aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация

Любимая комната молодых клиентов психоневрологического интерната

В последнее время в стационарных учреждениях социальной защиты создаются условия для формирования у наиболее сохранных клиентов навыков самостоятельного проживания. Часто молодые инвалиды при выходе из стационарного учреждения испытывают дефицит социального опыта, недостаточная бытовая подготовленность оказывает негативное влияние на адаптацию в новых условиях. Неумение устанавливать личные контакты, негативное отношение к участию в трудовом процессе, незнание, как вести себя в простых бытовых ситуациях, создают для них дополнительные проблемы. Сотрудники психоневрологического интерната № 26 г. Москвы многое делают для того, чтобы процесс адаптации к самостоятельной жизни у молодых клиентов проходил более успешно. С этой целью в интернате специалисты успешно включают наиболее сохранных клиентов в трудовую деятельность, в реабилитационные мероприятия (арт-терапия, терапия занятостью, музыкотерапия, танцетерапия, игровая терапия, терапия театральным искусством).
В последние годы вовлечены в занятия спортом и туризмом более сорока клиентов разного возраста, молодые клиенты стали победителями многих спортивных соревнований городского и окружного уровня. Они активно занимаются, выезжают на различные мероприятия, общаются с людьми - такая активная и насыщенная жизнь позволяет заинтересовать спортом большое количество ранее безразличных клиентов. Специалистам ПНИ очевидно, что даже самые сохранные клиенты сталкиваются с проблемой отсутствия навыков самостоятельного проживания. Долгое время они "живут на всем готовом", поэтому не умеют делать элементарных бытовых вещей.
Поэтому возникла идея создания в интернате социально- бытовой комнаты, в которой воспитатели и специалисты по социальной работе планомерно занимаются с молодыми клиентами, которые могут проживать самостоятельно. Администрация выделила комнату и приложила много усилий для ее ремонта и оснащения. Для успешного осуществления задуманного была создана группа, состоящая из врачей-психиатров, психолога, воспитателей и специалистов по социальной работе. Основной целью группы было отобрать для занятий тех молодых инвалидов, кто хочет и может усвоить необходимые знания, умения, навыки социально-средовой и социально- бытовой адаптации. За короткое время была сформирована группа из восьми человек, чьи успехи и возможности реализовать себя в самостоятельной жизни наиболее перспективны.
В ноябре 2014 г. закончился ремонт комнаты социально- бытовой адаптации - такое название она получила в связи с ее предполагаемым назначением - обучение клиентов, способных к самостоятельному проживанию, основным навыкам приготовления пищи и домоводства. Это необычайно важно, так как большинство молодых инвалидов длительное время провели в детских домах и интернатах, где все за них делал персонал, поэтому у них не сформированы навыки самостоятельности. Специалисты часто слышат от молодых клиентов, что они хотят сами сварить себе пельмени, пожарить картошку, испечь пирог и проч. Так возникла идея использовать созданную комнату и в этих целях.
Воспитатель, ответственный за работу комнаты социально-бытовой адаптации, разработал программу по обучению основам кулинарии наиболее сохранных клиентов. С использованием большого количества наглядного материала педагог постепенно формирует у клиентов знания, умения, навыки по кулинарии и домоводству. Продвигаясь от простого к более сложному, ребята учатся правильно накрывать стол, встречать гостей, пользоваться столовыми приборами, готовить несложные блюда, узнают какие продукты более полезны и многое другое.
Специалист по социальной работе разработал программу занятий для клиентов по овладению навыками домоводства, которая включает в себя формирование знаний, умений, навыков правильного и безопасного пользования электроплитой, стиральной машиной, пылесосом и другой бытовой техникой. Программа по домоводству, рассчитанная на несколько лет, позволит клиентам научиться самым основным навыкам самообслуживания (уход за собой, уборка и стирка), которые пригодятся им в повседневной самостоятельной жизни.
Важно, что социально-бытовая комната состоит из нескольких зон: типовая кухня - для того, чтобы научить ребят готовить, правильно и красиво накрывать стол; зона столовой с двумя круглыми столами и удобными стульями; гостиная. На сравнительно небольшой площади в 42 м2 создано зонированное и вместе с тем единое, гармоничное пространство в светло- бежевых тонах. Помимо этого комната социально-бытовой адаптации оснащена всей необходимой бытовой техникой.

Назад Оглавление Далее