aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Игровые методы в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате

В психоневрологическом интернате № 11 г. Москвы в настоящее время проживают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет, которые в большинстве своем имеют социальные потребности в области развлекательного досуга и спорта, в продолжении образования, трудоустройстве, интеграции в общество, что определяет важность социально-реабилитационной и социально-интеграционной деятельности интерната. Материально-техническая база и квалифицированный персонал позволяют обеспечить комфортные условия проживания и возможность всестороннего развития личности, творческой реализации, занятий спортом, социализации и последующего трудоустройства.
С целью повышения качества жизни проживающих с умственной отсталостью, их социально-трудовой адаптации и посильной интеграции в общество в интернате подготовлена и реализуется программа мероприятий социальной адаптации. Данная программа помогает компенсировать недостаток умственных способностей развитием поведенческих навыков и предполагает обеспечение личных и социальных возможностей развития во всех сферах жизнедеятельности человека: занятости, профессиональной ориентации, повседневных потребностей, свободного времени, жилища, партнерства и общения. В работе по формированию и совершенствованию необходимых знаний, умений и навыков специалисты ПНИ особо выделяют игровой метод.
Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и мотивации к занятиям. Желание играть - главный стимул, который побуждает молодого человека с умственной отсталостью к обучению через игровую деятельность. Известно, что во время игры ребята охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и тяжелым, потому что в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Игры заставляют мыслить, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Именно поэтому с помощью игры развивается восприятие, мышление, внимание, воображение, память, речь, повышается познавательная активность.
Игра считается одним из эффективных методов обучения и развития личности. В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 70% - из того, что проговаривает, 90% - из того, что делает сам. В игре задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как метод основан на понимании личности обучаемого как мыслящего, чувствующего и активного действующего участника событий.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную - основная функция игры - удовольствие участников от самого процесса деятельности;
- коммуникативную - игра развивает речевую активность и коммуникативную компетентность;
- самореализации - игра позволяет проверить себя в конкретных жизненных ситуациях, в том числе вызывающих затруднения и преодолеть эти трудности;
- терапевтическую - игра дает возможность отвлечься, расслабиться, успокоиться, переключиться после конфликтной, эмоционально напряженной ситуации;
- диагностическую - игра позволяет специалисту диагностировать различные проявления участников, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;
- коррекции - с помощью игры можно корректировать неэффективные целевые установки, деструктивное поведение, личностные и характерологические особенности;
- социализации - с помощью игры происходит включение участника в систему общественных отношений;
- развитие личности - широкий выбор разнообразных способов достижения цели в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творческих способностей, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
- групповой сплоченности - соблюдение правил игры в условиях противоборства дает возможность специалисту целенаправленно формировать у занимающихся чувство взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма и т.д.
Игры, используемые специалистами в учреждении:
I группа - предметные игры (манипуляции предметами). Через предметы происходит познание формы, цвета, объема, материала, окружающего мира в целом. Эта группа игр наиболее подходят для проживающих с низким интеллектуальным уровнем. Наименование игр: "Времена года", "Фрукты и овощи", "Развитие временных ориентировок", "Мебель", "Транспорт", "Моя одежда", "На земле, в воде и воздухе", "Профессии" и т.п.
II группа - сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевая игра - метод, суть которого состоит в разыгрывании ролей. Как известно, в процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают вести себя в соответствии с их требованиями. В ходе игры человек практикует поведенческие модели, которые соответствуют определенной роли. Цель игры - дать игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации. Трудно переоценить эффективность сюжетно-ролевых игр в обучении наших проживающих необходимым социальным навыкам. Особенно это касается наиболее адаптированных ребят, которые самостоятельно выходят за пределы интерната и рассматриваются как кандидаты на самостоятельное проживание. Игры, в которые играют клиенты в кабинете социально-бытовой адаптации: "На улице", "В общественном транспорте", "В кинотеатре, театре", "В кафе", "В поезде", "На почте, в Сбербанке, в магазине", "В парикмахерской", "На приеме у врача", "Общение на улице с незнакомыми людьми". В кабинете "Домоводство" клиентами используются игры: "Генеральная уборка", "Встречаем гостей", "Идем в гости" "Празднуем Новый год".
III группа - трудовые игры. Они имитируют профессиональную деятельность. Участвуя в них, ребята постигают азы простых профессий: "Санитарка палатная", "Санитар- уборщик служебных помещений", "Дворник", "Грузчик", "Цветовод", "Посудомойщик". В процессе игры молодые инвалиды учатся планировать свою работу, подбирать необходимый инвентарь, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку и сообразительность. Трудовая активность также развивает познавательную сферу, волевые качества клиентов.
TV группа - психологические игры, например, на групповую сплоченность, помощь в адаптации вновь прибывшим проживающим, на развитие эмоционально-личностной сферы, коррекцию агрессивного и конфликтного поведения "Я и мои эмоции", "Какой я человек и чтобы я хотел в себе изменить", также элементы тренингов социальных, коммуникативных навыков для пациентов с диагнозом "шизофрения". Занятия на релаксацию и активацию в сенсорной комнате, мягкой комнате. Психологические тренинги помогают клиентам выражать свои чувства, контролировать эмоции, понимать чувства и эмоции других людей.
V группа - подвижные игры,. Игры имеют большой диапазон воздействия на организм и личность, дают неограниченные возможности для влияния на все сферы жизнедеятельности лиц с умственной отсталостью. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, упражнения с мячом. Подвижные игры развивают ловкость, точность, быстроту реакции, силу, выносливость, координацию движений, способность управлять своим телом. Особенная ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. В проведении подвижных и спортивных игр нам оказывают большую помощь волонтеры.
Совокупное использование таких психологических и педагогических методов и приемов, как объяснение, заучивание правил, демонстрация, методы поведенческой психотерапии, практические занятия и вышеупомянутый игровой метод формируют у молодых инвалидов социальные знания, умения, навыки.
Специалисты ПНИ регулярно исследуют динамику усвоения проживающими знаний, умений и навыков в рамках программы социальной адаптации.
Сравнительный анализ сформированности у клиентов интерната хозяйственно-бытовых и коммуникативных навыков показан на соответствующих диаграммах.

Сравнительный анализ сформированности у клиентов хозяйственно-бытовых навыков

Сравнительный анализ сформированности у клиентов хозяйственно-бытовых навыков в 2012 и 2014 г.

Сравнительный анализ сформированности у клиентов коммуникативных навыков

Сравнительный анализ сформированности у клиентов коммуникативных навыков в 2012 и 2014 г.

Назад Оглавление Далее