные направления воспитательных занятий приведены на соответствующих рисунках.

Направления деятельности, реализуемые в детских и взрослых интернатах

Направления деятельности, реализуемые в детских и взрослых интернатах

Проводимые в едином русле занятия, воспитательные мероприятия, встречи, беседы, экскурсии, праздники, реализуе-

Приоритетные направления воспитательных занятий в детских и взрослых интернатах

Приоритетные направления воспитательных занятий в детских и взрослых интернатах

мые параллельно или совместно социально-психологическими службами, расширяют социальное поле, способствуют адаптации воспитанников при переводе во взрослый интернат, поскольку при такой организации работы обеспечивается тесный контакт воспитанников, проживающих, сотрудников интернатов. В рамках проекта "Преемственность" проведено множество совместных музыкальных, спортивных, творческих, праздничных мероприятий. Для воспитанников ДДИ проводятся ознакомительные экскурсии по интернату с целью ознакомления с бытом, условиями проживания, реабилитационными мероприятиями, лечебно-трудовой деятельностью клиентов. Вышеперечисленные направления деятельности, реализуемые в программе "Преемственность", способствуют успешной адаптации воспитанников при переводе из ДДИ в ПНИ, повышают эффективность социальной реабилитации клиентов. Мероприятия по формированию преемственности в организации деятельности специалистов социального блока интернатов способствуют повышению профессионального уровня сотрудников через участие в совместных встречах, научно-практических мероприятиях.

Назад Оглавление Далее