Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Социальные практики работы с молодыми инвалидами

Профессиональная реабилитация, направленная на включение инвалидов в трудовую деятельность

С 2014 г. государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Реабилитационный центр для инвалидов "Ремесла" принимает на реабилитацию инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности. Деятельность сотрудников реабилитационного центра направлена на реализацию основной задачи - обеспечения нового качества жизни людей с ограничениями жизнедеятельности, помощь в достижении максимально возможной социальной полноценности посредством включения в трудовую профессиональную деятельность. Центр принимает на реабилитацию инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности в возрасте от 14 до 45 лет, нуждающихся в реабилитации методами изобразительной культуры, художественной и ремесленнической деятельности, трудотерапии при отсутствии медицинских противопоказаний.
Центр осуществляет нестационарное социальное обслуживание инвалидов, детей-инвалидов, лиц с ограничениями жизнедеятельности и членов их семей в виде предоставления услуги "комплексная реабилитация инвалидов (детей- инвалидов) в нестационарной форме".
Принятым на курс социальной реабилитации инвалидам в условиях учреждения предоставляются услуги специалистов по направлениям:
- профессиональная адаптация (в 4 мастерских);
- профессиональное ориентирование и профессиональное консультирование;
- социально-педагогическая реабилитация;
- социально-психологическая реабилитация;
- социокультурная реабилитация.
Для обеспечения комплексной реабилитации инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности в центре работают следующие отделения:
1. Отделение профессиональной ориентации, задачами которого являются: выявление, информирование и консультирование инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности о возможностях реабилитации с использованием методов изобразительной культуры, художественной и ремесленнической деятельности; создание и ведение информационной базы данных; профессиональная ориентация и профессиональный подбор, участие в формировании планов реабилитации инвалидов. Сотрудники отделения ведут первичный прием граждан, осуществляют профориентацию и подготовку получателей социальных услуг (людей с ограничением жизнедеятельности) в возрасте от 19 до 45 лет к самостоятельному трудоустройству. Специалисты с участием получателей социальных услуг составляют индивидуальные маршруты профориентации - мероприятия отражаются в профориентационной карте получателя социальных услуг.
2. Отделение профессиональной адаптации, в функции которого входит формирование, реализация индивидуального плана реабилитации инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности путем организации и проведения занятий по художественной и ремесленнической деятельности, трудотерапии, контроль эффективности влияния занятий на состояние здоровья клиентов, внедрение современных методов реабилитации, оказание консультативно-методической помощи, организация и проведение культурно-массовых мероприятий (выставки, ярмарки и т.п.), разработка плана мероприятий.
В отделении профессиональной адаптации функционируют ремесленные мастерские:
• Гончарная - работа с глиной и различными полимерными материалами: лепка, формовка (литье), гончарная технология на гончарном круге, художественная роспись готовых изделий.
• Деревообрабатывающая - выпиливание, резьба, выжигание, художественная роспись готовых изделий.
• Текстильная - вязание: спицами, крючком; шитье: лоскутное, шитье (печворк), мягкая игрушка, тканевые картины (панно); вышивка: машинная, ручная, лентами; ткачество: работа на ткацком станке, гобелены; валяние: сухое, мокрое, картины шерстью.
• Полиграфическая - компьютерная грамотность, разработка дизайн-макетов, изготовление малых полиграфических форм: визитки, календари, листовки, буклеты. В рамках работы мастерской функционирует фотостудия, где клиенты обучаются композиционной и портретной съемке.
• Парикмахерская - обучение навыкам работы с парикмахерскими инструментами, обучение стрижке, плетению косичек, уходу за волосами, созданию стиля. Также клиенты получают восстановительные мероприятия: ЛФК, занятия на тренажерах "БОС-дыхание", "Детензор", кислородный коктейль, сеансы на массажном кресле.
В рамках работы отделения профессиональной адаптации функционирует мастерская "Музыкальное народное творчество", включающая в себя такие направления работы, как: изучение и освоение народных традиций, развитие музыкального слуха и певческого голоса, навыков вокальнохорового исполнения в народной манере, формирование художественного вкуса, культуры голоса. Деятельность центра по социокультурной реабилитации инвалидов имеет особую социальную значимость. Занятия в творческих мастерских, участие в проведении мероприятий, посещение экскурсий помимо прямого позитивного воздействия на личность способствуют восстановлению психического равновесия, возвращения чувства уверенности в себе, дают возможность возобновить утраченный контакт с окружающим миром.
3. Отделение социально-педагогической реабилитации. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения инвалидом индивидуальной программы реабилитации. Специалисты отделения проводят психодиагностическую и психокоррекционную работу с клиентами, разрабатывают и проводят психологические тренинги, релаксационные занятия, контролируют эффективность реабилитационных мероприятий, осуществляют социально-педагогический патронаж инвалидов и их семей. В рамках работы отделения клиенты центра получают услуги логопеда по коррекции речевых нарушений.
Главная идея работы специалистов центра - коррекция сложившегося под воздействием недуга жизненного стереотипа посредством занятий ремесленной деятельностью, профессиональный и комплексный подход к реабилитации, обеспечивающий эффективность взаимодействия специалиста и клиента.
Цели социальной практики:
- профориентация и подготовка получателей социальных услуг (людей с ограничением жизнедеятельности) в возрасте от 19 до 45 лет к самостоятельному трудоустройству;
- содействие клиентам в профессиональной реабилитации, интеграции в общество.
Задачи социальной практики, направления деятельности специалистов:
1. Формирование у получателя социальных услуг представлений о своем потенциале.
2. Ознакомление получателя социальных услуг с базой профессиограмм и с особенностями рынка труда для людей с ограничениями жизнедеятельности в Зеленоградском округе г. Москвы.
3. Составление получателям социальных услуг индивидуальных маршрутов профориентации (профориентационной карты получателя социальных услуг).
4. Профессиональная диагностика с последующим профессиографическим заключением о нуждаемости в профессиональном обучении, переподготовке или повышении квалификации с указанием профессий, специальностей, характера и условий труда, рекомендуемых лицу с ограничениями жизнедеятельности.
5. Профессиональное информирование, профессиональное консультирование о рынке труда (вакансии, учебные заведения), требованиях, предъявляемых к той или иной профессии, уровне заработных плат, маршрутах и видах транспорта до места работы (учебы).
6. Профориентационная подготовка получателя социальных услуг по разработанному плану занятий (от составления и отправки резюме до процесса прохождения собеседования с работодателем).
7. Рекомендации специалиста по итогам прохождения курса профессиональной реабилитации.
Ожидаемые социальные результаты практики:
1. Формирование у клиентов адекватной самооценки, знаний, представлений о своих возможностях, способностях, ограничениях, развитие потребности в саморазвитии, самообразовании.
2. Наличие полной информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях.
3. Возможность консультироваться и пройти курс профреабилитации в индивидуальном, групповом варианте и получить помощь в планировании своей будущей карьеры.
4. Возможность социально адаптироваться, формировать необходимые социальные навыки.
5. Повышение социальной активности инвалидов, формирование готовности к труду, трудовых установок.
Курс профориентации рассчитан на 25 занятий, т. е. на один месяц. С учетом индивидуального запроса граждан - получателей социальных услуг - специалистом составляется индивидуальный маршрут профподготовки.
Профессиональная диагностика. Профориентационное тестирование, анкетирование и опрос, проведенный психологом в отделении профориентации, - оптимальный вариант профдиагностики. Опросник состоит из вопросов, которые раскрывают пожелания получателя социальных услуг в области профессионального самоопределения, дают информацию о его образовании, опыте работы и трудностях в вопросах трудоустройства. Более глубокую характеристику склонностей, способностей и интересов выявляют методики: "Психогеометрический тест", тест-практикум "Групповые роли", сопровождающиеся анализом индивидуальных установок, потребностей в форме беседы. Проективная методика "Образ "Я" и "Методика счастья!" помогают более глубоко раскрыть личностный потенциал, как человек воспринимается со стороны другими людьми, как он поступает в критических и конфликтных ситуациях, над какими качествами личности необходимо поработать. Методики адаптированы под тематику профессионального самоопределения. На этапе профдиагностики выясняются ресурсы клиента: уровень владения компьютером, опыт составления резюме, сформированность коммуникативных навыков и т.д. Задача специалиста в области профориентации на данном этапе - определить уровень социализации человека с ограничениями жизнедеятельности.
Профессиональное консультирование. Профессиональное консультирование предполагает организацию необходимой консультативной помощи специалиста по профориентации в следующих направлениях: получение информации о вакансиях, подготовка к собеседованию.
На этом этапе у получателей социальных услуг формируется расширенное понятие о том, что такое работать в коллективе, в команде и индивидуально над проектом или заданием. Специалист по социальной работе знакомит получателя социальных услуг с понятиями "карьера", "перспектива", "личностный и профессиональный рост". Рассказывает о том, как приобрести новые навыки и расширить свой круг интересов, применяя уже имеющиеся знания и умения. Объясняет, с помощью каких ресурсов можно осуществлять поиск желаемой работы. Важно дать клиенту информацию о том, что существует несколько видов общения, а деловое общение подразумевает особый стиль (этикет и дипломатию), который необходимо освоить, пользоваться своими знаниями и умениями при самостоятельном поиске работы, а также в процессе трудовой жизни.
Профессиональная реабилитация. На этапе профреабилитации, необходимо всю теоретическую базу второго этапа перевести в практику, применяя индивидуальный подход.
Специалистом по профориентации составляется индивидуальный маршрут последовательных занятий, предполагающих обучение алгоритму поиска будущей желаемой работы. Специалист по социальной работе использует психологические техники, с помощью которых разыгрывается ситуация приема на работу в лицах. Для этого подходит техника "Горячий стул", которая может применяться как индивидуально (в паре с клиентом), так и на групповых занятиях. Предварительно проводятся занятия с элементами тренинга на темы вежливого общения по телефону, организации поиска работы в Интернете, в СМИ, составления резюме и т.д. Участникам даются домашние задания, результаты обсуждаются на занятиях. Тренинги, деловые игры и групповые беседы способствуют снятию зажимов, приобретению уверенности, позитивного настроя на результат, навыков общения. Для проведения тренингов, деловых игр подбирается мини-группа от 2 до 6 человек. Занятия рассчитаны на 40 мин. Набор в группы производится с учетом медицинских и психологических рекомендаций.

Назад Оглавление Далее