Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Площадка молодежной инициативы — практика центра социального обслуживания «Ярославский»

Территориальный центр социального обслуживания "Ярославский" начал свою работу в 1994 г. В настоящее время на базе центра функционирует 19 отделений, ежегодно обслуживается более 12 000 клиентов. На базе центра организована деятельность в формате Площадки молодежной инициативы Северо-Восточного административного округа г. Москвы. Такая организационная форма социальной работы с молодыми инвалидами выбрана не случайно. Комплексная работа специалистов, работающих на площадке, направлена на вовлечение молодых людей с ограниченными возможностями в жизнь общества через обучение, трудоустройство, создание условий для творческого самовыражения. Площадка молодежной инициативы стала центром по работе с молодежью СВАО столицы, объединила усилия общественных организаций, занимающихся проблемами молодых инвалидов. Важными задачами деятельности Площадки являются создание и развитие окружной модели социального партнерства между государственными учреждениями и общественными организациями, занимающимися проблемами молодых инвалидов; поддержка молодежных общественных инвалидных организаций и социально-активных молодых людей с ограничениями жизнедеятельности.
На первом этапе социальной реабилитации происходит выявление молодых инвалидов, проживающих в СВАО, привлечение, включение в деятельность площадки. В начале работы специалисты предлагают подопечным посетить все мероприятия, клубы, кружки, чтобы выбрать по интересам те, которые будут посещаться постоянно.
На втором этапе молодые люди с ограниченными возможностями, как правило, уже имеют достаточное представление о существующих клубах и мероприятиях площадки. Установлены дружеские отношения с понравившимися людьми, поэтому самостоятельно выбирается место, время следующей встречи, мероприятия, которые им хочется посетить. Интенсивное посещение мероприятий, взаимодействие с разными людьми, овладение социально-одобряемой деятельностью формируют у молодых людей разнообразные интересы, будят социальную активность, желание развивать отношения со сверстниками и специалистами.
Одним из главнейших этапов реализации социальной практики является индивидуальное социальное сопровождение процесса реабилитации, которое включает в себя помощь в трудоустройстве, обучении, культурно-досуговой, просветительской деятельности и др. Работа с молодыми людьми показала необходимость расширения спектра оказываемых услуг. Поэтому на базе площадки открыта фотостудия "Мир через объектив", в рамках которой организовано обучение молодых инвалидов фотомастерству. С апреля 2011 г. на базе Площадки молодежной инициативы проходят занятия обучающего курса по иконописи. Проводит занятия мастер-иконописец, преподаватель иконологической школы "Проспон". На занятиях ребята овладевают основными техниками и приемами написания иконы.
Одним из наиболее востребованных направлений в работе является обучение и трудоустройство молодых инвалидов. Пользуются популярностью занятия курсов компьютерной грамотности по программам "Основы компьютерной грамотности", "Основы Photoshop и web-дизайна". Социальной практикой, способствующей трудоустройству людей с ограниченными возможностями на рынке труда в сфере крупного бизнеса, является конкурс "Путь к карьере", проводимый РООИ "Перспектива". Неоднократно в финал конкурса выходили молодые инвалиды из СВАО, прошедшие обучение на занятиях компьютерных курсов на Площадке молодежной инициативы. Некоторые из них стажировались в различных крупных компаниях, таких как "Джонсон и Джонсон", "Майкрософт", "ТрансАэро", "Клиффорд Чанс", "Клевер" и др.
В 2011 г. приказом Департамента центру был присвоен статус "Опытно-экспериментальная площадка Департамента социальной защиты населения г. Москвы". Тема опытно-экспериментальной деятельности: "Современная модель учреждения социального обслуживания в решении проблем социальной интеграции инвалидов в общество". Научно-экспериментальная деятельность в центре направлена на внедрение новых форм, методов, направлений работы специалистов, осуществляющих социальную реабилитацию инвалидов. Условно эксперимент разделен на три этапа реализации (подготовительный, основной, заключительный) и рассчитан на три года.
На подготовительном этапе проводится анализ научно- практического обеспечения, оценка персонала, создается рабочая группа, разрабатывается программа опытно-экспериментальной работы. В этот период происходит активный сбор информации по данной проблематике, изучается опыт социально-ориентированных ведомств, учреждений, общественных организаций, занятых вопросами интеграции инвалидов в общество, в том числе - опыт других регионов. Основной этап включает в себя проведение непосредственно опытноэкспериментальной деятельности, организацию мониторинга, оценку результатов, коррекцию мероприятий программы, анализ и обобщение опыта. Заключительный этап предусматривает подведение итогов опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов, организацию практики и стажировки специалистов, работающих с инвалидами, подготовку информационно-методических пособий.
В ходе реализации практики была разработана модель центра социального обслуживания в решении проблем социальной интеграции инвалидов. В процессе опытноэкспериментальной деятельности был разработан алгоритм взаимодействия опытно-экспериментальной площадки с социально-ориентированными учреждениями и организациями. Данное взаимодействие позволяет решать большой спектр проблем молодых инвалидов, таких как помощь в трудоустройстве, сопровождение процесса адаптации на рабочем месте, проведение спортивных, оздоровительных, досуговых мероприятий и т.д. На данный момент обобщены результаты социальной реабилитации в двух экспериментальных группах, разделенных по возрастному принципу (в первую группу вошли дети с инвалидностью в возрасте от б до 16 лет, вторую группу составили молодые инвалиды в возрасте от 20 до 32 лет). Устойчивая положительная динамика социально-психологической реабилитации наблюдается у всех участников эксперимента. По данным специалистов, осуществляющих социально-психологическое сопровождение, у всех молодых инвалидов повысилась психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, приобретены и усовершенствованы навыки общения в разных по составу малых группах, гармонизированы детско-родительские отношения.
Параллельно работе с детьми осуществлялась социальнопсихологическая реабилитация родителей, имеющих детей- инвалидов. Чаще корректировались проблемы гиперопеки, низкой самооценки, дефицита самовыражения, чувства стыда за своего ребенка. Для мягкого решения данных проблем была задействована современная форма работы - создан клуб родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на встречах которого участники имеют возможность поделиться своими проблемами и опытом.
В рамках эксперимента юристами Центра прочитан курс лекций по правам детей-инвалидов и молодых инвалидов. С каждым участником эксперимента проведены индивидуальные консультации. Сотрудниками Центра разработаны и внедрены программы, методики, способствующие социальной интеграции детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Программы профессиональной деятельности специалистов ТЦСО "Ярославский"

1. Программа Площадки молодежной инициативы - комплексная работа по адаптации, социализации и трудоустройству молодых инвалидов.
2. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов - социальная реабилитация детей-инвалидов средствами социально-медицинской, психологической, творческой реабилитации.
3. "Социальное сопровождение" - развитие окружной модели социального партнерства, поддержки молодежных общественных инвалидных организаций и социально-активных молодых людей с ограниченными возможностями (ОВ).
4. Комплексная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста:
- социальная адаптация молодых людей с ОВ в обществе;
- обучение, трудоустройство и помощь в самовыражении;
- юридическая и психологическая поддержка;
- снижение социальной напряженности.
5. "Компьютер для начинающих" - обучение пенсионеров, инвалидов, молодых людей с ОВ основам компьютерной грамотности.
6. "Обучение WEB-дизайну" - обучение молодых людей с ОВ основам WEB-дизайна.
7. "Доступная высота" - организация спортивного досуга и обучение детей-инвалидов игре в шахматы с учетом их интересов и состояния здоровья.
8. Программа социально-психологической реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности-социальнопсихологическая реабилитация лиц с ограничениями жизнедеятельности.
9. Составление портфолио для детей, посещающих реабилитационное учреждение. Программа реализуется на базе ОПСиД, направлена на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями путем составления портфолио для каждого ребенка.
10. Проведение мастер-классов с привлечением специалистов и профессионалов по интересующим темам: фотомастерство, теория и практика; правила написания литературного произведения (стихотворение, проза); основы журналистики (правила написания статьи, репортажа); флористика, цветочный дизайн и др.
11. Создание слухо-речевого класса, позволяющего усилить звуковые сигналы с целью развития и тренировки слуха и речи у детей с нарушениями слуха при организации коллективного обучения.
12. "Клуб взаимопомощи родителей" на базе ОПСиД для обмена опытом и оптимизации общения родителей, имеющих детей с ОВ.
Разработанные специалистами центра "Ярославский" программы в процессе реализации демонстрируют положительные результаты, способствующие успешной социализации молодых инвалидов.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы